Конспект урока биологии на тему: «Переливание крови. Иммунитет»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
10.04.2018
Конспект урока биологии на тему: «Переливание крови. Иммунитет»
Задачи:
1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.
3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.
4. Раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета.
5. Ввести сведения об органах иммунной системы.
6. Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая ин-фекционные заболевания.
urok18.doc
УРОК №18 «Переливание крови. Иммунитет»
Задачи:
1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на
уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.
3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.
4. Раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета.
5. Ввести сведения об органах иммунной системы.
6. Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая
инфекционные заболевания.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.
2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или
животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
Схема переливания групп крови:
II. Новый материал
Переливание крови
Донор – человек, отдающий кровь.
Реципиент – человек, получающий кровь.
Агглютинация – явление склеивания эритроцитов.
Группа
крови
0(I)
A(II)
B(III)
AB(IV)
Антигены
Антитела
(агглютиногены) в
Er
(агглютинины) в
плазме и
сыворотке
–
A
B
AB
и
Универсальный донор 0(I)
Универсальный реципиент AB(IV)
В истории медицины известен донор, который за
свою жизнь сдавал кровь 624 раза.
Резусфактор(Rh)
Обнаружен в эритроцитах 85% людей, у 15% его нет. На резусфактор в плазме нет готовых
антител, они образуются при переливании крови.
Сообщение учащегося «Резусфактор».
Иммунитет
1863 г. – М.И. Мечников
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря
этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Защитные барьеры организма:
Защитные барьеры
Тип защиты I барьер:
Кожа и слизистые
оболочки
Физическая
Кожа и слизистые
оболочки
Химическая
Выделения потовых и
сальных желез (слезы,
слюна, HCl)
Экологическая
Микроорганизмы на
коже и слизистых
Неспецифический иммунитет
Лейкоцитами путем фагоцитоза
II барьер:
Кровь,
тканевая
жидкость, лимфа (т.е.
внутренняя
среда
организма)
Схема иммунной системы организма человека:
Специфический иммунитет
Организм распознает вва, отличные
от его клеток и тканей, уничтожает
только эти чужеродные вва
Иммунная система
Иммунная система
Костный мозг
Костный мозг
(образуются лейкоциты)
(образуются лейкоциты)
Вилочковая железа (тимус)
Вилочковая железа (тимус)
(образуются Тлимфоциты)
(образуются Тлимфоциты)
Лимфатические узлы
Лимфатические узлы
(образуются Влимфоциты)
(образуются Влимфоциты)
Воспаление:
1. Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного
тела.
2. Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.
3. Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.
Иммунитет
Иммунитет
Естественный
Естественный
(природный)
(природный)
Искусственный
Искусственный
(приобретенный)
(приобретенный)
Видовой
Видовой
Наследственный Приобретенный
Приобретенный
Наследственный
С молоком
С молоком
матери
матери
(пассивный)
(пассивный)
После
После
болезни
болезни
(активный)
(активный)
После
После
вакцинации
вакцинации
(активный)
(активный)
После введения
После введения
лечебной
лечебной
сыворотки
сыворотки
(пассивный)
(пассивный)
III. Закрепление
1. Последите по рисунку 47 ход воспалительного процесса.
2. Почему воспаленный участок красный и теплый?
3. Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?
4. Опишите процесс развития инфекционного заболевания.
5. Какие меры профилактики применяют на разных стадиях инфекционной болезни?
IV. Д/з
Параграф 18, составить рассказ, используя ключевые слова в конце параграфа.
Конспект урока биологии на тему: «Переливание крови. Иммунитет»
Конспект урока биологии на тему: «Переливание крови. Иммунитет»
Конспект урока биологии на тему: «Переливание крови. Иммунитет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.