Ахматова и Маяковский
Урок в 11 классе
(опыт аналитической работы с текстом)
Цель: учить самостоятельно мыслить, уметь сопоставлять свою точку зрения с мнением критика, учителя, учащихся, готовиться к сочинению и ЕГЭ.
Урок-поиск
На доске два портрета (Ахматовой и Маяковского) и цитаты:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
А Ахматоваконспект
Ахматова и Маяковский
Урок в 11 классе
(опыт аналитической работы с текстом)
Цель: учить самостоятельно мыслить, уметь сопоставлять свою точку зрения с мнением
критика, учителя, учащихся, готовиться к сочинению и ЕГЭ.
Урокпоиск
На доске два портрета (Ахматовой и Маяковского) и цитаты:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
А Ахматова
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
В.Маяковский
Оборудование: выставка: портрет Чуковского, книги, рефераты, портреты поэтов, цитаты по
стенам
О, есть неповторимые слова.
Кто их сказал истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная, и милосердье Бога.
А Ахматова
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
А Ахматова
Размноженный текст статьи Чуковского «Ахматова и Маяковский».
Учащиеся поделены на 3 группы.
1.Вступительное слово учителя.
Мы заканчиваем изучать изумительные страницы блистательного серебряного века
и сегодня тема урока «Ахматова. Маяковский». Мы будем работать с текстом статьи
замечательного писателя Корнея Чуковского. Основная цель урока подготовка к ЕГЭ.
Прежде чем мы начнём работать с критической статьёй, хотелось бы узнать ваше отношение к
этим поэтам, знание их творчества. Задание: составьте ассоциограммы .(Раздать ватман)
1 группа ваше имя Ахматова, 2 гр.Маяковский 3 группа должна соединить эти два имени
сочинительным союзом(соедин., разделит. противит.)
Работаем. Результаты на ватмане выносите на доску.
Каждая группа объясняет свою работу, подтверждая цитатами, рассказывает о любимых
стихах.
Слушаем 1 группу.
Я раздаю текст статьи Чуковского.
В тексте между фамилиями поэтов союз «и» (по мысли Чуковского). (Вписываюэтот союз между фамилиями).
.Задание: выписать по 3 примера: 1 группа + согласен
2 группа категорически не согласен
3 гр постарается найти авторскую позицию.
Это очень важная работа для подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом одно из заданий теста.
Слушаем ваши примеры.
(Например. Я согласна с автором статьи, что «Ахматова уединенная молчальница:
"Как хорошо в моем затворе тесном". Она обращается к возлюбленному, и еще
к Богу. Именно поэтому она пишет: Я научилась просто, мудро жить...)
Вывод: Ахматова и Маяковский враждебны
Настало время синтеза.
Какая проблема и почему оказалась не решённой автором?(только обозначена?)
(Например:
враждебны друг другу, сосуществование 2х культур невозможно
Автор сопоставил поэтов, считая, что если не сольются погибнут.
Чуковский противопоставляет 2 различные эпохи
Учитель:
Маяковский хотел, чтобы его поняли. Не случайно цитата на доске.
Маяковский выдержал проверку временем?
Ведь остались стихи о советском паспорте и др.
Маяковский обращался к нам.
Прежде чем задать следующий вопрос, прошу почитать ваши любимые стихи.
Актуальна ли проблема, поднятая Чуковским, в современном литературном процессе?
(Актуальна. Стали меньше читать. Поэты могут погибнуть. Может возникнуть противостояние
культур с развитием национальных культур.
Общество раскололось. Произошла переоценка ценностей.)
Вывод. Всё же я хочу обратить ваше внимание ещё раз на два чудесных лица и
возьму на себя смелость подчеркнуть союз «и» между двумя именами. Позиция Чуковского
всегда парадоксальна, это и побуждает к размышлениям. Сама статья авторская позиция.
Итоги: Сегодня на уроке мы учились работать с впервые увиденной статьёйэто важная часть в
подготовке к ЕГЭ, сочинению. С задачей вы справились. Оценки.
Д.з. Подумать над проблемой и написать исследованиепрогноз на тему:
«Возможно ли на современном этапе развития литературы возникновение ситуации, описанной
в статье Чуковского».