Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Урок 3*1. «Совершенно особый путь»2
Личность и судьба Державина. Основные этапы его жизни и творчества.
Поэтический смысл стихотворений «Ключ», «Бог», «Русские девушки»3.
С личностью и творчеством Гавриила Державина, поэта, воина, государственного
деятеля, учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения
Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их
комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в
творчестве русских поэтов XIX и XX вв.
В центре первого урока — знакомство с удивительной биографией поэта и
периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в лекции учителя и
сообщениях специально подготовленных учеников.
«Бывший статссекретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и
Коммерцколлегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и
государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции,
действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются
автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в
последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а
также из романа В. Ходасевича «Державин».
В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки»
Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина. Много сходного есть в судьбах Державина и
Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, характеры их соответствуют духу
времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства.
Основные этапы жизни и творчества Державина
1743—1775 гг. «Ученичество»
Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым
в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин.
Борьба с повстанцами в период Крестьянской войны под предводительством Емельяна
Пугачева.
«Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому,
основоположникам русской литературы XVIII в., «просветителям» М. В. Ломоносову и А.
П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин
был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал
одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил
на всю жизнь.
1776—1803 гг. «Особый путь»
«Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый
путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило
прежде всего не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого
пути» Державин ведет в разных направлениях. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и
смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое
качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.
Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ».
Вопросы и задания к стихотворению «Ключ»
1 Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне.
2 См.: Державин Г. Р. Записки: Полный текст 1743—1812. М., 2000.
3 Идеи уроков по творчеству Державина принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой. 1. Найдите в стихотворении устаревшие слова и выражения, которые не
употребляются в современном языке. Дайте их толкование. Какой колорит они придают
тексту?
2. Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном
освещении, в разное время суток. Какие изобразительновыразительные средства языка
использует поэт для создания этих картин? С какой целью он это делает?
3. Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести
словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
4. Какова структура поэтической строфы в стихотворении? В чем ее своеобразие?
Как форма строфы помогает понять содержание и мысли автора?
5. Что общего у ключа и «лирного гласа» поэта? В чем символический смысл
прекрасного источника?
Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском
кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В.
Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.
Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской
проблематике. В конце 70х гг. XVIII в. в русском обществе распространяется учение о
религиознонравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее
действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте
можно провести анализ оды «Бог». Обращаясь к истории ее создания, учитель акцентирует
основные, проблемные вопросы урока.
Вопросы и задания к оде «Бог»
1. Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего
творчества?
текста?
2. Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?
3. Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу
4. Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?
5. Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова
и выражения рисуют образ человека?
6. Почему в оде с названием «Бог» центральным становится образ человека?
В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог»
Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга (перевод А. М.
Кутузова).
Гимн Богу, созданный Державиным в оде, есть одновременно и гимн Человеку,
выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для
современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое,
многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли,
энергию чувств.
1804—1816 гг. «Анакреонтические песни»
В 1804 г. выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические песни», в
которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.
Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки»
1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение
является в нем главным?
2. Какие образные картины вам представились?
3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и
своеобразие русского танца?
4. В чем, повашему, проявляется русский национальный колорит в этом
стихотворении? Поэт Державин был близким другом великого полководца Суворова и посвятил
ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь» (название дается в авторской
орфографии). Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и
величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению этого
стихотворения, обращая внимание на особенности его ритма, цезуру в середине каждого
стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.
Итог урока. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям
поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII
— начала XIX в.
Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"
Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"
Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.