Урок "Библейские сказания" разработан для учеников 5 класса по предмету "История древнего мира". Урок дает представление учащимся о местоположении Древней Палестины и об основных занятиях ее населения; соблюдается национально- региональный компонент. Ребята знакомятся с древними еврейскими сказаниями, учатся проводить параллель с современностью
1
Урок : Библейские сказания
Учитель Колчанова С.В.
Задачи:
Дать представление учащимся о местоположении Древней
Палестины и об основных занятиях ее населения; воспитание
патриотизма, доброго отношения к людям, уважения к
родителям, терпимости к людям разного вероисповедания;
развитие познавательного интереса; соблюдение национально
регионального компонента.
Оборудование: карта «Египет и Передняя Азия в древности»;
карточки с заданиями, заповеди, записанные на доске, ребусы.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Проверка Д/З
Вопрос: С какими странами мы с вами уже познакомились?
( ответы: Египет, Двуречье, Финикия)
Задание для ученика у доски: распределить написанных на
карточках богов Египта и Двуречья: Эа, АмонРа, Хапи, Иштар,
Осирис, Шамаш; соотнести богов друг с другом по их значению.
Задание для класса: написать в тетради название стран: Египет,
Двуречье, Финикия.
Учитель предлагает распределить ученикам предложенные им
термины.1) алфавит; 2) пирамида Хеопса; 3) всемирный потоп;
4) колесницы; 5) пурпурная краска; 6) законы; 7) стекло; 8)
каналы.
Ответы:
Египет 2,4,8
Двуречье 3, 6,8
Финикия 1,5,7
Проверка выполнения работы. Ребята, выполнившие задание без
ошибок, при условии работы на уроке, получат эти оценки в
конце урока.
3. Новый материал.2
(звучит «Еврейский народный танец»)
Вопросы:
Слышали ли вы когда нибудь эту музыку? ( да, это еврейская
музыка, под которую танцуют дети ансамблей «Мазлтов» и
«Сюрприз»)
Как связана эта музыка с местом, где мы живем? (область
ЕАО, здесь проживают евреи).
Учитель: Да, ребята, мы с вами живем на территории необычной
области. Наша область единственная в России. Она тесным
образом связана с судьбой еврейского народа, который, как и
любой народ имеет свои традиции, обычаи. Но сегодня мы
заглянем в истоки еврейства, будем говорить о людях,
связанных с развитием еврейского государства, с наиболее
значительными событиями.
(работа с картой)
В степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и
финикийским побережьем Средиземного моря во втором
тысячелетии до н.э, среди других народов жили еврейские
племена. Эта область в древности называлась Ханаан. Позже ее
южная часть получила название Палестина. Главная река
Иордан. Рядом находится Мертвое море..
( ученики рассматривают иллюстрации на стр.74 )
Вопросы:
Кто изображен на рисунке? ( пастух со своим стадом)
почему художник не нарисовал никаких построек ни
каменных, ни деревянных? ( изображены люди, основным
занятием которых является скотоводство, а им не нужны были
долговременные постройки, так как им часто приходилось
переходить с места на место, после того как заканчивалась
трава на пастбище)
Там, где человек перешел к земледелию, раньше других народов
появились первые государства, правители, армии, чиновники.
Но не повсеместно люди вели оседлый образ жизни. Уже в
самых древних из дошедших до нас источниках упоминаются
племена, которые передвигались по краям Синайской и3
Аравийской пустынь со своими стадами овец и коз. Такие
племена называют кочевыми.
(запись в тетради: кочевые племена племена, переезжающие с
места на место)
Вопрос: Как называются люди, ведущие кочевой образ жизни?
( ответ: кочевники)
Перегоняя стада с одного пастбища на другое, они не имели
постоянных поселений. Привычные к простой суровой жизни,
пастухи жили в легких войлочных шатрах. Овцы и козы давали
им молоко, мясо, и шерсть.
В глухой древности евреи поклонялись многим богам.
Вопрос: В каких изученных на предыдущих уроках
существовало многобожие?
( ответ: Египет, Двуречье, Финикия)
Постепенно евреи перешли к единобожию – они стали верить в
одного бога Яхве. Их религия называлась иудаизм. Яхве
почитали как творца всего мира и людей. Однако запрещалось
изображать бога и произносить его имя. Он представлялся с
крыльями летающим меж облаков и появляющимся в грозах,
молниях, вихрях, огне.
Предания Еврейского народа вошли в одни из самых мудрых
книг повествующих о Яхве, Библию. Само слово Библия на
древнегреческом языке значит «книги»
Вопрос: Какое слово произошло от слова «Библия» ? ( ответ:
библиотека)
Библия это собрание священных книг. Первая часть Ветхий
завет, а вторая часть Новый завет. Сегодня мы познакомимся с
мифами Ветхого завета, которые создавались на протяжении
долгого времени. Давайте прочитаем один из первых мифов
написанных в Библии «Миф о сотворении мира». Стр. 75
(работа с текстом)
Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему Богу удалось создать
такое прекрасное место во Вселенной, как наша Земля?
(ответы)4
Для создания Земли Бог использовал особую силу, которая
называется – Любовь. Этой силой наделил Бог и человека, ведь
его он создал по образу и подобию своему. Вспомните себя во
время какого либо занятия: если вы делаете что то с любовью,
еще говорят делать с душой, все получается иногда даже лучше,
чем ожидаешь, а если в плохом настроении, то результат может
не обрадовать.
Вопросы:
Чему учит нас этот миф? (ответ: любое дело нужно делать с
любовью)
Задание:
О чем расскажет нам следующий миф, вы узнаете из ребуса.
( ответ: Адам и Ева)
Что вы помните о первых людях?
Как наказал Бог Адама и Еву за это первый грех? ( ответ:
выгнал из Рая; Адаму пришлось работать на поле, чтобы
прокормить себя и жену).
Все изменилось на Земле, после того как Адам и его жена
совершили первый грех. Звери перестали жить дружно друг с
другом. Львы стали убивать овец, волки ягнят. Даже Адам и
Ева стали бояться зверей. Но Бог не перестал любить людей.
Чему учит этот миф? ( ответ: часто в жизни, мы как Адам и
Ева, встречаемся с такими змеями. Они называются
искушениями и соблазнами. И нам нужно делать выбор,
который может привести к чему то, не заслуживающему
одобрения и мы лишимся всего, что имели. Например:
расположения людей, любви близких и т.д.)
Ребята, что такое «Рай»? (ответ: это прекрасное место…)
Можно ли в наше время создать Рай на Земле?
Сегодня многие считают, что Рай можно создать на Земле. Для
этого нужно делать добрые дела, беречь природу, и тогда в
душе человека будет покой, он будет с радостью смотреть в
будущее. Он сумеет создать вокруг себя пространство, которое5
многие философы называют пространством любви. Это будет
Рай, потому, что всем в этом пространстве будет хорошо.
Динамическая пауза.
Почемуто в классе очень жарко, дождя бы сейчас! Давайте
сами его вызовем, повторяйте то, что буду говорить я. Одна
капля упала на ладошку ( дети одним пальцем ударяют по
ладони другой руки), две капли упало на ладошку, три капли,
четыре и вот пошел ливень. ( все аплодируют)
Ребята, о каком мифе сейчас пойдет речь? ( ответ: миф о
всемирном потопе)
В какой стране встречается подобный миф? (ответ: в
Двуречье)
Почему у еврейского народа возник такой миф? (ответ: во
время таяния снегов с Ливанских гор, наблюдался такой же
процесс, как и в Двуречье).
Библейские сказания повествуют о предках евреев, о
мужественных героях и мудрых царях. История целого народа в
Ветхом завете, излагается как предание об одной большой
семье.
Задание: выписать из учебника имена родоначальников евреев (
ответ: Авраам, Исаак, Иаков)
У еврейского народа много достойных предков. Сегодня я
пригласила двух из них.
Задание: внимательно выслушать гостей и объяснить, какими
достоинствами они обладали. А я приглашаю родственника
вышеперечисленных людей. (звучит еврейская музыка, входит
Иосиф)
Иосиф:
Я сын Иакова, родоначальника евреев
Отец любил меня и часто баловал.
А зависть крепла диким зверем,
Решились погубить, и чтоб никто не знал.
Продали в рабство, знатному вельможе,
Но Бог не отвернулся от меня.
Когда загадочные сны приснились Фараону,6
Кто же сумел их разгадать, друзья?
И бедствия великие достойно
Смог пережить египетский народ.
В Египет потянулись обездоленные,
И с ними братья двинулись в поход.
Просить о помощи они хотели Фараона,
Но не узнали брата их, подле царя,
Увидев дружбу крепкую средь них у трона,
Я попросил помочь им своего государя.
Забилась радостно в одно мгновенье
Вдруг, сердце бедное, разбитое мое
И разом я отбросил все сомненья:
Там где любовь не приживется зло.
Проверка задания.
(Ответ: достоинство Иосифа умение прощать людей.)
Вопрос: Назовите имя героя. (если ученики не знают, найти в
п.2 абзаце 2)
(звучит еврейская музыка. Входит Моисей)
Моисей:
Мне мамочка когда то жизнь спасла:
Туда, где дочь царя купалась, отнесла,
Когда царь приказал: «Младенцев истребить повелеваю».
Ей славу воздаю, ее я в мыслях воспеваю.
Царевна доброю была и во дворец к себе взяла,
Дала мне имя, означавшее «дитя».
Спокойно рос я, горестей не знал,
Но Бог, открыл мое происхождение.
На родину народ мой переправить наказал,
А фараон не собирался делать снисхожденье.
Ниспосланные Богом, беды лишь озлобили его,
И воинов имел тот царь немало.
Тогда бежали втайне от него,
Но войско Фараона нас почти догнало.
Взмолились Богу своему, раздвинул воду Он,
Прошли мы посуху, и не догнал нас Фараон.Дойти до Родины нам было нелегко:
Мы сорок лет бродили по пустыне,
Хотя и шли довольно далеко,
Но сердце каждого, принадлежало Палестине.
Проверка задания.
7
Как зовут этого героя? (ответ: Моисей)
Какие события отображены в мифе? (ответ: исход евреев из
Египта, сорокалетнее скитание по пустыне)
Когда евреи пришили к высокой горе Синай, Моисей поднялся
на нее и Бог вручил ему каменные доски скрижали, где были
записаны заповеди.
Вспомните, кто придумал алфавит? (ответ: финикийцы)
Задание: Представьте себе, что кто то написал подобно
финикийцам, без гласных заповеди, данные Богом Моисею.
(учащиеся читают записанные на доске заповеди)
Н КРСТ не красть
Н ЛГТ не лгать
Н БВТ ЧЛВК не убивать человека
ПЧТТ ТЦ МТ почитать отца и мать
Евреи заключили с Яхве завет, т.е. договор. Они согласились
выполнять все заповеди Бога. А он через Моисея обещал
привести их в благодатную землю, о которой у нас пойдет речь
на следующем уроке.
Чему нас учат библейские мифы?
(ответ: сохранять самое ценное и передавать своим потомкам)
Подведение итогов урока
Выставление оценок
Домашнее задание: параграф 16. Рисунок по теме «Библейские
сказания»