Конспект урока " От Кирилла и Мефодия до наших дней"
Оценка 4.8

Конспект урока " От Кирилла и Мефодия до наших дней"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
31.03.2017
Конспект урока " От Кирилла и Мефодия до наших дней"
Публикация является частью публикации:
Технологическая карта урока.docx

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке).

Управляет ситуацией самооценки.

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

·    правильность выбора учебных принадлежностей,

·    настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

На доске слева  От Кирилла и Мефодия до наших дней. День славянской письменности

- Что это за день и когда его отмечают?

 (Слайд№2) 24 мая –день славянской письменности

 

Какие славянские народы вы знаете? Что их объединяет?

 

Слушают, читают задания.

Выполняют задание.

Учащиеся рассуждают

 

 

 

 

Дети -Русские, белорусы украинцы, болгары и др

 

 

3. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно  или в совместной деятельности с учителем).

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно  или в совместной деятельности с учителем).

(Слайд№3) Что объединяет эти изображения?

Кто изображён на слайде?

 Что объединяет эти изображения?

 

Учащиеся:

.

4. Решение учебной задачи

Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

(Слайд№4)глаголица и кириллица

Учитель

 Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от славянского слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из двух братьев - славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита. Глаголица была на 200 лет старше кириллицы . Она имела тот же состав

букв, но с более сложным, витиеватым написанием

(Слайд№5.6) глаголица и кириллица

 

Работа с информацией

Что узнали о Кирилле и Мефодии из дополнительной литературы, а что знали раньше?

.

 (Слайд№7) Кирилл и Мефодий

Учитель делает вывод

Равноапостольные Кирилл и Мефодий Славянские просветители, создатели   славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык.

 

(Слайд№8)Церковная и современная азбука Сравните 2 азбуки, чем они отличаются?

 

(Слайд№9) Начертание букв, красная строка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Легко ли было нарисовать букву?

(Слайд№10)

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности

Посмотрите на слайд и скажите Почему 24 мая отмечают день славянской письменности

 

Вывод учитель:

Во времена славного князя Владимира принял русский народ православную веру. И пришли на Русь учителя из Болгарии. Были они учениками учеников Кирилла и Мефодия

Все знания христианского мира стали доступны русскому человеку. И каждый, кто учился славянской грамоте, хранил в памяти имена первых учителей Кирилла и брата его Мефодия.

От нас им тоже вечная память и низкий поклон

Слайд№10) Их имена помнят славяне

Кто изображён на слайде  и где находятся эти памятники

Памятник святым Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича в Москве, в Севастополе - автор памятника—харьковский скульптор Александр Демченко.

Церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия в Подольске была освящена 11 октября 2012 года в честь святых братьев, святителей словенских, создателей славянской письменности, особенно почитаемых на Руси.

Где и когда празднуется День славянской письменности

Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

Развитие письменности на родном языке привело к развитию грамотности. О распространении грамотности среди населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту.

На сегодняшний день наша страна имеет в руках бесценное книжное богатство - 494 рукописных книги, написанных на глаголице и кириллице на пергамене  А если прибавить к этому количеству еще и славянские древние книги, которые

Слайд№11) реформы азбуки

Почему потребовалась реформа азбуки

 

 

(Слайд№13) Иван Фёдоров

 

 

 

 

 

 

Вот как трудно было учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу “Азбуку учат, во всю избу кричат”. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому так много придумали пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы знаете вы?

 

 

 

 

 

Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают проблему: Почему возникла необходимость создания славянской азбуки,

 

 

 

Работают в группе Читают  раздаточный материал о Кирилле и Мефодии. И делают вывод о их роли в создании письменности

1 представитель группы делает вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают, делают вывод

 

 

 

 

 

РАБОТА В ГРУППЕ

1группа рисует буквы первые 5 букв

2группа рисует буквы вторые 5 букв

3группа рисует буквы третьи 5 букв

4группа рисует буквы четвертые 5 букв

Представляю свои работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группе Читают  раздаточный материал о реформе азбуки. И делают вывод о их роли в создании письменности

1 представитель группы делает вывод

 

Работают в группе Читают  раздаточный материал о Иване Федорове. И делают вывод о их роли в создании в распространении письменности

1 представитель группы делает вывод

 

 

 

Ищут пословице в  пособии Пословицы русского народа, в интернете

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.
АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.
Азбуку учат, на всю избу кричат.
Азбуке учиться, всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
Продай кафтан, купи буквицу.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Грамоте учиться, всегда пригодится.
Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.

Раздаточный материал

 

8. Оценка

Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

 ВСПОМНИМ КАКУЮ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ МЫ ДЛЯ СЕБЯ СТАВИЛИ

Узнаем, какое значение имели эти люди для развития славянской письменности

Какую роль письменность сыграла в жизни каждого современного человека

 

Узнаем, какое значение имели эти люди для развития славянской письменности

Какую роль письменность сыграла в жизни каждого современного человека

.

9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Кто такие Кирилл и Мефодий?

Какова их роль в развитии славянской письменности?

Какую роль сыграл Иван Фёдоров в распространении письменности?

Используя материал раздаточный дети

отвечают на вопросы

Заполняют таблицу

Оцените свою работу в группе

 

 


 

Этап урока /учебная ситуацияРезультаты этапаЦель этапаВзаимодействие в образовательном процессе

Этап урока /учебная ситуацияРезультаты этапаЦель этапаВзаимодействие в образовательном процессе

Слайд№5.6) глаголица и кириллица

Слайд№5.6) глаголица и кириллица

Все знания христианского мира стали доступны русскому человеку

Все знания христианского мира стали доступны русскому человеку

Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту

Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту

Оценка Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Оценка Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017