Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"
Оценка 5

Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"
Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Урок 8*. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»1 Обучение   анализу   лирического   текста   при   изучении   стихотворений   Жуковского «Море» и «Эолова арфа». Работу на уроке можно организовать в двух (нескольких) группах, которые будут исследовать стихотворения «Море» и «Эолова арфа» по вопросам и заданиям учителя. Группа 1. «Море». — Какие романтические образы­символы встречаются в стихотворении? — Какими способами поэт рисует образ моря? —   Какой   характер   придает   настроению   замедленность   поэтических   интонаций, множество определений­эпитетов? — Как ритм стихотворения помогает создать картину моря? — Какую роль играет в стихотворении звукопись? Какова динамика звукового образа моря? — Как меняется настроение  лирического  «я»? Почему ему  близко изменчивое состояние   моря,   его   внутренняя   жизнь?   Что   общего   между   морем   и   лирическим   «я» стихотворения? В чем они различны? — Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию? — Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какое настроение создает обилие обращений и вопросительных интонаций? — Какова смысловая роль нерифмованного, белого стиха? — Как анализ текста помогает понять поэтическую идею стихотворения? Основные выводы ученических исследований. Романтическая элегия Жуковского «Море» создана в 1822 г. В ней романтический образ моря наделен человеческими чертами. Море у поэта живо, оно дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощает в себе образ неба. Море и небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает в себе летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идет в бой. Поэт так рисует эту картину: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... Даже   когда   буря   утихнет,   море   лишь   внешне   приобретет   спокойствие.   Оно дрожит, боясь, что небо опять могут отнять у него. Читатель, несомненно, понимает, что «очеловеченный» образ моря несет в себе символический   смысл,   связанный   с   романтическим   мировосприятием   Жуковского. Изображая морскую стихию, он прежде всего рисует человеческую душу, ее переменчивые эмоциональные состояния. В душе моря, как и в человеческой душе, скрыта «глубокая тайна».   Оно   только   внешне   «лазурно»   и   «безмолвно»,   но   его   внутренний   мир   терзают страсти. Прикованное к земле море подобно узнику, заключенному в темницу, а силы жить дает ему «далекое, светлое небо», которое «из земныя неволи» тянет море к себе. Таким образом, море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом остается   связанным   с   мирскими,   земными   проявлениями   жизни,   ее   низкими,   темными страстями. Возвышенный   характер   тексту   придает   его   длинный,   нерифмованный   стих   с цезурой посредине, торжественные, приподнятые интонации, вопросительные конструкции, 1 Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья вторая // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 292. обращения, многочисленные слова высокого стиля: лазурное, очарован, смятенной, лоно, сладостной, светозарной, звездáми, подъемлешь и др. Множество   определений­эпитетов   (безмолвное,   лазурное   море,   смятенной любовью,   тревожною   думой,   глубокую   тайну,   необъятное   лоно,   напряженная   грудь, таинственной,   сладостной   полное   жизни,   светозарной   лазурью,   облака   золотые   и   др.) замедляет взгляд человека на мир. Он видит уже не только море и небо вообще, а их характерные, отличительные признаки, роднящие их с человеком и Богом. Изменения   облика   моря   передаются   при   помощи   звукописных   образов.   Море, вначале безмолвное, обретает голос. Когда темные тучи отнимают у него ясное небо, голос моря   звучит   грозно,   оно   бьется,   воет,   рвет   и   терзает   «враждебную   мглу».   Обилие глагольной лексики в этом фрагменте усиливает его динамику, делает море не просто живым существом, а активным поборником темных сил. Небо, подобно Богу, охраняет чистоту душевных устремлений, но темные силы, «тучи», несут смятение, искажают чистый идеал. В земной жизни человека, его мирской суете нет совершенства. Человеку свойственна тяга к красоте и чистоте, он не может жить без   идеала.   Дух   и   душа   человека,   подобно   морю,   наделены   вечным   беспокойством, тревогой,   потому   что   отсутствие   стремления   к   Богу,   к   чистоте   и   свету   делает   жизнь человека бессмысленной. Группа 2. «Эолова арфа». — Каким настроением проникнута баллада? — Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады? — Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны? Арминия? — Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана? — Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши Арминия? — В чем основа романтического конфликта баллады? — Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую — Как отразились в балладе мифологические мотивы? — Какой характер приобретает в балладе мотив смерти? — Какова позиция автора в оценке романтической истории любви? Подтвердите роль. свои суждения текстом. —   Какой   характер   придает   повествованию   особая   форма   разностопной восьмистишной строфы? Основные   выводы   ученических   исследований.   Баллада   «Эолова   арфа»,   как   и многие произведения поэта, несет на себе печать его биографии. Она связана с несчастной любовью   поэта   к   Машеньке   Протасовой.   Черты   баллады   придает   этому   произведению острый, напряженный сюжет, связанный с безответной любовью юноши Арминия к дочери могучего царя Ордала Минване. В основе баллады лежит северная легенда, рассказанная вымышленным шотландским бардом Оссианом. Жуковский рисует мрачный замок царя Ордала   (зубчатые   стены,   лай   охотничьих   собак,   латы,   мечи,   щиты   и   шлемы   древних рыцарей, звуки их охотничьих рогов) и окружающую замок природу (дубравы, кудрявый кустарник,   мрачные   скалы,   туманы,   тусклую   луну),   что   придает   балладе   Жуковского оссиановский колорит. Украшением отцовского замка была красавица Минвана. В ее облике поэт создает романтический  портрет прекрасной царевны:  «кудри  густые... бежали  струей  золотой»; «приятней денницы задумчивый пламень во взорах сиял»; «потока журчанье — приятность речей;   как   роза   дыханье;   душа   же   прекрасней   и   прелестей   в   ней».   Минвану   искренне полюбил юноша Арминий, и, хотя он был не княжеского рода, девушка душевно ценила его «невинное сердце». Однако балладе Жуковского свойственны и элегические черты печальной песни о неразделенной любви. Судьба посылает юноше Арминию тяжелые испытания. Он разлучен с   возлюбленной   Минваной.   Его   любовь   к   царской   дочери   и   любовные   свидания оказываются запретными, и только нежные звуки арфы, повешенной Арминием на ветку дуба и поющей от дуновения ветра, должны напоминать девушке о судьбе влюбленного певца и их неразделенной любви. Арминий доверяет звукам арфы невысказанные слова любви: Когда же мой юный, Убитый печалию, цвет опадет, О верные струны, В вас с прежней любовью душа перейдет. Как прежде, взыграет Веселие в вас, И друг мой узнает Привычный, зовущий к свиданию глас. Особый   колорит   создает   в   балладе   ее   разностопная,   восьмистишная   строфа, которая, с одной стороны, придает тексту характер печального повествования, спетого народным   средневековым   певцом   под   аккомпанемент   нехитрого   музыкального инструмента. С другой стороны, разная длина стихотворных строк внутри строфы рождает иллюзию   «качающегося»   ритма,   напоминающего   волшебную   арфу,   колеблющуюся   и звучащую от дуновения ветра. Увы, счастье влюбленных было недолгим. Могучий царь узнал о любви дочери к незнатному избраннику и удалил его из окрестностей замка. Лишь однажды Минвана, сидя под деревом, услышала далекий привет, присланный ей Арминием: И что­то шатнуло Без ветра листы; И что­то прильнуло К струнам, невидимо слетев с высоты... Это стало началом ее увядания. Утомленная разлукой с любимым, она каждый вечер ходит на холм и молит «милые струны» играть для нее. Но, к сожалению, ее «час недалек»: «И нет уж Минваны...» Однако   возлюбленные   обрели   единение   в   ином,   нереальном,   может   быть, загробном мире. Поэтому стихотворение заканчивается на грустной, но не безнадежной ноте. Любовь сильнее смерти. В мире теней дана возможность соединиться тем, кто был разлучен в реальной жизни: Две видятся тени: Слиявшись, летят К знакомой им сени... И дуб шевелится, и струны звучат. Таким образом, в балладе Жуковского находят свое место размышления о вечных ценностях, важнейшей из которых является любовь. Жестокость и властолюбие не в силах уничтожить союз влюбленных сердец, их верность друг другу сохраняется даже за чертой жизни. Итог урока.  Значение творчества Жуковского для русской поэзии огромно. Оно заключается в умении поэта раскрывать тонкости внутреннего мира человека, глубину и подлинность   его   эмоциональных   переживаний,   сложность   испытываемых   чувств   и настроений. Новаторская черта лирики Жуковского — изображение лирического пейзажа, который не столько рисует романтический  образ природы, сколько отражает движения души,   ее   тонкую   внутреннюю   организацию.   Многие   образы   и   настроения   Жуковского, неясные очертания его романтического мира по­своему преломились на рубеже XIX—ХХ вв. в лирике русских символистов, которые искали нужные слова для передачи неясных, таинственных миров человеческой души. Роль Жуковского в истории русской литературы высоко оценил В. Г. Белинский: «Жуковский — этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии... вот его великое дело, его великий подвиг...»

Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"

Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"

Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"

Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"

Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"

Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"

Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"

Конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018