Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
03.02.2017
Разновозрастное занятие по предмету Окружающий мир для учащихся 1-4 классов нацелено на обобщение знаний детей о жизни птиц. На занятии дети учатся взаимодействию в группах разновозрастного состава, формируется умение слушать друг друга. Данный конспект можно использовать для проведения внеурочных мероприятий в начальных классах.Конспект разновозрастного занятия по предмету Окружающий мир для учащихся 1- 4 классов на тему: "Экология и мы. Пернатые друзья".
Тема занятия ЭКОЛОГИЯ И МЫ.doc
Тема занятия: Экология и мы. Пернатые друзья.
Образовательные задачи:
обобщить знания детей о жизни птиц;
систематизировать и обогатить знания детей о природных связях;
выявить познавательные интересы детей.
Развивающие задачи:
развивать умение учащихся работать в группе разновозрастного состава;
развивать внимание, мышление, память и речь школьников;
развивать их творческие способности.
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к природе и птицам;
создать атмосферу доброжелательности, веселья;
формировать у учащихся умение слушать друг друга.
Оборудование:
иллюстрации с изображением птиц, птичьих гнёзд;
карточки с кроссвордами для работы в группах;
конверты с разрезными картинками, пословицами;
поощрительные жетоны;
репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»;
цветные карандаши;
фонограмма записи голосов птиц.
Подготовительная работа:
подбор пословиц и загадок о птицах;
составление кроссворда;
образование разновозрастных групп. План занятия.
Этап занятия
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
1 кл.
2 кл
3 кл
4 кл
Организационный
момент
Проверяет готовность к
занятию, сообщает тему,
включает фонограмму
«Голоса птиц».
Проверяют готовность к занятию,
слушают фонограмму , отвечают
на вопросы.
Актуализация знаний.
Вступительная
Рассказывает детям о
жизни птиц в разное
беседа.
время года.
Слушают,
отвечают на вопросы.
Работа в
разновозрастных
группах. Конкурс –
«Разминка».
Организует работу
групп, задает вопросы,
читает стихотворение
М.Глазкова.
Выполняют задания в группах,
отвечают на вопросы, слушают
стихотворение.
Конкурс «Какие
птицы спрятались?»
Организует работу
групп. Подводит итоги
Самостоятельная работа в
группах.
сам. работы.
Конкурс «Мозаика».
Объясняет выполнение
Соревнование между группами по
задания.
складыванию картинки.
Конкурс художников. Объясняет выполнение
По одному художнику от каждой
задания. Завязывает
детям глаза.
группы рисуют скворечник с
завязанными глазами.
Конкурс «Составь
пословицу»
Организует работу
групп. Раздает конверты
Составляют пословицы и
объясняют их значение.
с пословицами. Разгадывание
кроссворда
Знакомство с
термином
«ЭКОЛОГИЯ»
Организует работу
групп.
Разгадывание кроссворда в
группах – кто быстрее?
Рассказывает о значении
слова ЭКОЛОГИЯ,
проводит беседу по
иллюстрациям, читает
стихотворение.
Слушают, отвечают на вопросы
учителя, делают выводы.
Работа в группах.
Организует работу
групп
Самостоятельная работа по
карточкам «Берегите природу».
Подведение итогов
занятия.
Задает вопросы.
Проводит рефлексию.
Объявляет итоги
занятия.
Отвечают на вопросы учителя,
обозначают на карточках свое
отношение к данному занятию,
подсчитывают количество
набранных жетонов.
Ход занятия.
I.
Организационный момент.
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес .
И так, закройте глаза и представьте, что мы уже в лесу.
Звучит фонограмма с записью голосов птиц в весеннем лесу.
Что вы услышали?
Сегодня мы вспомним названия различных птиц, особенности их обитания.
Наше занятие будет состоять из различных конкурсов, в которых вы покажете
свои знания.
II. Актуализация знаний. Вступительная беседа.
В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в
степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим
птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше.
Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих
и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно в
зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что
зимний день короток, а птицам нужно успеть найти корм и насытиться на
долгую зимнюю ночь.
Ш. Первый конкурс – «Разминка».
Вы знаете, что часть птиц не выдерживает зимней стужи и улетает на зиму в
тёплые края. А когда наступает весна, возвращаются в те места, где они
появились на свет, на свою Родину.
Как называют этих птиц? (Перелетными).
Каждой разновозрастной группе выдаётся лист бумаги.
Задание 1: Написать названия перелётных птиц.
За каждое правильно написанное название группе выдаётся жетон с
изображением птицы.
Но всю зиму рядом с нами живут и другие птицы, которые терпят и холод и
голод. Как называют таких птиц? (Зимующие).
Задание 2: Написать названия зимующих птиц.
Для выполнения каждого задания отводится 2 минуты.
Жюри подводит итоги. Учитель раздаёт жетоны.
Как вы можете помочь выжить зимой птицам?
У кого есть кормушка для птиц?
Что вы сыпали в кормушки?
Чтение учителем стихотворения Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами
едой».
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень. Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над талою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней житьто интересней,
До ста лет всё будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой!
IV. Второй конкурс – «Какие птицы спрятались?»
Детям раздаются иллюстрации с изображением птиц: снегирь, клёст,
свиристель. (Прил.№1)
каждую
За
правильно
угаданную птицу –
один жетон.
Задание: Догадайтесь, какие птицы спрятались. Напиши названия этих птиц
под рисунком.
Жюри подводит итоги конкурса. Раздаются жетоны.
Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие).
V. Третий конкурс – «Мозаика».
В каждом из этих конвертов картинка, на которой изображена птица. Но эта
картинка разрезана на кусочки, её нужно сложить вновь. Та группа, которая
соберет ее раньше, заработает для своей команды жетон, а если назовет эту
птицу, то получит еще один дополнительный жетон. Выполнение работы учащимися в группах. Подведение итогов конкурса.
VI. Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
VII. Конкурс художников.
С наступлением весны птицы собираются высиживать своих птенцов. Для
этого одни вьют гнёзда на деревьях (Показ картины А.К.Саврасова «Грачи
прилетели»), другие селятся в дуплах, третьи делают гнёзда прямо на земле
(Показ фото). А скворцам люди готовят к весне скворечники. Эти
скворечники напоминают домики.
Давайте вспомним, как они выглядят. (Демонстрация рисунка).
От каждой группы выйдут по одному художнику. По команде учителя они
начнут рисовать такой скворечник с завязанными глазами.
Подведение итогов по пятибалльной системе. Вручение жетонов.
VIII. Конкурс «Составь пословицу».
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о птицах. Сейчас
некоторые из них мы с вами вспомним и постараемся объяснить их значение. Детям выдаются конверты с пословицами, в которых каждое слово
напечатано на отдельной карточке.
Задание: Из данных слов составить пословицу и объяснить ее значение.
Первое слово обозначено точкой.
Данный конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Всякий кулик своё болото хвалит.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
IX. Кроссворд «Наши друзья – птицы».
Каждой команде предлагается разгадать кроссворд о птицах. За каждое
правильно угаданное слово, группа получает жетон. (Прил. №2 )
На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец).
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со всистом. (Клёст).
Птица длиннохвостая, непоседа пёстрая, Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач).
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица).
Кто в берете яркокрасном, в черной шапочке атласной?
На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит. (Дятел).
Проверка выполнения задания – показ иллюстраций отгаданных птиц.
X.
Знакомство с термином «экология».
Прочитайте, какое слово получилось у вас в кроссворде в выделенных
вертикальных клетках. (ЭКОЛОГИЯ).
Что такое ЭКОЛОГИЯ? Кто слышал это слово?
Слово ЭКОЛОГИЯ образовано из двух слов: ЭКОС – погречески значит
ДОМ, ЛОГОС – учение, наука.
Значит, экология – это наука о нашем общем доме, изучающая жизнь
растений и животных в окружающей среде. Термин ЭКОЛОГИЯ был
предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только
со второй половины XX века человечество всерьёз приступило к изучению
этой проблемы. Ученые пытаются определить, какое влияние оказывают
друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания между
ними.
Важно знать и предвидеть, что может случиться, а потому нужно
беречь природу и относиться к ней бережно.
А что можете сделать вы для природы?
На какой из иллюстраций дети поступают неправильно? ( Рис. в учебнике ).
Что обозначают эти экологические знаки? (Рис. В учебнике).
Многие животные и растения беззащитны перед человеком, как этот птенец
на ладони, ведь он даже не может улететь. ( Фото) Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
XI. Самостоятельная работа в группах.
Каждой группе выдаются карточки «Берегите природу». Необходимо
раскрасить только те картинки, где дети поступают правильно. (Прил. № 4).
Подведение итогов сам. работы. Задание оценивается по пятибалльной
системе. XII. Подведение итога занятия. Рефлексия.
Подсчет общего количества жетонов в каждой группе. Определение и
поздравление победителей.
Что вам было известно ранее?
Что вы узнали нового на занятии?
Учащимся выдается карточка с изображением солнышка.
Задание:
Если вам понравилось на занятии, и вы узнали много нового –
раскрасьте солнышко красным карандашом.
Если вы затрудняетесь ответить, и чтото вам не понравилось –
раскрасьте желтым.
Если же вам ничего не понравилось на занятии – оставьте солнышко
белым.
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Конспект разновозрастного занятия "Экология и мы. Пернатые друзья" (Окружающий мир, 1 - 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.