Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)
Оценка 5

Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
02.02.2017
Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)
Конспект урока предназначен для изучения раздела биологии "Основы экологии" в 9 классе, УМК И.Н. Пономаревой. В ходе урока учащиеся обобщают знания о приспособлениях живых организмов к окружающей среде и взаимосвязях друг с другом. Тяжелее всего учащимся дается привести примеры биотических взаимоотношений. Конспект урока содержит загадки о биотических связях в природе.
биотические связи в природе.docx
Урок биологии в 9 классе.                            «____» _______________ 20 ___ г. Биотические связи в природе. Цель. Сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере  взаимосвязей между живыми организмами в природе. Задачи. Образовательные. Охарактеризовать типы биотических связей между организмами;  рассмотреть экологическую роль различных взаимоотношений организмов. Развивающие.Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками  учебника; развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать. Воспитательные. Воспитывать уважительное  отношение к окружающему миру.                                       Ход урока. 1. Проверка знаний. Приведите примеры приспособлений организмов к изменениям температуры  окружающей среды. Приспособления  животных  растений Изменение фактора Повышенная температура  (жаркое время года) Низкая температура  (холодное время года) 2. Изучение нового материала. В природе каждый живой организм живет не изолированно. Его окружает  множество других представителей живой природы. Все они взаимодействуют друг с  другом в пределах сообщества. Это взаимодействие происходит прямо или  опосредственно, через промежуточные звенья. Всевозможные формы влияния  организмов друг на друга представляют собой совокупность биотических факторов. Биотические взаимоотношения чрезвычайно сложны и по­ разному протекают в  различных условиях. Это делает их труднопредсказуемыми. Положение организма при разных формах взаимоотношений обозначается  условными знаками. Знак «­» означает неблагоприятное влияние (организм  испытывает угнетение или вред). Знак « +» обозначает благоприятное влияние (вид  извлекает пользу). Знак « 0 » показывает, что отношения безразличны (отсутствие  влияния). Тип  взаимодействия Нейтрализм  Виды 1 0 2 0 Характер взаимодействия. Примеры. Популяции видов напрямую не  влияют друг на друга Медведь и  ястреб, белка  и лось Конкуренция  Аменсализм Паразитизм  Хищничество  Комменсализм  Протокоопе­ рация  Мутуализм  Симбиоз  ­ ­ + + + + + + ­ 0 ­ ­ 0 + + + Успех одного вида означает неуспех  другого Один вид угнетает другой, при этом  не получая ни вреда ,ни пользы Один вид паразитирует на другом,  ослабляя его Представители одного вида  умерщвляют и поедают   представителей другого Один вид использует другой вид без  нанесения ему ущерба Совместное осуществление выгодно  для обоих видов, но не обязательно Взаимовыгодное устойчивое  сожительство организмов двух видов Неразделимые взаимополезные связи  двух видов, предполагающие  обязательное тесное сожительство  организмов Волк и  амурский тигр Ель угнетает  березу или  светолюбивые  травы Собака и  блоха Гепард и  антилопа Рыба­ прилипало и  акула Буйволы и  птицы­ чистильщики Муравьи и  гусеницы  бабочки  голубянки лишайник 3. Закрепление. Какие типы биотических взаимоотношений вы встретили в стихотворение. Соседи, соседи: жуки и медведи. Орлы и козявки, деревья и травки … Прожить без соседей – увы! – невозможно. Иных, обойдешь далеко, осторожно, Иными, как раз, хорошо закусить, А с теми под крышей теплее прожить. Иные годятся для дальней дороги, Другие поднимут тебя по тревоге, А эти соседи помогут в беде. Соседи, соседи – всегда и везде. Сосед­конкурент – это тоже опасно. Он рядом живет, все как будто прекрасно, Но где только может он вас потеснит. Участок отнимет и свет заслонит. Умело обставит он вас на охоте –  Вы даже не сразу все это поймете. Сумеет он дом и невесту отнять, Останется вам только горько рыдать. А все почему? Потому что крупнее, Чуть­чуть посильнее, Чуть­чуть побыстрее, А может быть, просто, он вас поумней –  Бывает и так иногда у зверей.                                                             М. Левитман. Отгадайте загадки. Ты, может, в Африке! Ты, может, меньше мышки! Мы друг о друге  Знаем понаслышке.       (нейтрализм) Отбором давно забракован, Ногам не сносить головы! Живите, сильнейшие братья. А мне не уйти от судьбы.        (хищник – жертва) С тобой в одной мы связке, Как дружная семья,  Уже давно неясно, Где  ты, а где тут я?              (симбиоз) Желаю жизни многих лет, Не знай ты вовсе обо мне! Найду я ужин и обед, Пока ты есть в моей судьбе.                  (паразитизм) Пускай могучи он как скала – Не угнетает меня ничуть! Лишь только б с барского стола Мне перепало что­нибудь.       (нахлебничество) Домашнее задание § 53 Виды 1 2 Характер взаимодействия. Примеры. Тип  взаимодействия Нейтрализм  Конкуренция  Аменсализм Паразитизм  Хищничество  Комменсализм  Протокоопе­ рация  Мутуализм  Симбиоз  Какие типы биотических взаимоотношений вы встретили в стихотворение. Соседи, соседи: жуки и медведи. Орлы и козявки, деревья и травки … Прожить без соседей – увы! – невозможно. Иных, обойдешь далеко, осторожно, Иными, как раз, хорошо закусить, А с теми под крышей теплее прожить. Иные годятся для дальней дороги, Другие поднимут тебя по тревоге, А эти соседи помогут в беде. Соседи, соседи – всегда и везде. Сосед­конкурент – это тоже опасно. Он рядом живет, все как будто прекрасно, Но где только может он вас потеснит. Участок отнимет и свет заслонит. Умело обставит он вас на охоте –  Вы даже не сразу все это поймете. Сумеет он дом и невесту отнять, Останется вам только горько рыдать. А все почему? Потому что крупнее, Чуть­чуть посильнее, Чуть­чуть побыстрее, А может быть, просто, он вас поумней –  Бывает и так иногда у зверей.                                                             М. Левитман.

Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)

Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)

Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)

Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)

Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)

Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)

Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)

Конспект урока "Биотические связи в природе" (9 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017