Этот урок я провела в 6 классе в декабре 2016-го года в форме урока-лаборатории, на котором присутствовали родители учащихся. Мной были показаны приёмы и методы работы проведения урока по ФГОС с формированием универсальных учебных действий при изучении нового материала в результате коллективного исследования.учебно-коммуникативных умений (собственно психологические умения): слушать учителя, адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию, запоминать увиденное, услышанное, учебный материал, управлять своим вниманием, владение монологичной и диалогичной речью;
учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, умение классифицировать плоды и определять признаки принадлежности к той или иной группе;
учебно-познавательных (учебно-информационных) умений: практические исследовательские умения (умение работать с натуральными объектами, наблюдать, делать вывод), работать с рисунками учебника;ФГОС
Перевалова А.Н., учитель биологии
МКОУ «ВерхАллакская средняя общеобразовательная школа»
Каменского района
Алтайского края
Тема: Плоды. Их классификация. Способы распространения плодов и семян.
Цель:
Образовательная
– добиться усвоения учащимися понятия плод.
Развивающая
создать усовия, способствующие развитию следующих умений:
учебнокоммуникативных умений (собственно психологические умения): слушать учителя, адекватно воспринимать разнообразную учебную
информацию, запоминать увиденное, услышанное, учебный материал, управлять своим вниманием, владение монологичной и диалогичной
речью;
учебноинтеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, умение классифицировать плоды
и определять признаки принадлежности к той или иной группе;
учебнопознавательных (учебноинформационных) умений: практические исследовательские умения (умение работать с натуральными
объектами, наблюдать, делать вывод), работать с рисунками учебника;
учебноорганизационные учебные умения: работать в команде, сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать и принимать
помощь), проводить рефлексию (размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий, размышление о
своём внутреннем состоянии).
Воспитательная
воспитание любознательности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: уроклаборатория.
Результаты:
1. Предметные
В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды
плодов; давать определение понятиям: плод, значение плода, строение и виды плодов.В ценностноориентационной сфере:
Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.
2.Метапредметные
Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка
Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и
оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и
уровень усвоения
Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное,
самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь
делать
Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности
Методы: 1. По источнику изложения учебного материала:словесные, наглядные, практические.
2. По характеру учебнопознавательной деятельности: объяснительноиллюстративные, частичнопоисковый, проблемный.
Средства:
Печатные учебники, рабочие тетради на печатной основе. карточки с заданиями.
Электронные образовательные ресурсы (слайдшоу для физкультминутки, презентация)
Учебные приборы (препаровальные ванночки, набор препаровальных инструментов из микролаборатории)
Натуральные объекты (плоды и корнеплод моркови, видоизменённого побега лука)
Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Пасечник В.В.– 4е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 207: ил.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
I.
Организа
ционно
Создает условия для подготовки
обучающихся к продуктивной работе,
(приветствуют друг друга и
Регулятивные
учебной деятельности
– самоконтрольцелевой.
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
формирует положительный
эмоциональный настрой. Приветствует
обучающихся ( мотивационный настрой
на работу).
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.
Отмечаю и ваше хорошее настроение.
Давайте улыбнемся друг другу,
расправим плечи, глубоко вдохнем и
настроимся на интересный урок. Всё ли у
нас готово для продуктивной работы?
(приветствие детей)
Прежде,чем перейти к изучению нового
материала, давайте выполним небольшой
тест по предыдущей теме. (Приложение
№1)
Так что же происходит после того, как
цветок отцветёт? Может. Ктонибудь
знает?
Ребята, послушайте чудесное
стихотворение Николая Рыленкова, в
котором скрыта тема нашего урока:
Цветок всю ночь готовит мед–
Пчелу сластену в гости ждет
Бери мол, но, как другу,
Мне окажи услугу,
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу
Пчела несет ее, и вот –
Цветок увял и зреет …
Учитель: Что зреет?
Учитель: Это и есть тема нашего урока
Учитель: Ребята, какие цели вы
учителя), проверяют готовность к
уроку)
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками;
умение организовать выполнение
заданий учителя
(ответы детей)
Плод
Формировать
Познавательные:
умения анализировать, сравнивать,
обобщать,
главное;
устанавливать взаимосвязь
выделятьпоставите перед собой сегодня на уроке?
(можно изобразить кластер на доске)
А может вы, чтонибудь знаете по данной
теме? Я думаю, что ваши знания вам
пригодятся на этом уроке.
Спасибо!
Учитель: Ребята, а как вы предлагаете
достичь этих задач? Что для этого вам
нужно делать? Спасибо, ребята!
Ребята, чтобы выполнить данные задачи,
я предлагаю вам сегодня выступить в
роли научных сотрудников ботанической
лаборатории, руководителем которой
буду я. Вы согласны с моим
предложением? Тогда, мы сегодня с вами
коллеги!
Проводить исследования мы будем в 1
научной группе (т.к. в классе 5 человек).
Руководителя группы выберите сами.
Удачной, вам работы!
Итак, чтобы решить задачи урока,
давайте проверим вашу готовность, еще
раз обратимся к стихотворению Николая
Рыленкова:
Какой орган растения является
обязательным предшественником плода?
Молодцы я вижу, вы хорошо
подготовлены, а значит, справитесь с
предстоящей работой.
Сотрудники, нам прислали органы
II.
Процесс
уально
содержат
ельный.
Слайд №5
высказывают предположения:
узнать, что такое плод; из чего
образуется плод; из чего состоит
плод; какое значение имеют плоды и
какие бывают плоды и как
распространяются плоды))
(рассмотреть, прочитать текст
параграфа, исследовать плоды)
Познавательные:
выделение и
формирование познавательной цели,
Регулятивные: постановка цели и
анализирование условий достижения
цели.
Личностные: Умение управлять
своей познавательной деятельностью
(цветок).
Познавательные:
Построение
речевого высказывания в устной
форме;
Излечение необходимой информации
из текста
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей,диалог, умение слушать и вести
дискуссию.
к
отношение
Личностные:
Ответственное
выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной
картины мира, осознание ценности
каждого живого организма;
Уважительное отношение к другому
человеку, его мнению.
Регулятивные:
Добывают новые знания
Учатся предвидеть события
(ученики размышляют и
высказываются от группы,)
Отвечают (Плод состоит из семени,
околоплодника).
Это орган, состоящий из семени и
околоплодника
Главное слово – орган, признаки –
состоящий из семени и
околоплодника.
Плод образуется из завязи
пестика.
растений, которые находятся у вас на
столах в препаровальных ванночках.
Просили исследовать их и определить,
все ли они являются плодами? Если да,
то почему? Если нет, то почему?
А давайте, чтобы развеять наши
сомнения заглянем вовнутрь всех этих
объектов (разрезать предметы).
Все ли органы являются плодами?
Что лишнее? Почему?
Из чего состоит плод?
Попробуйте сформулировать
определение плода
Назовите главное слово в определении,
признаки по которым вы сможете
отличить его от других органов.
Посмотрите на слайд и скажите,
пожалуйста, а из чего образуется плод?
Плод – это орган цветковых
растений, содержащий в себе
семена. Основные части плода –
это наружная оболочка, называемая
околоплодником и расположенные
внутри неё семена. Околоплодник—
это разросшиеся и
видоизменившиеся стенки завязи.
Часто в образовании околоплодника
участвуют и другие части цветка,
основания тычинок, лепестков,
чашелистиков и цветоложе.
Околоплодник обеспечивает
сохранность семян во время
созревания, и после – их
Слайд №6распространение. Из семязачатков,
которые расположены в полости
завязи, образуются семена.
Возьмите препаровальную иглу и
проколите аккуратно каждый плод.
Все ли плоды удалось проколоть?
Почему?
Что выделяется при прокалывании
околоплодника плодов? Как можно
назвать такие плоды?
Как можно назвать плоды из которых не
вытекает сок?
На какие группы можно разделить
плоды по состоянию околоплодника?
Послушайте, пожалуйста, какие бывают
плоды?
Если на слайде сочный плод – руки вверх
хлопок, если на слайде сухой плод – руки
в стороны.
(нет).
(у некоторых плодов оболочка
жесткая).
(из одних плодов вытекает сок)
(сочные)
(сухие)
( сухие и сочные)
Выполняют упражнения.
Слайды №№7
18
Физкультминутка
(слайдшоу)
Формирование
Познавательные:
умения анализировать, сравнивать,
обобщать, выдвигать гипотезы
Личностные:
Развивают умение применять в
жизненных ситуациях и учебном
процессе способы снятия
напряжения
Регулятивные:
умение одновременно удерживать
несколько видов деятельности:
двигательную, речевую,
мыслительнуюВы отдохнули, и надеюсь, полны сил.
Вы готовы?
Новое задание. Нам нужно выполнить
лабораторную работу. Перед вами плоды,
которые необходимо исследовать, а
результаты исследования, представить в
виде таблицы в рабочей тетради (с.26.
зад.51). Для того чтобы работу
выполнить быстрее, предлагаю работать в
парах. Выберите 23 плода и исследуйте,
можете обратиться к иллюстрациям
учебника с. 6872.
Взаимопроверка. Каждая пара
высказывает согласие или не согласие
(почему?)
Итак, что вы нового узнали в ходе своего
исследования?
Вы слышали такое выражение: «Пади
туда — не знаю куда» или «Яблоко от
яблони недалеко падает». Как вы
думаете. О чём это говорится? О чём ещё
мы с вами не поговорили? Что же
происходит с плодами после их
созревания? И почему некоторые
растения не имея способов передвигаться
заселяют дальние территории?
А как вы думаете, как они могут
распространяться? Какие у них есть
приспособления?
Откройте п.14, давайте распределимся:
каждый ученик готовит сообщение об
Да
Работают в парах.
Проверка по цепочке, приводят
аргументы.
развитие
Коммуникативные:
коммуникативной
культуры;
осознание ценности совместной
деятельности
Плоды по количеству семян могут
быть односемянные и
многосемянные.
Познавательные:выделение главное,
формирование умения делать
самостоятельные
выводы;
устанавливать взаимосвязь
Нам нужно узнать о способах
распространения семян в природе.
(Ответы детей)
Коммуникативные:
взаимодействие в групповом
коллективе;
умение вести диалог;
поиск и выбор информации;
умение слушать
Личностные:
самостоятельное решение проблем
творческого поискового характера;
умение соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно относиться к
Слайд №20учителю и одноклассникам;
умение управлять
познавательной деятельностью
своей
умение
Коммуникативные:
с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли;
личностные: смыслообразование
способе распространения семян. Когда
будете читать текст, делайте пометочки:
если данный факт известен – ставим
сверху +, если нет – ставим ?.
Расскажите, пожалуйста, как же
распространяются семена от плодов?
Давайте обратимся к задачам урока,
какой ещё вопрос остался не раскрытым?
Значение плода для растения, человеку и
животных?
1 группа определяют значение для
человека и животных;
2 группа определяют значение плода для
растения.
Каковы же функции плодов?
Возврат к целям урока. Достигли ли вы
поставленной цели? А что вы можете
дополнить в определении органа?
(репродуктивный орган)
(Дети сначала рассказывают по
порядку, затем слайд)
Высказываются.
Выступают и высказывают своё
согласие или несогласие, приводят
аргументы.
Да, приводят аргументы. Отвечают
на вопросы
Репродуктивный орган (орган
размножения)
Слайды №№21
24
Слайд №25
Слайд №26Играют, определяют признаки
плодов.
Личностные:
самоконтроль и самооценка
Регулятивные:
прогнозировать
результат и оценивать уровень
достижения результата; выделять и
осознавать того, что уже усвоено и
что еще подлежит усвоению,
осознавать качество и уровень
усвоения
Высказываются.
Слайд №27
VIII. Рефлекс
ивно
оценочн
ый.
Слайд №28
Игра с мячом.
Например:
Учитель « яблоко» – ученик – «сочный»
или
Учитель – «яблоко» – ученик – «
многосемянный»
Учитель – «коробочка» – ученик –
«сухой» или
Учитель – «коробочка» – ученик –
«многосемянный» и т.д.
Прошу вас, ребята, проанализировать
свою работу на уроке. Свои
высказывания вы можете начать
следующими словами:
я узнал ...,
у меня получилось ...,
было непросто …,
я попробую …,
урок дал мне для жизни…,
я себя чувствую ….
Домашнее задание
— слайд №29
Д/З: Ответить на вопросы с.73 и на с.78,
заполнить таблицу в тетради – с.27, зад .
53, для желающих сочинить сказку о
любимом плоде
Приложение № 1Тест
1.Цветок – это:
а) яркий венчик в) видоизменённый побег
б) околоцветник г) столбик и рыльце
2. Главные части цветка:
а) лепестки и чашелистики
б) пестик и тычинки
3. Часто ярко окрашены:
а) чашелистики в) лепестки венчика
б) тычинки г) пестик
4. Раздельнополые цветки, у которых:
а) есть тычинки и пестик в) есть только тычинки
б) есть лепестки и чашелистики г) есть только пестик
5.Функции цветка:
а) образование плодов и семян в) фотосинтез
б) минеральное питание г) дыхание
6. Какое соцветие у подсолнечника:
а) кисть в) корзинка
б) колос г) початокОтветы: 1В; 2Б; 3В; 4В, Г; 5А; 6В