Предлагаемое мероприятие призвано познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями людей, которые работают в музеях; воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к людям труда. А также нацелено на развитие словесно-логического мышления на основе сравнения и обобщения, анализа и стнтеза.
Конспект познавательного занятия в старшей группе:
«Музейные профессии»
Программное содержание:
Познакомить детей с профессиями людей, которые работают в музеях.
Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к людям труда.
Развивать словеснологическое мышление на основе сравнения и
обобщения.
Ход мероприятия:
Здравствуйте.
Посмотрите, перед нами старая потёртая верёвка. На ней есть узелки. Это
узелки истории. Каждый узелок хранит в себе знания, чтобы получить эти
знания – мы будем развязывать узелки, то есть выполнять задания.
Форма: «Узелки истории»
Мы знаем, как вещи попадают в музей? Ответы детей.
– Чтобы развязать первый узелок, послушайте вопрос и постарайтесь на него
ответить:
С помощью людей каких профессий вещи приобретают вторую жизнь в музее,
становятся музейными экспонатами?
Посмотрите на список профессий и выберете те, которые являются
музейными профессиями.
Повар, Исследователь, Хранитель, Экскурсовод, Реставратор, Сварщик,
Искатель, Швея.
Мы будем знакомиться с музейными профессиями: искатель, исследователь,
хранитель, экскурсовод, реставратор.
Развязали 1 узелок.
– Чтобы развязать следующий узелок, выполним следующее задание.
– Как можно остановить время. (В каких источниках искать сведения о жизни
в прошлом?)
– Фотография, книга, картина, вещь.– Положите перед собой вещь, которую принесли из дома. Опишите её,
укажите её особенности, вспомните историю её появления в доме.
–Теперь вещь может найти по описанию не только её владелец. Записанные
факты, связанные с вещью, останутся в памяти людей навсегда.
Играупражнение «Музейная команда».
– В музее эта работа необходима. Ею занимаются «искатели» и «хранители»
вещей. Мы только что ими поработали.
Развязали 2 узелок.
– Чтобы развязать следующий узелок, ответьте на вопрос.
Если вещь «заболеет» (поблекнут краски, порвётся ткань, расколется), то
человек какой профессии приходит к ней на помощь?
– Реставратор – это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие
фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный
стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить,
зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не
нарушить первоначальный вид вещи.
Поработаем реставраторами.
Каждому ребёнку выдаются комплекты пазлов (народный костюм). Дети
составляют из фрагментов целое изображение.
Игра «Реставратор».
– С какой профессией мы познакомились? С какой профессией сравнивают
профессию реставратор?
Реставратор – музейный «доктор».
Развязали 3 узелок.
– Вот перед вами отреставрированный предмет. Ему обеспечены специальные
условия хранения и постоянное место жительства в музее.
– Чтобы развязать следующий узелок, ответьте на вопрос:
Этого достаточно для того, чтобы предмет заговорил с нами на своём особом
языке? Что необходимо предпринять для превращения вещи в музейный«Язык» вещи будет тем понятнее, чем больше мы будем о ней
предмет?
знать.
– Куда, к каким источникам мы можем обратиться за информацией?
Необходимо обратиться за помощью к книгам, документам, рассказам
очевидцев, подобным (таким же) предметам.
– Правильно. Мы должны собрать информацию, связанную с безмолвным
собеседником. Как сыщик шаг за шагом расследует запутанное дело, так и
музейные работники – учёные, исследователи, специалисты разных наук –
разгадывают тайны веков. И мы с вами поработаем исследователями.
Вопросы к вещам:
– Кто и когда тебя изготовил?
– Кто тебя купил?
– Для чего тебя использовали?
Ответы:
– На Руси. Мастерицы.
– В крестьянской избе.
– Одевали на праздники, для работ в поле и т.д.
Исследовательская деятельность
Правильно. Это народный костюм: рубаха, сарафан, юбки, платок.
– Как вы думаете, это будничная или праздничная одежда?
– Что интересного вы ещё заметили?
– Вышивку.
Вопросы к вещам:
– Как тебя украсили?
– Что на тебе изображено?
Ответы:
– Украшен орнаментом, рисунком. Узор.
Практическое манипулирование с предметами.Правильно. Слово узор образовано от древнеславянского «узрети», означает
«увидеть». В Древней Руси понимали смысл этого слова ещё и как красоту,
благо. В славянских языках, в частности в русском, «узор» имеет много
однокоренных слов: заря, зарница, зарево. Все они означают «свет», «тепло».
– С какой музейной профессией мы познакомились?
– Исследователь.
Развязали 4 узелок.
– Попробуем развязать следующий узелок.
Итак, предмет «заговорил», поведал о себе много интересного. Но с кем он
вступил в разговор? Может ли стать «собеседником» предмета любой
посетитель музея?
Чтобы сделать язык музейного предмета понятным не только специалисту,
необходимо особым образом организовать разговор посетителя с
«пришельцем» из прошлого. Сотрудник музея, называющийся экспозиционер
(от слова «экспо» – показать), как режиссёр в театре, должен тщательно
продумать музейную сцену (музейную экспозицию) и выбрать главных
действующих лиц.
– Все вы оставили на память свои фотографии. У нас получилась музейная
экспозиция. Как мы её назовём?
Составление музейной экспозиции.
– Кто помогает экспозиционеру красиво и аккуратно оформить выставку?
Экспозиционеру помогает художник. Он дополняет картину прошлого с
помощью изобразительного искусства, он делает музей красивым, выделяет
самое главное.
– Итак, с какими музейными профессиями мы ещё познакомились?
– Экспозиционер и художник.
Развязали 5 узелок.
– Попробуем развязать ещё один узелок. Ответьте на вопрос:Услышать безмолвный хор музейных предметов бывает непросто, если о
предметах ты знаешь недостаточно. Без какого музейного сотрудника не
обойтись в данном случае?
– Это экскурсовод.
– Правильно. Экскурсовод – музейный учитель. Он переводит язык вещей на
язык людей. Он помогает встретиться этим двум мирам и понять друг друга.
И, наконец, чрезвычайно ответственную задачу приходится решать
посетителю музея. Она заключается в том, чтобы понять язык музейных
предметов и сопереживать событиям их жизни и жизни их владельцев.
– С какой очень важной профессией мы познакомились?
– Экскурсовод.
Развязали 6 узелок.
– Чтобы последний узелок развязался, надо дома вместе с родителями с
помощью предметов, рисунков построить экспозицию на темы «Я» или «Моя
семья», «Мой друг», «Моя мама», «Моя кошка» и др.
Итог: Что особенно понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Что вы
расскажете сегодня своим родителям?