Этап урока /учебная ситуация |
Результаты этапа |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
1. Самоопределение к деятельности Орг. момент |
Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка. |
Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) |
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке). Управляет ситуацией самооценки. |
Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: · правильность выбора учебных принадлежностей, · настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация |
Воспроизведенные знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний |
Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания |
На доске слева От Кирилла и Мефодия до наших дней. День славянской письменности - Что это за день и когда его отмечают? (Слайд№2) 24 мая –день славянской письменности
Какие славянские народы вы знаете? Что их объединяет?
|
Слушают, читают задания. Выполняют задание. Учащиеся рассуждают
Дети -Русские, белорусы украинцы, болгары и др
|
3. Постановка учебной задачи |
Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). |
(Слайд№3) Что объединяет эти изображения? Кто изображён на слайде? Что объединяет эти изображения?
|
Учащиеся: . |
4. Решение учебной задачи |
Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма |
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности |
(Слайд№4)глаголица и кириллица Учитель Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от славянского слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из двух братьев - славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита. Глаголица была на 200 лет старше кириллицы . Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием (Слайд№5.6) глаголица и кириллица
Работа с информацией Что узнали о Кирилле и Мефодии из дополнительной литературы, а что знали раньше? . (Слайд№7) Кирилл и Мефодий Учитель делает вывод Равноапостольные Кирилл и Мефодий Славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык.
(Слайд№8)Церковная и современная азбука Сравните 2 азбуки, чем они отличаются?
(Слайд№9) Начертание букв, красная строка. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Легко ли было нарисовать букву? (Слайд№10) К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности Посмотрите на слайд и скажите Почему 24 мая отмечают день славянской письменности
Вывод учитель: Во времена славного князя Владимира принял русский народ православную веру. И пришли на Русь учителя из Болгарии. Были они учениками учеников Кирилла и Мефодия Все знания христианского мира стали доступны русскому человеку. И каждый, кто учился славянской грамоте, хранил в памяти имена первых учителей Кирилла и брата его Мефодия. От нас им тоже вечная память и низкий поклон Слайд№10) Их имена помнят славяне Кто изображён на слайде и где находятся эти памятники Памятник святым Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича в Москве, в Севастополе - автор памятника—харьковский скульптор Александр Демченко. Церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия в Подольске была освящена 11 октября 2012 года в честь святых братьев, святителей словенских, создателей славянской письменности, особенно почитаемых на Руси. Где и когда празднуется День славянской письменности Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля. Развитие письменности на родном языке привело к развитию грамотности. О распространении грамотности среди населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту. На сегодняшний день наша страна имеет в руках бесценное книжное богатство - 494 рукописных книги, написанных на глаголице и кириллице на пергамене А если прибавить к этому количеству еще и славянские древние книги, которые Слайд№11) реформы азбуки Почему потребовалась реформа азбуки
(Слайд№13) Иван Фёдоров
Вот как трудно было учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу “Азбуку учат, во всю избу кричат”. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому так много придумали пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы знаете вы?
Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси |
Решают проблему: Почему возникла необходимость создания славянской азбуки,
Работают в группе Читают раздаточный материал о Кирилле и Мефодии. И делают вывод о их роли в создании письменности 1 представитель группы делает вывод
Сравнивают, делают вывод
РАБОТА В ГРУППЕ 1группа рисует буквы первые 5 букв 2группа рисует буквы вторые 5 букв 3группа рисует буквы третьи 5 букв 4группа рисует буквы четвертые 5 букв Представляю свои работы
Дети дают ответ
Дети дают ответ
Дети дают ответ
Работают в группе Читают раздаточный материал о реформе азбуки. И делают вывод о их роли в создании письменности 1 представитель группы делает вывод
Работают в группе Читают раздаточный материал о Иване Федорове. И делают вывод о их роли в создании в распространении письменности 1 представитель группы делает вывод
Ищут пословице в пособии Пословицы русского народа, в интернете Сперва АЗ, да
БУКИ, а потом и другие науки. Раздаточный материал
|
8. Оценка |
Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности |
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. |
ВСПОМНИМ КАКУЮ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ МЫ ДЛЯ СЕБЯ СТАВИЛИ Узнаем, какое значение имели эти люди для развития славянской письменности Какую роль письменность сыграла в жизни каждого современного человека
|
Узнаем, какое значение имели эти люди для развития славянской письменности Какую роль письменность сыграла в жизни каждого современного человека . |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности |
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
умению анализировать и осмысливать свои достижения. |
Кто такие Кирилл и Мефодий? Какова их роль в развитии славянской письменности? Какую роль сыграл Иван Фёдоров в распространении письменности? |
Используя материал раздаточный дети отвечают на вопросы Заполняют таблицу Оцените свою работу в группе |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.