конспект работы

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

данная исследовательская работа направлена на выявлений необычных свойств соли. С этой работой ученик выступал на научно-практической конференции школьников и занял второе место. Выявленные свойства заинтересовали не только учеников класса, но и других учащихся школы. Дети использовали соль не только в декоративно-прикладном творчестве, но и в опытах
Иконка файла материала работа .doc
1 Зябкин Алексей Алексеевич Краснодарский край, Тбилисский район, посёлок Октябрьский МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 9» 2 класс «Чудеса из соли » творческое направление в рамках секции  «Технология прикладного творчества» Научный руководитель:  Бондарь Людмила Ивановна,  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» Аннотация  Что может быть удивительного в обычной соли? Она есть в каждом доме, на каждом столе, это единственный пищевой продукт, без которого мы не можем обходиться. На  уроках мы познакомились с технологией изготовления поделок из соленого теста Они  оказались гораздо интереснее, чем из пластилина [приложение № 1]. Меня увлекла эта  работа так, что я решил пополнить свои знания о таком одновременно знакомом и  таинственном веществе как соль. Цель моей работы: изучить свойства соли и применение в жизни человека. Для реализации своей цели я поставил  следующие задачи: изучить исторические сведения о  соли,   узнать  о  значении  соли  в  жизни   человечества,   провести  опыты   с  солью,   найти материал и познакомить учащихся как простые вещества превращаются в необычные и интересные предметы нашего быта.  В ходе исследовательской работы я научился  работать с книгами, узнавать из них то,   что   до   меня   уже   знали   другие   люди.   Проводя   эксперименты,   я   понял,   что   самые простые и знакомые вещи могут быть необычными, это подтверждают данные, полученные в ходе опытов. В конце исследования не только я, но и мои одноклассники  пришли к выводу, что соль используется не только для приготовления пищи, но и для многих других полезных   дел.   Я   пришел   к   выводу   ­   трудно   найти   вещество,   которое   одновременно является   и   полезным   ископаемым,   и   пищевым   продуктом,   и   лекарственным   сырьём   и самым дешёвым средством для творчества.  Живёт на свете вещество, На кухне у каждого оно. Ему море домом стало, Солнце силой напитало, И поэтому давно2 «Солью» названо оно. Зябкин Алексей Алексеевич Краснодарский край, Тбилисский район, посёлок Октябрьский МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 9» 2 класс «Чудеса из соли» творческое направление в рамках секции  «Технология прикладного творчества» Научный руководитель:  Бондарь Людмила Ивановна,  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9»  Научная статья.  Введение Пачка соли найдется в каждом доме, её обязательно ставят на стол в любом  кафе    или ресторане, продаётся она в любом продовольственном магазине буквально за копейки  Казалось бы, что интересного можно узнать о такой вещи как соль? Актуальность моей  работы состоит в том, что, не затрачиваясь на дорогостоящие сувениры и подарки  из  супермаркетов, можно изготовить необычные и интересные вещи из такого дешевого  вещества, как соль.  Цель работы: изучить свойства соли и доказать, что соль – интересный материал для  проведения опытов и творчества.  Задачи: проведя исследования с солью, проанализировать научную информацию по данной теме; узнать, что можно сделать из соли; предложить советы по использованию соли в  быту; провести мастер­класс для ребят начальной школы по изготовлению декоративных  предметов с использованием соли.   Методы, которые использовались в работе : исследование, сравнение, анализ,  наблюдение, проведение опытов.3 Часть I   Теоретическая.   Результаты освоения теоретического материала. История появления соли.  Происхождение   слова   соль   связано   с   Солнцем:   старинное   славянское   название Солнца – Солонь.  В древности соль ценили буквально на вес золота.  Многие племена в Центральной   Африке   отдавали   за   чашку   соли   чашку   золота.  Многие   века   соль   была источником   обогащения   торговцев   и   предпринимателей.   Нехватка   соли   вызывала народные волнения. Из­за нее велись кровопролитные войны между соседними народами. К   соли   всегда   относились   уважительно   и   экономно.  В   средние   века   цена   соли   была настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы. В древнем Риме войско оплачивалось солью. Она выдавалась командиру сотни, который обменивал её на разные продукты и раздавал солдатам. «Солью» называлась оплата римских воинов, и от этого произошло название мелкой монеты: в Италии «сольди», во Франции «солид» и французское слово «салер» «жалованье». В Древнюю Русь соль ввозилась из Прикарпатья. Если по каким­либо причинам из Прикарпатья не привозили соль, люди слабели и, по словам летописи, «были в великой печали», не могли ни работать, ни есть. ». [2, С. 1103] Первое упоминание о солеварении на Руси датируется XII веком. Но тогда торговля солью была вольным промыслом. Ее продавали наряду с мехами, кожей, воском и мёдом. Между тем вывозить соль в больших объёмах за границу   не разрешалось. А при царе Михаиле Федоровиче продажа соли иностранцам каралась смертной казнью. Добыча соли в то время была делом очень трудоёмким и почётным и полная солонка была признаком богатства   и   почета.   История   добычи   соли   на   Руси   отражена   не   только   в   древних рукописях,   но   и   в   названиях   русских   городов   [приложение   №   2].   .А   сегодня   Россия занимает 14­е место в мире по добыче соли. Виды соли и её применение. Работая   над   исследованием,     я   узнал,   что   источниками   соли   являются   моря   и океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это –4 «каменная соль».  Самая распространенная – поваренная соль. Именно ее люди используют в пищу, при консервировании и солении пищевых продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов и т.   д.   Она   хорошо   растворяется   в   воде   любой   температуры   и   является   очень   важным веществом для нормальной и здоровой работы организма человека.[3] Соль полезна и с медицинской   стороны.   В   поваренную   соль   добавляют   минеральное   вещество   йод,   и получается   йодированная   соль.   Ее   используют   для   профилактики   недостатка   йода   в организме. В последнее время стало еще принято добавлять в соль другое минеральное вещество – фтор (фторирование соли). Ее применение является хорошей профилактикой кариеса.   А   поваренная   соль   является   бесспорно   чудесным   лекарем.   Благо,   что   почти всегда под рукой и в любых количествах. Попробуйте полечиться солью от различных заболеваний, особенно простудных. Соль издревле считалась хранительницей молодости и красоты. Чтобы предохранить лицо от морщин, врачи советовали втирать соль с мёдом, а чтобы придать коже «румянец юности» ­ соль с ароматическими маслами. Для того чтобы вернуть   спокойствие   и   уверенность   в   себе,   укрепить   силу   духа,   полагалось   принимать соляные ванны [4]. Соль также является товаром, который широко применяется в промышленности. Она   является   основой   для   производства   химических   продуктов,   на   базе   которых изготовляется   множество   пластмасс,   алюминий,   бумага,   мыло,   стекло.   Соль   может пригодиться и в хозяйстве. В первую очередь – это отличное чистящее средство.[5] Соль расходуется в коммунальном хозяйстве. Её разбрасывают на мостовых, тротуарах, чтобы таяли лёд и снег. А  по старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль. [2, С. 36, 1, С. 148 ­ 169] Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, афоризмов, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. [приложение № 3]. Вывод: влияние соли на нашу жизнь гораздо больше, чем кажется на первый взгляд и старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Хлеб и соль   стали   символом   гостеприимства   и   радушия   русского   народа.  Изучая энциклопедическую литературу, анализируя материалы из интернета, я узнал интересные исторические   факты   о   соли,  область   применения   и   её   использования,   узнал   о месторождениях соли на территории России, убедился, что это интересный материал для опытов.  Необходимо провести анкетирование учащихся  начальной школы, обобщить их ответы   и   составить   буклеты   по   проведенной   работе.   С   научным   руководителем   мы составили вопросы для анкеты. В опросе участвовали 38 человек, учащиеся 2­ 3 класса.Возраст детей 8 – 9 лет. Результаты анкеты [приложение № 4.] показали, что учащиеся хотят   узнать,   как  соль   можно  использовать   в  творчестве.   Поэтому   следующим   этапом моего исследования  станет практическая работа  5 Часть II  Практическая.  II. I  Изучение возможности создания творческих работ с использованием соли. Опыт 1. Работа с соленым тестом.   Хотя поделки из теста – древняя традиция, лепка из соленого  теста стала одним из самых популярных материалов, потому что сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками.  Как материал, тесто очень эластично: его легко формовать, изделия из него достаточно долговечны, а работа с солёным тестом кроме удовольствия и радости дает   возможность   воплощать   самые   интересные   и   сложные   замыслы.[6]   Помимо   всего работы,   выполненные   из   соленого   теста,   экономически   обоснованы.   Вместе   с руководителем работы, мы просчитали, стоимость моего изделия. Расчёты велись на одну картину. № Материалы 1 2 3 4 5 6 мука соль вода клей  крахмал гуашь 7 лак Цена ≈ ≈  40 руб.  15 руб. 1 кг  1 кг  ≈  200 руб. в мес. ≈  40 руб. 1 бут  ≈ 200 гр   25 руб. 60 руб.  упаковка (6 цветов) 0.5 л  ≈  60 руб. Количество Общая стоимость 200 гр 200 гр 250 мл 20 гр 100 гр 8  рублей 3 рубля незначительна ≈  2 рубля ≈ 13 рублей 1 упаковка Незначительная, т.к. используется на нескольких работах 12 рублей 0.1 л Итого: 8 +3 + 2 +13 +12= 38 рублей. Экологическое обоснование. Положительные факторы мука, экологически чистая соль, экологически чистая Отрицательные факторы лак,   может   нанести   вред   здоровью,   для   предотвращения вреда   можно   работать   в   респираторе   и   в   нежилом помещении. клей   в   своём   составе   имеет   вредные   для   организма6   хорошо   проветривать   После   применения, вещества. помещение     вода, экологически чистая крахмал, экологически чист гуашь, экологически чистая рамки для картины, экологически чистая Вывод:  изделие,   изготовленное   своими   руками,   получилось   дешевле,   чем   покупное,   а значит, я экономлю денежные средства родителей. Работы из  теста получаются наиболее качественными, прочными, простыми в изготовлении, так как в процессе сушки не теряют свою   форму.   Поэтому  в   последующем   могут   стать   замечательным   подарком   для   кого угодно, а так же и украшением в любом доме, т.е. есть к чему стремиться и продолжать совершенствовать свои умения в данной области.     Опыт 2. Тайна рождения снежинок  [7.­ С. 151­158] Для   украшения   елки   попробую   самостоятельно   сделать   снежинки.   Для   этого   мне понадобилось   соль,   вода,   проволока   и   банка.  Сначала   я   налил   в   банку   тёплую   воду, насыпал соль и хорошо размешал. Когда соль растворилась, опустил в банку сделанный каркас   будущей   снежинки.   Для   снежинки   я   кусочки   синельной   проволоки   перемотал посередине   обычной   ниткой.   Уже   на   второй   день   можно   было   заметить   небольшие кристаллики   соли.   А   через   несколько   часов   все   изделие   было   покрыто   белыми кристалликами соли. У меня получилась красивая снежинка [приложение № 5.1] Вывод: на основе проделанного опыта я убедился в том, что моя снежинка получилась не  хуже, чем снежинки, продаваемые в магазине.  Опыт 3. Соль как украшение. Я решил попробовать работать с солью не только белой, но и с разноцветной. В этом эксперименте мне помогала моя мама. Мы взяли мелкую соль, которую купили в магазине, разложили  по пакетам, добавили краску и перемешали. У меня получилась разная по цвету соль  [приложение   №   5.2.]   Когда   соль   высохла,   я   приступил   к   рисованию   картины. Прорисовал клеем ПВА контур рисунка и стал засыпать его разноцветной солью  Работа оказалась несложной, но интересной. Поэтому я решил на День Матери своей маме  сделать подарок именно в этой технике.  Опыт 4. Соль как декорация. Проведя несколько опытов с использованием соли в творчестве, я однажды увидел, что мама   собирается   выбросить   использованные   бутылочки,   формочки   и   другой   так7 называемый хлам. Мы решили их не выбрасывать, а попробовать дать им вторую жизнь. Здесь нам тоже понадобилась разноцветная соль, клей, различные бутылки, формочки   и немного   фантазии.   Результатом   стали   изделия,   которые   украсят   любой   дом,   или праздничный стол [приложение № 5.3.] Вывод: творческие работы с использованием разноцветной соли, оригинальны и дешевые. А самая главная ценность  – единственность изделия.  Для изготовления всех поделок мне понадобился следующий расходный материал:   1 упаковка гуаши (60 рублей), соль крупная 1 пачка (50 рублей), соль мелкая 1 пачка ( 16 рублей),   клей   1   бутылка   (40   рублей),   лак   1   бутылка   (60   рублей).   После   всего изготовленного у меня остались все виды материала, которые я могу использовать для выполнения   следующих   работ.  Мое   открытие:   соль   не   только   интересный материал для творчества, но главное доступный и дешевый.  II. II Результаты освоения практической работы Одной из задач моей работы было провести мастер – класс с одноклассниками. На одном  из классных часов сначала я рассказал о том, где и как можно использовать соль, показал  полученные изделия и предложил желающим подготовить материал для работы. Ребята с  огромным удовольствием принялись за работу, а что получилось, можно увидеть в  приложении № 6 Вывод: ребята заинтересовались данным видом работы, а главное убедились в том, что  подарок или украшение для дома можно сделать самому, при этом эти вещи по  себестоимости гораздо дешевле, чем купленные в магазине. Данные работы индивидуальны  и оригинальны.8 Зябкин Алексей Алексеевич Краснодарский край, Тбилисский район, посёлок Октябрьский МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 9» 2 класс «Чудеса из соли» творческое направление в рамках секции  «Технология прикладного творчества» Научный руководитель:  Бондарь Людмила Ивановна,  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» Заключение Результатами исследования стало изучение литературы по данному вопросу, в итоге чего   я   смог   узнать   о   соли   много   нового   и   интересного.   Я   предложил   советы   по использованию   поваренной   соли,   ведь   она    ­   единственный   минерал,   который   человек употребляет в пищу. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна. Но соль ещё можно использовать и для выполнения различных картин и работ. Это интересный материал для детского творчества.  Выводы:  1)  Область применения соли в жизни человека  широка.  2) Соль – интересный материал для проведения опытов и творчества. 3) Соль самый дешевый материал для творческих работ. 4)   Я получил навыки исследователя и в дальнейшем хочу продолжить работу на этой темой.5) Ребята научились использовать соль в качестве декоративного материала, а значит не тратить деньги родителей, а самостоятельно делать подарки на праздники. Ведь главное в этой работе – желание и немного фантазии.  6) Работы, выполненные из цветной соли вызывают восхищение, удивление и желание  9 заняться данным творчеством.             Список использованной литературы. 1. Владимиров  А.В. « Солёное золото» ­ М.: «Детская литература», 1986 2. Большая Российская энциклопедия – М.: 2005           3. Буянова Н.Ю. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» ­ М.: ООО «Издательство АСТ­ ЛТД», 1998г. 4. http://funfacts.ru/fakty­o­ede/1258­interesnye­fakty­pro­sol.html 5. Страна Мастеров. Соль» ­ http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706  6. М. Антипова. «Соленое тесто. Красивые вещи своими руками.» Издательство: Владис,  Рипол Классик, 2007. 7.  Сухарева С.Д., Михайленко Т.М «Выращивание снежинки их кристаллов соли» // Юный  ученый,  2016  8. «Занимательные опыты на кухне» ­ http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm10 Приложения Приложение № 1 « Мои работы из соленого теста»Первые мои работы из соленого теста                                       «Любимый кот» 11             Поделка на конкурс                                                    Символ наступающего года В названиях городов  Приложение № 2 «Соль в русском языке»12  Соль­Илецк (Оренбургская область, Россия)  Соликамск (Пермский край, Россия)  Сольцы (Новгородская область, Россия)  Сольвычегодск (Архангельская область, Россия)    Солигалич (Костромская область, Россия) Соль в пословицах и поговорках  Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.   Без соли хлеб не еда.  Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли  Соль, хоть и солона, для пищи нужна; правдивые слова, хоть горьки, для будущего  полезны.   Недруга напоить и накормить хлебом да солью, глядишь, вместо вражды и дружба. Значение некоторых пословиц Пуд соли съесть: без соли не проживешь, хотя в пищу человек кладет ее немного. Пуд  соли – это 16 килограммов. Сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кем­то «на  пару» съедите пуд соли. По расчётам учёных, человек потребляет в год около пяти  килограммов соли, значит пуд соли вдвоем можно съесть в полтора­два года. А 200 лет  назад в бедных крестьянских семьях соль была роскошью, стоила очень дорого, ее берегли  и экономили. Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и,  естественно, хорошо узнать друг друга. И сейчас мы говорим: «нужно пуд соли съесть»,  когда хотим подчеркнуть, что понадобится немалое время, чтобы наладить отношения или  договориться с человеком. Не солоно хлебавши (уйти): уйти, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в  те времена, когда соль была дорогим продуктом: «хлебать с солью» значило, примерно, то  же что «есть сладко». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а  бедным родственникам доставалась несоленая пища. Отсюда и возникла эта поговорка. Делить хлеб и соль –  значит дружить. Забыл ты мою хлеб – соль – забыл про дружбу. Приложение № 3 «Использование соли в жизни человека»  В народной медицине:13 •  Чтобы   предупредить   насморк,   каждый   день   нужно   втягивать   в   нос   соленую   воду   ­ поочередно в одной и другой ноздрей. •  Если болит горло, можно в стакан с горячей водой добавить по одной чайной ложке соли, несколько капель йода, а затем этим раствором полоскать горло или закапывать нос. • Если в платок насыпать 2­3 столовые ложки соли, нагреть, положить на нос или грудь как компресс, это хорошо помогает при кашле и насморке. •    Зубы   станут   белыми,   если   2   раза   в   неделю   чистить   их   питьевой   содой,   пополам смешанной с солью.  •  при головной боли положить на несколько минут соль в морозильник, затем вынуть ее и  завернуть в ткань. Прилечь, уложив мешочек с солью на область всего темени, закрыть  глаза и полежать в течение некоторого времени. Когда соль немного нагреется от вашего  тепла, переложите ее на 2­3 минуты на область глаз. Веки ваши закрыты, но для того,  чтобы пылинки соли не попали в глаза, положите носовой носок или салфетку. В этих  случаях надо применять соль комнатной температуры, поскольку место находится рядом с пазухами носа, которые охлаждать нельзя. В домашнем быту: • Ковёр можно легко вычистить, разбросав по нему несколько горстей соли, а затем собрав  её пылесосом. • Яйца с надтреснутой скорлупой не вытекают, если их варить в солёной воде. • Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на литр масла чайную  ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку.  • Чтобы очистить пятна от ржавчины воспользуйтесь смесью лимонного сока и соли. • Махровые вещи станут снова мягкими и пушистыми, если после стирки подержать их 15  минут в соленой воде. • Для того чтобы лучше наточить ножницы и ножи, нужно подержать их в слабом солевом  растворе с полчаса и потом, не вытирая, точить. •  Для того чтобы цветное белье не полиняло, а краски стали ярче, нужно добавить в воду  2­3 столовые ложки соли. Изделия из черных тканей станут ярче, если прополоскать их в  подсоленной воде. •  Для того чтобы в духовке не пригорело печенье, под форму нужно насыпать немного  соли. • Для того чтобы облегчить чистку скользкой рыбы, нужно опустить пальцы в соль. • Щепотка соли предохранит молоко от скисания.Приложение № 4 «Опрос учащихся »  14 Результаты опроса:                                                            Опрошено 39 уч­ся ( 2 – 3 класс) Очень мало сведений о соли у  99 % Не знают где её применяют 90  % Хотят узнать новое о соли 100 % На мастер – классе15 Приложение № 5 «Практическая работа»     1 5.1 Изготовление подсвечников  картины солью 5.2 Рисование Изготовление декоративных баночек  5.316 Приложение № 6 «Чудеса из соли»17