Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"
Оценка 5

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
4 кл
05.03.2018
Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"
Конспект урока по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри", проведенный в 4 классе модуль «Основы светской этики». Урок проведен по всем требованиям ФГОС. В уроке представлена работа в парах, в группах. Урок построен на основе деятельностного подхода. В уроке присутствуют игровые моменты
конкурс ОРКСЭ РОНО.docx
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ­ПЕТЕРБУРГА                                                                                            КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №331 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ­ПЕТЕРБУРГА Храбан Лилия Григорьевна Учитель начальных классов, учитель ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») контактный телефон: 8­911­756­01­71 e­mail: xlg0204@yandex.ru Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе  модуль «Основы светской этики» Тема: «Нравственные идеалы. Богатыри» Выполнила: учитель начальных классов Храбан Лилия Григорьевна ГБОУ СОШ № 331Невского района Санкт­Петрбурга Предмет: ОРКСЭ Класс: 4 класс Тип урока: Изучение нового  .  Тема Цели 2017 год Санкт­Петербург Технологическая карта урока «Нравственные идеалы. Богатыри» Образовательные: Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;  Формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;  Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную  компетентность), развивать навыки поисково­исследовательской деятельности Закрепить умение работать со словарём;  Продолжить знакомство с литературными жанрами; Учиться понимать произведения художников, музыку. Воспитательные: Воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской. Дать детям представление о   нравственном образе богатыря; Пробудить в ребёнке любовь к Родине, желание быть её защитником,  Воспитывать мужество, справедливость, доброту; Воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства. Развивающие: Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников; Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль. Формировать УУД: ­ Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. ­ Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ­ Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. ­ Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы  на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на Планируемый результат Основные понятия Межпредметные связи  Ресурсы:  ­ основные вопросы. Предметные: Знания: Сформируют понятие о нравственных идеалах.  Умения: научатся понимать художественные, музыкальные произведения. Навыки: составление устных рассказов Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.  Познавательные: использовать знаково­символические средства; подводить под понятие на основе распознавания  объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и  ролей в совместной деятельности Личностные: Формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный  выбор;  Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за  свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические  ценности многонационального российского общества Нравственные идеалы, богатыри Литературное чтение, музыка, ИЗО УМК «Основы светской этики» (учебник, диск, книга для учителя)  ­ дополнительные Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах ­ презентация к уроку Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов I.   Мотивация   к учебной деятельности Цели: ­  актуализировать  требования к  ученику со  стороны учебной деятельности; ­ создание  Проговаривают  стихотворение –  правила поведения на  уроке, объяснять, для  чего нужно выполнять  эти правила. Организует  проговаривание  правил поведения на  уроке. Слайд 2.  Девиз  урока:  «Знаешь  – говори,  не знаешь ­ слушай» ­   Значит,   чему   будет   посвящён   урок? (Изучению нового). Проговаривают девиз  урока, определяют  Организует  проговаривание девиза Планируемые результаты  Предметны УУД е Уметь  оформлять  свои мысли  в устной  форме;  договариват ься с  одноклассни ками  совместно с  учителем о тип урока. урока. Организует уточнение  типа урока. Уточняет  тематические рамки. Отгадывают  кроссворд, дают  толкование нового  понятия «идеал»,  пользуясь  разными  словарями.   Направляет работу  обучающихся с целью  постановки темы  урока и задач. условий для  возникновения у  учеников  внутренней  потребности  включения в  учебную  деятельность; ­ уточнить тип  урока; II. Подготовка к  восприятию  нового  материала. Цели: ­  создание  условий для  определения  темы и задач  урокауобучающи хся; правилах  поведения и  общения и  следовать  им  (Коммуник ативные  УУД). (Познавате льные  УУД).Умет ь находить  лексическое  значение  слова в  разных  словарях. (Коммуник ативные  УУД). Уметь  оформлять  свои мысли  в устной  форме  (Регулятив ные  УУД).Умет ьнаходить и  определять  значение  нового  понятия  Знать  понятие  «идеал»   Слайд 3: Задание: разгадайте кроссворд и  узнаете тему нашего урока. 1. Правила хорошего тона. (Этикет) 2. Отношения, основанные на взаимной  привязанности и личных интересах. (Дружба) 3. Достойные уважения и гордости моральные  качества личности – доброе имя человека, его  незапятнанная репутация и т.д. (Честь) 4. Система норм и ценностей, регулирующих  поведение людей. (Мораль) 5. Осознание человеком необходимости  исполнения моральных норм. (Долг) ИДЕАЛ ­ В каких источниках можно найти значение  слова  «идеал»? ­ Попробуем определить, что такое «Идеал»?  Воспользуемся разными словарями. Слайд 4:  Большой энциклопедический словарь ИДЕАЛ (франц. ideal) ­ образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.  Малый академический словарь. —  М.: Институт русского языка  Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984 Идеал 1. Высшая цель, к которой стремятся  люди и которая руководит ихдеятельностью. 2. Совершенное воплощение, лучший образец  чего­либо.  Толковый словарь русского языка  Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003  Идеал­ лучший образец чего­либо. ­  Что общего есть во всех определениях ? ­ К какому мы должны стремиться идеалу ? ­ К лучшему, т.е к нравственному. Слайд 5.  И отправимся мы в путешествие необычное. Да не за сто вёрст, не за тысячу,  А за тысячу лет против времени. Мы отправимся в русскую старину… ­ А отправятся с нами в путешествие люди,  которые воплотили в себе всё лучшее, что  касается нравственных идеалов. А кто эти  люди вам придётся угадать. Настраивает  обучающихся на  путешествие в  русскую старину,  слушают  «Богатырские ворота  во Киеве» Читает стихотворение с музыкальным  сопровождением. Отвечают на вопрос  учителя: О ком идет  речь в стихотворении? Читает стихотворение Воплощен в былинах старых, Вот стоит он, как живой, — Бич врагов в сраженьях ярых, Витязь Родины святой! III.  Формулировани е темы урока,  постановка  цели  Цели: ­организовать  формулирование темы урока  обучающимися; ­ организовать  постановку цели  урока  обучающимися. Уметь  проводить    сравнение по заданным  критериям  (Познавате льные  УУД).Умет ь находить  лексическое  значение  слова в  словаре. Уметь  оформлять Знать кто  такой  богатырь.  свои мысли  в устной  форме  (Коммуник ативные  УУД). Уметь  определять  тему и  формулиров ать цель на  уроке с  помощью  учителя  (Регулятив ные УУД). Меч в руках его тяжелый, А в ногах — узорный щит… На пиру он гость веселый, В битвах — молнией летит! О ком идёт речь в стихотворении?  Слайд 6: Изображение  богатыря.  Как догадались? Какие слова помогли вам узнать о ком идет  речь? Определите тему и задачи урока. ­ Вы правильно определили тему и задачи  урока. Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и  есть ли они в настоящее время. Слайд 7: Игра в ассоциации ­ У каждой колонки лист бумаги, ваша задача  написать по очереди одну ассоциацию на слово  «богатырь» и передавать следующему. В конце  подведем итоги. Слайд 8: ­ А теперь посмотрим, что говорит толковый  словарь Даля  богатырь­ это человек рослый,  дородный и видный, необычайный силач,  смелый и удачливый, храбрый и счастливый  воин, витязь. ­ Итак, богатыри­воины, подвиги и заслуги  которых перед Землей Русской дошли до  наших времен. ­ Вслушайтесь в это слово­  богатырь. Оказывается оно произошло от слово «богатый» т.е, ходит под Богом, Богом данный  дар. Какой же дар дан каждому из богатырей­  одному сила, другому ум, третьему доброта.  С помощью учителя  формулируют тему  урока и ставят цель  урока. ­ Каждый  ученик  пишет свою  ассоциацию на слово  «богатырь». Затем  считают совпадения.  У какой колонки  больше, та и победит. Организует  формулирование темы урока учащимися. Организует  постановку цели,  формулировку темы  урока обучающимися. ­ Организует игру по  рядам. Обучающиеся в  группах находят  толкование слова  «богатыри» Организует работу с  толковым словарём  Даля. Смотрят видео с  песней «Богатыри» М. Включает видео­ материал Мусоргский Отвечают на  поставленные вопросы Слушают  стихотворение Читает стихотворение Все вместе делает человека поистине богатым  и сила, и ум, и доброта ­ Через какой жанр литературного  произведения мы узнаем о подвигах богатырей? (былины).  Слайд 9: Что такое былины? – песнь о русских  богатырях, в которых говорится о борьбе  русского народа с завоевателями, о силе  русских воинов. Уж и есть за что, Русь могучая Полюбить тебя, Назвать матерью Стать за честь, Против недруга, За тебя в нужде, Сложить голову! IV. Изучение  нового (5мин) Цели: ­ Проблемная  ситуация Обучающиеся собирают  пазлы и составляют  картинки богатырей в  группах Рассматривают картину  великого художника,  изобразившего  богатырей. Расшифровывают имена  богатырей. Раздает пазлы в группах ­ О каких богатырях будем говорить, узнаете, когда соберете пазлы.  Организует   работу   по презентации (карточки) ­ Правильно, вы собрали картинки: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня  Никитич. Слайд 10: (картина) – богатырей.. Вспомните и назовите художника­автора картины. – ­ Вспомните и назовите художника­автора картины. –Над этой картиной Виктор Михайлович работал  около 25 лет.  ­ Как вы думаете, с какой целью он ее написал?  (прославить защитников Родины, чтобы мы  гордились своими героическими предками,  помнили их подвиги, любили землю, где родились).  Знать и  различать  богатырей  Уметь  оформлять  свои мысли  в устной  форме,  слушать и  понимать  речь других  (Коммуник ативные  УУД). Уметь  ориентирова ться в своей  системе ­ Открытие  новых знаний.  Информационна я часть урока.    Находят ответы на  вопросы Работают в группах. Называют качества  богатыря по группам Заранее подготовленный ученик рассказывает об  Илье Муромце  (Приложение 2) Называют качества  богатыря Заранее подготовленный ученик рассказывает  оДобрынеНикитиче (Приложение 2) Называют качества  богатыря Заранее подготовленный ученик рассказывает об  Алеше Поповиче  Организует работу по  формированию умений  находить главное,  обобщать материал и  делать выводы. Прикладывает заранее  приготовленные  карточки с качествами  богатыря к лучикам  солнца.  Прикладывает заранее  приготовленные  карточки с качествами  богатыря к лучикам  солнца.  Каждого из персонажей картины Васнецов наделил  характером, каждому придал индивидуальные  черты.  ­Работа в группах. У каждой группы лежит текст –  описание богатыря. Ваша задача: Прочитать текст и ответить, какими качествами обладал богатырь. (Приложение 1) ­ Начинаем заполнять солнышко, которое  называется «Качества богатыря» Слайд 11: Качества богатыря Уметь работать над текстом знаний;  осуществлят ь анализ  объектов  (Познавате льные  УУД). Уметь  оформлять  свои мысли  в  письменной  форме  (Коммуник ативные  УУД). 1 богатырь – Илья Муромец.  2 богатырь – Добрыня Никитич  Прикладывает заранее  приготовленные  карточки с качествами  богатыря к лучикам  солнца.  3 богатырь – Алеша Попович (Приложение 2) Слушают музыкальное  произведение и  отвечают на  поставленные вопросы Формулирует вопросы Слушают загадки ,  отвечают, рисуют  доспехи богатырю  Читает загадки V.   Закрепление нового  Цель: проверить умение  работать самостоятельно; ­организовать  выполнение  самопроверки Выставляют свои  работы  Оформляет выставку  из получившихся  работ  Песня «Богатырская сила» ­   Какие чувства вызвало у вас это произведение? ­ Кого вы представили, слушая произведение?   Минипроект «Богатырские доспехи» Слайд 12: ­ Я сейчас буду читать  загадки. Ваша задача отгадать и  нарисовать на богатыря его доспехи и одежду по мере  прочтения. 1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек  железных плетут (кольчуга) 2. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в  руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…  Ну, что, догадались? Конечно же…(меч) 3. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый,  блестящий и кругленький –щит 4. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв  навис над лицом –шлем 5. Оружие для удара по противнику. Оно состояло из  рукоятки и тяжелой круглой ударной части – булава 6. Это колющее оружие на длинном древке – копьё Выставка рисунков – богатырей Уметь работать   в коллективе. Уметь работать самостоятел ьно Уметь  слушать и  находить  ответы на  вопросы ,  иллюстраци ях;  преобразовы вать  информацию из одной  формы в  другую:  составлять  ответы на  вопросы  (Познавате льные  УУД). Уметь  оформлять Задает вопросы Отвечают на  поставленные  вопросы. Высказывают свои предположения.  Открывают учебник  на стр.51 находят и  читают правила  честного поединка Отвечают. Работают  самостоятельно на  карточках Контролирует процесс и помогает ­ Как вы считаете, можно ли сказать, что русский  богатырь – это и есть нравственный идеал? ­ Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели  определенные правила в применении силы, провозгласили правила честного поединка. ­ Какие же это правила? Как вы думаете? ­ Откройте учебник на странице 51,  найдите  и  прочитайте эти правила. Слайд 13:  ­ Вы согласны с ними? ­ Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке.  Это вам пригодится, чтобы  дополнить предложения.  Заполните пропуски, чтобы получилось описание  богатыря. Богатырь  ………,   …………,    …………  человек,        преданный ………,  служащий   ………. Заслушивание получившихся выводов. (Приложение 3) V.  Контролирующ ее задание  Цель: ­ проверить  умение  работать с информацией и в парах; ­организовать  выполнение  взаимопроверки,  самооценки. Зачитывают  получившиеся тексты Обводят руку и  подписывают  нравственные качества Помощь в классе ­ Итак, проверяем ­А теперь, обведите свою руку и напишите на каждом  пальчике, какими бы нравственными качествами вы  хотели обладать. свои мысли  в устной и  письменной формах,  слушать и  понимать  речь других  (Коммуни кативные  УУД). Уметь  планировать  своё  действие в  соответстви и с  поставленно й задачей  (Регулятив ные УУД Уметь  преобразовы вать  информацию из одной Дети в группах читают памятку и создают  синквейн Контролирует и  помогает, кому нужна  помощь учителя Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это,  используя синквейн. На столах у каждой группы –  памятка написания синквейна. (Приложение 4) Богатырь Смелый, отважный Сражается, охраняет, защищает Не перевелись на Руси богатыри! Отвечают на  поставленный вопрос Задает вопросы VI.  Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: ­ зафиксировать  новое  содержание  урока; ­организовать  рефлексию и  самооценку  учениками  собственной  учебной  ­ Кто же такие богатыри? ­ А вы можете стать богатырями? ­ А сейчас  среди нас живут богатыри?  Кто они? С людьми, которые защищают, прославляют нашу  Родину, мы будем знакомиться позже, на следующих  уроках. ­ Во все времена русские люди любили свою Родину. Во  имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы,  формы в  другую:  составлять  ответы на  вопросы  (Познавате льные  УУД) Способность к  самооценке  на основе  критерия  успешности  учебной  деятельност и  (Личностн ые УУД). Уметь  вносить  необходимы е  коррективы  в действие  после его  завершения  на основе  его оценки и учёта  характера  сделанных  ошибок  (Регулятив ные УУД деятельности. Заканчивают  пословицу и  объясняют смысл её Читает начало  пословицы стихи и песни. Слайд 14: Дополни пословицу.  ­ Человек без Родины, что … ­ На чужой сторонушке ­ … ­ Родина – мать, чужая сторона … ­ Родина мать­ сумей … Обобщают и делают  вывод Слушают  стихотворение Задает вопрос ­ Ребята, а какой общий смысл объединяет все эти   пословицы? ­ Смысл нашего урока точно выразил русский поэт Иван  Никитин: Читает  стихотворение. Широко ты, Русь, по  лицу земли В красе царственной  развернулася! У тебя ли нет  богатырских сил, Старины святой,  громких подвигов? Уж и есть за что, Русь  могучая, Полюбить тебя,  назвать матерью, Стать за честь твою  против недруга, За тебя в нужде  Уметь  оформлять  свои мысли  в устной  форме  (Коммуни кативные  УУД). Уметь  оценивать  правильност ь  выполнения  действия на  уровне  адекватной  ретроспекти вной оценки  (Регулятив ные УУД). Способность к  самооценке  на основе  критерия  успешности  учебной  деятельност и  (Личностн ые УУД). сложить голову!(Русь)

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"

Конспект по ОРКСЭ "Нравственные идеалы. Богатыри"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018