Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"
Оценка 4.6

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
30.06.2017
Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"
Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Урок открытия нового знания соответствует ревлизации ФГОС. В урок включена реализация проета "Мир насекомых". В систему повторения и закрепления знаний включены задания на проверку и самопроверку полученных знаний.Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"
razmnozhenie_i_razvitie_nasekomyh_7_klass.docx
Конспект урока Биология, 7 класс Класс, программа: 7 класс, программа В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Тема урока:   Размножение и развитие насекомых Тип урока: урок открытия  нового знания (ОНЗ) Цель урока: (для учителя): сформировать представление о размножении и  типах развития насекомых. Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с типами развития  насекомых, научиться бережно относиться к природе. Задачи урока:  Воспитывающая:    развитие   экологической   грамотности   учащихся, бережного   отношения   к   природе.   Продолжить   формирование   интереса   к предмету. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся Развивающая:   расширение   кругозора   учащихся,   способности   сравнивать, анализировать,   делать выводы, развитие критического мышления учащихся, самостоятельности,  способности   к   рефлексии.  Развивать   умения   учащихся работать   с   учебником,   рабочей   тетрадью,   раздаточным   материалом,   с различными ЭОРами Обучающая:   научить   выявлять  особенности   организации   насекомых, связанных с функцией размножения Сформировать понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении Познакомить с типами постэмбрионального развития насекомых   Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых Оборудование:  организмов». 7 класс  Электронное   учебное   издание   –   мультимедийное   приложение   к учебнику     В.Б.   Захарова,   Н.И.   Сонина   «Биология.   Многообразие   живых организмов». 7 класс    животных» Презентация к уроку Интернет ­ресурс YouTube. Слайд­шоу «Насекомые».  Раздаточный     материал:  Блиц­тест,    Карточка   «Стадии   развития Ход урока 1 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:  (Слайд №  1,2) Учитель: Верна ли схема? (Слайд № 3) Т К и л п а ч с л с е н и с т о н о г и е К л а с с п а у к о о б р а з н ы е Примерный   ответ:   Нет,   кроме   указанных   на   схеме   классов   к   типу членистоногих относится класс насекомые. Учитель: Верно. Молодцы. Третий класс – класс насекомые, с которым мы продолжим знакомиться на сегодняшнем уроке. Слайд­шоу «Насекомые». На фоне музыки учитель читает стихотворение: Когда в душистом сосняке Присядешь летом на пеньке, Внимательно вглядись вокруг –  Ты многое заметишь, друг! Личинку тащит муравей,  Спешит куда­ то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук, Порхает легкий мотылек,  Пьет хоботком душистый сок И собирает мед пчела. Все заняты, у всех дела! Мой друг, внимательно вглядись,  Волшебную увидишь жизнь! Во веки не замрет, не прекратится Поэзия Земли. Когда в листве, От зноя ослабев, умолкнут птицы, Мы слышим голос в скошенной траве Кузнечика. Спешит он насладиться Своим участьем в летнем торжестве. То зазвенит, то снова притаится, То помолчит минутку или две. 2 Поэзия земли не знает смерти. Прошла зима. В полях мела метель, Но вы покою мертвому не верьте. Трещит сверчок, забившись где­то в щель, И в ласковом тепле нагретых печек Нам кажется: в траве звенит кузнечик. Учитель: Итак, мы продолжаем разговор о самом  многочисленном классе животных на планете – классе насекомых. (Слайд № 4)   У нас сегодня на уроке необычный гость – кузнечик, его зовут Кузя.  (На цветке,  прикрепленном на доску, сидит сделанный из картона кузнечик).  Он   будет   внимательно       наблюдать   за   нашей   работой   на   уроке.   Давайте постараемся,   чтобы   наш   урок   прошел   с   пользой.   Я   уверена,   у   нас   все получится!  2.       Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения: Стадия вызова На предыдущих уроках мы начали изучение последнего класса типа  Членистоногие ­ класса Насекомые. Изучили особенности внешнего и  внутреннего строения. Давайте вспомним некоторые моменты изученного  материала. 1. Интерактивное задание «Узнай силуэт системы органов насекомого»  (Слайд № 5) 2. Блиц ­тест (Слайд № 5) 3. Интерактивное задание «Узнай силуэт системы органов насекомого». (Слайд № 5) На   экране   по   очереди   появляются   силуэты   систем   органов   насекомого. Ученики их называют. 3                          4. Блиц­тест. (Слайд № 6) Ученики   получают   карточки   с   тестами.   Решают   их,   затем   меняются листочками с соседом по парте и проверяют работу по ключу на слайде.                               Формулировка учащимися темы урока. На доске – ромашка. На каждом лепестке – одно направление в изучении класса насекомые, с которыми уже знакомы ученики. Не хватает двух лепестков. Учитель: Обратите внимание на большой цветок  на доске. Это ромашка  знаний. Что мы уже знаем о насекомых? (Ученики перечисляют).  А вам не кажется, что в ромашке не хватает двух лепестков? Каких? Как вы думаете, о  чем мы еще должны узнать из жизни насекомых?  (О размножении и развитии). 4 Тема урока: Размножение и развитие насекомых. (Слайд № 7) ­ Хорошо молодцы! А какие же вопросы возникли у вас по этой теме.  Формулируют вопросы.  ­Как происходит развитие организма из яйца во взрослую особь?  ­ Какие типы развития могут встретиться в мире насекомых? Какой тип  более прогрессивен? ( Вопросы записываю на доске) Итак какова цель нашего урока? ( Познакомиться с типами развития  насекомых) 3.Выявление  места и причины затруднения.  На эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке. Запишите число, тему  урока. Создание проблемной ситуации  После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть  одиночными, а могут образовать группы. ( демонстрация рисунков кладки  майского жука и кубышки зеленой саранчи). По форме яиц и расположению  ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца. А вы  сможете?  ­Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень  похожи на своих родителей, а другие не очень. Проверьте свою  наблюдательность, помогите малышам личинкам найти своих мам ­ Как вы думаете, кому из личинок легче превратиться во взрослое насекомое? Тому  ,кто больше похож на взрослого насекомого.  ­А тем, кто не похож на родителей придется потрудиться. Превращение из  личинки во взрослое насекомое будет длинней. На основании этого процесса  всех насекомых можно разделить на 2 группы: Насекомые с полным  превращением и насекомые с неполным превращением  ­Почему так называется? Рассказ учителя с использованием ЭОРов: 5  Половой диморфизм. (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 8)  Половые органы самца. (Слайд № 9)                          Половые органы самки. (Слайд № 8)                          Постэмбриональное развитие. (Слайд № 9)  Непрямое развитие с неполным превращением (медведка). (Слайд № 10) 6                                  ­ выработка схемы поиска ответа  Предложите пути решения этой проблемы.  На доске схема   Постановка проблемы выдвижение гипотезы поиск ответа ­ научное  объяснение  ­ Работа в парах .  1­й ряд изучает саранчу  2­ ряд изучает колорадского жука.  ­ отчеты групп ( записи на доске )  ­ Отчет 1­й группы .Яйцо­ Личинка ­ Взрослое насекомое  ­Сравните личинку со взрослым насекомым (среда обитания, образ жизни,  внешние строение) сходство в чем различие? На рисунке мы видим, разные  стадии личинок и если меня не подводит зрение, то размеры личинок разные? ­Почему?   Ответы : Рост, линька, развитие. В зависимости от вида личинки разных  насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем 5­6 раз.  ­ Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку саранчи, мы говорим о  сходстве в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая. Как вы как  скажется такое сходство на их взаимоотношениях?  Ответ: Конкуренция  ­Конкуренция это плохо. А как можно избежать? Давайте помечтаем. Вы  выросли и стали учеными. Ваша задача создать насекомого, у которого между  личинкой и взрослым насекомым конкуренции не было. Ваши действия?  Ответы:  ­) отчет 2­й группы.  ­ Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Давайте  посмотрим на примере всем знакомых колорадских жуков.  ­Яйцо­ личинка куколка взрослое насекомое  Личинка питается другой пищей и ведет другой образ жизни 7  ­Как это сказалось на строении личинки?  ­ Она не похожа на взрослого насекомого  ­ Как же такая личинка может превратиться во взрослую особь?  ­Должна быть переходная стадия  ­Давайте сравнивать жука и личинку  Ответы: Ротовой аппарат, крылья, форма тел  ­Когда же происходит процесс превращения личинки (метаморфозы) во  взрослую особь? (имаго)   Ответ. В стадии куколки. Учитель:  Другой   пример   развития   с   неполным   превращением   –   развитие кузнечика   или   саранчи.   Обратимся   к   учебнику,   стр.   165.   Рассмотрите   внимательно рисунок развития кузнечика. Задание: Сравните его личинку с взрослым насекомым. В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение). В   чем   различие?   (размеры,   недоразвитость   крыльев,   недоразвита   половая система). 4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ,  план, средство) Почему вы сразу не смогли отличить личинку кузнечика от взрослого  насекомого?  5.Реализация  построения проекта Итак с чего же начнём? ­Предлагайте  пункты плана.  (  Строение.  Размножение. Способ питания.  Среда обитания. Значение насекомых   в природе и жизни человека.) ­Давайте выстроим логическую последовательность из предложенных пунктов плана. 1.Среда обитания. 2.Строение. 3.Способ питания. 4. Способ размножения. 5.Значение. На   рисунке   мы   видим   разные   стадии   личинок,     размеры   личинок   разные. Почему? 8 Какое свойство живого организма здесь показано? (рост). А как же прочный хитин?  Как же происходит рост личинки? (линька). В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5­6 раз.  Когда мы сравниваем  взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы видим  сходство в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая. Ребята, молодцы! Поработали на славу. Сделаем вывод.  Выводы: Куколка стадия: на которой: 1.Насекомое не двигается не питается,  происходит превращение личиночных органов в органы взрослого насекомого  (разрушение личиночных органов и образование органов взрослого  насекомого. Когда заканчивается внутренняя перестройка, насекомое  сбрасывает в последний раз шкурку и становятся имаго)  У взрослого насекомого главная функция­ воспроизводство нового  поколения Как   вы   думаете,   как   скажется   такое   сходство   на   их   взаимоотношениях? (может возникнуть конкуренция). Конкуренция   –   это   плохо.   А   можно   ли   ее   избежать?   Давайте   помечтаем. Какой должна   быть   личинка,   чтобы   конкуренции   не   было   между   личинкой   и взрослым   насекомым.   (Надо,  чтобы  личинка   была   не  похожа   на  взрослое насекомое, питалась другой пищей и вела другой образ жизни). Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Какие же стадии развития они проходят, давайте посмотрим.  Физминутка 6.Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи   Непрямое развитие с полным превращением. (Слайд № 11,12)                               9 Учитель: Как обстоит дело с конкуренцией в этом случае? (отсутствует). На   ваш   взгляд,    какой   из   путей   развития   более   прогрессивный:   с  полным превращением   или   с   неполным   превращением?   Почему?   (С   полным, ослабляется внутривидовая борьба). У нас есть возможность подсмотреть за рождением бабочки.  Флеш­анимация «Рождение бабочки». (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 11)  Классы   насекомых,   которые     проходят   развитие   с   полным   и   неполным превращением. Таблица. (Слайд № 13) Давайте послушаем выступление ваших товарищей.  ­Чтение отрывка о саранче   1 вариант пишет краткое резюме в ходе выступления  Сообщение о личинках стрекоз  2 вариант прокомментирует способ питания личинок, приспособления для  такого питания  Чтение параграфа  Какие же насекомые относятся к первой группе по типу развития ?  стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы., а ко второй   Ко второй бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые  Ответ на проблемный вопрос ( вопрос на доске)  На ваш взгляд, какой тип развития более прогрессивен? Почему? (С полным,  ослабляется внутривидовая борьба). 7.Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  (слайд 14) 10 Самостоятельная работа (5 минут) выберите правильные утверждения:  1. Одной из стадий развития жука является куколка  2.Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.  3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом  4. Личинки не линяют  5. Яйцо­ личинка куколка. Это стадии развития с полным превращением.  6. Куколка эта стадия роста и активного питания.  7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел 8. Прямокрылые, Равнокрылые, Чешуекрылые отряды насекомых с неполным превращением.  (1,2,3,7) 8.Включение в систему заданий повторения   Игра   «Угадай   насекомое»   с     сигнальными   карточками.   (Полное превращение – синяя карточка, неполное превращение – белая).  На слайде по очереди появляются фото насекомых. (Слайд № 15)   Задание: Карточка «Стадии развития животных» (Раздаточный материал). Назовите номера стадий развития для бабочки по порядку. (Слайд № 16)  (№ 26, 29, 15, 17)  Задание:  Найди ошибку. (Слайд № 17) 11  Задание: Цикл развития бабочки (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 16) Учитель: Ну, что же, ребята! Теперь мы с полным правом можем добавить последний лепесток в нашу ромашку знаний.   (Прикрепляет к ромашке на доске лепестки с надписями  «Размножение»  и «Развитие»). Посмотрите   на   нашего   Кузю.   Как   вы   думаете,   ваша   работа   на   уроке   ему нравится? Мне кажется, что да. Улыбнитесь ему, помашите рукой. Подведение предварительных итогов проекта «Мир насекомых» Учитель: Подходит к концу наш проект «Мир насекомых», в рамках которого   мы   на   протяжении   нескольких   уроков   и   внеурочного   времени всесторонне изучали класс насекомых. На следующем уроке вам предстоит настоящая   защита   своих   исследовательских   работ,   а   сейчас   я   попрошу озвучить   предварительные результаты и   познакомить нас с направлениями работы групп.  Отчет исследовательских групп о своей работе над созданием проекта  «Мир насекомых» 1. Группа «Исследователи»    Разнообразные сведения о строении насекомых. 2. Группа «Энтомологи»     Сведения об отрядах насекомых. 3. Группа «Экологи»     Данные о средах обитания насекомых. 4. Группа «Юннаты»    Сведения о значении насекомых в природе  и жизни человека. Формулировка вывода  проекта  12 Учитель:   на основополагающий вопрос проекта: Насекомые – властелины планеты? (Их   сложно   в   полной   мере   назвать   властелинами.   Они   недостаточно совершенные животные). Учитель: И все же, насекомые – самый многочисленный класс животных на планете.   Назовите   признаки   насекомых,   обусловливающие   их   широкое распространение в природе. Примерные ответы учащихся:  Наличие крыльев и способность к полету  Разное   строение     ног   (бегательных,       плавательных,       прыгательных, копательных);  Деление тела на 3 отдела: голову, грудь  и брюшко  Разнообразное   строение   ротовых   органов   (грызущий   ротовой   аппарат, сосущий, лижущий)  Наличие   развитых   органов   чувств:   органов   зрения,   слуха,   обоняния, осязания и др.  Небольшие размеры  Трахейное дыхание  Внутреннее оплодотворение, большая плодовитость Учитель: Обратите внимание на карточки самооценки у вас на столах. Дома вам будет   нужно   в   спокойной   обстановке   оценить   свою   работу   в исследовательской группе. 9.Рефлексия  учебной деятельности на уроке. (слайд 18) Учитель: Ребята. Мне очень интересно узнать, что больше всего вам  запомнилось при изучении Класса насекомые. Прошу ответить  каждого, по  цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или  словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка). Домашнее задание Домашнее задание   а)Параграф 27, характеристика отрядов, дополнительный материал б) кроссворды на тему Насекомые  в) желающие могут написать стихотворение или сказку . 13 У вас на столах есть  два вида  цветов. А на доске у меня – пустая ваза. Если  вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, то поставьте в вазу  розовый цветок, если не понравился – синий. Список литературы 1. Жизнь животных, Том 3, Под редакцией Л.А.Зенкевича. 2. Жизнь животных, А.Э.Брэм.  3. Насекомые в природе, ВоронцовП.Т., Ленинград, «НЕВА», 1988г. 4. Жизнь насекомых, ФабрЖ.А., Москва, «ТЕРРА»,1993г. 5. Определитель насекомых, Н.Н.Плавильщиков, 1994г. 6. Нравы насекомых, Фабр Ж.А., 1993г. 7. Тайны мира насекомых, Гребенников В., 1990 г. 14

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"

Конспект урока биология 7 класс "Размножение насекомых"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017