Что такое мотивация учащихся? Ответ на этот вопрос должны знать не только учителя, но и родители учащихся. Ведь мотивация к получению знаний начинается дома, а в образовательном учреждении эту задачу продолжает учитель. Таким образом, в совместной деятельности можно повысить уровень мотивации к познанию учащихся.
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации
обучающихся.
Задачи:
– познакомить с определением понятия «мотивация» из разных источников;
– выяснить причины снижения мотивации;
– провести анкетирование.
Форма: Собраниесеминар (семинарпрактикум)
Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На
родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли
преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту
или иную поставленную задачу практическим путём.
Ход фрагмента собрания
– Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады вас видеть на нашем собрании.
Темой сегодняшнего нашего собрания является «Мотивация учебной деятельности
младших школьников» и хотим мы его начать со слов Константина Дмитриевича
Ушинского: «Эпиграф».
– Чтобы настроиться на встречу сначала вспомните, как вы учились. Как вас
мотивировали на учебу родители, учителя. Что было интересно, а что – нет.
– Ответьте на два вопроса: Какие отметки вы чаще всего получали в школе? Какие
отметки вы бы хотели видеть у ваших детей?
– Предлагаю вам сегодня быть не просто слушателями, а побывать в роли учеников
(своих детей).
– Вы наверняка слышали, что в системе образования разработан и уже 4й год как
внедрен в школы новый Федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС.
По ФГОС уроки строятся не так, как раньше. Если раньше новый материал объяснял
учитель, а дети слушали, то сейчас учитель подводит детей к тому, чтобы они сами
добывали и открывали знания. Проводятся проблемные, проектные уроки. И вот сегодня
мы предлагаем вам поучаствовать в таком проектном уроке. Но сначала нужно выяснить,
что такое проект. Проект – дело, в результате которого получается продукт. Проект
всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка
времени.
Этапы работы над проектом.
1. Проблема.
2. Планирование.
3. Поиск информации.
4. Презентация.
5. Продукт.
Итак, какая же у нас проблема? Как повысить мотивацию к обучению. Иными
словами, как добиться, чтобы они занимались охотно и усердно, старались получать
хорошие оценки, чтобы им самим было интересно узнавать новое? То есть ЦЕЛЬ нашего
исследования – разобраться в том, что такое мотивация и как её повысить у детей.
Планирование:
Теперь мы должны спланировать свою дальнейшую работу.
С чего начнём?
– Нужно выяснить, что такое мотивация.
– Почему происходит снижение мотивации, и как её можно повысить.
Это и есть наши задачи.
Поиск информации:Попробуем сами понять, что такое мотивация. Где мы можем найти информацию? (в
справочнике, Интернете)
Работа в парах.
Итак, кто будет искать информацию в словаре? Кто в Интернете?
Мотивация – совокупность внешних и внутренних сил, которые побуждают человека
к деятельности и ориентируют на достижение цели. Мотивировать учащихся – значит
затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Вторая наша задача:
Почему происходит снижение мотивации, и как её можно повысить.
1 группа Что снижает мотивацию?
2 группа – Как повысить мотивацию?
(710 мин.)
Анкета
«Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению
ребёнка» ( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко)
ФИО (ребёнка)
Год рождения ребёнка Возраст
1. Как вы считаете, в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу. Подчеркните
тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.
В 6 лет, потому что
друзья, с которыми общается ребёнок, пошли в школу, и ребёнку будет легче
освоиться в школе уже в привычной компании;
ребёнку стало скучно в детском саду, он уже « вырос из игры», материал занятий в
детском саду уже известен ребёнку;
интерес ребёнка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до
того, как ребёнку исполнится 7 лет;
ребёнок достиг больших успехов и для развития следует отдать его в школу;
другие причины (укажите какие)
В 7 лет, потому что
в 6 лет ребёнок ещё слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;
в 6 лет ребёнок ещё не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний
и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;
в 6 лет психологически ещё не готов стать школьником, его больше привлекает
игра, а не учёба;
другие причины (укажите какие)
2. Выберете, что, повашему, свидетельствует о готовности ребёнка к школьному
обучению (можно выбрать несколько пунктов)?
здоровье, физическая выносливость;
умение общаться со сверстниками;
умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребёнка;
умение читать;
способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ ;
развитие тонких движений руки и зрительнодвигательных координаций;
интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
логичность рассуждений ребёнка, способность постижения основных признаков и
связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
другое (укажите что)3..Как вы считаете, насколько готов ваш ребёнок к школьному обучению? Почему?
4.Посещал ли ваш ребёнок подготовительные курсы?
да
нет, т.к. (укажите причины)
5.Что повлияло на ваш выбор школы для ребёнка:
специфика школы (углубленное изучение отдельных предметов и т.п.)
применяемые в школе специальные программы обучения (например, «Школа 2100»
рекомендации знакомых;
другие причины (укажите какие)
Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребёнка, рекомендации
и т.п.)
работающих в настоящее время с ребёнком педагогов;
да
нет, т.к. (укажите причины)
6.Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребёнком для повышения его
готовности к обучению в школе?
да
нет, т.к. (укажите причины)
7.Считаете ли вы, что ваша семья была материально готова к поступлению ребёнка в
школу?
школьных принадлежностей
да; нет; не задумывались над этом
8.Располагали ли вы необходимыми средствами для покупки всех необходимых
да; нет; не задумывались над этом
9. Считаете ли вы необходимым уделять ребёнку дополнительное время в течение
его первых школьных дней, месяцев?
да; нет; не задумывались над этом
10.Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо
изменить график работы для того. Чтобы иметь возможность провожать ребёнка на
занятия и встречать его из школы?
да; нет; не задумывались над этом
11.Имеется ли у ребёнка в вашей семье место (например, шкаф, полка, уголок), за
порядок в котором он самостоятельно отвечает?
да; нет; не задумывались над этом
12.Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место с началом его
учебной деятельности?
да не задумывались над этом нет, т.к. (укажите причины
13.Считаете ли вы, что, вашему ребёнку – школьнику необходимо предоставлять
больше свободы и самостоятельности в его поведении?
да не задумывались над этом нет, т.к. (укажите причины)