конспект урока "Библейские сказания"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок "Библейские сказания" разработан для учеников 5 класса по предмету "История древнего мира". Урок дает представление учащимся о местоположении Древней Палестины и об основных занятиях ее населения; соблюдается национально- региональный компонент. Ребята знакомятся с древними еврейскими сказаниями, учатся проводить параллель с современностью
Иконка файла материала урок Библейские сказания.doc
1 Урок : Библейские сказания Учитель Колчанова С.В. Задачи: Дать представление учащимся о местоположении Древней  Палестины и об основных занятиях ее населения; воспитание  патриотизма, доброго отношения к людям, уважения  к  родителям, терпимости к людям разного вероисповедания;  развитие познавательного интереса; соблюдение национально­  регионального компонента. Оборудование: карта «Египет и Передняя Азия в древности»;  карточки с заданиями, заповеди, записанные на доске, ребусы. Ход урока. 1. Организационный момент 2. Проверка Д/З Вопрос: С какими странами мы с вами уже познакомились?         ( ответы: Египет, Двуречье, Финикия) Задание для ученика у доски: распределить написанных на  карточках богов Египта и Двуречья: Эа, Амон­Ра, Хапи, Иштар, Осирис, Шамаш; соотнести богов друг с другом по их значению. Задание для класса: написать в тетради название стран: Египет,  Двуречье, Финикия. Учитель предлагает распределить ученикам предложенные им  термины.1) алфавит; 2) пирамида Хеопса; 3) всемирный потоп;  4) колесницы; 5) пурпурная краска; 6) законы; 7) стекло; 8)  каналы. Ответы:  Египет­ 2,4,8 Двуречье­ 3, 6,8 Финикия­ 1,5,7 Проверка выполнения работы. Ребята, выполнившие задание без ошибок, при условии работы на уроке, получат эти оценки в  конце урока. 3. Новый материал.2 (звучит «Еврейский народный танец») Вопросы:  ­Слышали ли вы когда­ нибудь эту музыку? ( да, это еврейская  музыка, под которую танцуют дети ансамблей «Мазлтов» и  «Сюрприз») ­ Как связана эта музыка с местом, где мы живем? (область­ ЕАО, здесь проживают евреи). Учитель: Да, ребята, мы с вами живем на территории необычной области. Наша область единственная в России. Она тесным  образом связана с судьбой еврейского народа, который, как и  любой народ имеет свои традиции, обычаи. Но сегодня мы  заглянем в истоки еврейства, будем говорить о людях,  связанных с развитием еврейского государства, с наиболее  значительными событиями.  (работа с картой) В степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и  финикийским побережьем Средиземного моря во втором  тысячелетии до н.э, среди других народов жили еврейские  племена. Эта область в древности называлась Ханаан. Позже ее  южная часть получила название Палестина. Главная река  Иордан. Рядом находится Мертвое море.. ( ученики рассматривают иллюстрации на стр.74  ) Вопросы:  ­Кто изображен на рисунке? ( пастух со своим стадом) ­почему художник не нарисовал никаких построек  ни  каменных,    ни деревянных? ( изображены люди, основным  занятием которых является скотоводство, а им не нужны были  долговременные постройки, так как им часто приходилось  переходить с места на место, после того как заканчивалась  трава на пастбище) Там, где человек перешел к земледелию, раньше других народов появились первые государства, правители, армии, чиновники.  Но не повсеместно люди вели оседлый образ жизни. Уже в  самых древних из дошедших до нас источниках упоминаются  племена, которые передвигались по краям Синайской и3 Аравийской пустынь со своими стадами овец и коз. Такие  племена называют кочевыми. (запись в тетради: кочевые племена­ племена, переезжающие с  места на место) Вопрос: Как называются люди, ведущие кочевой образ жизни?  ( ответ: кочевники) Перегоняя стада с одного пастбища на другое, они не имели  постоянных поселений. Привычные к простой суровой жизни,  пастухи жили в легких войлочных шатрах. Овцы и козы давали  им молоко, мясо, и шерсть. В глухой древности евреи поклонялись многим богам. Вопрос: В каких изученных на предыдущих уроках  существовало многобожие? ( ответ: Египет, Двуречье, Финикия) Постепенно евреи перешли к единобожию – они стали верить в  одного бога­ Яхве. Их религия называлась иудаизм. Яхве  почитали как творца всего мира и людей. Однако запрещалось  изображать бога и произносить его имя. Он представлялся с  крыльями летающим меж облаков и появляющимся в грозах,  молниях, вихрях, огне. Предания Еврейского народа вошли в одни из самых мудрых  книг повествующих о Яхве, Библию. Само слово Библия на  древнегреческом языке значит «книги» Вопрос: Какое слово произошло от слова «Библия» ? ( ответ:  библиотека) Библия­ это собрание священных книг. Первая часть­ Ветхий  завет, а вторая часть­ Новый завет. Сегодня мы познакомимся с  мифами Ветхого завета, которые создавались на протяжении  долгого времени. Давайте прочитаем один из первых мифов  написанных в Библии «Миф о сотворении мира». Стр. 75 (работа с текстом) Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему Богу удалось создать  такое прекрасное место во Вселенной, как наша Земля?  (ответы)4 Для создания Земли Бог использовал особую силу, которая  называется – Любовь. Этой силой наделил Бог и человека, ведь  его он создал по образу и подобию своему. Вспомните себя во  время какого­ либо занятия: если вы делаете что­ то с любовью, еще говорят делать с душой, все получается иногда даже лучше, чем ожидаешь, а если в плохом настроении, то результат может  не  обрадовать. Вопросы:  ­Чему учит нас этот миф? (ответ: любое дело нужно делать с  любовью) Задание:  О чем расскажет нам следующий миф, вы узнаете из ребуса.        ( ответ: Адам и Ева) ­Что вы помните о первых людях?  ­ Как наказал Бог Адама и Еву за это первый грех? ( ответ:  выгнал из Рая; Адаму пришлось работать на поле, чтобы  прокормить себя и жену). Все изменилось на Земле, после того как Адам и его жена  совершили первый грех. Звери перестали жить дружно друг с  другом. Львы стали убивать овец, волки­ ягнят. Даже Адам и  Ева стали бояться зверей. Но Бог не перестал любить людей. ­Чему учит этот миф? ( ответ: часто в жизни, мы как Адам и  Ева, встречаемся с такими змеями. Они называются  искушениями и соблазнами. И нам нужно делать выбор,  который может привести к чему­ то, не заслуживающему  одобрения и мы лишимся всего, что имели. Например:  расположения людей, любви близких и т.д.) ­Ребята, что такое «Рай»? (ответ: это прекрасное место…) ­Можно ли в наше время создать Рай на Земле? Сегодня многие считают, что Рай можно создать на Земле. Для  этого нужно делать добрые дела, беречь природу, и тогда в  душе человека будет покой, он будет с радостью смотреть в  будущее. Он сумеет создать вокруг себя пространство, которое5 многие философы называют пространством любви. Это будет  Рай, потому, что всем в этом пространстве будет хорошо.                  Динамическая пауза. Почему­то в классе очень жарко, дождя бы сейчас! Давайте  сами его вызовем, повторяйте то, что буду говорить я. Одна  капля упала на ладошку ( дети одним пальцем ударяют по  ладони другой руки), две капли упало на ладошку, три капли,  четыре и вот пошел ливень. ( все аплодируют) ­ Ребята, о каком мифе сейчас пойдет речь? ( ответ: миф о  всемирном потопе) ­В какой стране встречается подобный миф? (ответ: в  Двуречье) ­Почему у еврейского народа возник такой миф? (ответ: во  время таяния снегов с Ливанских гор, наблюдался такой же  процесс, как и в Двуречье). Библейские сказания повествуют о предках евреев, о  мужественных героях и мудрых царях. История целого народа в Ветхом завете, излагается как предание об одной большой  семье. Задание: выписать из учебника имена родоначальников евреев ( ответ: Авраам, Исаак, Иаков) У еврейского народа много достойных предков. Сегодня я  пригласила двух из них.  Задание: внимательно выслушать гостей и объяснить, какими  достоинствами они обладали. А я приглашаю родственника  вышеперечисленных людей. (звучит еврейская музыка, входит  Иосиф) Иосиф:  Я­ сын Иакова, родоначальника евреев Отец любил меня и часто баловал. А зависть крепла диким зверем, Решились погубить, и чтоб никто не знал. Продали в рабство, знатному вельможе, Но Бог не отвернулся от меня. Когда загадочные сны приснились Фараону,6 Кто же сумел их разгадать, друзья? И бедствия великие достойно Смог пережить египетский народ. В Египет потянулись обездоленные, И с ними братья двинулись в поход. Просить о помощи они хотели Фараона, Но не узнали брата их, подле царя, Увидев дружбу крепкую средь них у трона, Я попросил помочь им своего государя. Забилась радостно в одно мгновенье Вдруг, сердце бедное, разбитое мое И разом я отбросил все сомненья: Там где любовь­ не приживется зло. Проверка задания. (Ответ:  достоинство Иосифа­ умение прощать людей.) Вопрос: Назовите имя героя. (если ученики не знают, найти в  п.2 абзаце 2) (звучит еврейская музыка. Входит Моисей) Моисей:  Мне мамочка когда­ то жизнь спасла: Туда, где дочь царя купалась, отнесла, Когда царь приказал: «Младенцев истребить повелеваю». Ей славу воздаю, ее я в мыслях воспеваю. Царевна доброю была и во дворец к себе взяла, Дала мне имя, означавшее «дитя». Спокойно рос я, горестей не знал, Но Бог, открыл мое происхождение. На родину народ мой переправить наказал, А фараон не собирался делать снисхожденье. Ниспосланные Богом, беды лишь озлобили его, И воинов имел тот царь немало. Тогда бежали втайне от него, Но войско Фараона нас почти догнало. Взмолились Богу своему, раздвинул воду Он, Прошли мы посуху, и не догнал нас Фараон.Дойти до Родины нам было нелегко: Мы сорок лет бродили по пустыне, Хотя и шли довольно далеко, Но сердце каждого, принадлежало Палестине. Проверка задания. 7 ­ Как зовут этого героя? (ответ: Моисей) ­ Какие события отображены в мифе? (ответ: исход евреев из  Египта, сорокалетнее скитание по пустыне) Когда евреи пришили к высокой горе Синай, Моисей поднялся  на нее и Бог вручил ему каменные доски­ скрижали, где были  записаны заповеди. ­Вспомните, кто придумал алфавит? (ответ: финикийцы) Задание: Представьте себе, что кто­ то написал подобно  финикийцам, без гласных заповеди, данные Богом Моисею.  (учащиеся читают записанные на доске заповеди) Н КРСТ­ не красть Н ЛГТ­ не лгать Н БВТ ЧЛВК­ не убивать человека ПЧТТ ТЦ МТ­ почитать отца и мать Евреи заключили с Яхве завет, т.е. договор. Они согласились  выполнять все заповеди Бога. А он через Моисея обещал  привести их в благодатную землю, о которой у нас пойдет речь  на следующем уроке. ­Чему нас учат библейские мифы? (ответ: сохранять самое ценное и передавать своим потомкам)  Подведение итогов урока Выставление оценок Домашнее задание: параграф 16. Рисунок по теме «Библейские  сказания»