Тема Обращение. Знаки препинания при обращении
Цели урока: дать понятие об обращении, формировать умение находить обращение в предложе-нии и отличать его от подлежащего, формировать навык постановки знаков препинания при обра-щении, развивать навыки составления предложений с обращениями, совершенствование навыков вежливого обращения
Тема Обращение (2).docx
Тема Обращение. Знаки препинания при обращении
Цели урока: дать понятие об обращении, формировать умение находить обращение в предложении
и отличать его от подлежащего, формировать навык постановки знаков препинания при обращении,
развивать навыки составления предложений с обращениями, совершенствование навыков вежливого
обращения
1.Орг. момент. Психологический настрой на урок.
Ход урока
Тихо сели девочки,
Тихо сели мальчики.
А сейчас скажи, дружок, ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят?
Все ль на месте, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка?
Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Пожелаю вам, друзья, я ни пуха ни пера!
2.Актуализация знаний учащихся. Ребята, задача нашего урока: повторить пройденный материал и
рассмотреть новую тему. Какую? Вы сами сможете назвать мне ее после того, как ответите на
вопросы кроссворда и найдете выделенное слово.
1
5
6
9
2
3
7
4
8 1.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? как?
2. Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем коголибо к действию, просим,
приказываем.
3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой, чей?
4. Знак препинания, который ставится перед союзами а, но?
5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какоелибо
действие, обладает определенным признаком.
6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
8. Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится
между ними?
9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
3.Объявление темы урока. Цели урока. Мотивация. Итак, тема нашего урока «Обращение»
Эта конструкция осложняет простое предложение, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто
хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни.
Постановка цели урока: дать определение обращению, формировать умение находить обращения в
предложении, учить постановке знаков препинания при обращении, составлять предложения с
обращениями, отличать обращения от подлежащих, будем совершенствовать навыки вежливого
обращения. Помните, что речь – это лицо человека.
4.Изучение новой темы. Работа с упр. 157(устно). – Понаблюдаем, чтобы потом ответить на
вопросы.
Дайте определение обращению.
Какой частью речи оно выражается?
Как оно выделяется на письме?
Где может стоять в предложении?
Обращения произносятся со звательной интонацией. Раньше в русском языке было 7 падежей, но
язык – живое явление, изменчивое, и он утратился.
( Дети отвечают на вопросы, читают правило, делают узелок на память)
5. Физкультпауза.
6. Закрепление изученного материала. Задание 1Найдите обращения. Расставьте знаки препинания.
Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло. Не губи меня девица! Что Соколко что с тобою?
Бабушка постой немножко. Выпросил дурачина корыто. Чего тебе надобно старче?
Ребята, откуда эти строчки? ( Из сказок А.С.Пушкина) Назовите эти сказки.
Вы обратили внимание, что обращением можно выразить ласку, доброту, и, наоборот, злость,
недовольство. (Проверка выполнения задания)
А чем обращение отличается от подлежащего? (Обращение не является членом предложения)
Задание 2 Составьте с данными словами предложения. Каждое из слов используйте как обращение и
как подлежащее.
Образец: Лена, одень Катю. – Лена надела на Катю шапку.
Ребята, пятиклассники, Нина Сергеевна, участники соревнований.
Каждый культурный и воспитанный человек обязательно должен знать, как обращаться к людям в
устной речи. А как правильно?
Как нужно обращаться к незнакомым людям? – Как нужно обращаться к друзьям? (Узелок на
память)
Ребята из вашего класса отправились в творческую командировку по сбору вежливых слов.
Маршруты были такие «В нашей столовой», «На перемене». Познакомьте нас, дорогие друзья, с
результатами ваших наблюдений.( Выступление ребят)
В школьной столовой говорят «спасибо» все ученики нашего класса. Они всегда благодарят
работников столовой за вкусно приготовленный обед. Чаще из слов благодарности выбирают
спасибо, получается, что других слов они или не знают, или не хотят говорить.
На переменах ребята обращаются друг к другу в основном не по имени, а по фамилии. Иногда
ребята обходятся местоимением ты, что крайне невежливо.
Лучше к сверстнику обратиться по имени. ( Узелок на память)
Давайте запомним одно простое правило воспитанного человека – всегда начинать разговор с кем
либо с вежливого обращения. 21 ноября Международный день приветствий. В этот день говорят
добрые слова, приветствуют не только друзей, родных, но и незнакомых людей. Ведь так приятно,
когда тебя уважают и обращаются к тебе вежливо. Давайте договоримся, что будем употреблять
слова вежливости как можно чаще.
7. Итоги урока. – Подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились цели, которую сами
себе поставили? С чем мы должны были познакомиться? Чему научиться?
Рефлексия. – Составьте, хорошие мои, предложение с обращением ко мне, выразив свое отношение
к сегодняшнему уроку, используя слова: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал,
затруднялся ,не понял. 8.Домашнее задание. Упражнение 160, выучить правило.
Для чего нужны обращения?
Ребята делают сами выводы, сверяют с материалом в учебнике и записывают сведения в опорный
конспект. (Узелок на память)
На этапе закрепления ставилась цель: формировать умения находить обращения, отличать их от
подлежащих, правильно ставить знаки препинания при обращении. Выполняя упражнения, ребята
вспомнили замечательные сказки А.С.Пушкина и обратили внимание на то,что обращением можно
выразить ласку, доброту, и, наоборот, злость, недовольство. На данном этапе урока было уделено
внимание культуре устной речи. Ребята провели самостоятельное исследование и познакомили
одноклассников с результатами. Учащиеся закрепили умение, как нужно обращаться к незнакомым
людям и друзьям.
Были подведены итоги урока. Ребята отметили, что они добились поставленной цели. Учащиеся
ответили на вопросы учителя. Были выставлены и прокомментированы оценки.
В качестве рефлексии учащимся было предложено составить предложение с обращением к учителю,
в котором они выразили бы свое отношение к уроку, используя слова: старался, находил, объяснял,
узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
Домашнее задание было записано на доске и дан инструктаж по его выполнению.
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.