Конспект урока биологии по ФГОС в 6 классе "Плоды. Их классификация. Способы распространения в природе"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Этот урок я провела в 6 классе в декабре 2016-го года в форме урока-лаборатории, на котором присутствовали родители учащихся. Мной были показаны приёмы и методы работы проведения урока по ФГОС с формированием универсальных учебных действий при изучении нового материала в результате коллективного исследования.учебно-коммуникативных умений (собственно психологические умения): слушать учителя, адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию, запоминать увиденное, услышанное, учебный материал, управлять своим вниманием, владение монологичной и диалогичной речью; учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, умение классифицировать плоды и определять признаки принадлежности к той или иной группе; учебно-познавательных (учебно-информационных) умений: практические исследовательские умения (умение работать с натуральными объектами, наблюдать, делать вывод), работать с рисунками учебника;ФГОС
Иконка файла материала Конспект урока биологии по ФГОС в 6.doc
Перевалова А.Н., учитель биологии  МКОУ «Верх­Аллакская средняя общеобразовательная школа» Каменского района Алтайского края Тема: Плоды. Их классификация. Способы распространения плодов и семян. Цель:  Образовательная  – добиться усвоения учащимися понятия плод. Развивающая ­ создать усовия, способствующие развитию следующих умений: учебно­коммуникативных умений (собственно психологические умения): слушать учителя, адекватно воспринимать разнообразную учебную  информацию, запоминать увиденное, услышанное, учебный материал, управлять своим вниманием, владение монологичной и диалогичной  речью; учебно­интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, умение классифицировать  плоды  и определять признаки  принадлежности к той или иной группе; учебно­познавательных (учебно­информационных) умений: практические исследовательские умения (умение работать с натуральными  объектами, наблюдать, делать вывод), работать с рисунками учебника; учебно­организационные учебные умения: работать в команде, сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать и принимать  помощь), проводить рефлексию (размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий, размышление о  своём внутреннем состоянии). Воспитательная ­ воспитание любознательности. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок­лаборатория. Результаты: 1. Предметные В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся    по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов; давать определение понятиям: плод, значение плода,  строение и виды плодов.В ценностно­ориентационной сфере: Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности. 2.Метапредметные Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка Регулятивные:  Формировать   умение   ставить   перед собой   цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения   Познавательные:  Формировать   умения   анализировать,   сравнивать,   обобщать,   выдвигать   гипотезы,   выделять   главное,   самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь    делать Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности Методы: 1. По источнику изложения учебного материала:словесные, наглядные, практические. 2. По характеру учебно­познавательной деятельности: объяснительно­иллюстративные, частично­поисковый, проблемный. Средства:  Печатные учебники, рабочие тетради на печатной основе. карточки с заданиями.  Электронные образовательные ресурсы (слайд­шоу для физкультминутки, презентация) Учебные приборы (препаровальные ванночки, набор препаровальных инструментов из микролаборатории)  Натуральные объекты (плоды и корнеплод моркови, видоизменённого побега ­ лука) Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Пасечник В.В.– 4­е изд.,  стереотип. –  М.: Дрофа, 2016. – 207: ил. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД I. Организа ционно­  Создает условия для подготовки  обучающихся к продуктивной работе,  (приветствуют друг друга и  Регулятивные  учебной деятельности –   самоконтрольцелевой.   Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 формирует положительный  эмоциональный настрой. Приветствует  обучающихся ( мотивационный настрой  на работу).  Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.  Отмечаю и ваше хорошее настроение.  Давайте улыбнемся друг другу,  расправим плечи, глубоко вдохнем и  настроимся на интересный урок. Всё ли у  нас готово для продуктивной работы? (приветствие детей)  ­Прежде,чем перейти к изучению нового  материала, давайте выполним небольшой  тест по предыдущей теме. (Приложение  №1) ­ Так что же происходит после того, как  цветок отцветёт? Может. Кто­нибудь  знает? Ребята, послушайте чудесное  стихотворение Николая Рыленкова, в  котором скрыта тема нашего урока:  Цветок всю ночь готовит мед– Пчелу сластену в гости ждет Бери мол, но, как другу, Мне окажи услугу, Пыльцу мучную эту Перенеси соседу Пчела несет ее, и вот – Цветок увял и зреет … Учитель: Что зреет?  Учитель: Это и есть тема нашего урока Учитель: Ребята, какие цели вы  учителя), проверяют готовность к  уроку) Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение   организовать   выполнение заданий учителя (ответы детей)   Плод  Формировать Познавательные: умения   анализировать,   сравнивать, обобщать,   главное; устанавливать взаимосвязь выделятьпоставите перед собой сегодня на уроке?  (можно изобразить кластер на доске) А может вы, что­нибудь знаете по данной теме? Я думаю, что ваши знания вам  пригодятся на этом уроке. ­ Спасибо! Учитель: Ребята, а как вы предлагаете  достичь этих задач? Что для этого вам  нужно делать? Спасибо, ребята! Ребята, чтобы выполнить данные задачи,  я предлагаю вам сегодня выступить в  роли научных сотрудников ботанической  лаборатории, руководителем которой  буду я. Вы согласны с моим  предложением? Тогда, мы сегодня с вами ­ коллеги! Проводить исследования мы будем в 1  научной группе (т.к. в классе 5 человек).  Руководителя группы выберите сами.  Удачной, вам работы! Итак, чтобы решить задачи урока,  давайте проверим вашу готовность,  еще  раз обратимся к стихотворению Николая  Рыленкова:  ­ Какой орган растения является  обязательным предшественником плода? Молодцы я вижу, вы хорошо  подготовлены, а значит, справитесь с  предстоящей работой. Сотрудники, нам прислали органы  II. Процесс уально­ содержат ельный. Слайд №5 высказывают предположения:  узнать, что такое плод; из чего  образуется плод; из чего состоит  плод; какое значение имеют плоды и какие бывают плоды и как  распространяются плоды)) (рассмотреть, прочитать текст  параграфа, исследовать плоды) Познавательные:  выделение   и формирование познавательной цели, Регулятивные:  постановка     цели   и анализирование условий достижения цели. Личностные:  Умение   управлять своей познавательной деятельностью (цветок). Познавательные:  Построение речевого   высказывания   в   устной форме; Излечение необходимой информации из текста Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение   собственных   мыслей,диалог,   умение   слушать   и   вести дискуссию.   к   отношение Личностные: Ответственное выполнению учебных задач; Готовность   к   восприятию   научной картины   мира,   осознание   ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. Регулятивные: ­ Добывают новые знания ­ Учатся предвидеть события (ученики размышляют и   высказываются от группы,) Отвечают (Плод состоит из семени, околоплодника). Это орган, состоящий из семени и  околоплодника Главное слово – орган, признаки –  состоящий из семени и  околоплодника. Плод образуется из  завязи  пестика. растений, которые находятся у вас   на  столах в препаровальных ванночках.  Просили исследовать их и  определить,   все ли они являются  плодами? Если да,  то почему? Если нет, то почему? ­ А давайте, чтобы развеять наши  сомнения заглянем вовнутрь всех этих  объектов (разрезать предметы). Все ли органы являются плодами? Что лишнее? Почему? Из чего состоит плод? Попробуйте сформулировать  определение плода Назовите главное слово в определении,  признаки по которым вы сможете  отличить его от других органов.  Посмотрите на слайд и скажите,  пожалуйста, а из чего образуется плод?  Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Основные части плода – это наружная оболочка, называемая околоплодником и расположенные внутри неё семена. Околоплодник— это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Околоплодник обеспечивает сохранность семян во время созревания, и после – их Слайд №6распространение. Из семязачатков, которые расположены в полости завязи, образуются семена. Возьмите препаровальную иглу и  проколите аккуратно каждый плод. Все ли плоды удалось проколоть?  Почему?  Что выделяется при прокалывании  околоплодника плодов? Как можно  назвать такие плоды? Как можно назвать плоды из которых не  вытекает сок? ­ На какие группы можно разделить  плоды по состоянию околоплодника? ­Послушайте, пожалуйста, какие бывают  плоды? Если на слайде сочный плод – руки вверх  хлопок, если на слайде сухой плод – руки в стороны. (нет).  (у некоторых плодов оболочка  жесткая).  (из одних плодов вытекает сок) (сочные) (сухие) ( сухие и сочные) Выполняют упражнения. Слайды №№7­ 18 Физкультминутка (слайд­шоу)  Формирование Познавательные: умения   анализировать,   сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы Личностные: ­ Развивают умение применять в  жизненных ситуациях и учебном  процессе способы снятия  напряжения Регулятивные: ­умение одновременно удерживать  несколько видов деятельности:  двигательную, речевую,  мыслительнуюВы отдохнули, и надеюсь, полны сил.  Вы готовы? Новое задание. Нам нужно выполнить  лабораторную работу. Перед вами плоды, которые необходимо исследовать, а  результаты исследования, представить в  виде таблицы в рабочей тетради (с.26.  зад.51). Для того чтобы работу  выполнить быстрее, предлагаю работать в парах. Выберите 2­3  плода и исследуйте,  можете обратиться к иллюстрациям  учебника с. 68­72. Взаимопроверка. Каждая пара  высказывает согласие или не согласие  (почему?) Итак, что вы нового узнали в ходе своего  исследования? ­ Вы слышали такое выражение: «Пади  туда — не знаю куда» или «Яблоко от  яблони недалеко падает». Как вы  думаете. О чём это говорится? О чём ещё мы с вами не поговорили? Что же  происходит с плодами после их  созревания? И почему  некоторые  растения не имея способов передвигаться заселяют дальние территории? ­ А как вы думаете, как они могут  распространяться? Какие у них есть  приспособления? ­ Откройте п.14, давайте распределимся:  каждый ученик готовит сообщение об  Да Работают в парах. Проверка по цепочке, приводят  аргументы. развитие Коммуникативные:  коммуникативной культуры; осознание   ценности   совместной деятельности   Плоды по количеству семян могут быть односемянные и  многосемянные. Познавательные:выделение главное, формирование   умения   делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь    Нам нужно узнать о способах  распространения семян в природе. (Ответы детей) Коммуникативные: ­ взаимодействие в групповом  коллективе; ­ умение вести диалог; ­ поиск и выбор информации; ­ умение слушать Личностные: ­ самостоятельное решение проблем  творческого  поискового характера; ­   умение   соблюдать   дисциплину   на уроке,   уважительно   относиться   к Слайд №20учителю и одноклассникам;   умение   управлять ­ познавательной деятельностью   своей   умение Коммуникативные: с достаточной   полнотой   и   точностью выражать свои мысли;  личностные: смыслообразование   способе распространения семян. Когда  будете читать текст, делайте пометочки:  если данный факт известен – ставим  сверху +, если нет – ставим ­?.  ­ Расскажите, пожалуйста, как же  распространяются семена от плодов? Давайте обратимся к задачам урока,   какой ещё вопрос остался не раскрытым? Значение плода для  растения, человеку и животных?  1 группа определяют значение для  человека и животных; 2 группа определяют значение плода  для  растения. ­ Каковы же функции плодов? Возврат к целям урока. Достигли ли вы  поставленной цели? А что вы можете  дополнить в определении органа?  (репродуктивный орган) (Дети сначала рассказывают по  порядку, затем ­ слайд) Высказываются. Выступают и высказывают своё  согласие или несогласие, приводят  аргументы. Да, приводят аргументы. Отвечают  на вопросы  Репродуктивный орган (орган  размножения) Слайды №№21­ 24 Слайд №25 Слайд №26Играют, определяют признаки  плодов. Личностные: самоконтроль и самооценка  Регулятивные:  прогнозировать результат   и   оценивать   уровень достижения   результата;   выделять   и осознавать  того,  что уже  усвоено  и что   еще   подлежит   усвоению, осознавать   качество   и   уровень усвоения Высказываются.        Слайд №27 VIII. Рефлекс ивно­ оценочн ый. Слайд №28 Игра с мячом.  Например: Учитель ­ « яблоко» – ученик – «сочный» или Учитель – «яблоко» – ученик – «  многосемянный» Учитель – «коробочка» – ученик –  «сухой» или Учитель – «коробочка» – ученик –  «многосемянный» и т.д. Прошу вас, ребята, проанализировать  свою работу на уроке. Свои  высказывания вы можете начать  следующими словами:  я узнал ...,  у меня получилось ...,  было непросто …,  я попробую …,  урок дал мне для жизни…, я себя чувствую …. Домашнее задание  — слайд №29 Д/З: Ответить на вопросы с.73 и на с.78,   заполнить таблицу в тетради – с.27, зад .  53, для желающих ­  сочинить сказку о  любимом плоде                                                             Приложение № 1Тест    1.Цветок – это:                                                                                                                                                                                     а) яркий венчик      в) видоизменённый побег     б) околоцветник     г) столбик и рыльце 2. Главные части цветка:     а) лепестки и чашелистики      б) пестик и тычинки 3. Часто ярко окрашены:  а) чашелистики   в) лепестки венчика  б) тычинки          г) пестик 4. Раздельнополые цветки, у которых:  а) есть тычинки и пестик                 в) есть только тычинки б) есть лепестки и чашелистики        г) есть только пестик  5.Функции цветка: а) образование плодов  и семян              в) фотосинтез б) минеральное питание                            г) дыхание 6. Какое соцветие у подсолнечника: а) кисть                                                     в) корзинка б) колос                                                    г) початокОтветы: 1­В; 2­Б; 3­В; 4­В, Г; 5­А; 6­В