Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».
Оценка 5

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Оценка 5
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
19.01.2017
Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».
Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности классных руководителей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Классные руководители познакомились с такими понятиями, как "мастерство", "педагогическое мастерство". Мастерство - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог- мастер своего дела, разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания». Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Предложены некоторые задания для учителей. А также использованная литература.
Выступление к МО.doc
МО классных руководителей «Педагогическое мастерство классного руководителя:  сущность и методы его работы» (Слайд № 1) Составила:  Мелентьева Л.Н., заместитель директора по ВР МОУ «Морозовская СОШ»  Октябрь, 2013 год. Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности  классных руководителей,  развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку  зрения. Задачи: • Определить наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности. • Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя. • Обобщить опыт педагогов, демонстрирующих высокое качество педагогического  мастерства. (Слайд № 2) «Жить ­ вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет …ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и  как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте»  Ж. Ж. Руссо  (Слайд № 3) Мастерство ­ это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и  обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог­  мастер своего дела, разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в  совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».  (Слайд № 4) Ян Амос Каменский (великий чешский педагог) считал, что главное назначение  учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями,  трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и  личным примером воспитывать у них человечность.  (Слайд № 5)  Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности,  проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения,  воспитания и развития человека.   Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при  котором происходит создание принципиально нового в организации учебно­воспитательного  процесса, в решении научно­практических проблем. В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: "Ничто не ценится так дешево и не  дается так дорого, как классное руководство".  В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя,  деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и  неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более  интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития  личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение воспитанников в общественно­ценностные отношения, реализация педагогического  сотрудничества всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.  Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний,  оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей и вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного  руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.  Основой деятельности классного руководителя служит подход «встречи–взаимопроникновения –  взаимодействия» традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и  создающегося сегодня). Суть заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не «перечеркивать», не отрицать положительный опыт, а интегрировать его с новым, необходимым запросами  современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную  основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в  значительной степени разрешить проблемы «отцов и детей», противоречия между педагогами –  традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы нового в свою деятельность,  проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных ценностей и идеалов.  (Слайд № 6) Условиями успешности деятельности классного руководителя являются:  – качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие  исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности,  коммуникабельности (в аспекте делового общения);  – мотивация  его деятельности, ориентированная  на результат;  – возможность проявления самостоятельности и творчества;  – оценка его деятельности по результату.  (Слайд № 7) Основные направления деятельности классного руководителя: работа с  учениками, родителями, другими учителями, с социумом и так далее. (Слайд № 8­ № 15)  Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в  отдельности.  Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого  проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения.  Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты  характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные  методы педагогического воздействия, педагогического мастерства. Ещё Н.К. Крупская писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики:  чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых  воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по­настоящему организовать  воспитательную деятельность. Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить  целеустремленный и действенный план воспитательной работы.  Необходимо работать не только с сильными учащимися, но и с плохими, трудными детьми. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.   Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная  учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах,  конкурсах и т.д. ­ все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служить этому  может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию.  (Слайд № 16) Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:  Принцип открытости.  Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в  предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный  руководитель хочет включить в план какие ­ то мероприятия, в которых ребята не хотели бы  участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения,  соответствующие принципу привлекательности.  Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность  выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не  интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.  Принцип деятельности.  Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную  деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности.  Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить  предметные вечера, экскурсии и т.п.  Принцип свободы выбора.  Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность  выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если  классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в  том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот ­ растет.  Принцип обратной связи.  Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие ­ классный час, праздник или экскурсию ­ классный руководитель обязан  побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном  мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат  формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному  делу.  Принцип сотворчества.  В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество ­ в  подготовке внеклассного мероприятия ­ это право выбора учащимися себе партнеров по  выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает  и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую  получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит  несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе  партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может  служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими  учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.  Принцип успешности.  И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень  успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в  выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен  видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет  видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще  активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово  классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития  классного коллектива.  Чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы  связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце  учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей  неуспевающих или недисциплинированных учеников.  Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя  заинтересованность классного руководителя судьбой их детей. Родители судят о школе по  мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую  очередь его профессионализмом. Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные родительские  собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания вместе с детьми. На таком  собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, надо создать  доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители обязательно должны узнать что­то хорошее о детях. Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно,  чтобы их услышали. Когда школьники говорят о КР «Нам повезло», они подразумевают: «Он учит нас жить и помогает  нам строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям  повезло – у них хороший классный руководитель». Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с общественными  организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой. Привлекая  общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего  педагогического мастерства. Он находит много союзников и помощников в сложном и  ответственном деле – в воспитании детей.  Классный руководитель должен выступать в роли дирижера. Классный руководитель в отличие от всех педагогов в школе, озабочен духовным обогащением и  выращиванием личности. Обеспечивает благоприятное преломление влияний общешкольной  воспитательной системы на индивидуальность каждого школьника.  (Слайд № 17) Классный руководитель является творцом, мастером интересных для детей и  разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным  школьником: – дискуссионных, игровых, состязательных; – творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга; – психологических (позволяющих ребёнку осознать самого себя). (Слайд № 18) Составляющие педагогического мастерства:  ­ мастерство организатора коллективной и индивидуальной учебной деятельности;                              ­ мастерство передачи знаний; ­ мастерство формирования опыта деятельности; ­ мастерство владения педагогической техникой, технологией. (Слайд № 19) Какие же существуют уровни профессионального развития классного  руководителя, педагога?– схема. ­ Педагогическая умелость (Слайд № 20): достаточно хорошее владение педагогом системой  обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему  осуществлять учебно­воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и  добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся ­ Педагогическое мастерство (Слайд № 21): 1)Педагогическая техника ­ совокупность различных  профессиональных умений преподавателя. 2) Доведенная до высокой степени совершенства  обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов  применения психолого­педагогической теории на практике, благодаря  чему обеспечивается  высокая эффективность учебно­воспитательного процесса. ­ Педагогическое творчество (Слайд № 22): это творчество, направленное на повышение  эффективности воспитательного процесса. Характеризуется внесением в воспитательный процесс  тех или иных инноваций, приемов и методов воспитания без какой­либо ломки педагогической  системы. ­ Педагогическое новаторство (Слайд № 23): Педагог­новатор – это автор новой педагогической  системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Сейчас я вам предлагаю немного проиграть, разделившись на 2 команды: (Слайд № 24) 1.Конкурс. Психологический ринг. Заместитель директора по ВР задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала  правильный ответ, получает фишку. Каждая команда получает по 2 вопроса.  1 команда:  Систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов  (Наблюдение). 2 команда: Психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта (Память). 1 команда: Определите тип темперамента. У этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы  реагируют громким смехом, на отрицательные ­ громким плачем. Все внутренние переживания  проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при  этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят  шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей  степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к  раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. (ДЕТИ­САНГВИНИКИ). 2команда:  Определите тип темперамента. У этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют  крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети  реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным  типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто  бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом  перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их  трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. (ДЕТИ­ ХОЛЕРИКИ). (Слайд № 25)   2. Конкурс «Доделай» От каждой команды приглашает по одному педагогу, которые получают карточки со следующими  заданиями: Закончите стихотворение, которое написано в карточке. Вместо многоточия придумать  продолжение. За правильный ответ ­ фишка. 1 команда. (А.С. Пушкин «Вишня») Румяною зарею Покрылся восток В селе за рекою … (Потух огонек). 2 команда. (И. Токмакова) Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу (Страшно простудиться). Ведь до поздней осени  Он стоит зелёный.  Значит, дуб выносливый,  Значит, закалённый.  С.      Я. Маршак, «  Вот какой рассеянный    »)   1 команда. (   Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу (Покупать бутылку квасу).  С.      Я. Маршак, «  Вот какой рассеянный    »)   2 команда.  (   Побежал он на перрон, Влез в отцепленный вагон, Внес узлы и чемоданы, (Рассовал их под диваны). (Слайд № 26) Дружеский шарж (изображение действительности, преувеличенное до  неправдоподобия с комическими целями) Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из  педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае, если педагоги узнали коллегу (на  обсуждение дается не более 2 минут) ­ они получают фишку. (Слайд № 27) 3. Конкурс.        Выразительность речи                                                                                             2 команда Командам дается задание: •  Произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" : 1 команда   тихо                                                                                                        громко нежно                                                                                                   удивленно иронично                                                                                           восторженно ласково                                                                                              требовательно (Слайд № 28) 4. Конкурс.        «Модель педагога». Вам предлагается схематично изобразить модель педагога, отметив качества, которыми он должен  обладать (не забывайте, что тема МО – педагогическое мастерство классного руководителя). (Слайд № 29) 5. Продолжи фразу. Принимать ребёнка таким, каков он есть – это значит…    Постоянно советоваться с ребятами, уметь подойти к ним, как говорил А. С. Макаренко,  вплотную и без позы, без назидательности, по­ деловому, ­ вот непременные показатели  педагогического мастерства классного руководителя. 6.Конкурс. 1 группа «Кодекс чести учителя школы» (восстановить фразы и оформить в виде книги) Учись видеть и уважать в другом человеке личность. Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим. Щедро делись своим педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего». Учись радоваться успехам коллег. Не позволяй себе плохого настроения, это не прилично. Полнее используй свои силы и возможности в работе. Повышай свой интеллект. Стремись к профессиональному мастерству. 2 группа «Заповеди педагогического общения» (советы бывалых)      (предлагаю прочитать по фразе  заповеди) ­ Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз». ­ Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты и глаз выражение.  ­ Какие они вчера и сегодня, какие с утра и какие в полдень. Как говорят они: смехом, слезами…   Учись себя видеть детей глазами!  ­ Любите детей, будьте вежливы с ними.     Они в любом возрасте очень ранимы…  ­ Чтоб уважения детей добиться, слово с делом не должно расходиться!     ­ Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей! ­ Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы. ­ К детям своим относитесь любя.  Злиться вы можете лишь на себя! ­ «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите. ­ Наедине не выясняйте и перед всеми не ругайте.  Не унижайте их при всех. Ведь убивает даже смех! Вывод: Какие бы частные задачи ни решал классный руководитель,  он  всегда является   организатором,  наставником  и мастером педагогического воздействия.   И в заключении мне еще хотелось бы вспомнить следующее. Педагогический коллектив, его опыт, знания, сплоченность в дружной целеустремленной работе –  вот главный источник успеха классного руководителя, его мастерства в организации коллектива и  влияния коллектива на личность каждого школьника. Список литературы:  • А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство ­ это синтез научных знаний, умений, навыков,  методического искусства и личных качеств учителя.  • Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство ­ комплекс свойств личности учителя,  необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности». • Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство ­ высший уровень педагогической деятельности,  проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства  обучения, воспитания развития ребенка». ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Таблица 1 Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем  Вид работы Индивидуальные беседы, психолого­педагогические консультации ученика Работа с активом класса Классный час: анкетирование, тестирование Экскурсии,   походы,   спортивные   мероприятия,   посещение   театра,   проведение   вечеров, праздников и другие формы коллективной воспитательной работы Наблюдение учащихся на уроках Посещение семей Периодичность Еженедельно Еженедельно Еженедельно 2   раза   в   четверть   по 1,5 ч  1 урок в 2 недели 10 семей в год (1–1,5 ч на посещение) Встречи   с   учителями,   другими   специалистами   лицея.   Участие   в   малых   педсоветах, 3–4 встречи в неделю, педагогических консилиумах Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей Контроль посещаемости, организация питания Дежурство по лицею Организация уборки кабинета Организация трудовых дел Проверка дневников Ведение классного журнала Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчето Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий Итого:  2–3 педсовета в год 1 раз в четверть Ежедневно По графику Ежедневно Ежемесячно по 1 ч Еженедельно Еженедельно По   необходимости 1 раз в год мере Норма затрат времени, мин в неделю   25 10 40 20 20 20 30 20 20 5 40 15 60 15 10 10 360

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».

Конспект семинара «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.