Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"
Оценка 4.7

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
21.03.2018
Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"
Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные пейзажи, цветные животные, цветные дома и машины. Представьте что, однажды, вы просыпаетесь и всё вокруг черно-белое, или все зеленое, или все голубое. Согласитесь, мир перестанет быть таким интересным. Как изменится наше настроение? Какие чувства мы будем испытывать? Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные пейзажи, цветные животные, цветные дома и машины. Представьте что, однажды, вы просыпаетесь и всё вокруг черно-белое, или все зеленое, или все голубое. Согласитесь, мир перестанет быть таким интересным. Как изменится наше настроение? Какие чувства мы будем испытывать?
План-конспект № 4.docx
Тема занятия: Пропорциональность. Геометрическая форма. Цвет. Холодные и тёплые цвета. Художественное оформление деревянного макета дома. Цель: Создание условий для эмоционального восприятия цвета как средства образной   выразительности   в   изобразительном   искусстве   и   архитектуре посредством художественного оформления ранее изготовленного деревянного макета. Задачи: Образовательные: – сформировать теоретические знания по основам цветоведения; – выработать   практические   навыки   по   получению   требуемых   составных цветов и цветовых оттенков; – выработать   навыки   художественного   оформления   ранее   изготовленного макета. Развивающие: – мотивировать   обучающихся   к   самостоятельному   изучению   учебного материала архитектурной направленности; – развивать аналитико­синтезирующее мышление на основе изучения вопроса о влиянии различных цветов на психику человека. Воспитательные: – содействовать   формированию   мировоззренческих   категорий   «эстетика», «красота», «гармония цвета и формы»; – воспитывать   чувство   ответственности   исполнительность, аккуратность и пунктуальность в работе. Тип занятия: комбинирование занятие. Форма проведения: аудиторное занятие. Оборудование:  проектор   или   интерактивная   доска,   презентация,   краски, карандаш, ластик, ранее изготовленный макет дома. Словарь:  пропорциональность,   геометрическая   форма,   основные   цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета. Ход занятия: На доске написан следующий эпиграф: за   порученное   дело, Искусство тем и отличается от ремесла, что   художник   творит   на   основе собственной   творческой   концепции,   а ремесленник   пользуется   концепциями, разработанными до него. С. Хан ­ Магомедов 1. Организационный момент 1 Приветствие. Проверка готовности обучающихся к началу занятия (наличие художественных   принадлежностей,   изготовленный   ранее   деревянный   макет дома) Актуализация темы занятия Прослушайте   стихотворение   Владимира   Абрамова   и   дайте   ответ:   О каком понятии в нём говорится? Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Скажи, какого цвета вечер? Скажи, какого цвета Зима, весна и лето? (Предполагаемый ответ учащихся:­ о цвете) Ромашку сделай белой, Гвоздику сделай красной, Лилию ­ оранжевой, Желтым одуванчик. И мы увидим тоже: Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер, Поймем какого цвета Огромная планета! Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о цвете. Тема нашего занятия   звучит   так   "Пропорциональность   и   форма.   Цвет.   Основы цветоведения. Холодные и тёплые цвета. Художественное оформление ранее изготовленного макета". Актуализация знаний Мы   живем   в   мире,  где   царит   цвет:   цветные   люди,  цветные   пейзажи, цветные животные, цветные дома и машины. Представьте что, однажды, вы просыпаетесь и всё вокруг черно­белое, или все зеленое, или все голубое. Согласитесь, мир перестанет быть таким интересным. Как изменится наше настроение? Какие чувства мы будем испытывать? Цель   нашего   занятия   мы   сформулируем   следующим   образом: "Практическое  применение   основных   законов   цветоведения   посредством художественного   оформления   ранее   изготовленного   деревянного   макета дома". Введение в новую тему Если задать себе вопрос, по каким внешним особенностям мы узнаём изображение,   долго   искать   ответ   не   придётся.   «Узнавание»   изображения происходит благодаря переданным характерным признакам предметов. На   языке   изобразительного   искусства   и   архитектуры   характерные признаки предметов получили название пропорций и конструкций. Пропорции     соразмерность   всех   частей   художественного изображения   или   архитектурного   сооружения,   их   соответствие   друг другу и определённое соотношение с целым. ― Конструкция   ― структура его формы.   взаимное   расположение   частей   предмета, 2 Выдержать пропорции  ―  значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах выбранного масштаба. Основой всех архитектурных объектов является геометрическая форма. Геометрической   формой   называется   внешний   облик   предмета, характеризующийся   совокупностью   его   геометрических   свойств.   К геометрическим   свойствам   предметов   относятся   размеры,   пропорции, взаимное расположение составляющих элементов формы. К   предметам   простой   формы   относятся   те,   которые   представляют собой   геометрические   тела:   цилиндр,   конус,   шар.   К   предметам   сложной (составной)   формы   относятся   такие,   которые   образованы   сочетанием различных геометрических тел. Давайте теперь поговорим о цвете. Что такое цвет, какова его природа? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Почему в темноте мы не видим никаких цветов. Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, лучи солнечного или электрического света, которые озаряют все на своем пути. Когда они попадают в глаз ­ у нас возникает ощущение цвета. Известный физик  17   века   Ньютон   впервые   сформулировал   мысль   о   сложном   составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную   призму,   то   вместо   белого   светового   луча   появится   цветная полоса   из   различных   цветов,   называемая   спектром.   Цвета   в   спектре располагаются в определенном порядке. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге. Скажите,   сколько   цветов   вы   знаете?   У   вас   может   получиться   очень много.   Чтобы   проще   было   ориентироваться   в   них,   люди   придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет назвали ­ "Цветоведение". Давайте разберемся в основных понятиях цвета: "Хрома, хромас" ­ в переводе с греческого означает "цвет". Первая группа Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. Хроматические цвета ­ это все остальные цвета. Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый и синий. Цвета, которые не могут быть получены из других цветов, получили название основных. 3 цвета Остальные   можно   получить смешиванием   этих   цветов,   поэтому   их   назвали   ­ составными. Попарное смешивание двух основных цветов дает нам составной цвет. Практическая работа Давайте   проведем   эксперимент   по   колонкам   для   получения   некоторых составных цветов: 1 колонка: красный + желтый = оранжевый 2 колонка: красный + синий = фиолетовый 3 колонка: желтый + синий = зеленый Скажите, а вам ни чего не напоминает эта группа получившихся цветов? Это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов в спектре?  "Каждый охотник желает знать где сидит фазан". К – красный; О – оранжевый; Ж – желтый; З – зеленый; Г – голубой; С – синий; Ф ­ фиолетовый Однако, голубой цвет, который присутствует в радуге не является ни основным, ни составным. Он получается при смешивании основного "синего" и ахроматического "белого". Если   эту   полосу   замкнуть   в   виде   кольца,   получится   цветовой   круг. Видите ли вы закономерность цветов в цветовом круге. (Предполагаемый   ответ   детей:  В   цветовом   круге   составные   цвета чередуются с основными). Продолжим   анализ.   Вспомните   краски   вечернего   неба   в   холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге. Такие цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым цветам относится желто­красная часть спектра, а к холодным ­ сине­голубая. А вот зеленый цвет особый. Если в нем больше желтого – его относят к теплым цветам, если синего – к холодным. Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают и усиливают друг друга. (Задание для детей: Приведите пример контрастных цветов). 4 Сближенные цвета – те цвета, которые в спектре находятся рядом, а также их смеси и оттенки. (Задание для детей: Приведите примеры сближенных цветов). Цвета делятся по признаку насыщенности и светлоте. Если в оттенки цвета   прибавлять   разное   количество   белого   или   черного   цвета,   будут получаться новые и новые оттенки. (Вопрос детям:  Скажите пожалуйста, оказывает ли цвет влияние на наше самочувствие? Предполагаемый ответ: Да. Оказывает). В течение всей истории в сознании людей закреплялись определенные представления о связи различных цветов с жизненными явлениями. Например, во   времена   древнего   человека,   красный   цвет   был   символом   Солнца,   огня, крови, жизни. Белый цвет ­ символизировал свежесть, чистоту, покой, молодость. В разные эпохи и в разных культурах смысловое значение цвета менялось. Так в культуре Византии императорскую власть олицетворял – красный цвет, а в Китае – желтый, который был символом мудрости и просвещенности. Ученые,   психологи,   врачи   доказали,   что   цвет   может   изменить настроение человека. Синий, голубой, зеленый цвета успокаивают, потому что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый,   красный,   ­   пробуждают   энергию,   желание   действовать. Существует   метод   лечения   депрессии   цветом,   который   называется "Цветотерапия". Физкультминутка. Практическая работа. Задание: используя полученные знания об основах цветоведения осуществить художественное оформление (окраску) ранее изготовленного макета. Рефлексия. (Выставка работ обучающихся и обобщение полученных знаний путём ответов на контрольные вопросы). Сегодня на занятии мы выяснили следующие понятия: геометрическая форма, пропорции, цвет, основные и составные цвета, теплые и холодные, контрастные и сближенные. Поговорили   о   том,   какое   влияние   оказывает   тот   или   иной   цвет   на психологическое   состояние   человека.   Выполнили   практическое   задание   по художественному оформлению ранее созданного макета. Домашнее задание: создать картину своего настроения в любой из периодов времени года: зима, весна, лето, осень. Вопросы для закрепления пройденного материала:  В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?  Какие цвета относятся к основным и составным?  Какие цвета относятся к теплым и холодным? 5  Что такое абсолютные и относительные цвета?  Какие цвета называют сближенными и контрастными?  К какому цвету относится голубой?  Понятие геометрической формы. Геометрические свойства предметов.  Дайте определение понятий «Пропорция» и «Конструкция».  Объясните смысл понятия «Выдержать пропорции». 6

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"

Конспект проведения занятия "Цвет. Основы цветоведения и их применение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018