Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"
Оценка 4.9

Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"
Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Урок 3*1. «Совершенно особый путь»2 Личность   и   судьба   Державина.   Основные   этапы   его   жизни   и   творчества. Поэтический смысл стихотворений «Ключ», «Бог», «Русские девушки»3. С личностью и творчеством Гавриила Державина, поэта, воина, государственного деятеля,   учащиеся   уже   встречались   в   средних   классах   и   убедились,   что   произведения Державина   сложны   и   неоднозначны.   Поэтому   надо   внимательно   отнестись   к   их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в творчестве русских поэтов XIX и XX вв. В   центре   первого   урока   —   знакомство   с   удивительной   биографией   поэта   и периодизация   его   творчества.   Этот   материал   может   быть   дан   в   лекции   учителя   и сообщениях специально подготовленных учеников. «Бывший   статс­секретарь   при   императрице   Екатерине   Второй,   сенатор   и Коммерц­коллегии   президент,   потом   при   императоре   Павле   член   верховного   Совета   и государственный   казначей,   а   при   императоре   Александре   министр   юстиции, действительный   тайный   советник   и   разных   орденов   кавалер»   —   так   начинаются автобиографические   «Записки»   Державина,   над   которыми   он   увлеченно   работал   в последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин». В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина. Много сходного есть в судьбах Державина и Петра   Гринева.   Они   близки   во   взглядах   на   жизнь,   характеры   их   соответствуют   духу времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства. Основные этапы жизни и творчества Державина 1743—1775 гг. «Ученичество» Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в   Преображенском   полку.   Участие   в   дворцовом   перевороте.   Первый   офицерский   чин. Борьба с повстанцами в период Крестьянской войны под предводительством  Емельяна Пугачева. «Кропание   стихов».   Подражание   А.   Кантемиру   и   В.   Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII в., «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был   рядовым.   Увлечение   живописью.   Рисовать   и   писать   стихи   Державин   начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь. 1776—1803 гг. «Особый путь» «Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило прежде всего не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет в разных направлениях. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает   в   своих   стихах   слова   «высокие»   и   «низкие».   Возникает   новое   поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись. Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ». Вопросы и задания к стихотворению «Ключ» 1 Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. 2 См.: Державин Г. Р. Записки: Полный текст 1743—1812. М., 2000. 3 Идеи уроков по творчеству Державина принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой. 1.   Найдите   в   стихотворении   устаревшие   слова   и   выражения,   которые   не употребляются в современном языке. Дайте их толкование. Какой колорит они придают тексту? 2. Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении,   в  разное   время  суток.  Какие   изобразительно­выразительные   средства  языка использует поэт для создания этих картин? С какой целью он это делает? 3.   Как   поэту   удается   создать   «говорящие»,   «живые»   картины,   воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит? 4. Какова структура поэтической строфы в стихотворении? В чем ее своеобразие? Как форма строфы помогает понять содержание и мысли автора? 5. Что общего у ключа и «лирного гласа»  поэта? В чем символический  смысл прекрасного источника? Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким. Идя   по   своему   «особому   пути»,   Державин   обращается   к   философской проблематике. В конце 70­х гг. XVIII в. в русском обществе распространяется учение о религиозно­нравственном   самоусовершенствовании   и   самовоспитании   как   наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог». Обращаясь к истории ее создания, учитель акцентирует основные, проблемные вопросы урока. Вопросы и задания к оде «Бог» 1.   Почему   именно   это   стихотворение   Державин   считал   вершиной   своего творчества? текста? 2. Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира? 3.   Каким   настроением   проникнута   ода?   Меняется   ли   это   настроение   по   ходу 4. Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны? 5. Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека? 6. Почему в оде с названием «Бог» центральным становится образ человека? В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина   со   стихотворением   «Плач,   или   Ночные   мысли»   Э.   Лонга   (перевод   А.   М. Кутузова). Гимн Богу, созданный Державиным в оде, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного   поэту   человечества.   «Бог»   —   произведение   чрезвычайно   емкое, многослойное,   при   анализе   очень   важен   его   подтекст,   выявляющий   космизм   мысли, энергию чувств. 1804—1816 гг. «Анакреонтические песни» В   1804   г.   выходит   сборник   стихов   Державина   «Анакреонтические   песни»,   в которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье. Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки» 1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным? 2. Какие образные картины вам представились? 3.   Какие   художественные   средства   использует   поэт,   передавая   динамику   и своеобразие русского танца? 4.   В   чем,   по­вашему,   проявляется   русский   национальный   колорит   в   этом стихотворении? Поэт Державин был близким другом великого полководца Суворова и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь» (название дается в авторской орфографии). Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению этого стихотворения, обращая внимание на особенности его ритма, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия. Итог   урока.  Произведения   Державина   по   выбору   тематики   и   особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX в.

Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"

Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"

Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"

Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"

Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"

Конспект урока " Г. Державин. Совершенно особый путь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018