Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).
Оценка 4.6

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
06.04.2017
Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» с применением здоровьесберегающих технологий в 4 классе. Тема урока: «Пасха». Цель урока: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие.Урок ОРКСЭ (ОПК) в 4 классе на тему "Пасха".
004 - урок ОРКСЭ Пасха.docx
Темрюкский район п. Виноградный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная  общеобразовательная школа № 12 Муниципального образования Темрюкский район Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» с применением здоровьесберегающих технологий в 4 классе Тема урока: «Пасха»                                                                Автор: Казимирова Е.И.                                                                        учитель музыки  МБОУ ООШ №12                                                                        п. Виноградный Тема: Пасха. Цель урока: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья  и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским  обрядам; воспитывать дружелюбие Тип урока: комбинированный. Методы работы: поисковые, проблемные, творческие. Формы работы: самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая). Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово  Воскресение (Пасха). Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на  тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками  информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Формирование универсальных учебных действий. Личностные УУД:  Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности Регулятивные УУД: ­  в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; ­  развивать умение высказывать свое предположение (версию); ­ развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД: ­  развивать умение отличать новое от уже известного; ­  развивать умение находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию,  полученную на уроке. Коммуникативные УУД: ­   развивать умение задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; ­  развивать умение работать в группе ­  развивать умение оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности. Мета предметные результаты: ­  выполнять творческие задания; ­  оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Ход урока: I. II. Организационный момент. Подготовка  к восприятию. Скоро настанет день выходной. Дети на горку помчатся гурьбой, Потому что воскресенье – Это отдых, смех, веселье. Учитель: О чем это стихотворение? ­ А что такое «воскресенье»?(день недели) Кто знает другое значение этого слова? Приставка «вос» означает повтор, восстановление. Древний славянский корень «крес»  означает жить, сиять, сверкать. Учитель:  Воскресение – день возобновления жизни. ­Узнайте, о каком празднике идет речь? Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес... Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес... Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля! Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Учащиеся без труда узнают православный праздник Пасхи. ­ Что вы знаете об этом празднике? ­ Как вы думаете, вы все знаете об этом празднике? Итак, сегодня на уроке вы узнаете, что такое Пасха и как ее празднуют. III.Повторение изученного по теме: «»Христос и Его крест». Вопросы и задания. Учитель: 1. Что означают слова воплощение, Богочеловек? 2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? 3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям? 4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей. Релаксация Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза. Мягким спокойным голосом ведущий произносит примерно такой текст:       «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете  укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно чтобы это место существовало на самом деле. Это может быть выдуманное место (уголок природы,  сказка, рядом с выдуманными животным или героем мультфильма). Можете  представить себе какую­либо хижину в горах, шалаш в лесу, лесную поляну, лужайку  которую никто кроме вас не знает. Мысленно окажитесь там, подробно  рассмотрите. Что вас окружает. Вы знаете, что самое безопасное место, здесь вас  никто не может обидеть, здесь вы хозяин и король. Вы можете в этом месте  слушать музыку, играть, читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать с другом и  т. д.      напугать и разозлить, вы успокойтесь, расслабляетесь, отдыхаете. Теперь мысленно  возвращаетесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и  спокойно, вы готовы работать и учиться, вам ничего не угрожает, вы сильные и  счастливые».  Вам очень хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может  IV. Работа по новой теме. Учитель: История Христа не заканчивается его казнью. Евангелие — книга, в которой  рассказывается о жизни Христа, ­ говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни  — воскрес. Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось его тело. Оно  стало сияющим и как бы "воздушным". Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить сквозь стены и закрытые двери.  Что означает имя Иисус?  Дети:   Спаситель. Учитель:  Как вы думаете, от чего спасает людей крестная смерть Христа? Христиане верят, что зло, которое творили (делали) люди до распятия Христа, во время  этого и будут творить все последующие поколения. Иисус Христос  Он берет на себя грехи мира. Православные люди признают, что смерть человека — это следствие его греха.  Христос же, в котором не было греха, в себе ее победил и воскрес! Для христиан это значит, что вслед за Христом люди тоже не навсегда останутся в  плену у смерти. Однажды они воскреснут. В честь воскресения Христа и назван православный праздник Пасха.            В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Это не просто праздник! Это  праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и  справедливости.           В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых (Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения) Ученик 1. Пасха! В трубы золотые Ангелы трубят с небес, Будьте счастливы, все люди, Радуйтесь! Христос воскрес! Ученик 2.                         Под напев молитв пасхальных                                               И под звон колоколов                                           К нам летит весна из дальних,                                           Из полуденных краёв.     Ученик 3.                         Пасха наступила –                                            Радость охватила:                                           Иисус любимый,                                           Отстрадав, воскрес!                                           Поздравляю с праздником,                                           Чудом из чудес!                            Христос воскрес! Христос воскрес! Ученик 4.                                              Сияет солнышко с небес!                                            Зазеленел уж тёмный лес,                                            Христос воистину воскрес!                Физминутка Упражнения для улучшения осанки. Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.  Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд. V. Работа по учебнику. Христос вернулся к жизни – воскрес. ­ Какое ещё слово, схожее по звучанию мы сегодня называли? Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28 Запись в тетради, что такое Воскресение. ­ Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и на иконах. Демонстрация икон «Воскресение Христово» Дети   рассматривают   иконы   под   руководством   обращается на лица и краски. ­ Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?   (Предположения детей)   учителя.   Особое   внимание Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29. ­ Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они  празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни. ­В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе. (Приводится пример из учебника на странице 29). Учитель:  Когда празднуют Пасху? Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так:  за отправную точку берется день весеннего равноденствия (это когда длинные зимние ночи  стали короче и их продолжительность сравнялась с продолжительностью светлого времени  суток – 21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния (чтобы луна  была не серпом и не полукружием, а полным кругом). И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. Символика такого решения  ясна: весна – это время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день  становится длиннее ночи. Но и ночь в полнолуние – самая светлая. Как оживающий мир  природы в это время залит живительным светом ­ так и Пасха Христова  наполняет своим светом души.  Физминутка Упражнения для улучшения осанки. Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. То же движение, но в другую сторону. На Пасху, ребята, и воздух пахнет по­другому, по­весеннему, по­ праздничному. Давайте  представим, что вдыхаем этот воздух, а потом медленно выдыхаем. Кто дольше? VI .  Продолжение работы по новой теме.        ­ Как приветствуют христиане друг друга в пасхальные дни? 1 ученик  На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется  «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в  щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!».  Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.       Работа с интерактивным моментом ­ Какой самый главный подарок на пасху(крашенные яйца)? Существует несколько версий, почему яйцо стало символом пасхи: яйцо ­ символ  Вселенной; яйцо ­ начало мира; яйцо ­ символ бесконечности.           Рассказ учителя о каждом из угощений, опираясь на уже имеющиеся знания у  детей и интерактивный момент. Предлагается учащимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть  секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления  пасхи и кулича.        ­Также существует несколько легенд, почему цвет яйца на Пасху должен быть  красным. Сообщение учащихся 1 ученик.  Капли крови распятого Христа упали на землю и приняли вид куриного яйца. Слёзы  матери распятого Христа упали на эти кровавые яйца и оставили на них узоры. Когда  Христа сняли с креста и положили в гроб, верующие собрали его слёзы и поделились  между собой. 2 ученик . Матерь Божия, когда начался суд над Иисусом, отправилась к Пилату и, чтобы  умилостивить его, принесла ему в дар разрисованные яйца, Они лежали у неё в  переднике и когда она упала на колени перед Пилатом, умоляя о сыне, яйца выкатились и покатились по всему свету. С тех пор и служат воспоминанием о страданиях Христа. 3 ученик. Мария Магдалина разговаривая с римским императором Тиберием,  преподнесла ему в дар яйцо и сказала: «Христос воскрес!» Император засомневался и  ответил женщине: « В это также трудно поверить, что белое яйцо может стать  красным». И в тот же миг белое яйцо стало красным А какие блюда готовятся на Пасху?  Что готовят в вашей семье? На Пасху ­ пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника ­  пасха.  Рассказ учащихся о пасхе и о куличе.   Учитель.   По преданию, саван Иисуса Христа был круглой формы, этим и объясняется круглая  форма кулича. При еде кулич разрезали поперёк, причём верхушку сохраняли и покрывали ею оставшуюся часть кулича. В старой России пасхальный стол не обходился без  творожной пасхи. Творожные пасхи делали в форме четырёхгранной пирамиды, которая  олицетворяла Голгофу – горную возвышенность в Иерусалиме, где был распят Христос. После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно  относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи  православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока.  Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Даже в годы Великой Отечественной  войны, когда была нехватка продуктов, Церковь напоминала верующим, что пост надо  соблюдать. Просто он может проявлять себя не в отказе от молока, а в помощи еще более  голодным людям и в принятии в свои дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане  стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым  делам.  Зато на Пасху ­ пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи (сладкий  хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо. Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд. Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная  служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти  пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они  могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и  позвонить в колокола. Релаксация  «СОТВОРИ  СОЛНЦЕ  СЕБЕ».      В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим  солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку.  Мысленно направляем к ней к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка  увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась.  Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке  лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь  звёздочка становится большой, как солнце.  Оно несёт тепло всем­всем. (Руки в  стороны перед собой). VII. Групповая работа – Пасхальные игры.  Учитель. Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание  (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры  приготовила нам каждая группа. 1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры. Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали  ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие  выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё  яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет. 2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом  крашеного крутого яйца о яйцо соперника, ­ также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё  яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника. 3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель! (Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше) VIII. Подведение итогов урока. Учитель. Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную  литературу по данной теме, спросить у своих родителей, бабушек. ­ Остались ли еще моменты, интересующие вас по теме урока? ­ Что вы не поняли? Что было сложно? iX   .Рефлексия Продолжить фразу ­ Сегодня на уроке я узнал(а)…… (передавая, яйцо дети делятся своими впечатлениями) Домашнее задание: подобрать иллюстрации к данной теме, расспросить у бабушек секрет  приготовления Пасхи и окрашивания яиц..

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).

Конспект по ОРКСЭ (ОПК) на тему "Пасха" (4 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017