данная исследовательская работа направлена на выявлений необычных свойств соли. С этой работой ученик выступал на научно-практической конференции школьников и занял второе место. Выявленные свойства заинтересовали не только учеников класса, но и других учащихся школы. Дети использовали соль не только в декоративно-прикладном творчестве, но и в опытах
1
Зябкин Алексей Алексеевич
Краснодарский край, Тбилисский район, посёлок Октябрьский
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» 2 класс
«Чудеса из соли » творческое направление в рамках секции
«Технология прикладного творчества»
Научный руководитель: Бондарь Людмила Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
Аннотация
Что может быть удивительного в обычной соли? Она есть в каждом доме, на каждом
столе, это единственный пищевой продукт, без которого мы не можем обходиться. На
уроках мы познакомились с технологией изготовления поделок из соленого теста Они
оказались гораздо интереснее, чем из пластилина [приложение № 1]. Меня увлекла эта
работа так, что я решил пополнить свои знания о таком одновременно знакомом и
таинственном веществе как соль.
Цель моей работы: изучить свойства соли и применение в жизни человека.
Для реализации своей цели я поставил следующие задачи: изучить исторические сведения
о соли, узнать о значении соли в жизни человечества, провести опыты с солью, найти
материал и познакомить учащихся как простые вещества превращаются в необычные и
интересные предметы нашего быта.
В ходе исследовательской работы я научился работать с книгами, узнавать из них
то, что до меня уже знали другие люди. Проводя эксперименты, я понял, что самые
простые и знакомые вещи могут быть необычными, это подтверждают данные, полученные
в ходе опытов. В конце исследования не только я, но и мои одноклассники пришли к
выводу, что соль используется не только для приготовления пищи, но и для многих других
полезных дел. Я пришел к выводу трудно найти вещество, которое одновременно
является и полезным ископаемым, и пищевым продуктом, и лекарственным сырьём и
самым дешёвым средством для творчества.
Живёт на свете вещество,
На кухне у каждого оно.
Ему море домом стало,
Солнце силой напитало,
И поэтому давно2
«Солью» названо оно.
Зябкин Алексей Алексеевич
Краснодарский край, Тбилисский район, посёлок Октябрьский
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» 2 класс
«Чудеса из соли» творческое направление в рамках секции
«Технология прикладного творчества»
Научный руководитель: Бондарь Людмила Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
Научная статья.
Введение
Пачка соли найдется в каждом доме, её обязательно ставят на стол в любом кафе
или ресторане, продаётся она в любом продовольственном магазине буквально за копейки
Казалось бы, что интересного можно узнать о такой вещи как соль? Актуальность моей
работы состоит в том, что, не затрачиваясь на дорогостоящие сувениры и подарки из
супермаркетов, можно изготовить необычные и интересные вещи из такого дешевого
вещества, как соль.
Цель работы: изучить свойства соли и доказать, что соль – интересный материал для
проведения опытов и творчества.
Задачи: проведя исследования с солью, проанализировать научную информацию по данной
теме; узнать, что можно сделать из соли; предложить советы по использованию соли в
быту; провести мастеркласс для ребят начальной школы по изготовлению декоративных
предметов с использованием соли.
Методы, которые использовались в работе : исследование, сравнение, анализ,
наблюдение, проведение опытов.3
Часть I Теоретическая.
Результаты освоения теоретического материала.
История появления соли.
Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название
Солнца – Солонь. В древности соль ценили буквально на вес золота. Многие племена в
Центральной Африке отдавали за чашку соли чашку золота. Многие века соль была
источником обогащения торговцев и предпринимателей. Нехватка соли вызывала
народные волнения. Изза нее велись кровопролитные войны между соседними народами.
К соли всегда относились уважительно и экономно. В средние века цена соли была
настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы. В древнем
Риме войско оплачивалось солью. Она выдавалась командиру сотни, который обменивал
её на разные продукты и раздавал солдатам. «Солью» называлась оплата римских воинов,
и от этого произошло название мелкой монеты: в Италии «сольди», во Франции «солид» и
французское слово «салер» «жалованье». В Древнюю Русь соль ввозилась из Прикарпатья.
Если по какимлибо причинам из Прикарпатья не привозили соль, люди слабели и, по
словам летописи, «были в великой печали», не могли ни работать, ни есть. ». [2, С. 1103]
Первое упоминание о солеварении на Руси датируется XII веком. Но тогда торговля
солью была вольным промыслом. Ее продавали наряду с мехами, кожей, воском и мёдом.
Между тем вывозить соль в больших объёмах за границу не разрешалось. А при царе
Михаиле Федоровиче продажа соли иностранцам каралась смертной казнью. Добыча соли
в то время была делом очень трудоёмким и почётным и полная солонка была признаком
богатства и почета. История добычи соли на Руси отражена не только в древних
рукописях, но и в названиях русских городов [приложение № 2]. .А сегодня Россия
занимает 14е место в мире по добыче соли.
Виды соли и её применение.
Работая над исследованием, я узнал, что источниками соли являются моря и
океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым
солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это –4
«каменная соль». Самая распространенная – поваренная соль. Именно ее люди используют
в пищу, при консервировании и солении пищевых продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов и
т. д. Она хорошо растворяется в воде любой температуры и является очень важным
веществом для нормальной и здоровой работы организма человека.[3] Соль полезна и с
медицинской стороны. В поваренную соль добавляют минеральное вещество йод, и
получается йодированная соль. Ее используют для профилактики недостатка йода в
организме. В последнее время стало еще принято добавлять в соль другое минеральное
вещество – фтор (фторирование соли). Ее применение является хорошей профилактикой
кариеса. А поваренная соль является бесспорно чудесным лекарем. Благо, что почти
всегда под рукой и в любых количествах. Попробуйте полечиться солью от различных
заболеваний, особенно простудных. Соль издревле считалась хранительницей молодости и
красоты. Чтобы предохранить лицо от морщин, врачи советовали втирать соль с мёдом, а
чтобы придать коже «румянец юности» соль с ароматическими маслами. Для того чтобы
вернуть спокойствие и уверенность в себе, укрепить силу духа, полагалось принимать
соляные ванны [4].
Соль также является товаром, который широко применяется в промышленности.
Она является основой для производства химических продуктов, на базе которых
изготовляется множество пластмасс, алюминий, бумага, мыло, стекло. Соль может
пригодиться и в хозяйстве. В первую очередь – это отличное чистящее средство.[5] Соль
расходуется в коммунальном хозяйстве. Её разбрасывают на мостовых, тротуарах, чтобы
таяли лёд и снег. А по старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне,
при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль. [2, С. 36, 1, С.
148 169] Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, афоризмов, в которых
подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. [приложение № 3].
Вывод: влияние соли на нашу жизнь гораздо больше, чем кажется на первый взгляд
и старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Хлеб и
соль стали символом гостеприимства и радушия русского народа.
Изучая
энциклопедическую литературу, анализируя материалы из интернета, я узнал интересные
исторические факты о соли, область применения и её использования, узнал о
месторождениях соли на территории России, убедился, что это интересный материал для
опытов. Необходимо провести анкетирование учащихся начальной школы, обобщить их
ответы и составить буклеты по проведенной работе. С научным руководителем мы
составили вопросы для анкеты. В опросе участвовали 38 человек, учащиеся 2 3 класса.Возраст детей 8 – 9 лет. Результаты анкеты [приложение № 4.] показали, что учащиеся
хотят узнать, как соль можно использовать в творчестве. Поэтому следующим этапом
моего исследования станет практическая работа
5
Часть II Практическая.
II. I Изучение возможности создания творческих работ с использованием соли.
Опыт 1. Работа с соленым тестом.
Хотя поделки из теста – древняя традиция, лепка из соленого теста стала одним из самых
популярных материалов, потому что сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное
своими руками. Как материал, тесто очень эластично: его легко формовать, изделия из
него достаточно долговечны, а работа с солёным тестом кроме удовольствия и радости
дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.[6] Помимо всего
работы, выполненные из соленого теста, экономически обоснованы. Вместе с
руководителем работы, мы просчитали, стоимость моего изделия. Расчёты велись на одну
картину.
№ Материалы
1
2
3
4
5
6
мука
соль
вода
клей
крахмал
гуашь
7
лак
Цена
≈
≈
40 руб.
15 руб.
1 кг
1 кг
≈
200 руб. в мес.
≈
40 руб.
1 бут
≈
200 гр
25 руб.
60 руб. упаковка
(6 цветов)
0.5 л
≈
60 руб.
Количество
Общая стоимость
200 гр
200 гр
250 мл
20 гр
100 гр
8 рублей
3 рубля
незначительна
≈
2 рубля
≈
13 рублей
1 упаковка
Незначительная, т.к.
используется на нескольких
работах
12 рублей
0.1 л
Итого: 8 +3 + 2 +13 +12= 38 рублей.
Экологическое обоснование.
Положительные факторы
мука, экологически чистая
соль, экологически чистая
Отрицательные факторы
лак, может нанести вред здоровью, для предотвращения
вреда можно работать в респираторе и в нежилом
помещении.
клей в своём составе имеет вредные для организма6
хорошо проветривать
После применения,
вещества.
помещение
вода, экологически чистая
крахмал, экологически чист
гуашь, экологически чистая
рамки для картины, экологически
чистая
Вывод: изделие, изготовленное своими руками, получилось дешевле, чем покупное, а
значит, я экономлю денежные средства родителей. Работы из теста получаются наиболее
качественными, прочными, простыми в изготовлении, так как в процессе сушки не теряют
свою форму. Поэтому в последующем могут стать замечательным подарком для кого
угодно, а так же и украшением в любом доме, т.е. есть к чему стремиться и продолжать
совершенствовать свои умения в данной области.
Опыт 2. Тайна рождения снежинок [7. С. 151158]
Для украшения елки попробую самостоятельно сделать снежинки. Для этого мне
понадобилось соль, вода, проволока и банка. Сначала я налил в банку тёплую воду,
насыпал соль и хорошо размешал. Когда соль растворилась, опустил в банку сделанный
каркас будущей снежинки. Для снежинки я кусочки синельной проволоки перемотал
посередине обычной ниткой. Уже на второй день можно было заметить небольшие
кристаллики соли. А через несколько часов все изделие было покрыто белыми
кристалликами соли. У меня получилась красивая снежинка [приложение № 5.1]
Вывод: на основе проделанного опыта я убедился в том, что моя снежинка получилась не
хуже, чем снежинки, продаваемые в магазине.
Опыт 3. Соль как украшение.
Я решил попробовать работать с солью не только белой, но и с разноцветной. В этом
эксперименте мне помогала моя мама. Мы взяли мелкую соль, которую купили в магазине,
разложили по пакетам, добавили краску и перемешали. У меня получилась разная по цвету
соль [приложение № 5.2.] Когда соль высохла, я приступил к рисованию картины.
Прорисовал клеем ПВА контур рисунка и стал засыпать его разноцветной солью
Работа оказалась несложной, но интересной. Поэтому я решил на День Матери своей маме
сделать подарок именно в этой технике.
Опыт 4. Соль как декорация.
Проведя несколько опытов с использованием соли в творчестве, я однажды увидел, что
мама собирается выбросить использованные бутылочки, формочки и другой так7
называемый хлам. Мы решили их не выбрасывать, а попробовать дать им вторую жизнь.
Здесь нам тоже понадобилась разноцветная соль, клей, различные бутылки, формочки и
немного фантазии. Результатом стали изделия, которые украсят любой дом, или
праздничный стол [приложение № 5.3.]
Вывод: творческие работы с использованием разноцветной соли, оригинальны и дешевые.
А самая главная ценность – единственность изделия.
Для изготовления всех поделок мне понадобился следующий расходный материал: 1
упаковка гуаши (60 рублей), соль крупная 1 пачка (50 рублей), соль мелкая 1 пачка ( 16
рублей), клей 1 бутылка (40 рублей), лак 1 бутылка (60 рублей). После всего
изготовленного у меня остались все виды материала, которые я могу использовать для
выполнения следующих работ.
Мое открытие: соль не только интересный
материал для творчества, но главное доступный и дешевый.
II. II Результаты освоения практической работы
Одной из задач моей работы было провести мастер – класс с одноклассниками. На одном
из классных часов сначала я рассказал о том, где и как можно использовать соль, показал
полученные изделия и предложил желающим подготовить материал для работы. Ребята с
огромным удовольствием принялись за работу, а что получилось, можно увидеть в
приложении № 6
Вывод: ребята заинтересовались данным видом работы, а главное убедились в том, что
подарок или украшение для дома можно сделать самому, при этом эти вещи по
себестоимости гораздо дешевле, чем купленные в магазине. Данные работы индивидуальны
и оригинальны.8
Зябкин Алексей Алексеевич
Краснодарский край, Тбилисский район, посёлок Октябрьский
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» 2 класс
«Чудеса из соли» творческое направление в рамках секции
«Технология прикладного творчества»
Научный руководитель: Бондарь Людмила Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
Заключение
Результатами исследования стало изучение литературы по данному вопросу, в итоге
чего я смог узнать о соли много нового и интересного. Я предложил советы по
использованию поваренной соли, ведь она единственный минерал, который человек
употребляет в пищу. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого
жизнь невозможна. Но соль ещё можно использовать и для выполнения различных картин и
работ. Это интересный материал для детского творчества.
Выводы:
1) Область применения соли в жизни человека широка.
2) Соль – интересный материал для проведения опытов и творчества.
3) Соль самый дешевый материал для творческих работ.
4) Я получил навыки исследователя и в дальнейшем хочу продолжить работу на этой
темой.5) Ребята научились использовать соль в качестве декоративного материала, а значит не
тратить деньги родителей, а самостоятельно делать подарки на праздники. Ведь главное в
этой работе – желание и немного фантазии.
6) Работы, выполненные из цветной соли вызывают восхищение, удивление и желание
9
заняться данным творчеством.
Список использованной литературы.
1. Владимиров А.В. « Солёное золото» М.: «Детская литература», 1986
2. Большая Российская энциклопедия – М.: 2005
3. Буянова Н.Ю. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» М.: ООО «Издательство АСТ
ЛТД», 1998г.
4. http://funfacts.ru/faktyoede/1258interesnyefaktyprosol.html
5. Страна Мастеров. Соль» http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706
6. М. Антипова. «Соленое тесто. Красивые вещи своими руками.» Издательство: Владис,
Рипол Классик, 2007.
7. Сухарева С.Д., Михайленко Т.М «Выращивание снежинки их кристаллов соли» // Юный
ученый, 2016
8. «Занимательные опыты на кухне» http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm10
Приложения
Приложение № 1 « Мои работы из соленого теста»Первые мои работы из соленого теста «Любимый кот»
11
Поделка на конкурс Символ наступающего года
В названиях городов
Приложение № 2 «Соль в русском языке»12
СольИлецк (Оренбургская область, Россия)
Соликамск (Пермский край, Россия)
Сольцы (Новгородская область, Россия)
Сольвычегодск (Архангельская область, Россия)
Солигалич (Костромская область, Россия)
Соль в пословицах и поговорках
Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.
Без соли хлеб не еда.
Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли
Соль, хоть и солона, для пищи нужна; правдивые слова, хоть горьки, для будущего
полезны.
Недруга напоить и накормить хлебом да солью, глядишь, вместо вражды и дружба.
Значение некоторых пословиц
Пуд соли съесть: без соли не проживешь, хотя в пищу человек кладет ее немного. Пуд
соли – это 16 килограммов. Сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кемто «на
пару» съедите пуд соли. По расчётам учёных, человек потребляет в год около пяти
килограммов соли, значит пуд соли вдвоем можно съесть в полторадва года. А 200 лет
назад в бедных крестьянских семьях соль была роскошью, стоила очень дорого, ее берегли
и экономили. Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и,
естественно, хорошо узнать друг друга. И сейчас мы говорим: «нужно пуд соли съесть»,
когда хотим подчеркнуть, что понадобится немалое время, чтобы наладить отношения или
договориться с человеком.
Не солоно хлебавши (уйти): уйти, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в
те времена, когда соль была дорогим продуктом: «хлебать с солью» значило, примерно, то
же что «есть сладко». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а
бедным родственникам доставалась несоленая пища. Отсюда и возникла эта поговорка.
Делить хлеб и соль – значит дружить.
Забыл ты мою хлеб – соль – забыл про дружбу.
Приложение № 3 «Использование соли в жизни человека»
В народной медицине:13
• Чтобы предупредить насморк, каждый день нужно втягивать в нос соленую воду
поочередно в одной и другой ноздрей.
• Если болит горло, можно в стакан с горячей водой добавить по одной чайной ложке соли,
несколько капель йода, а затем этим раствором полоскать горло или закапывать нос.
• Если в платок насыпать 23 столовые ложки соли, нагреть, положить на нос или грудь как
компресс, это хорошо помогает при кашле и насморке.
• Зубы станут белыми, если 2 раза в неделю чистить их питьевой содой, пополам
смешанной с солью.
• при головной боли положить на несколько минут соль в морозильник, затем вынуть ее и
завернуть в ткань. Прилечь, уложив мешочек с солью на область всего темени, закрыть
глаза и полежать в течение некоторого времени. Когда соль немного нагреется от вашего
тепла, переложите ее на 23 минуты на область глаз. Веки ваши закрыты, но для того,
чтобы пылинки соли не попали в глаза, положите носовой носок или салфетку. В этих
случаях надо применять соль комнатной температуры, поскольку место находится рядом с
пазухами носа, которые охлаждать нельзя.
В домашнем быту:
• Ковёр можно легко вычистить, разбросав по нему несколько горстей соли, а затем собрав
её пылесосом.
• Яйца с надтреснутой скорлупой не вытекают, если их варить в солёной воде.
• Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на литр масла чайную
ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку.
• Чтобы очистить пятна от ржавчины воспользуйтесь смесью лимонного сока и соли.
• Махровые вещи станут снова мягкими и пушистыми, если после стирки подержать их 15
минут в соленой воде.
• Для того чтобы лучше наточить ножницы и ножи, нужно подержать их в слабом солевом
растворе с полчаса и потом, не вытирая, точить.
• Для того чтобы цветное белье не полиняло, а краски стали ярче, нужно добавить в воду
23 столовые ложки соли. Изделия из черных тканей станут ярче, если прополоскать их в
подсоленной воде.
• Для того чтобы в духовке не пригорело печенье, под форму нужно насыпать немного
соли.
• Для того чтобы облегчить чистку скользкой рыбы, нужно опустить пальцы в соль.
• Щепотка соли предохранит молоко от скисания.Приложение № 4 «Опрос учащихся »
14
Результаты опроса:
Опрошено 39 учся ( 2 – 3 класс)
Очень мало сведений о соли у
99 %
Не знают где её применяют 90
%
Хотят узнать новое о соли
100 %
На мастер – классе15
Приложение № 5 «Практическая работа»
1
5.1 Изготовление подсвечников
картины солью
5.2 Рисование
Изготовление декоративных баночек
5.316
Приложение № 6 «Чудеса из соли»17