Конспект урока « Традиции, обычаи и быт казаков».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Задачи: Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды. Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление. Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: бурка, газыри, глэчик, каракуль, коромысло, макитра, папаха, саманная хата, светлица, светелка, скрыня, черкеска. Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.
Иконка файла материала Nevshupa S.S. razrabotka uroka Traditcii, obichai i bit kazakov.docx
Тема: « Традиции, обычаи и быт казаков». Цель: познакомить с трудом, бытом, традициями казаков; прививать любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям  кубанского народа; воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению. Оборудование:   плетень – изгородь, предметы быта, одежда, посуда,  мультимедийное  сопровождение урока, мультфильмы.  Ход урока. 1.Организация урока. Слайд 1. 2. Проверка домашнего задания. Загадки «Дары Кубани» Слайд 2. 3. Сообщение темы урока. ­ Обратите внимание на доску и прочтите слова, написанные на ней. (на доске) « Помни брат, что у казаков Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон». ­ Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (речь  идет о казаках, о жизни казаков, труде, о гостеприимстве кубанцев) Дети читают стихи: Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, Прославленный край! Там вечер просторный И песня простая, У клуба парнишек И девушек стая. Там примут тебя, Как хорошего друга, Покажут, как землю Ворочают плугом Как хлеб убирают, Как стол накрывают, Как в горнице гостя У нас угощают. Кубанцы на зависть Умеют трудиться. Там где­то саманный Курень мой дымится, Увитый густой Виноградной лозою, Мой бойкий домишко С антенной косою. Веселые окна, Открытые ставни, Дымок над трубою, Как выстрел недавний.Люблю тебя, край мой, Простор краснодарский, И труд хлебороба, И песни, и пляски. И пыль под копытами На ипподроме, И яркую лампочку В маленьком доме, Улыбку и радость На лицах казачьих­ Суровых и смуглых, Простых, но горячих! Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, Прославленный край!Слайд 3. ­Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой  родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил,  всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами  отправимся в прошлое. Мы попадем в жилище наших дальних­дальних  предков, поговорим об особенностях труда, быта и традициях родного края. Тема нашего урока: « Традиции, обычаи и быт казаков». Слайд 4. 4.Основная часть. Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как появились казаки на Кубани. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу.  Показ   слайда   5   и   фрагмента   мультфильма   «Ночь   перед Рождеством». Слайд 6. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. Слайд 7. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи – казаки – запорожцы. Слайд 8. Так появились наши предки­казаки на Кубани. Они выбрали место для строительства крепости в излучине реки Кубани. Слайд 9.   Буйная  река Кубань  охватывала   крепость  с трех  сторон  и  надежно защищала от врагов. Это была настоящая военная крепость.  Слайд 10.  Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия.  Запорожские   казаки   –   народ   православный,   поэтому   они   привезли   с собой   походную   церковь.  Слайд   11.  Затем   казаки   начали   строить   себе жилища. Но строили их не только в крепости, но далеко за её пределами. Казаки расселились по всей территории Кубани. Так появились первые 40 куреней (в дальнейшем они получили название ­  станица). В куренях казаки строили себе мазанки или хаты. Хаты строились двух видов: саманные и турлучные. Слайды 12­13.. Работа по учебнику (с.40­41).Саман – это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили замес для самана чаще всего лошади, но иногда и люди. Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Для чего? Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной, его называли «долывка». Хату огораживали вот таким плетнём. Турлучные хаты состояли из кольев и плетня, обмазанного с обеих  сторон глиной смешанной с соломой. Снаружи она тоже была побелена.  Четырехскатная крыша делалась из соломы или камыша, по коньку  украшались гребнем, а по ребрам – ступенчатыми гребешками. Это была так  называемая круглая хата, т.е. многокомнатная. Она была, конечно, не  круглой, а квадратной по форме, обычно пятистенной. По внешнему виду, как и по набору строительного материала, она мало чем отличалась от украинской хаты.  Чтение наизусть стихотворения П.С. Карпенко "Бабы Моти сказ про  реку Челбас". Строить дом в степи ­ Тяжкий крест нести.... То камыш коси, То саман меси. Леса нет вокруг Всё поля да луг. В дело шла солома и глина, И сухой камыш Для шатровых крыш,И для мазки навоз лошадиный. В доброй хате той Всей семье покой. Круглый год благодать в ней витает. В стужу здесь тепло, В ясный день светло, А уж летом прохлада, какая! Слайд 14. Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали  всегда гостей радушно (радушие – сердечное, ласковое отношение к людям).  Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый « красный» угол,  где находилась «божница», состоящая из одной или нескольких икон,  украшенных вышитыми рушниками.  (Вывешивается слово рушник – полотенце). Учебник ( с.44) Слайды 15­18. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей,  обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю  полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры,  парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для  украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески. Слайд 19­20. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.           В каждом доме в малой хате находились печь. Слайд 21. Печь топили,  готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице  говорится:   «Печь – царица в доме». Она являлась домашним очагом и воплощала идею  благополучия в доме, семейного тепла. Слайд 22­24           В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: комод для белья  или сундук, длинные деревянные лавки, на которых можно было не только  сидеть, но и спать, шкаф для посуды. Одним из украшений дома ­ былифотографии на стене. А по середине комнаты стоял деревянный стол. Стол  являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у  казака. «Стол­ то же, что в алтаре престол» (алтарь – восточная возвышенная  часть христианского храма; престол – высокий стол, стоящий посредине  церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия. Издавна так повелось, что главный запах Кубани – душистый кубанский хлеб.  Кубанцы встречают гостей хлебом – солью. Хлеб – соль – символы  гостеприимства и радушия. ­ Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. Слайд 25. Чего только не было в казачьей хате – и  ухват, и кочерга, и чугун. И каждый  предмет имел своё назначение, к нему относились бережно. Слайд 26. В каждом доме была «горка» ­ посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. Слайд 27­28. ­ Обратите внимание на посуду, которая стоит на столе: (Вывешиваются слова на доску и поясняются) Глечик – сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает. Макитра – крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье. Миска – посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым  начинал черпать борщ глава семьи мужчина – казак, отец семейства. Первая посуда была из глины и дерева. Она была праздничная и будничная.  Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная  керамикой. Чем же угощали на Кубани? У нас на Кубани угощали не только блинами, но и пирожками с кабаком, с фасолью,   пирогами   с   капустой,   яблоками.   И,   конечно,   узвар   из   сушёных кубанских   фруктов   или   чай,   но   вместо   заварки,   калина   или   фруктовые веточки.Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом. А вот какие чугуны стояли в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда ­ то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.  Игра «Варим борщ». На   доске   вывешиваются   предметные   картинки:   разные   овощи,   фрукты, петушок, лягушка, поросёнок, цветы и др. Приглашается главный повар, он держит   чугунок   в   руках   и   проверяет,   правильно   ли   остальные   игроки выбирают и бросают в чугун овощи для борща.  Каковы же обычаи и традиции были у казаков? Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Основные традиции: 1 Уважительное отношение к старшим. 2 Уважение к женщине (матери, сестре, жене). 3 Почитание гостя.  Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения,   чтобы   пройти.   Младший   старшему   обязан   уступить   дорогу. Слова   старшего   человека   для   младшего   были   обязательными.   Приконфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять. При   встрече   молодой   парубок   (парень),   казачонок   должен   поклониться   и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже   не   знакомый,   мог   побить   загордившегося   молодца.   Отец   потом   еще спасибо скажет за воспитание сына. Казаки уважительно относились к женщине — матери, жене, сестре, так  как считали, что от неё зависит будущее казацкого рода, ведь все домашние  дела и заботы, воспитание детей ложились на плечи женщины, потому что  мужчины часто были в походах.  Гостеприимство – закон для казаков. Безмерное уважение к гостю  обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим  и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в  приюте, отдыхе и опеке независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Показ фрагмента мультфильма «Ночь перед Рождеством». У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал, никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня.  Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие. Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи. А мать надевала на шею сына ладанку , в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого. Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали,   рукодельничали.   Любили   украшать   вышивками   свою   одежду. Мальчики помогали отцу.Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно   посещали   церковь.   На   Кубани   чтили   и   отмечали   календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху. Показ фрагмента мультфильма «Ночь перед рождеством» 5. Закрепление. А теперь проведём блиц­турнир. 1. Как назывался дом, в котором жили наши предки (изба, хата, дворец)? 2. Из какого материала строили казачью хату? (саман, кирпич, дикий камень). 3. Как назывался ящик, предназначенный для хранения одежды? (коробка,  шкаф, скрыня). 4. 2. Глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик.  кувшин, 3 литровая банка) 5. С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была  выглажена (рубель и каталка) 6. Посуда, в которой замешивали тесто? (кадушка, таз, макитра) 7. Воду для приготовления пищи приносили из .. ..(колодца, реки,  водопровода) 8. Вкусный чай пили из ..... (стакана, самовара, бутылки) 9. В этом предмете готовили вкусную кашу, борщ, и он был очень тяжелый?  (чугун, кастрюля, бочка) 10. А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (Полотенце,  рушник, одеяло) 6. Итог урока. Хочу закончить наш урок словами Вадима Неподобы У каждого на свете есть, наверно,  Любимый уголок земли, такой,Где листья по ­ особому на вербе  Склонились над задумчивой водой.  Где небо выше и просторы шире И так привольно и легко дышать,  Где ко всему в прекрасном этом мире  По­детски чисто тянется душа... Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и  передает все из поколение в поколение. Я надеюсь, что вы будете любить и  беречь нашу прекрасную землю.  7. Домашнее задание. ­ Нарисуйте то, что запомнилось вам на уроке: посуду, казака, казачку или  хату. Дидактическая игра «Наведи порядок». Слева картинки с предметами быта, а справа слова вразброс. «лавы» ­ деревянные лавки. «стан» ­ ткацкий станок. «пряха» ­ прялка. «бешмет» ­ одежда.  «кохточка» ­ кофта,«спидница» ­ нижняя юбка. «макитра» ­ горшок для хранения и приготовления хлеба. «кабыця» ­ летняя печь. ­ Посмотрите на фотографию казака и казачки. ­ На голове казака кубанка – головной убор, на нём одет бешмет – рубашка,  поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень ­  украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля,  также надеты шаравары и сапоги. Женщина­казачка была одета в нижнюю рубашку – спидницу, рукава и низ  которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и  оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки – на волос  собранный в узелок одевалась шапочка. (Вывешиваются слова на доске: кубанка, бешмет, черкеска, газыри, спидница,  шлычка). Вторая остановка на станции под названием «Труд казаков». Кубанская   земля   славилась   своими   мастерами,   одарёнными   людьми.   Из простых   материалов   –   дерева,   металла,   камня,   глины   –   создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией. «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»  ­ гласит пословица.Люди   занимались   гончарным   делом.   В   каждой   кубанской   семье   была необходимая глиняная посуда: макитра, миска, кувшин. Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.  Занимались кузнечным делом – каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д. Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать.   В   каждом   дворе   женщины   умели   плести   кружева.   Да   какие красивые!   Украшали   ими   полотенца,   накидки.   Всюду   были   салфетки кружевные. Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в   магазинах   не   было.   Удобные,   лёгкие,   вместительные.   Побольше   ­   для взрослых, поменьше ­ для детей. ­Хороша хата, но если казак не трудится, то семья останется голодной. Чем же были заняты казаки. ­ Основным промыслом казаков было животноводство. ­ Каких животных держали казаки? Ответ: Они держали коров, коз, овец, гусей, кур, уток. ­ Что получали от этих животных? Ответ: Этот вид промысла давал населению мясо, кожу, меха, молоко, яйца,  перо.­ Охота на диких животных, пчеловодство играли важную роль в жизни людей. ­ Краснодарский край омывает два моря, какие? ­ Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много  лиманов, два моря, реки. В этих водах водилось много рыбы. ­ Какие виды рыб вы знаете? Ответ: Бывает морская рыба и речная. (Дидактическая игра) Названия морских и речных рыб: сельдь, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука,  сазан.  ­ Представьте, что после удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы,  помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам. (Коллективно определяем куда, в какую корзину положить ту или иную рыбу) ­ Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур. Какие зерновые культуры выращивали на Кубани?Ответ: В нашем крае выращивали и выращивают пшеницу, овес, ячмень,  подсолнечник, кукурузу, рис. ­ Деревянной сохой вспахивали землю,      (сельскохозяйственное орудие для вспашки земли), казаки ­ бороной   виде грабель) разравнивали землю,    (сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы) (в  ­ а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном  раскидывали его по полю. (Вывешиваются слова – соха, борона).   – Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня .  Закрепление. ­ Вам понравилось наше путешествие? V. Итог урока. Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и  передает все из поколения в поколение. (Звучит гимн Кубани)VI. Домашнее задание. ­ Нарисуйте то, что запомнилось на уроке: то ли это посуда, или казак, хата и  т.д.