Конспект урока биологии "Строение клетки. клеточная мембрана. Ядро." 10 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок позволяет расширить знания учащихся об особенностях строения и выполняемых функциях цитоплазматической мембраны и ядра клетки. Рассматриваются механизмы транспорта веществ в клетку и из клетки, а так же строение и функции хромосом. Для лучшего восприятия материала на уроке используются кинофрагменты: "Мембрана клетки", "Ядро клетки".Разработка урока биологии "Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро."
Иконка файла материала Урок биологии Строение клетки.Мембрана.Ядро..doc
Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Урок разработан учителем МБОУ  СОШ №132 Ново­Савиновского района г. Казани Яковлевой Е.В. Задачи урока: Образовательная: 1. Углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра. 2. Сформировать представление об основных видах транспорта веществ, через мембрану. 3. Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава. Воспитательная: 1. Разъяснить обучающимся, что важнейший признак клетки – способность к   размножению,   передачи   генетической   информации   следующему поколению. Развивающая: 1. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.  Тип урока: Изучение нового материала. Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Методы обучения: Репродуктивный, частично ­ поисковый Приемы обучения: рассказ, беседа, работа в тетрадях,   Средства   обучения:  слайды   презентации,   кинофрагменты   «Мембрана», «Строение   ядра»,   печатные   таблицы   «Строение   растительной   клетки», «Строение   животной   клетки»,   «Строение   клетки   бактерии»,   учебник Биология. Общая биология 10 – 11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.;                                                                      Ход урока 1. Оргмомент.  2. Тема урока. Целеполагание. Задачи урока   Деятельность учителя.   Актуализация знаний по теме: «Клеточная теория», «Строение клетки» Из курса 9 класса вам уже многое известно о  строение и функции органоидов клетки.   Как называется наука изучающая клетки?  Какие методы применяют при изучении клетки?  Какие науки помогают исследовать строение клетки?  Кто первый увидел клетку? Почему необходимо детальное подробное изучение строения клетки?  На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и  функциях органоидов клетки. Цель нашего урока расширить знания о  строении и функциях цитоплазматической мембраны и ядра клетки.    Деятельность учащихся.           (Слушают, отвечают на вопросы.) 3. Изучение и закрепление нового материала. Деятельность учителя.      (Обращает внимание обучающихся)   Рассмотрите таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение  животной клетки».    Выполните задание №1: Выявите основные  структурные  элементы, характерные как для растительной, так и для  животной клетки.   ­ Какие структурные элементы общие для всех видов клеток?  Таким образом, несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них  имеет в своем строении цитоплазматическую мембрану и ядро.  Деятельность учащихся.       (Начинают составлять в тетради схему   «Строение клетки») Вспомним строение и функции цитоплазматической мембраны   Просмотр кинофрагмента  «Мембрана клетки»    Отвечают на вопросы:  Как устроена мембрана клетки?  Каким путём ионы натрия, калия попадают в клетку?  Как попадают в клетку крупные молекулы?  Какова основная функция мембраны?  Что такое фагоцитоз?  Как клетки соединяются в тканях?  Деятельность учащихся   (Выступление учащихся.)  Обобщение учителя по материалам презентации: ­ Рассматривание слайда – Строение клеточной мембраны   Толщина мембраны от 8 до 12 нм. Мембрана состоит из двух слоев  липидов. Каждая молекула липида образована гидрофильной головкой и  гидрофобным хвостом. Располагаются они плотно друг другу, при этом  гидрофильной головкой наружу, а гидрофобным хвостом внутрь. В  билипидном слое мембраны погружены многочисленные белки, некоторые  находятся на поверхности (периферические), частично погружены  (полупогруженные – полуинтегральные) и пронизывающие мембрану –  интегральные, образующие каналы. В связи с белками могут находиться  углеводы. Деятельность учащихся. Делают записи в тетради.    Обобщение учителя по материалам презентации:­ Через мембрану регулярно поступают вещества и ионы в клетку. Транспорт  через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт  связан с явлением диффузии, т.е. перемещением веществ по градиенту  концентрации, из области с более высокой концентрацией в область с более  низкой. Выделяют несколько механизмов пассивного транспорта через  мембрану  Простая диффузия – транспорт веществ непосредственно через билипидный  слой.    Таким образом транспортируются вещества хорошо растворимые в  липидах (СО2, О2).  К особому типу пассивного транспорта относят диффузию воды через  мембрану – осмос. При осмосе перемещаются только молекулы воды.  Некоторые ионы (Сl­) и заряженные молекулы пассивно диффузируют  через мембрану благодаря белкам, формирующим поры. Активный транспорт – транспорт молекул через мембрану против градиента  концентрации. Осуществляется при помощи белков – переносчиков с затратой энергии АТФ (Na+ ­ K+ насос). Из клетки перекачиваются ионы К+, а  поступают ионы Na+.  Крупные молекулы биополимеров практически не транспортируются через  мембрану, но клетка обладает механизмом переноса – эндоцитоз и экзоцитоз.  Фагоцитоз и Пиноцитоз относятся к эндоцитозу, т.е. проходит поступление  веществ в клетку в результате впячивания мембраны   Переходим к рассмотрению строения ядра клетки.   Смотрим кинофрагмент «Ядро клетки».   Дополняем нашу схему «Строение клетки» и думаем над вопросом   Какова роль ядра в жизнедеятельности клетки?   Что такое кариотип? Деятельность учащихся.  (Смотрят фильм, заполняют схему, отвечают на  вопрос.)  Обобщение учителя по материалам презентации. Ядро – важнейшая структура в клетках эукариотических организмов. Это  связано с многообразием функций ядра. Ядро обычно имеет шаровидную  форму и отделено от цитоплазмы оболочкой. Ядерная мембрана имеет такое  же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая,  а наружная шероховатая и переходит в каналы ЭПС.   В ней имеется  множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы  и­РНК и т­РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы.  Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой  содержатся ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и  состоит из белков, которые образованы петлями нитей ДНК участвующих в  синтезе р­РНК. В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с  белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белкамигистонами, и эта структура называется хромосома. А вот хромосома состоит  из 4­х хроматид, которые связаны центромерой. Набор хромосом, содержащийся, в клетке называется кариотипом.  Кариотип неповторим для каждого вида живых организмов, хотя число  хромосом будет одинаково, а вот строение будет различно. Особенности кариотипа:  В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом  Парные хромосомы – гомологичные (одна хромосома от отцовского организма другая из материнского). ­ Клетки, которые составляют ткани организма, имеют диплоидный набор  хромосом  ­ называются соматическими, т.е. по две хромосомы каждого  вида одинаковые. Эти хромосомы называются гомологичными. А  гаплоидный набор хромосом имеется только в половых клетках. 4. Закрепление изученного материала Отвечаем на вопросы теста.    5.Домашнее задание: Изучить параграф 14, вопросы к параграфу,