Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"
Оценка 4.8

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
2 кл
22.01.2018
Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"
ЦЕЛИ: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости школьников. ЗАДАЧИ: познакомить с понятием школьной неуспеваемости; рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении; вос¬питывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку; по¬знакомить с результатами исследований, проведенных в классе; дать рекомендации по организации помощи в преодолении ребенком трудностей в обучении.
неуспеваемость.docx
1 Родительское собрание   НЕУСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА:  ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Как редко ребенок бывает таким,  как нам хочется... Януш Корчак Мы возлагаем слишком большие  надежды на способности своих детей. Надо стараться выяснить не кто знает больше,  а кто знает лучше. ЦЕЛИ:  формирование   у   родителей   представления   о   причинах   неуспеваемости школьников. ЗАДАЧИ:  познакомить   с   понятием   школьной   неуспеваемости;   рассказать   о причинах возникновения трудностей в обучении; воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку; познакомить с результатами исследований, проведенных в классе;   дать   рекомендации   по   организации   помощи   в   преодолении   ребенком трудностей в обучении. Х о д   с о б р а н и я III. Этап педагогического всеобуча Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по­разному реагируют   на   учебную   нагрузку:   одни   очень   быстро   устают   и   не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем   не   справляются.   Многие   часто   болеют,   пропускают   занятия, отстают. ­ Почему все это происходит? Почему учиться трудно? Как возникают школьные   проблемы?   А   главное   ­   что   делать,   как   помочь   своему ребенку преодолеть их? (Высказывания родителей.) Все это очень непростые вопросы, которые возникают из года в год у мам и пап. Кто­то из них сетует на неусидчивость ребенка, на то, что каждый день на него жалуются учителя. Чей­то ребенок испытывает трудности в освоении  навыков грамотного письма. Чья­ то мама возмущена  тем, что учительница рекомендовала показать ребенка психоневрологу, хотя и сама она переживает, что ребенок порою становится неуправляемым. У одних это трудности, связанные с обучением, у других ­ агрессивность, конфликты со сверстниками, учительницей, беспричинные слезы, бесконечные болезни, низкий   темп   усвоения   школьной   программы...   И   многое,   многое   другое. Всем этим явлениям можно дать общее название ­ школьные трудности. Но школьные трудности не сводятся только лишь к низким способностям к   обучению   ребенка.   Неспособность   и   неуспеваемость   это   чаще   всего результат нашего невнимания, безразличия, нашего непонимания, а порою 2 наших  же  амбиций   и  давления   на  ребенка.  Опыт  показывает:   вовремя  и правильно изжитые трудности не только позволяют школьнику нормально учиться,   но   и   сохраняют   его   физическое,   психическое   и   социальное здоровье. В последние годы педагоги, медицинские работники, психологи, ученые все чаще говорят о трудностях обучения в школе. Как показывают цифры официальной   статистики,   в   начальной   школе   (более   30%   детей   имеют непреходящие трудности обучения). Эти страшные цифры означают: едва ли не каждый третий ребенок не верит в свои силы, так и не научился как следует читать и писать ­ и не имеет шансов успешно закончить школу и получить достойную специальность, профессию. И проблема эта не только педагогическая,   но   и   медицинская,   и   психологическая,   и,   прежде   всего, социальная. А самая главная беда ­ младшие школьники с еще неокрепшей психикой   остаются   пока   один   на   один   с   их   школьными   трудностями,   а родители не умеют или не хотят помочь им. В учебных неудачах наших детей родители чаще всего склонны винить школу. И неудивительно: школа с такими детьми, не вписывающимися в общепринятые рамки, не имеет возможности заниматься по индивидуальной траектории.   Да   и   программы,   методики,   рассчитанные   на   мифического среднего   ученика,   усугубляют   проблему.   Но,   обвиняя   только   школу   и перекладывая на нее всю вину, родители этим самым самоустраняются от помощи   собственным   детям.   А   между   тем,   неуспеваемость   школьника   ­ скорее общая беда: и детей, и родителей, и учителей, а впоследствии и всего общества.          Итак, каковы же причины школьной неуспеваемости? Прежде всего, большая   часть   школьных   трудностей   тесно   связана   с  особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья.  Об этом, как ни странно, родители не знают или не думают.   Состояние ребенка родителями оценивается в настоящий период времени без учета того, каким оно было до школы.  Конечно,   многие   родители   видят   в   раннем   детстве,   что   их   ребенок чрезмерно беспокойный, расторможенный, непоседливый, раздражительный или, наоборот, вялый. Что он плохо засыпает или очень беспокойно спит. Что   их   малыш   позднее,   чем   другие   дети,   начал   говорить.   Но   родители, утешая себя, объясняют это тем, что сын или дочка еще маленькие, и это никакая не болезнь, «все пройдет»... И только когда наступает время идти в школу, у них появляются проблемы. И возникающие с началом обучения трудности являются для многих родителей неожиданностью и вызывают не просто   огорчения,   но   и   недовольство   ребенком.   Отсюда   и   жалобы:   их 3 ребенок ленится, рассеянный, не хочет учиться, упрямиться, капризничает, проявляет черты характера, которых раньше не замечали. Если вы хотите помочь сыну или дочке, необходимо осознать, наконец: у ребенка,   начинающего   обучение,   не   может   быть   просто   лени,   просто нежелания учиться, просто рассеянности. Все это, как правило, связано с состоянием его здоровья, психологическими и возрастными особенностями, порой   сами   взрослые   наделали   ошибок   в   воспитании:   предъявляли чрезмерные требования, или, наоборот, игнорировали процесс развития.            Много хлопот доставляют родителям и школе гиперактивные дети. Учителя   постоянно   вызывают   в   школу   маму   с   папой,   жалуются,   что   на уроках   ребенок   постоянно   отвлекается,   ходит   по   классу,   берет   все,   что попадет под руку, пристает к другим детям, не может сосредоточиться ни на   минуту,   не   выполняет   до   конца   задание   или   делает   это   небрежно. Родители,   вместо   того   чтобы   разобраться   в   причинах   происходящего, начинают   применять   к   ребенку   более   жесткие   воспитательные   меры. Однако   совсем   это   не   баловство,   а   нарушение   поведения, свидетельствующее о расстройстве нервной системы. И надо, не откладывая, проконсультироваться с детским психоневрологом. Иногда оказывается, что ребенок   нуждается   в   срочном   лечении,   а   все   его   трудности   поведения объясняются расстройством нервной системы. Совершенно необходимы для гиперактивных детей упражнения на релаксацию, расслабляющий массаж, аутогенная тренировка.  Следующую группу неуспевающих составляют дети, у которых причиной развития   невротических   расстройств   и   впоследствии   неуспеваемости   в школе являются психогенные факторы. К ним относятся: 1.психические травмы, вызванные испугом, страхом; 2.тяжелые   ситуации,   свидетелем,   а   то   и   участником   которых   оказался ребенок ­ ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких; 3.жестокое, несправедливое обращение.              Так, причиной развития невроза у ребенка очень легко может стать вражда   между   родителями.   Эту   вражду   он   чутко   чувствует   и   тяжело переносит. Часто супруги, желая сохранить формальную семью ради детей, строят   отношения,   которые   внешне,   для   окружающих,   выглядят благополучно.   При   этом   если   вражда   между   мамой   и   папой замаскированная,   то   последствия   еще   тяжелее.   Ребенок   ощущает   себя беспомощным, живет в постоянном напряжении. Как отмечают психологи, в семьях   разбитых,   но   сохраняющих   формально   единство   именно   сын   или дочка   становятся   соединительным   звеном   ­   без   них   семья   не   смогла   бы существовать.   А   для   маленького   ребенка   ­   это   с   лишком   большая 4 эмоциональная   нагрузка.   Особенно   тяжелая   ситуация   складывается,   если родители при разводе втягивают детей и свой конфликт. Еще одна причина проблем в обучении ­ наши  родительские амбиции. Вот один пример. Единственный ребенок у немолодых родителей, он был всеобщим   любимцем.   Поскольку   мама   с   папой   считали,   что   сын   очень развит, в школу его решили отдать в 6 лет. При этом взрослые были уверены сами   и   заверили   мальчика:   он   будет   только   отличником.   Однако   на практике   оказалось   все   по­другому:   тот   трудно   привыкал   к одноклассникам, которые не хотели признавать его превосходства.  Да он и не умел делать многого, что умели другие ребята,   с трудом выдерживал необходимую школьную дисциплину. Ему быстро надоело сидеть на уроках; а учительница отнеслась к нему как ко всем, хотя он ожидал к себе такого же отношения, как в семье. Мальчик стал раздражительным, плаксивым, упрямым, говорил, что ненавидит школу. Однажды пожаловался, что у него болит голова и живот. Его оставили дома. На второй день повторилось то же самое. Каждый день появлялись новые жалобы, а в выходные дни был всегда   здоров.   Это   характерная   картина   так   называемого   школьного невроза. Еще одна причина школьных трудностей ­  семейные проблемы.  Надо отметить, что какой бы аспект школьных трудностей мы ни затронули ­ почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Чаще всего трудности в школьном обучении испытывают дети из неблагополучных семей. Для этих детей характерны: 1.общая ослабленность, отставание в росте и физическом развитии; 2.предрасположенность к частым заболеваниям, особенно хроническим; 3.явные   нарушения   сна:   дети   плохо   засыпают,   вскрикивают   во   сне, просыпаются в страхе; 4.замедленное   развитие   моторных,   речевых   функций,   познавательной деятельности.        Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания   становятся   основной  причиной   школьных  бед  не  обязательно только в неблагополучных семьях. Внешне семья может быть даже очень хорошей,  но  вот  ребенку   в  ней  живется  не  очень  сладко.  Это  еще  один фактор,   сильно   влияющий   на   процесс   школьной   адаптации   и   школьные трудности.   Он   выражается  в   дисгармонии   семейных   отношений  как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми. В таких семьях часто не могут найти единую линию: бывает, мать наказывает, отец жалеет, и наобо­ рот. Ребенок очень быстро находит выгодный для себя стиль повеления, приспосабливается,   выкручивается,   а   затем   переносит   этот   же   стиль 5 поведения на общение со сверстниками. Что непременно сказывается на его учёбе. В таких семьях нет радости, легкости отношений, взаимной поддержки и привязанности.   Вместо   этого   ­   постоянное   недовольство,   напряжение, угрюмость.   Дома   дети   не   шумят,   не   смеются,   не   веселятся,   а   в   школе разряжаются в кругу товарищей злобой, агрессивностью, драками. Или, что еще хуже, замыкаются на своих горестях, и тогда учителю трудно бывает обнаружить причины проблем в обучении. В бесконфликтных семьях также могут быть свои ошибки воспитания. Бывают мамы, принимающие все проблемы ребенка близко к сердцу, легко расстраиваются,   постоянно   беспокоятся   за   него.   Они   волнуются   по бесконечным   поводам.   Фактически   мама   боится   школьных   проблем   и утяжеляет ситуацию, а у ребенка укрепляет чувство неуверенности в своих силах, в своих знаниях. Ситуации, когда успехи детей не соответствуют ожиданиям родителей, могут быть самыми разными. Бывает, что ребенок, по мнению родителей, «хуже   всех»,   и   вместо   поддержки   его   отторгают   эмоционально, психологически,   наказывают   физически.   Часто   родители   ошибочно полагают, что лучший способ заставить хорошо учиться маленького ученика ­ страх. Они не бьют ребенка, а всего лишь пугают: тем, что он получит двойку, что его выгонят из школы, что он никем не может стать. А ведь это психологическое битье нисколько не лучше физических наказаний. Маме очень хочется, чтобы ее ребенок хорошо учился. А он не может оправдать ее  притязаний  и  боится   матери. И  этот  страх  парализует  волю   ребенка, ослабляет активность, уверенность в себе. Итак, итог: что же внутри семьи может усугублять школьные трудности или приводить к их возникновению? Детский   психиатр   М.И.   Буянов   выделяет   несколько  типов   дефектов воспитания в семье. 1.Воспитание   по   типу   Золушки,   когда   родители   чрезмерно   придирчиво, враждебно   или   равнодушно   относятся   к   детям,   предъявляя   к   ним повышенные   требования,   не   давая   нужной   ласки   и   теплоты.   Это   дети забитые, робкие, вечно боящиеся избиения, оскорблений. 2.Воспитание по типу кумира семьи. В таких случаях все требования детей выполняются, вся жизнь семьи сосредоточена только вокруг их желаний и прихотей.   Дети   растут   капризными,   своевольными,   упрямыми,   не признающими   запретов,   не   понимающими   ограниченности   возможностей родителей.   Эгоизм,   наплевательское   отношение   к   своим   обязанностям, 6 неспособность   отсрочить   получение   удовольствия,   потребительское отношение к окружающим ­ следствия такого уродливого воспитания. 3.Гиперопека   ­   ребенка   лишают   самостоятельности,   подавляют   его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкают, что за них кто­то все будет решать и делать. 4.И напротив ­  гипоопека  (гипо, как вы поняли,­ «мало»). Такой вариант воспитания,   никем   не контролируется. Никто не формирует в нем навыка социальной жизни, не обучает его пониманию того, «что такое хорошо» и «что такое плохо».   когда   ребенок   предоставлен   сам   себе, 5.Воспитание по типу кронпринца. Чаще встречается в зажиточной семье, члены которой занимают высокое положение в обществе. Такие родители, много времени уделяя своей карьере, не занимаются достаточное время со своими детьми, отделываясь от них подарками и разрешением всего, что им заблагорассудится. Вместо того чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу,   дети   получают   от   них   суррогаты   эмоций,   преимущественно   в денежной или вещевой форме. Родители препоручают их воспитание родст­ венникам или случайным людям ­ лишь бы дети не мешали. При   всех   этих   типах   воспитания   возникновение   школьных   трудностей предсказуемо с большой долей вероятности, а исправление порой не дает эффекта ­ пока не сменится отношение к ребенку дома. Как   же   нам   понять   суть   нашего   отношения   к   ребенку?   Для   начала сделайте   одно,   трудное,   но   и   возможное,   вылезьте   из   своей   взрослой скорлупы и посмотрите на себя глазами ребенка Однако   среди   младших   школьников   нередки   нарушения,   в   основе которых   лежат   остаточные   явления  раннего   органического   поражения центральной нервной системы.  Причины такого явления следует искать еще в период беременности и родов. Часто состояние ребенка ухудшается к весне:   нарастает   двигательная   расторможенность,   он   становится неуправляемым.   То   же   происходит   и   в   школе.   После   летнего   отдыха состояние   школьника   несколько   улучшается,   а   потом   все   повторяется снова.   Таким   детям   необходимо   постоянное   наблюдение   у   врача, систематическое и последовательное лечение.         Чрезвычайно важно создать вокруг этих детей   дома уравновешенную, спокойную обстановку, обеспечить им достаточный по продолжительности 7 сон,   отдых   и   правильный   режим   питания,   уменьшить   учебную   нагрузку, Чтобы   обеспечить   это,   необходимо   понимание   и   терпение   со   стороны родителей и тесные, постоянные контакты с учителями. Трудности обучения ребенка в школе могут быть связаны не только и с общей  ослабленностью организма.  Учитель в этом случае жалуется, что ребенок   на   уроках   вялый,   отвечает   невпопад,   как   будто   спросонок.   И ошибки какие­то нелепые: то все хорошо, а то ­ с простейшим примером не может справиться. Уже после первого урока он, по­видимому, настолько устает, что ложится на парту; а на следующих уроках совсем не может работать.   Подобного   рода   нарушения   здоровья   медики   называют астеническими состояниями. Главная   рекомендация   для   родителей   этих   детей   ­   правильно организовать   режим   дня,   ввести дополнительный   отдых,   дневной   сон,   увеличить   прогулки   на   воздухе,   а нагонять учебный материал постепенно.   уменьшить   учебную   нагрузку, И   уж   совершенно   не   надо   бояться   пойти   за   помощью   к   врачу­ психоневрологу. Чем раньше это сделаете, тем быстрее поможете ребенку. Одной   из   серьезных   причин   трудностей   обучения   в   школе   является задержка   психического   развития.  В   результате   неблагоприятного воздействия вредящих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие самых тонких человеческих функций.  Причина социальная: неблагополучие среды, в ко­ торой   воспитывается   ребенок;   дефицит   материнской   ласки,   внимания, тепла; недостатки ухода за малышом в младенчестве (ребенок сытый, сухой, а   остальное,   как   считают   молодые   мамы,   неважно);   эмоциональная заброшенность (это бывает в семьях, где мама сразу вышла на работу, а ребенка поручили няне ­ незнакомой, чужой для него женщине). В раннем возрасте   последствия   такого   воспитания   будут   не   столь   заметны,   как   в школе. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость,   непосредственность,   желание   играть,   стремление   только   к удовольствиям,   не   развита   познавательная   активность.   На   уроках   они пассивны   или,   наоборот,   излишне   беспокойны,   совершенно   не   могут сосредоточиться   на   задании;   все,   о   чем   говорится   в   классе,   словно   бы проходит мимо них. Чтобы помочь таким детям, требуется целый комплекс мероприятий:   назначение   курса   лечения,   организация   помощи   логопеда, психолога, индивидуальные занятия в посильном для них темпе. Главное условие при этом:  не переходить к изучению  нового материала, пока не будет усвоен прежний, постоянно возвращаться к пройденному, поощряя за малейший успех, вселяя уверенность в своих силах. 8 Есть еще один тип неуспевающих ­  «играющие»  дети. Они, в общем, положительно   относятся   к   школе,   но   постольку,   поскольку   занятия напоминают  игру.  А  любимое  их время ­   перемена. Учиться   им  скучно, уроки кажутся очень длинными. Очень несдержанны, начинают отвечать, не дослушав   вопроса,   и   почти   всегда   невпопад.   К   оценкам   совершенно равнодушны.   На   уроках   много   отвлекаются.   Такого   рода   детскость, психическая незрелость, как правило, не требует специального лечения и, к счастью, постепенно проходит. А все же без помощи родителей и учителей ребенка оставлять нельзя; ваш контроль ­ доброжелательный, спокойный ­ должен быть направлен на формирование у таких детей самостоятельности, дисциплинированности.         Главное для вас ­ как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу ­ для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Иначе трудности будут углубляться ­ это неизбежно. IV. Этап социологического опроса (Будет убедительнее и объективнее, если эту часть собрания проведет школьный психолог. Вы знаете родителей своих учеников уже третий год, вам   знакомы   отчасти   отношения   внутри   семьи,   проблемы   в   воспитании детей.   Если   собрание   проведет   специалист,   не   знающий   этих   нюансов, доверия к нему со стороны родителей будет больше). Психолог. Помочь найти ошибки в воспитании своего ребенка, которые могут   привести   к   школьным   трудностям,   вам   поможет   следующее исследование, которое мы провели в классе. Но перед тем как ознакомиться с результатами исследований, проведем мини­ опрос. Это поможет вам быть объективными при анализе семейной ситуации. 1.Сколько   раз   за   последнюю   неделю   вы   спросили   ребенка:   «Как   у   тебя дела?»? 2.Сколько раз вы сказали ребенку: «Я за тебя так рад!»? 3.Сколько раз за неделю вы задавали ребенку вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?»? 4.Говорили   ли   вы   на   этой   неделе   фразу   типа:   «У   меня   больше   нет   сил (терпения)...», «Ты опять меня расстроил»? 5.Наказывали ли вы ребенка за неудачи в учебе на этой неделе? 9 6.Говорили ли вы ребенку перед уходом в школу подобные фразы: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались»? 7.Если   ребенок   пришел   расстроенным,   поддержали   ли   вы   его   такими словами: «Ничего, мы позанимаемся, и у тебя все получится!»? 8.Что вы чаще делали на этой неделе: улыбались при встрече с ребенком или хмурились? Сделайте вывод по тесту­опроснику: какие отношения с ребенком у вас преобладали на этой неделе: позитивные, доверительные или конфликтные, негативные. (Родители анализируют результаты теста, задают вопросы.) Психолог. А сейчас посмотрите на себя со стороны глазами ребенка. К собранию   мы   провели   среди   детей   конкурс   рисунков   «Моя   семья». Рассмотрите внимательно рисунок: как ребенок изобразил членов семьи, в какой   последовательности,   какую   цветовую   гамму   он   выбрал,   насколько детально   прорисованы   лицо,   одежда   членов   семьи,   всех   ли   нарисовал ребенок, как он изобразил себя, и какое место себе отвел, отличаются ли члены семьи размерами и т. п. (прил). А   сейчас   послушайте,   как   по   этим   критериям   можно   определить отношения внутри семьи глазами ребенка (прил). V. Подведение итогов собрания (Родителям предлагается определить ценность сегодняшнего собрания с точки   зрения   практической   помощи   в   вопросах   воспитания   и   обучения детей.) 1.Узнали вы сегодня что­нибудь новое? 2.Была ли эта информация для вас полезной? 3.Заставила ли она вас задуматься, оценить свое отношение к ребенку по­ новому?

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"

Конспект родительского собрания "Неуспеваемость младшего школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018