Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 8*. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»1
Обучение анализу лирического текста при изучении стихотворений Жуковского
«Море» и «Эолова арфа».
Работу на уроке можно организовать в двух (нескольких) группах, которые будут
исследовать стихотворения «Море» и «Эолова арфа» по вопросам и заданиям учителя.
Группа 1. «Море».
— Какие романтические образысимволы встречаются в стихотворении?
— Какими способами поэт рисует образ моря?
— Какой характер придает настроению замедленность поэтических интонаций,
множество определенийэпитетов?
— Как ритм стихотворения помогает создать картину моря?
— Какую роль играет в стихотворении звукопись? Какова динамика звукового
образа моря?
— Как меняется настроение лирического «я»? Почему ему близко изменчивое
состояние моря, его внутренняя жизнь? Что общего между морем и лирическим «я»
стихотворения? В чем они различны?
— Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают
описанию?
— Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какое настроение
создает обилие обращений и вопросительных интонаций?
— Какова смысловая роль нерифмованного, белого стиха?
— Как анализ текста помогает понять поэтическую идею стихотворения?
Основные выводы ученических исследований. Романтическая элегия Жуковского
«Море» создана в 1822 г. В ней романтический образ моря наделен человеческими чертами.
Море у поэта живо, оно дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой».
Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощает в себе образ неба. Море и
небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает в
себе летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу
бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину,
идет в бой. Поэт так рисует эту картину:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
Даже когда буря утихнет, море лишь внешне приобретет спокойствие. Оно
дрожит, боясь, что небо опять могут отнять у него.
Читатель, несомненно, понимает, что «очеловеченный» образ моря несет в себе
символический смысл, связанный с романтическим мировосприятием Жуковского.
Изображая морскую стихию, он прежде всего рисует человеческую душу, ее переменчивые
эмоциональные состояния. В душе моря, как и в человеческой душе, скрыта «глубокая
тайна». Оно только внешне «лазурно» и «безмолвно», но его внутренний мир терзают
страсти. Прикованное к земле море подобно узнику, заключенному в темницу, а силы жить
дает ему «далекое, светлое небо», которое «из земныя неволи» тянет море к себе. Таким
образом, море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом
остается связанным с мирскими, земными проявлениями жизни, ее низкими, темными
страстями.
Возвышенный характер тексту придает его длинный, нерифмованный стих с
цезурой посредине, торжественные, приподнятые интонации, вопросительные конструкции,
1 Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья вторая // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 292.обращения, многочисленные слова высокого стиля: лазурное, очарован, смятенной, лоно,
сладостной, светозарной, звездáми, подъемлешь и др.
Множество определенийэпитетов (безмолвное, лазурное море, смятенной
любовью, тревожною думой, глубокую тайну, необъятное лоно, напряженная грудь,
таинственной, сладостной полное жизни, светозарной лазурью, облака золотые и др.)
замедляет взгляд человека на мир. Он видит уже не только море и небо вообще, а их
характерные, отличительные признаки, роднящие их с человеком и Богом.
Изменения облика моря передаются при помощи звукописных образов. Море,
вначале безмолвное, обретает голос. Когда темные тучи отнимают у него ясное небо, голос
моря звучит грозно, оно бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Обилие
глагольной лексики в этом фрагменте усиливает его динамику, делает море не просто
живым существом, а активным поборником темных сил.
Небо, подобно Богу, охраняет чистоту душевных устремлений, но темные силы,
«тучи», несут смятение, искажают чистый идеал. В земной жизни человека, его мирской
суете нет совершенства. Человеку свойственна тяга к красоте и чистоте, он не может жить
без идеала. Дух и душа человека, подобно морю, наделены вечным беспокойством,
тревогой, потому что отсутствие стремления к Богу, к чистоте и свету делает жизнь
человека бессмысленной.
Группа 2. «Эолова арфа».
— Каким настроением проникнута баллада?
— Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады?
— Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны?
Арминия?
— Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана?
— Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши Арминия?
— В чем основа романтического конфликта баллады?
— Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую
— Как отразились в балладе мифологические мотивы?
— Какой характер приобретает в балладе мотив смерти?
— Какова позиция автора в оценке романтической истории любви? Подтвердите
роль.
свои суждения текстом.
— Какой характер придает повествованию особая форма разностопной
восьмистишной строфы?
Основные выводы ученических исследований. Баллада «Эолова арфа», как и
многие произведения поэта, несет на себе печать его биографии. Она связана с несчастной
любовью поэта к Машеньке Протасовой. Черты баллады придает этому произведению
острый, напряженный сюжет, связанный с безответной любовью юноши Арминия к дочери
могучего царя Ордала Минване. В основе баллады лежит северная легенда, рассказанная
вымышленным шотландским бардом Оссианом. Жуковский рисует мрачный замок царя
Ордала (зубчатые стены, лай охотничьих собак, латы, мечи, щиты и шлемы древних
рыцарей, звуки их охотничьих рогов) и окружающую замок природу (дубравы, кудрявый
кустарник, мрачные скалы, туманы, тусклую луну), что придает балладе Жуковского
оссиановский колорит.
Украшением отцовского замка была красавица Минвана. В ее облике поэт создает
романтический портрет прекрасной царевны: «кудри густые... бежали струей золотой»;
«приятней денницы задумчивый пламень во взорах сиял»; «потока журчанье — приятность
речей; как роза дыханье; душа же прекрасней и прелестей в ней». Минвану искренне
полюбил юноша Арминий, и, хотя он был не княжеского рода, девушка душевно ценила его
«невинное сердце».Однако балладе Жуковского свойственны и элегические черты печальной песни о
неразделенной любви. Судьба посылает юноше Арминию тяжелые испытания. Он разлучен
с возлюбленной Минваной. Его любовь к царской дочери и любовные свидания
оказываются запретными, и только нежные звуки арфы, повешенной Арминием на ветку
дуба и поющей от дуновения ветра, должны напоминать девушке о судьбе влюбленного
певца и их неразделенной любви. Арминий доверяет звукам арфы невысказанные слова
любви:
Когда же мой юный,
Убитый печалию, цвет опадет,
О верные струны,
В вас с прежней любовью душа перейдет.
Как прежде, взыграет
Веселие в вас,
И друг мой узнает
Привычный, зовущий к свиданию глас.
Особый колорит создает в балладе ее разностопная, восьмистишная строфа,
которая, с одной стороны, придает тексту характер печального повествования, спетого
народным средневековым певцом под аккомпанемент нехитрого музыкального
инструмента. С другой стороны, разная длина стихотворных строк внутри строфы рождает
иллюзию «качающегося» ритма, напоминающего волшебную арфу, колеблющуюся и
звучащую от дуновения ветра.
Увы, счастье влюбленных было недолгим. Могучий царь узнал о любви дочери к
незнатному избраннику и удалил его из окрестностей замка.
Лишь однажды Минвана, сидя под деревом, услышала далекий привет, присланный
ей Арминием:
И чтото шатнуло
Без ветра листы;
И чтото прильнуло
К струнам, невидимо слетев с высоты...
Это стало началом ее увядания. Утомленная разлукой с любимым, она каждый
вечер ходит на холм и молит «милые струны» играть для нее. Но, к сожалению, ее «час
недалек»: «И нет уж Минваны...»
Однако возлюбленные обрели единение в ином, нереальном, может быть,
загробном мире. Поэтому стихотворение заканчивается на грустной, но не безнадежной
ноте. Любовь сильнее смерти. В мире теней дана возможность соединиться тем, кто был
разлучен в реальной жизни:
Две видятся тени:
Слиявшись, летят
К знакомой им сени...
И дуб шевелится, и струны звучат.
Таким образом, в балладе Жуковского находят свое место размышления о вечных
ценностях, важнейшей из которых является любовь. Жестокость и властолюбие не в силах
уничтожить союз влюбленных сердец, их верность друг другу сохраняется даже за чертой
жизни.
Итог урока. Значение творчества Жуковского для русской поэзии огромно. Оно
заключается в умении поэта раскрывать тонкости внутреннего мира человека, глубину иподлинность его эмоциональных переживаний, сложность испытываемых чувств и
настроений. Новаторская черта лирики Жуковского — изображение лирического пейзажа,
который не столько рисует романтический образ природы, сколько отражает движения
души, ее тонкую внутреннюю организацию. Многие образы и настроения Жуковского,
неясные очертания его романтического мира посвоему преломились на рубеже XIX—ХХ
вв. в лирике русских символистов, которые искали нужные слова для передачи неясных,
таинственных миров человеческой души.
Роль Жуковского в истории русской литературы высоко оценил В. Г. Белинский:
«Жуковский — этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в
поэзии... вот его великое дело, его великий подвиг...»