конспект урока " От Кирилла и Мефодия до наших дней"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке).

Управляет ситуацией самооценки.

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

·    правильность выбора учебных принадлежностей,

·    настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

На доске слева  От Кирилла и Мефодия до наших дней. День славянской письменности

- Что это за день и когда его отмечают?

 (Слайд№2) 24 мая –день славянской письменности

 

Какие славянские народы вы знаете? Что их объединяет?

 

Слушают, читают задания.

Выполняют задание.

Учащиеся рассуждают

 

 

 

 

Дети -Русские, белорусы украинцы, болгары и др

 

 

3. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно  или в совместной деятельности с учителем).

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно  или в совместной деятельности с учителем).

(Слайд№3) Что объединяет эти изображения?

Кто изображён на слайде?

 Что объединяет эти изображения?

 

Учащиеся:

.

4. Решение учебной задачи

Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

(Слайд№4)глаголица и кириллица

Учитель

 Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от славянского слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из двух братьев - славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита. Глаголица была на 200 лет старше кириллицы . Она имела тот же состав

букв, но с более сложным, витиеватым написанием

(Слайд№5.6) глаголица и кириллица

 

Работа с информацией

Что узнали о Кирилле и Мефодии из дополнительной литературы, а что знали раньше?

.

 (Слайд№7) Кирилл и Мефодий

Учитель делает вывод

Равноапостольные Кирилл и Мефодий Славянские просветители, создатели   славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык.

 

(Слайд№8)Церковная и современная азбука Сравните 2 азбуки, чем они отличаются?

 

(Слайд№9) Начертание букв, красная строка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Легко ли было нарисовать букву?

(Слайд№10)

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности

Посмотрите на слайд и скажите Почему 24 мая отмечают день славянской письменности

 

Вывод учитель:

Во времена славного князя Владимира принял русский народ православную веру. И пришли на Русь учителя из Болгарии. Были они учениками учеников Кирилла и Мефодия

Все знания христианского мира стали доступны русскому человеку. И каждый, кто учился славянской грамоте, хранил в памяти имена первых учителей Кирилла и брата его Мефодия.

От нас им тоже вечная память и низкий поклон

Слайд№10) Их имена помнят славяне

Кто изображён на слайде  и где находятся эти памятники

Памятник святым Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича в Москве, в Севастополе - автор памятника—харьковский скульптор Александр Демченко.

Церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия в Подольске была освящена 11 октября 2012 года в честь святых братьев, святителей словенских, создателей славянской письменности, особенно почитаемых на Руси.

Где и когда празднуется День славянской письменности

Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

Развитие письменности на родном языке привело к развитию грамотности. О распространении грамотности среди населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту.

На сегодняшний день наша страна имеет в руках бесценное книжное богатство - 494 рукописных книги, написанных на глаголице и кириллице на пергамене  А если прибавить к этому количеству еще и славянские древние книги, которые

Слайд№11) реформы азбуки

Почему потребовалась реформа азбуки

 

 

(Слайд№13) Иван Фёдоров

 

 

 

 

 

 

Вот как трудно было учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу “Азбуку учат, во всю избу кричат”. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому так много придумали пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы знаете вы?

 

 

 

 

 

Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают проблему: Почему возникла необходимость создания славянской азбуки,

 

 

 

Работают в группе Читают  раздаточный материал о Кирилле и Мефодии. И делают вывод о их роли в создании письменности

1 представитель группы делает вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают, делают вывод

 

 

 

 

 

РАБОТА В ГРУППЕ

1группа рисует буквы первые 5 букв

2группа рисует буквы вторые 5 букв

3группа рисует буквы третьи 5 букв

4группа рисует буквы четвертые 5 букв

Представляю свои работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группе Читают  раздаточный материал о реформе азбуки. И делают вывод о их роли в создании письменности

1 представитель группы делает вывод

 

Работают в группе Читают  раздаточный материал о Иване Федорове. И делают вывод о их роли в создании в распространении письменности

1 представитель группы делает вывод

 

 

 

Ищут пословице в  пособии Пословицы русского народа, в интернете

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.
АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.
Азбуку учат, на всю избу кричат.
Азбуке учиться, всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
Продай кафтан, купи буквицу.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Грамоте учиться, всегда пригодится.
Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.

Раздаточный материал

 

8. Оценка

Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

 ВСПОМНИМ КАКУЮ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ МЫ ДЛЯ СЕБЯ СТАВИЛИ

Узнаем, какое значение имели эти люди для развития славянской письменности

Какую роль письменность сыграла в жизни каждого современного человека

 

Узнаем, какое значение имели эти люди для развития славянской письменности

Какую роль письменность сыграла в жизни каждого современного человека

.

9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Кто такие Кирилл и Мефодий?

Какова их роль в развитии славянской письменности?

Какую роль сыграл Иван Фёдоров в распространении письменности?

Используя материал раздаточный дети

отвечают на вопросы

Заполняют таблицу

Оцените свою работу в группе