конспект урока "Авторская песня"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Урок 57 (118). Авторская песня.rtf
Цель урока: показать место авторской песни в развитии литературного процесса и Урок 57 (118). Авторская песня музыкальной культуры страны. Оборудование урока: портреты «бардов»; сборники авторских песен; записи песен. Методические   приемы:  рассказ   учителя;   сообщение   ученика;   прослушивание песен и комментарии к ним. Ход урока I. Слово учителя Поэтический «бум» времен «оттепели» всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение   и   в   явлении   так   называемой   «авторской   песни».   Название   это   условно   и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов,   исполнителя   и   аккомпаниатора.   Доминантой   в   «авторской   песне»   является стихотворный   текст,   которому   подчинены   и   музыка,   и   манера   исполнения.   Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной литературы. Авторская   песня   стала   общественным   движением   50—90­х   годов   ХХ   века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес   официальной   советской   песне   чуть   не   вся   страна   слушала   и   пела   песни «неофициальные»,   соответствующие   духу   времени,   духу   романтики,   воздуху   свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст.   Это   песни   Булата   Окуджавы,   Александра   Городницкого,   Александра   Галича, Новеллы   Матвеевой,   Юрия   Визбора,   Евгения   Клячкина,   Владимира   Высоцкого,   Юлия Кима и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических   экспедициях,   в   неформальной   обстановке.   Эта   «неформальность» авторской песни и составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена к   каждому,   и   она   про   каждого,   поэтому   ее   интимность   не   противоречит   массовости. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты и фестивали, возникали клубы авторской, или самодеятельной, песни. Демократичность этого явления выразилась и в том, что многие стали пробовать себя в качестве   авторов,   находили,   таким   образом,   способ   самовыражения,   не   претендуя   на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие   ее   образцы   поистине   народными   —   авторов   часто   не   помнили,   несколько изменялся, «обкатывался» текст. Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору. II. Реализация индивидуального домашнего задания Слушаем сообщения о поэтах, писавших в жанре «авторской песни». Прослушаем отдельные песни в записи или, если в классе есть любители авторской песни, «вживую». III. Комментированное чтение стихов и прослушивание песен Обратимся к творчеству одного из основоположников авторской песни, к песням Булата Окуджавы.Булат   Окуджава   (1924—1997)   стоит   у   истоков   движения   «бардовской», «авторской» песни. В 1942 году, не окончив школы, он ушел на фронт, поэтому, наверное, так много места занимала в его лирике вой на, точнее, человек на войне. Звучит «Песенка о Леньке Королеве» — Заметим, что описания войны: сражений, героических подвигов, гибели героя — нет в тексте. Война как бы выпала из песни. Почему? — Сам Окуджава сказал: «все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». Вспомните другие песни Окуджавы на эту тему. Звучат песня «До свидания, мальчики!». (1958) — В чем заключается антивоенный пафос этой песни? Песни Б. Окуджавы лежат в традиции городского романса, они обычно «тихие», часто грустные, лиричные, мелодичные, наполнены добротой, сочувствием, милосердием. Звучит песня «Полночный троллейбус» (1957). — Как бы  вы определили  жанр этой  песни? Можно ли ее  назвать лирической балладой?   Какие   признаки   этого   жанра   вы   заметили?   Какие   произведения,   образы приходят на память в связи с «Полночным троллейбусом»? Звучит песня «Пожелание друзьям» («Давайте восклицать...»), посвященная Юрию Трифонову. — Как соотносятся стихотворное, поэтическое и музыкальное начала в песнях Окуджавы? Звучит «Песенка об Арбате». — Какое место занимает в творчестве Окуджавы тема «Арбата».  Звучит отрывок стихотворения (или песни): Мы будем счастливы (благодаренье снимку!) Пусть жизнь короткая проносится и тает. На веки вечные мы все теперь в обнимку на фоне Пушкина! И птичка вылетает. — О чем идет речь в этом стихотворении? (Его   тема   целиком   раскрыта   в   его   заглавии:   «Приезжая   семья фотографируется   у   памятника   Пушкину».   Люди   фотографируются   на   фоне памятника, охваченные любовью к великому поэту, объединенные, сродненные ею «на веки вечные». Одно только прикосновение к Пушкину вернуло им прежнюю детскую веру   в   торжество   добра,   в   разумность   мира,   даже   в   то,   что   из   объектива фотоаппарата обязательно вылетит птичка! Хотя, очень может быть, что заезжиелюбители   фотографироваться   и   не   ощутили   в   себе   внутренней   причастности   к Пушкину,   что   им   больше   импонирует   торжественный   памятник.   Но   ведь   и   поэт обратился к ним не для того, чтобы доискаться, как было на самом деле. Речь идет о том, что человек может, что ему под силу, каковы его духовные возможности.) Слово учителя. Окуджаву называют романтиком, и мы назовем: ведь он преображает жизнь. Но противопоставлять его реалисту не станем. Потому что чудо преображения в его поэзии того свойства, которое сказочник­драматург Е. Шварц однажды счастливо определил как «обыкновенное», — обыкновенное чудо. Оно обыкновенное, потому что не показывает жизнь лучше, чем она есть на самом деле. И оно — чудо, потому что жизнь, какая она есть на самом деле, оказывается в стихах Окуджавы гораздо лучше, чем мы о ней думали. Да и мы   все   —   люди,   человечество   —   оказываемся   выше,   чище,   добрее,   чем   мы   себя представляли. Особенность  поэзии   Окуджавы   состоит   в   том,  что   она  глубоко   лирическая   по своей природе. Она обращена не к одному человеку, а ко всем сразу, выражая не только «мое» поэта, но и наши ощущения. Поэт чаще всего в своих стихах говорит «мы». «Мы — это самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это то   человеческое   единение,   та   людская   сплоченность,   в   которых   проступают   лучшие качества людей, осуществляются лучшие надежды человека, надежды на лучшее... Звучит песня «Возьмемся за руки, друзья». Домашнее задание Подготовиться к сочинению по литературе периода «оттепели».

Посмотрите также