Расширить представления детей о музее, как хранителе культурных ценностей, на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев, познакомить их с историей митинского края, сформировать у учащихся представление о национальном костюме угро-финн и славян, пробудить интерес к истории, познакомить учащихся с глиняной посудой, формировать интерес работать в группах., закрепить практические знания о правилах поведения в музее.
1кл. (История древнего Митино)по музейной педагогике.(конспект).docx
Разработка урока по
музейной педагогике для 1
класса
ГБОУ гимназия № 1358
г.Москва
(учительТерентьева Надежда Павловна)
Тема урока: «История древнего
Митино».
Цель: приобретаемые на уроках знания закрепляются при
посещении музея, а уроки проведенные в стенах музея,
приносит удовольствие. В результате проведения урока в
музее расширяются знания учащихся, происходит духовное
обогащение личности ребенка, воспитывается культура
общения и поведения в музее
Задачи: расширить представления детей о музее, как
хранителе культурных ценностей, на конкретных примерах
раскрыть важность и необходимость культурной
преемственности через посещение музеев, познакомить их с
историей митинского края, сформировать у учащихся
представление о национальном костюме угро-финн и
славян, пробудить интерес к истории, познакомить учащихся
с глиняной посудой, формировать интерес работать в
группах., закрепить практические знания о правилах
поведения в музее.
Оборудование: глиняная посуда, костюмы, сшитые
Гринчук С.Ю(мама ученицы 1б кл. Гринчук Кристины),
картонные куклы и бумажные одежды для них, презентация
к разработке урока, карточки (2 набора), мультимедийное
оборудование. Вопрос
ы
для бе-
седы с
уч-ся
Музей-
лексич.
значе
ние.
Орган
изаци
онный
момен
т
Поста
новка
целей
урока,
мотив
а ция
деяте
льнос
ти уч-
ся.
1.
С1
2.
С2
3
С3
Объяс
нение
новог
о
матер
иала
Опред
еле
Приветствие, усаживайтесь и
внимательно слушайте. Я буду говорить
предложение, а последнее слово в
предложении вы произнесете все
вместе.
1.На уроке наши глаза внимательно
смотрят и все видят
.
2.уши внимательно слушают и все
слышат
.
3.Голова хорошо думает
.
4.У меня в руках волшебный клубочек
5. Он приглашает вас в путешествие, а
куда, скоро узнаете.
Слушайте внимательно .
Это место находится в городе или в селе,
там живут и работают, живут вещи, а
работают люди. Вещи дорогие, но для
сердца и памяти, они не продаются,
потому, что они принадлежат людям,
чтобы знать прошлое, быт и культуру.
Что же это за место? музей .
Музей -учреждение, где собирают,
изучают и хранят предметы - памятники
истории и культуры.
Урок сегодня проходит в музее, который
называется «Моя малая Родина Митино» ,
Посмотрите вокруг, как вы думаете, что
за предметы старины вас окружают? Эти
все предметы найдены в окрестностях
района Митино.
Как вы считаете, какой теме будет
посвящен наш урок, о чем мы будем с
вами беседовать
История Митино.
Рабочее
место
(расставл.
столы
для
работы в
2 группах)
Ученики
отвечаю
т на
вопросы
Вывеш.с
лово
музей
Вывеш.
тема на
доску ние
темы
Работ
а над
темой
урока
Уточ
нени
е
темы
урок
а
4
С4
С5
С6
С7
С8
С9
С1
0
Объясн
ение
нового
материа
ла.
Известня
к-
Лекс.зна
ч.
Лекс.
знач.
древни
й
Лекс.зн
.
Славян
е
Предки
-
лекс.зн
ач.
Известняк - осадочная горная порода,
Позднее мы уточним с вами тему урока.
Наш район Митино не всегда был таким.
Давным – давно несколько миллионов
лет тому назад на месте равнины
плескалось бескрайнее море. Плавали в
нем живые организмы, которые, умирая,
опускались на дно моря и создавали
белый строительный материал –
известняк.
состоящая из глинистых и песчаных
частиц. Известняки нередко содержат
остатки известковых скелетов
ископаемых организмов.
Построенная из этого камня Москва
именно поэтому впоследствии звалась
белокаменной.
Шли годы, проходили тысячелетия, и в эти
места пришли племена угро-фин.
Около деревни Митино находилась группа из
6 курганов «дьяковцев»,
Которые были древнейшим населением Российской
федерации.
Древний- существовавший или
возникший в отдаленном прошлом,
очень давний
Ребята, давайте с вами уточним тему нашего
урока. Каким словом вы бы ее дополнили.
Древнее
Прочитайте тему урока
Славяне пришли на эту территорию
позже, в середине 13 века . Славяне- это
большая группа племен, предков
современных славянских народов,
говоривших на разных языках.
Территория современного района
Митино неразрывно связана с историей
княжества Московского.
В те отдаленные времена славяне жили
большими родовыми общинами. Из века в
век переходил славянский традиционный
уклад семьи.
До принятия христианства на Руси, у
наших предков, был цикл праздников,
обрядов, обычаев, которые передавались
из поколения к поколению
Предки - древний предшественник по
роду, а также соотечественник из
прежних поколений. Родители.
«Чем дальше в будущее входим
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим
Вывеш.с
лово
известня
к
Показ
экспона
та
Добави
ть
слово,
древне
е, в
тему
Вывеш.сл
ово
древний
Вывеш.с
лово
славяне
Вывеш.с
лово
предки Вывеш.с
лово
экспона
т
Встаньте
и подой
дите к
экспо
натам.
Глиняна
я посуда
Хоть новому принадлежим»
Чем должны дорожить, каким прошлым?
(предметы старины)
Предметы старины в музее,
называются экспонатами
Экспонат– предмет выставленный
напоказ, выставляемый для обозрения в
музее или на выставке.
Клубочек нас привел к экспонатам,
которые нас познакомят с народами
населявшими митинский край и их
ремеслом, а вы сможете принять участие
в нашем ознакомительном путешествии.
Народы славян занимались
рыболовстовм, охотой, земледелием,
собирали дикие ягоды, орехи, грибы ,
травы, мед диких пчел, а также
занимались гончарным делом,
изготавливали различную глиняную
посуду.
Кувшин - в них наливали квас,молоко,
компот (узвар);
макитры (глиняные горшки) –
использовали для хранения круп, в них
замешивали тесто, укладывали пирожки
и хлеб; корчага(глиняный горшок) – для
нагревания воды в печи, варки пива, кипячения
белья. В нижней части тулова делали отверстие
для слива, закрываемое деревянной пробкой.
Ребята, дорожить и сохранять надо не
только предметы старины, но и духовность.
«Застыло время здесь для нас,
Чтоб для потомков сохранить
Дарованный щедро духовный
запас,
Который в музее умеют ценить».
Современные ученые утверждают, что
именно женщина, оказывается в большей
степени носительницей древней
мудрости своего рода, духовности.
Народная мудрость хранит свои знания в
песнях, пословицах, поговорках,
частушках, традициях. Именно женщины
сохраняли тонкие особенности своего
национального костюма.
Посмотрите, как одевались женщины в
древности.
Гардероб наших предков был
удивительно ограничен. Каждая деталь
5
С1
1
С1
2 Знако
мство
с
глин.
посуд
ой
Экспон
аты-
лекс.зн
ачен.
Обра
щаю
внима
ние на
экспона
ты в
музее
Беседа
о
посуде.
Продо
лжен
ие
темы
урока
6
С1
3
С1
4
С1
Беседа
по
костюм
ам
Угро-
фин и
славян 5
С1
6
С1
7
С1
8
С1
9
С2
0
С2
1
С2
2
7.
Практ
ическ
ая
работ
а
Расска
зать из
чего
состоя
т
нацио
нальны
е
костю
мы
Практи
ческая
работа
8. Закре
Показ 5
костю
мов
(2
мужски
х и 3
женски
х)
костюма являлась своеобразным
свидетельством жизненного уклада.
Одежда шилась не просто праздничная
или повседневная, она еще
соответствовала календарному циклу,
образу жизни, благосостоянию и
семейному положению человека.
Посмотрите, перед вами 3 костюма
славян и 2 костюма угро-фин.
Мужская одежда сильно уступала по
цветной гамме женским нарядам,
которые шились в большинстве случаев,
чтобы подчеркнуть красоту хозяйки,
тогда как мужской костюм предпочитали
для работы.
Главным критерием тут было удобство.
Отсюда и свободный крой, и
соответствующие ткани и цвета.
1.Крестьянский мужской костюм
(холщевая рубаха и брюки).
2.Рубаха косоворотка, завязанная
плетеным поясом , брюки.
3. Душегрейка одевалась сверху на
сарафан, прямой сарафан, рубаха –
рукава сужающиеся к запястью .
(крас)Такой сарафан называли круглым
или московским.
4.Распашной косоклинный сарафон. Клинья,
выкроенные по косой, создавали
неповторимую колоколообразную форму
сарафана, являющуюся отличительной
особенностью и рубаха.(синий)
Такой сарафан назывался саян или
кумашник.
5. Передник повязывался поверх поневы.
Он был одной из важных частей женского
костюма. Понева- это самая древняя
деталь женского гардероба, которая
укреплялась на талии с помощью шнура.
Позднее их заменили юбки и сарафаны .
К середине 19 века понева сохранилась
лишь у крестьянок, рубаха.
В будние дни крестьяне ходили в синих
сарафанах, а на праздник одевали
сарафаны китайчатые. Зажиточные
рядились в одежды красных расцветок.
Из набора костюмов, дети, одевают
картонных кукол разделяя костюмы по
национальной принадлежности (угро-
финов и славян) гости собирают одежду
на вешалки.
На завалинке, в светелке иль на Рассказ
о
посиде
лках
С2
3
п
ление
.
Тради
ции
славя
нског
о
народ
а
Инсцен
ировка
небыли
ц:
Блиц-
бревнышках каких, собирались
посиделки пожилых и молодых. При
лучине ли сидели ,иль под светлый
небосвод, говорили, песни пели и водили
хоровод. Быт людей отмечен веком
поменялся старый мир . Нынче все мы
по «сусекам» личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок, и, чего там
говорить, скучно жить без посиделок, их
бы надо возродить!
Выходят 3 девочки.
Нам зачинать досталась роль, не путайте
с нагрузками. Мы принесли вам хлеб и
соль на посиделки русские.
Жива традиция, жива. От поколенья
старшего важны обряды и слова из
прошлого из нашего. И потому принять
изволь, тот кто пришел на посиделки, на
этой праздничной тарелке из наших рук
и хлеб и соль.(угощают караваем гостей)
Ну-ка сядем рядком, да поговорим
ладком. Небылицы в лицах сидят в
светлицах, щелкают орешки да творят
потешки. Хотите знать какие? А вот
какие…..
1.Федул – чего губы надул? – Кафтан
прожег. – Зашить можно? – Да иглы нет. –
А велика ли дыра? – Один ворот остался.
2.Фома, что из леса не идешь? – Да
медведя поймал. – Так веди сюда! – Да он
не идет! – Так сам иди! –Да он меня не
пускает.
3.Здорово , кума! – На рынке была? –
Никак ты кума, глуха? – Купила курицу да
петуха. – Прощай, кума. – Рять рублей
дала.
4.Сынок, сходи за водой на речку! –
Живот болит. – Сынок, иди кашу есть! –
Что ж, раз мать велит надо идти!
5.А ты куда шагаешь? - За семь верст. –
Киселя хлебать? –Нет комара искать. –
Это которого же комара? – Да того,
который укусить меня за нос хочет. – Да
он при тебе.- Где это при мне? –Да на
носу у тебя!
А какие посиделки без красивой русской
песни? Где песня льется, там легче
живется!
Песня «Валенки» опрос.
Закреп
ление
опорны
х слов
Заклю
чител
ьное
слово
учите
ля
Закре
плени
е
матер
иала
Что бы хранить традиции, помнить
прошлое, знать историю и быт русского
народа, чувствовать любовь и гордость к
«малой родине», знать исторические
термины для этого мы и собрались в
музее. А чтобы увидеть , какими вы были
внимательными, проведем сейчас блиц-
опрос.
Опорные слова. У одной группы: текст и
слова(соединяют стрелками),
У второй: слова и картинки(соединяют
стрелками).
Вывеши
Ваются
К словам
пояснен
ия с
картин
ками
9
10
С2
4
С2
5
С2
6
С2
7
Затем сравним и проверим.
Гости, работают над деформированным
текстом стихотворения.
После, прочтение стихотворения одним из
гостей или учителем
«Встают над Митино рассветы,
Как много сотен лет назад.
Былины скажут Вам об этом:
Здесь торговал славянский брат.
Здесь улиц звонкие названья,
Здесь родниковые ключи.
Гордимся мы, что наше званье-
Митиноградцы —москвичи!»
1.Сегодня на уроке я узнал…
2.Мне понравилось…
3.Я хотел бы….
4. Интересно было…….
5. Я научился…
.«Собирая вещи предков,
Любим мы свой край родной.
Нет школы без музея
Без истории своей»
Благодарю гостей за внимание, а вас ребята,
за хорошее занятие.
Молодцы!
11
С2
8
Подве
дение
итого
в
урока
Вопро
сы
детям
С2
9 К А Р Т О Ч К И
СЛАВЯНЕ - lревний предшественник по
роду, а также
соотечественник из прежних поколений.
Родители.
ДРЕВНИЙ - предмет выставленный
напоказ предмет, выставляемый для
обозрения в музее или на выставке
МУЗЕЙ - большая группа племен, предков
современных славянских народов,
говоривших на разных языках
ИЗВЕСТНЯК -существовавший или
возникший в отдаленном прошлом, очень
давний.
ПРЕДОК- осадочная горная порода,
состоящая из глинистых и песчаных частиц.
Известняки
нередко содержат остатки известковы
скелетов ископаемых организмов
ЭКСПОНАТ - учреждение, где собирают,
изучают и хранят
предметы, памятники истории и культуры.
ПРЕДОК
МУЗЕЙ
СЛАВЯНЕ
ЭКСПОНАТ ДРЕВНИЙ
ИЗВЕСТНЯК
Здесь улиц звонкие названья,
«Встают над Митино рассветы,
Митиноградцы —москвичи!»
Былины скажут Вам об этом:
Как много сотен лет назад.
Гордимся мы, что наше званье-
Здесь родниковые ключи.
Здесь торговал славянский брат
«»»»»»»»»»»»
Сравнение и проверка
СЛАВЯНЕ - большая группа племен, предков
современных славянских народов
говоривших на разных языках.
ДРЕВНИЙ - существовавший или возникший
в отдаленном прошлом, очень давний
МУЗЕЙ- учреждение, где собирают,
изучают и хранят предметы – памятники
истории и культуры. ИЗВЕСТНЯК - осадочная горная порода,
состоящая из глинистых и песчаных частиц.
Известняки
нередко содержат остатки известковых
скелетов ископаемых организмов
ПРЕДОК-- древний предшественник по роду,
а также соотечественник из прежних
поколений.
Родители
ЭКСПОНАТ– предмет выставленный
напоказ, предмет, выставляемый для
обозрения в музее
или на выставке
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Конспект урока . «История древнего Митино».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.