данная исследовательская работа направлена на выявлений необычных свойств соли. С этой работой ученик выступал на научно-практической конференции школьников и занял второе место. Выявленные свойства заинтересовали не только учеников класса, но и других учащихся школы. Дети использовали соль не только в декоративно-прикладном творчестве, но и в опытах
работа .doc
1
Зябкин Алексей Алексеевич
Краснодарский край, Тбилисский район, посёлок Октябрьский
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» 2 класс
«Чудеса из соли » творческое направление в рамках секции
«Технология прикладного творчества»
Научный руководитель: Бондарь Людмила Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
Аннотация
Что может быть удивительного в обычной соли? Она есть в каждом доме, на каждом
столе, это единственный пищевой продукт, без которого мы не можем обходиться. На
уроках мы познакомились с технологией изготовления поделок из соленого теста Они
оказались гораздо интереснее, чем из пластилина [приложение № 1]. Меня увлекла эта
работа так, что я решил пополнить свои знания о таком одновременно знакомом и
таинственном веществе как соль.
Цель моей работы: изучить свойства соли и применение в жизни человека.
Для реализации своей цели я поставил следующие задачи: изучить исторические сведения
о соли, узнать о значении соли в жизни человечества, провести опыты с солью, найти
материал и познакомить учащихся как простые вещества превращаются в необычные и
интересные предметы нашего быта.
В ходе исследовательской работы я научился работать с книгами, узнавать из них
то, что до меня уже знали другие люди. Проводя эксперименты, я понял, что самые
простые и знакомые вещи могут быть необычными, это подтверждают данные, полученные
в ходе опытов. В конце исследования не только я, но и мои одноклассники пришли к
выводу, что соль используется не только для приготовления пищи, но и для многих других
полезных дел. Я пришел к выводу трудно найти вещество, которое одновременно
является и полезным ископаемым, и пищевым продуктом, и лекарственным сырьём и
самым дешёвым средством для творчества.
Живёт на свете вещество,
На кухне у каждого оно.
Ему море домом стало,
Солнце силой напитало,
И поэтому давно 2
«Солью» названо оно.
Зябкин Алексей Алексеевич
Краснодарский край, Тбилисский район, посёлок Октябрьский
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» 2 класс
«Чудеса из соли» творческое направление в рамках секции
«Технология прикладного творчества»
Научный руководитель: Бондарь Людмила Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
Научная статья.
Введение
Пачка соли найдется в каждом доме, её обязательно ставят на стол в любом кафе
или ресторане, продаётся она в любом продовольственном магазине буквально за копейки
Казалось бы, что интересного можно узнать о такой вещи как соль? Актуальность моей
работы состоит в том, что, не затрачиваясь на дорогостоящие сувениры и подарки из
супермаркетов, можно изготовить необычные и интересные вещи из такого дешевого
вещества, как соль.
Цель работы: изучить свойства соли и доказать, что соль – интересный материал для
проведения опытов и творчества.
Задачи: проведя исследования с солью, проанализировать научную информацию по данной
теме; узнать, что можно сделать из соли; предложить советы по использованию соли в
быту; провести мастеркласс для ребят начальной школы по изготовлению декоративных
предметов с использованием соли.
Методы, которые использовались в работе : исследование, сравнение, анализ,
наблюдение, проведение опытов. 3
Часть I Теоретическая.
Результаты освоения теоретического материала.
История появления соли.
Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название
Солнца – Солонь. В древности соль ценили буквально на вес золота. Многие племена в
Центральной Африке отдавали за чашку соли чашку золота. Многие века соль была
источником обогащения торговцев и предпринимателей. Нехватка соли вызывала
народные волнения. Изза нее велись кровопролитные войны между соседними народами.
К соли всегда относились уважительно и экономно. В средние века цена соли была
настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы. В древнем
Риме войско оплачивалось солью. Она выдавалась командиру сотни, который обменивал
её на разные продукты и раздавал солдатам. «Солью» называлась оплата римских воинов,
и от этого произошло название мелкой монеты: в Италии «сольди», во Франции «солид» и
французское слово «салер» «жалованье». В Древнюю Русь соль ввозилась из Прикарпатья.
Если по какимлибо причинам из Прикарпатья не привозили соль, люди слабели и, по
словам летописи, «были в великой печали», не могли ни работать, ни есть. ». [2, С. 1103]
Первое упоминание о солеварении на Руси датируется XII веком. Но тогда торговля
солью была вольным промыслом. Ее продавали наряду с мехами, кожей, воском и мёдом.
Между тем вывозить соль в больших объёмах за границу не разрешалось. А при царе
Михаиле Федоровиче продажа соли иностранцам каралась смертной казнью. Добыча соли
в то время была делом очень трудоёмким и почётным и полная солонка была признаком
богатства и почета. История добычи соли на Руси отражена не только в древних
рукописях, но и в названиях русских городов [приложение № 2]. .А сегодня Россия
занимает 14е место в мире по добыче соли.
Виды соли и её применение.
Работая над исследованием, я узнал, что источниками соли являются моря и
океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым
солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – 4
«каменная соль». Самая распространенная – поваренная соль. Именно ее люди используют
в пищу, при консервировании и солении пищевых продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов и
т. д. Она хорошо растворяется в воде любой температуры и является очень важным
веществом для нормальной и здоровой работы организма человека.[3] Соль полезна и с
медицинской стороны. В поваренную соль добавляют минеральное вещество йод, и
получается йодированная соль. Ее используют для профилактики недостатка йода в
организме. В последнее время стало еще принято добавлять в соль другое минеральное
вещество – фтор (фторирование соли). Ее применение является хорошей профилактикой
кариеса. А поваренная соль является бесспорно чудесным лекарем. Благо, что почти
всегда под рукой и в любых количествах. Попробуйте полечиться солью от различных
заболеваний, особенно простудных. Соль издревле считалась хранительницей молодости и
красоты. Чтобы предохранить лицо от морщин, врачи советовали втирать соль с мёдом, а
чтобы придать коже «румянец юности» соль с ароматическими маслами. Для того чтобы
вернуть спокойствие и уверенность в себе, укрепить силу духа, полагалось принимать
соляные ванны [4].
Соль также является товаром, который широко применяется в промышленности.
Она является основой для производства химических продуктов, на базе которых
изготовляется множество пластмасс, алюминий, бумага, мыло, стекло. Соль может
пригодиться и в хозяйстве. В первую очередь – это отличное чистящее средство.[5] Соль
расходуется в коммунальном хозяйстве. Её разбрасывают на мостовых, тротуарах, чтобы
таяли лёд и снег. А по старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне,
при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль. [2, С. 36, 1, С.
148 169] Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, афоризмов, в которых
подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. [приложение № 3].
Вывод: влияние соли на нашу жизнь гораздо больше, чем кажется на первый взгляд
и старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Хлеб и
соль стали символом гостеприимства и радушия русского народа.
Изучая
энциклопедическую литературу, анализируя материалы из интернета, я узнал интересные
исторические факты о соли, область применения и её использования, узнал о
месторождениях соли на территории России, убедился, что это интересный материал для
опытов. Необходимо провести анкетирование учащихся начальной школы, обобщить их
ответы и составить буклеты по проведенной работе. С научным руководителем мы
составили вопросы для анкеты. В опросе участвовали 38 человек, учащиеся 2 3 класса. Возраст детей 8 – 9 лет. Результаты анкеты [приложение № 4.] показали, что учащиеся
хотят узнать, как соль можно использовать в творчестве. Поэтому следующим этапом
моего исследования станет практическая работа
5
Часть II Практическая.
II. I Изучение возможности создания творческих работ с использованием соли.
Опыт 1. Работа с соленым тестом.
Хотя поделки из теста – древняя традиция, лепка из соленого теста стала одним из самых
популярных материалов, потому что сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное
своими руками. Как материал, тесто очень эластично: его легко формовать, изделия из
него достаточно долговечны, а работа с солёным тестом кроме удовольствия и радости
дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.[6] Помимо всего
работы, выполненные из соленого теста, экономически обоснованы. Вместе с
руководителем работы, мы просчитали, стоимость моего изделия. Расчёты велись на одну
картину.
№ Материалы
1
2
3
4
5
6
мука
соль
вода
клей
крахмал
гуашь
7
лак
Цена
≈
≈
40 руб.
15 руб.
1 кг
1 кг
≈
200 руб. в мес.
≈
40 руб.
1 бут
≈
200 гр
25 руб.
60 руб. упаковка
(6 цветов)
0.5 л
≈
60 руб.
Количество
Общая стоимость
200 гр
200 гр
250 мл
20 гр
100 гр
8 рублей
3 рубля
незначительна
≈
2 рубля
≈
13 рублей
1 упаковка
Незначительная, т.к.
используется на нескольких
работах
12 рублей
0.1 л
Итого: 8 +3 + 2 +13 +12= 38 рублей.
Экологическое обоснование.
Положительные факторы
мука, экологически чистая
соль, экологически чистая
Отрицательные факторы
лак, может нанести вред здоровью, для предотвращения
вреда можно работать в респираторе и в нежилом
помещении.
клей в своём составе имеет вредные для организма 6
хорошо проветривать
После применения,
вещества.
помещение
вода, экологически чистая
крахмал, экологически чист
гуашь, экологически чистая
рамки для картины, экологически
чистая
Вывод: изделие, изготовленное своими руками, получилось дешевле, чем покупное, а
значит, я экономлю денежные средства родителей. Работы из теста получаются наиболее
качественными, прочными, простыми в изготовлении, так как в процессе сушки не теряют
свою форму. Поэтому в последующем могут стать замечательным подарком для кого
угодно, а так же и украшением в любом доме, т.е. есть к чему стремиться и продолжать
совершенствовать свои умения в данной области.
Опыт 2. Тайна рождения снежинок [7. С. 151158]
Для украшения елки попробую самостоятельно сделать снежинки. Для этого мне
понадобилось соль, вода, проволока и банка. Сначала я налил в банку тёплую воду,
насыпал соль и хорошо размешал. Когда соль растворилась, опустил в банку сделанный
каркас будущей снежинки. Для снежинки я кусочки синельной проволоки перемотал
посередине обычной ниткой. Уже на второй день можно было заметить небольшие
кристаллики соли. А через несколько часов все изделие было покрыто белыми
кристалликами соли. У меня получилась красивая снежинка [приложение № 5.1]
Вывод: на основе проделанного опыта я убедился в том, что моя снежинка получилась не
хуже, чем снежинки, продаваемые в магазине.
Опыт 3. Соль как украшение.
Я решил попробовать работать с солью не только белой, но и с разноцветной. В этом
эксперименте мне помогала моя мама. Мы взяли мелкую соль, которую купили в магазине,
разложили по пакетам, добавили краску и перемешали. У меня получилась разная по цвету
соль [приложение № 5.2.] Когда соль высохла, я приступил к рисованию картины.
Прорисовал клеем ПВА контур рисунка и стал засыпать его разноцветной солью
Работа оказалась несложной, но интересной. Поэтому я решил на День Матери своей маме
сделать подарок именно в этой технике.
Опыт 4. Соль как декорация.
Проведя несколько опытов с использованием соли в творчестве, я однажды увидел, что
мама собирается выбросить использованные бутылочки, формочки и другой так 7
называемый хлам. Мы решили их не выбрасывать, а попробовать дать им вторую жизнь.
Здесь нам тоже понадобилась разноцветная соль, клей, различные бутылки, формочки и
немного фантазии. Результатом стали изделия, которые украсят любой дом, или
праздничный стол [приложение № 5.3.]
Вывод: творческие работы с использованием разноцветной соли, оригинальны и дешевые.
А самая главная ценность – единственность изделия.
Для изготовления всех поделок мне понадобился следующий расходный материал: 1
упаковка гуаши (60 рублей), соль крупная 1 пачка (50 рублей), соль мелкая 1 пачка ( 16
рублей), клей 1 бутылка (40 рублей), лак 1 бутылка (60 рублей). После всего
изготовленного у меня остались все виды материала, которые я могу использовать для
выполнения следующих работ.
Мое открытие: соль не только интересный
материал для творчества, но главное доступный и дешевый.
II. II Результаты освоения практической работы
Одной из задач моей работы было провести мастер – класс с одноклассниками. На одном
из классных часов сначала я рассказал о том, где и как можно использовать соль, показал
полученные изделия и предложил желающим подготовить материал для работы. Ребята с
огромным удовольствием принялись за работу, а что получилось, можно увидеть в
приложении № 6
Вывод: ребята заинтересовались данным видом работы, а главное убедились в том, что
подарок или украшение для дома можно сделать самому, при этом эти вещи по
себестоимости гораздо дешевле, чем купленные в магазине. Данные работы индивидуальны
и оригинальны. 8
Зябкин Алексей Алексеевич
Краснодарский край, Тбилисский район, посёлок Октябрьский
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» 2 класс
«Чудеса из соли» творческое направление в рамках секции
«Технология прикладного творчества»
Научный руководитель: Бондарь Людмила Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
Заключение
Результатами исследования стало изучение литературы по данному вопросу, в итоге
чего я смог узнать о соли много нового и интересного. Я предложил советы по
использованию поваренной соли, ведь она единственный минерал, который человек
употребляет в пищу. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого
жизнь невозможна. Но соль ещё можно использовать и для выполнения различных картин и
работ. Это интересный материал для детского творчества.
Выводы:
1) Область применения соли в жизни человека широка.
2) Соль – интересный материал для проведения опытов и творчества.
3) Соль самый дешевый материал для творческих работ.
4) Я получил навыки исследователя и в дальнейшем хочу продолжить работу на этой
темой. 5) Ребята научились использовать соль в качестве декоративного материала, а значит не
тратить деньги родителей, а самостоятельно делать подарки на праздники. Ведь главное в
этой работе – желание и немного фантазии.
6) Работы, выполненные из цветной соли вызывают восхищение, удивление и желание
9
заняться данным творчеством.
Список использованной литературы.
1. Владимиров А.В. « Солёное золото» М.: «Детская литература», 1986
2. Большая Российская энциклопедия – М.: 2005
3. Буянова Н.Ю. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» М.: ООО «Издательство АСТ
ЛТД», 1998г.
4. http://funfacts.ru/faktyoede/1258interesnyefaktyprosol.html
5. Страна Мастеров. Соль» http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706
6. М. Антипова. «Соленое тесто. Красивые вещи своими руками.» Издательство: Владис,
Рипол Классик, 2007.
7. Сухарева С.Д., Михайленко Т.М «Выращивание снежинки их кристаллов соли» // Юный
ученый, 2016
8. «Занимательные опыты на кухне» http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm 10
Приложения
Приложение № 1 « Мои работы из соленого теста» Первые мои работы из соленого теста «Любимый кот»
11
Поделка на конкурс Символ наступающего года
В названиях городов
Приложение № 2 «Соль в русском языке» 12
СольИлецк (Оренбургская область, Россия)
Соликамск (Пермский край, Россия)
Сольцы (Новгородская область, Россия)
Сольвычегодск (Архангельская область, Россия)
Солигалич (Костромская область, Россия)
Соль в пословицах и поговорках
Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.
Без соли хлеб не еда.
Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли
Соль, хоть и солона, для пищи нужна; правдивые слова, хоть горьки, для будущего
полезны.
Недруга напоить и накормить хлебом да солью, глядишь, вместо вражды и дружба.
Значение некоторых пословиц
Пуд соли съесть: без соли не проживешь, хотя в пищу человек кладет ее немного. Пуд
соли – это 16 килограммов. Сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кемто «на
пару» съедите пуд соли. По расчётам учёных, человек потребляет в год около пяти
килограммов соли, значит пуд соли вдвоем можно съесть в полторадва года. А 200 лет
назад в бедных крестьянских семьях соль была роскошью, стоила очень дорого, ее берегли
и экономили. Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и,
естественно, хорошо узнать друг друга. И сейчас мы говорим: «нужно пуд соли съесть»,
когда хотим подчеркнуть, что понадобится немалое время, чтобы наладить отношения или
договориться с человеком.
Не солоно хлебавши (уйти): уйти, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в
те времена, когда соль была дорогим продуктом: «хлебать с солью» значило, примерно, то
же что «есть сладко». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а
бедным родственникам доставалась несоленая пища. Отсюда и возникла эта поговорка.
Делить хлеб и соль – значит дружить.
Забыл ты мою хлеб – соль – забыл про дружбу.
Приложение № 3 «Использование соли в жизни человека»
В народной медицине: 13
• Чтобы предупредить насморк, каждый день нужно втягивать в нос соленую воду
поочередно в одной и другой ноздрей.
• Если болит горло, можно в стакан с горячей водой добавить по одной чайной ложке соли,
несколько капель йода, а затем этим раствором полоскать горло или закапывать нос.
• Если в платок насыпать 23 столовые ложки соли, нагреть, положить на нос или грудь как
компресс, это хорошо помогает при кашле и насморке.
• Зубы станут белыми, если 2 раза в неделю чистить их питьевой содой, пополам
смешанной с солью.
• при головной боли положить на несколько минут соль в морозильник, затем вынуть ее и
завернуть в ткань. Прилечь, уложив мешочек с солью на область всего темени, закрыть
глаза и полежать в течение некоторого времени. Когда соль немного нагреется от вашего
тепла, переложите ее на 23 минуты на область глаз. Веки ваши закрыты, но для того,
чтобы пылинки соли не попали в глаза, положите носовой носок или салфетку. В этих
случаях надо применять соль комнатной температуры, поскольку место находится рядом с
пазухами носа, которые охлаждать нельзя.
В домашнем быту:
• Ковёр можно легко вычистить, разбросав по нему несколько горстей соли, а затем собрав
её пылесосом.
• Яйца с надтреснутой скорлупой не вытекают, если их варить в солёной воде.
• Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на литр масла чайную
ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку.
• Чтобы очистить пятна от ржавчины воспользуйтесь смесью лимонного сока и соли.
• Махровые вещи станут снова мягкими и пушистыми, если после стирки подержать их 15
минут в соленой воде.
• Для того чтобы лучше наточить ножницы и ножи, нужно подержать их в слабом солевом
растворе с полчаса и потом, не вытирая, точить.
• Для того чтобы цветное белье не полиняло, а краски стали ярче, нужно добавить в воду
23 столовые ложки соли. Изделия из черных тканей станут ярче, если прополоскать их в
подсоленной воде.
• Для того чтобы в духовке не пригорело печенье, под форму нужно насыпать немного
соли.
• Для того чтобы облегчить чистку скользкой рыбы, нужно опустить пальцы в соль.
• Щепотка соли предохранит молоко от скисания. Приложение № 4 «Опрос учащихся »
14
Результаты опроса:
Опрошено 39 учся ( 2 – 3 класс)
Очень мало сведений о соли у
99 %
Не знают где её применяют 90
%
Хотят узнать новое о соли
100 %
На мастер – классе 15
Приложение № 5 «Практическая работа»
1
5.1 Изготовление подсвечников
картины солью
5.2 Рисование
Изготовление декоративных баночек
5.3 16
Приложение № 6 «Чудеса из соли» 17
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Конспект работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.