Тема: Е. Чарушин « Кабан »
Цели:
1)продолжить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина;
2) познакомить учащихся с особенностями поведения животных ;
3) развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности; развитие навыков осознанного, выразительного чтения;
4) способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация изученного
( Мы изучаем тему « Природа и мы ».
-О ком произведения? ( О животных)
III. Проверка д/з.
-Вам нужно было подготовить пересказ,
-Перескажите по плану.
-Какой эпизод вам наиболее понравился?
-Что полезного вы взяли?
IV. Сообщение темы и целей урока.
V. Работа по теме урока.
-Как называется рассказ, который мы читали? ( « Кабан »)
- о чем это произведение?
-Что вы знаете о кабанах? (ответы детей)
( Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот).
-Какое впечатление произвел рассказ?
-В какой момент вы волновались?
-Что вызвало улыбку?
-Оправдались ли наши предположения?
-Кем является мальчик – художник? (Чарушин)
Физпауза
5.Словарная работа: загородка, стегает. Баловство, запер. Акварель, небоскрёб, ягуар, кружат, студень
- Объясните значения слов, подберите синонимы, антонимы.
6.Самостоятельное чтение.
( жужжащее чтение)
( перед чтением - задание)
-Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ.
-О чем говорится в 1-ой, 2-ой, 3-ей части?
-Какие звери и птицы жили в зоосаду?
( Олень, ягуар, слон, волки, гималайский медведь, журавль – красавка, серый журавль, кабаны)
-Сколько было кабанов? (шесть)
7.Речевая разминка (скороговорка).
От топота копыт пыль по полю летит.
8.Повторное чтение (« цепочкой »).
а) Чтение и анализ 1-ой части.
-Постарайтесь определить границы 1-ой части и остановиться в нужный
момент (от начала до слов « интересно мне рисовать! »)
-Чем занимался в зоосаду автор?
-В какое время происходи событие?
-Что вы узнали нового интересного о животных?
-Как озаглавим первую часть? ( Утро в зоосаду)
б) Чтение и анализ 2-ой части.
( от слов « … Рисую..» до « … вспотел я со страху …»)
-Что нарушило безмятежное спокойствие художника? Какие слова из текста подтверждают это?
-Чем они напугали автора? (сжевали краски)
-Озаглавьте эту часть. ( « Кабаны на воле »)
в) Чтение и анализ 3-ей части.
-Почему автору стало стыдно?
-Что значит « ручные » кабаны?
-Озаглавьте эту часть (« Опасность миновала ») (план записан на доске).
9.Пересказ.
-Какими словами начинается рассказ? ( « Я рисовал животных …») – Кто рисовал? (Чарушин)
-От какого лица будет вестись пересказ? ( От 3-его лица)
11.Идейно-эстетический анализ.
-С каким чувством автор вспоминает эту историю? (добродушно - насмешливым, с юмором)
-О какой черте характера говорит этот поступок? ( О трусости)
-Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял панику, не кричал).
-Важно с детства учиться контролировать свой страх. Не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Ему не следовало изображать тореадора перед бушующим быком, и он сумел это сделать, и умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.
-Что полезного вы вынесли из этой истории?
-Какие пословицы подходят к этому рассказу?
У страха глаза велики.
Трусливому зайцу и пень волк.
Волков бояться – в лес не ходить.
Трус своей тени боится.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Кто дрожит – тот и бежит.
-Какой порок высмеивают пословицы?
VI. Подведение итогов.-Над каким произведением мы работали на уроке?
VII. Д/з пересказ, сочинить рассказ о животном.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.