Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Цель урока: показать место авторской песни в развитии литературного процесса и
Урок 57 (118). Авторская песня
музыкальной культуры страны.
Оборудование урока: портреты «бардов»; сборники авторских песен; записи песен.
Методические приемы: рассказ учителя; сообщение ученика; прослушивание
песен и комментарии к ним.
Ход урока
I. Слово учителя
Поэтический «бум» времен «оттепели» всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел
выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и
подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора
стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является
стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому
словесная сторона принадлежит области художественной литературы.
Авторская песня стала общественным движением 50—90х годов ХХ века,
существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в
противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни
«неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы,
песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный
текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича,
Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Юлия
Кима и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах,
геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность»
авторской песни и составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена
к каждому, и она про каждого, поэтому ее интимность не противоречит массовости.
Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни:
проводились слеты и фестивали, возникали клубы авторской, или самодеятельной, песни.
Демократичность этого явления выразилась и в том, что многие стали пробовать себя в
качестве авторов, находили, таким образом, способ самовыражения, не претендуя на
мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало
лучшие ее образцы поистине народными — авторов часто не помнили, несколько
изменялся, «обкатывался» текст. Все эти признаки делают авторскую песню близкой к
городскому фольклору.
II. Реализация индивидуального домашнего задания
Слушаем сообщения о поэтах, писавших в жанре «авторской песни». Прослушаем
отдельные песни в записи или, если в классе есть любители авторской песни, «вживую».
III. Комментированное чтение стихов и прослушивание песен
Обратимся к творчеству одного из основоположников авторской песни, к песням
Булата Окуджавы.Булат Окуджава (1924—1997) стоит у истоков движения «бардовской»,
«авторской» песни. В 1942 году, не окончив школы, он ушел на фронт, поэтому, наверное,
так много места занимала в его лирике вой на, точнее, человек на войне.
Звучит «Песенка о Леньке Королеве»
— Заметим, что описания войны: сражений, героических подвигов, гибели героя —
нет в тексте. Война как бы выпала из песни. Почему?
— Сам Окуджава сказал: «все мои стихи и песни не столько о войне, сколько
против нее». Вспомните другие песни Окуджавы на эту тему.
Звучат песня «До свидания, мальчики!». (1958)
— В чем заключается антивоенный пафос этой песни?
Песни Б. Окуджавы лежат в традиции городского романса, они обычно «тихие»,
часто грустные, лиричные, мелодичные, наполнены добротой, сочувствием, милосердием.
Звучит песня «Полночный троллейбус» (1957).
— Как бы вы определили жанр этой песни? Можно ли ее назвать лирической
балладой? Какие признаки этого жанра вы заметили? Какие произведения, образы
приходят на память в связи с «Полночным троллейбусом»?
Звучит песня «Пожелание друзьям» («Давайте восклицать...»), посвященная
Юрию Трифонову.
— Как соотносятся стихотворное, поэтическое и музыкальное начала в песнях
Окуджавы?
Звучит «Песенка об Арбате».
— Какое место занимает в творчестве Окуджавы тема «Арбата».
Звучит отрывок стихотворения (или песни):
Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!)
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные
мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
— О чем идет речь в этом стихотворении?
(Его тема целиком раскрыта в его заглавии: «Приезжая семья
фотографируется у памятника Пушкину». Люди фотографируются на фоне
памятника, охваченные любовью к великому поэту, объединенные, сродненные ею «на
веки вечные». Одно только прикосновение к Пушкину вернуло им прежнюю детскую
веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива
фотоаппарата обязательно вылетит птичка! Хотя, очень может быть, что заезжиелюбители фотографироваться и не ощутили в себе внутренней причастности к
Пушкину, что им больше импонирует торжественный памятник. Но ведь и поэт
обратился к ним не для того, чтобы доискаться, как было на самом деле. Речь идет о
том, что человек может, что ему под силу, каковы его духовные возможности.)
Слово учителя.
Окуджаву называют романтиком, и мы назовем: ведь он преображает жизнь. Но
противопоставлять его реалисту не станем. Потому что чудо преображения в его поэзии
того свойства, которое сказочникдраматург Е. Шварц однажды счастливо определил как
«обыкновенное», — обыкновенное чудо. Оно обыкновенное, потому что не показывает
жизнь лучше, чем она есть на самом деле. И оно — чудо, потому что жизнь, какая она есть
на самом деле, оказывается в стихах Окуджавы гораздо лучше, чем мы о ней думали. Да и
мы все — люди, человечество — оказываемся выше, чище, добрее, чем мы себя
представляли.
Особенность поэзии Окуджавы состоит в том, что она глубоко лирическая по
своей природе. Она обращена не к одному человеку, а ко всем сразу, выражая не только
«мое» поэта, но и наши ощущения. Поэт чаще всего в своих стихах говорит «мы». «Мы —
это самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это
то человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие
качества людей, осуществляются лучшие надежды человека, надежды на лучшее...
Звучит песня «Возьмемся за руки, друзья».
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по литературе периода «оттепели».