конспект урока "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Уроки 1.doc
Урок 8*. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»1 Обучение   анализу   лирического   текста   при   изучении   стихотворений   Жуковского «Море» и «Эолова арфа». Работу на уроке можно организовать в двух (нескольких) группах, которые будут исследовать стихотворения «Море» и «Эолова арфа» по вопросам и заданиям учителя. Группа 1. «Море». — Какие романтические образы­символы встречаются в стихотворении? — Какими способами поэт рисует образ моря? —   Какой   характер   придает   настроению   замедленность   поэтических   интонаций, множество определений­эпитетов? — Как ритм стихотворения помогает создать картину моря? — Какую роль играет в стихотворении звукопись? Какова динамика звукового образа моря? — Как меняется настроение  лирического  «я»? Почему ему  близко изменчивое состояние   моря,   его   внутренняя   жизнь?   Что   общего   между   морем   и   лирическим   «я» стихотворения? В чем они различны? — Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию? — Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какое настроение создает обилие обращений и вопросительных интонаций? — Какова смысловая роль нерифмованного, белого стиха? — Как анализ текста помогает понять поэтическую идею стихотворения? Основные выводы ученических исследований. Романтическая элегия Жуковского «Море» создана в 1822 г. В ней романтический образ моря наделен человеческими чертами. Море у поэта живо, оно дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощает в себе образ неба. Море и небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает в себе летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идет в бой. Поэт так рисует эту картину: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... Даже   когда   буря   утихнет,   море   лишь   внешне   приобретет   спокойствие.   Оно дрожит, боясь, что небо опять могут отнять у него. Читатель, несомненно, понимает, что «очеловеченный» образ моря несет в себе символический   смысл,   связанный   с   романтическим   мировосприятием   Жуковского. Изображая морскую стихию, он прежде всего рисует человеческую душу, ее переменчивые эмоциональные состояния. В душе моря, как и в человеческой душе, скрыта «глубокая тайна».   Оно   только   внешне   «лазурно»   и   «безмолвно»,   но   его   внутренний   мир   терзают страсти. Прикованное к земле море подобно узнику, заключенному в темницу, а силы жить дает ему «далекое, светлое небо», которое «из земныя неволи» тянет море к себе. Таким образом, море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом остается   связанным   с   мирскими,   земными   проявлениями   жизни,   ее   низкими,   темными страстями. Возвышенный   характер   тексту   придает   его   длинный,   нерифмованный   стих   с цезурой посредине, торжественные, приподнятые интонации, вопросительные конструкции, 1 Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья вторая // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 292.обращения, многочисленные слова высокого стиля: лазурное, очарован, смятенной, лоно, сладостной, светозарной, звездáми, подъемлешь и др. Множество   определений­эпитетов   (безмолвное,   лазурное   море,   смятенной любовью,   тревожною   думой,   глубокую   тайну,   необъятное   лоно,   напряженная   грудь, таинственной,   сладостной   полное   жизни,   светозарной   лазурью,   облака   золотые   и   др.) замедляет взгляд человека на мир. Он видит уже не только море и небо вообще, а их характерные, отличительные признаки, роднящие их с человеком и Богом. Изменения   облика   моря   передаются   при   помощи   звукописных   образов.   Море, вначале безмолвное, обретает голос. Когда темные тучи отнимают у него ясное небо, голос моря   звучит   грозно,   оно   бьется,   воет,   рвет   и   терзает   «враждебную   мглу».   Обилие глагольной лексики в этом фрагменте усиливает его динамику, делает море не просто живым существом, а активным поборником темных сил. Небо, подобно Богу, охраняет чистоту душевных устремлений, но темные силы, «тучи», несут смятение, искажают чистый идеал. В земной жизни человека, его мирской суете нет совершенства. Человеку свойственна тяга к красоте и чистоте, он не может жить без   идеала.   Дух   и   душа   человека,   подобно   морю,   наделены   вечным   беспокойством, тревогой,   потому   что   отсутствие   стремления   к   Богу,   к   чистоте   и   свету   делает   жизнь человека бессмысленной. Группа 2. «Эолова арфа». — Каким настроением проникнута баллада? — Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады? — Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны? Арминия? — Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана? — Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши Арминия? — В чем основа романтического конфликта баллады? — Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую — Как отразились в балладе мифологические мотивы? — Какой характер приобретает в балладе мотив смерти? — Какова позиция автора в оценке романтической истории любви? Подтвердите роль. свои суждения текстом. —   Какой   характер   придает   повествованию   особая   форма   разностопной восьмистишной строфы? Основные   выводы   ученических   исследований.   Баллада   «Эолова   арфа»,   как   и многие произведения поэта, несет на себе печать его биографии. Она связана с несчастной любовью   поэта   к   Машеньке   Протасовой.   Черты   баллады   придает   этому   произведению острый, напряженный сюжет, связанный с безответной любовью юноши Арминия к дочери могучего царя Ордала Минване. В основе баллады лежит северная легенда, рассказанная вымышленным шотландским бардом Оссианом. Жуковский рисует мрачный замок царя Ордала   (зубчатые   стены,   лай   охотничьих   собак,   латы,   мечи,   щиты   и   шлемы   древних рыцарей, звуки их охотничьих рогов) и окружающую замок природу (дубравы, кудрявый кустарник,   мрачные   скалы,   туманы,   тусклую   луну),   что   придает   балладе   Жуковского оссиановский колорит. Украшением отцовского замка была красавица Минвана. В ее облике поэт создает романтический  портрет прекрасной царевны:  «кудри  густые... бежали  струей  золотой»; «приятней денницы задумчивый пламень во взорах сиял»; «потока журчанье — приятность речей;   как   роза   дыханье;   душа   же   прекрасней   и   прелестей   в   ней».   Минвану   искренне полюбил юноша Арминий, и, хотя он был не княжеского рода, девушка душевно ценила его «невинное сердце».Однако балладе Жуковского свойственны и элегические черты печальной песни о неразделенной любви. Судьба посылает юноше Арминию тяжелые испытания. Он разлучен с   возлюбленной   Минваной.   Его   любовь   к   царской   дочери   и   любовные   свидания оказываются запретными, и только нежные звуки арфы, повешенной Арминием на ветку дуба и поющей от дуновения ветра, должны напоминать девушке о судьбе влюбленного певца и их неразделенной любви. Арминий доверяет звукам арфы невысказанные слова любви: Когда же мой юный, Убитый печалию, цвет опадет, О верные струны, В вас с прежней любовью душа перейдет. Как прежде, взыграет Веселие в вас, И друг мой узнает Привычный, зовущий к свиданию глас. Особый   колорит   создает   в   балладе   ее   разностопная,   восьмистишная   строфа, которая, с одной стороны, придает тексту характер печального повествования, спетого народным   средневековым   певцом   под   аккомпанемент   нехитрого   музыкального инструмента. С другой стороны, разная длина стихотворных строк внутри строфы рождает иллюзию   «качающегося»   ритма,   напоминающего   волшебную   арфу,   колеблющуюся   и звучащую от дуновения ветра. Увы, счастье влюбленных было недолгим. Могучий царь узнал о любви дочери к незнатному избраннику и удалил его из окрестностей замка. Лишь однажды Минвана, сидя под деревом, услышала далекий привет, присланный ей Арминием: И что­то шатнуло Без ветра листы; И что­то прильнуло К струнам, невидимо слетев с высоты... Это стало началом ее увядания. Утомленная разлукой с любимым, она каждый вечер ходит на холм и молит «милые струны» играть для нее. Но, к сожалению, ее «час недалек»: «И нет уж Минваны...» Однако   возлюбленные   обрели   единение   в   ином,   нереальном,   может   быть, загробном мире. Поэтому стихотворение заканчивается на грустной, но не безнадежной ноте. Любовь сильнее смерти. В мире теней дана возможность соединиться тем, кто был разлучен в реальной жизни: Две видятся тени: Слиявшись, летят К знакомой им сени... И дуб шевелится, и струны звучат. Таким образом, в балладе Жуковского находят свое место размышления о вечных ценностях, важнейшей из которых является любовь. Жестокость и властолюбие не в силах уничтожить союз влюбленных сердец, их верность друг другу сохраняется даже за чертой жизни. Итог урока.  Значение творчества Жуковского для русской поэзии огромно. Оно заключается в умении поэта раскрывать тонкости внутреннего мира человека, глубину иподлинность   его   эмоциональных   переживаний,   сложность   испытываемых   чувств   и настроений. Новаторская черта лирики Жуковского — изображение лирического пейзажа, который не столько рисует романтический  образ природы, сколько отражает движения души,   ее   тонкую   внутреннюю   организацию.   Многие   образы   и   настроения   Жуковского, неясные очертания его романтического мира по­своему преломились на рубеже XIX—ХХ вв. в лирике русских символистов, которые искали нужные слова для передачи неясных, таинственных миров человеческой души. Роль Жуковского в истории русской литературы высоко оценил В. Г. Белинский: «Жуковский — этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии... вот его великое дело, его великий подвиг...»

Посмотрите также