Урок предназначен для проведения в 1 классе. Данный урок воспитывает любовь и уважение к историческому прошлому нашего народа, чувство уважения к русским воинам, расширяет знания детей о былинных героях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, расширяет знания детей о названиях элементов костюма и оружия русского богатыря.
Конспект урока.docx
Тема: Богатыри Земли нашей.
Цели урока:
формировать представление о героическом прошлом русского народа
Древней Руси, ознакомить учащихся с защитниками земли русской;
оживить представление о былинных героях – Илье Муромце, Алёше
Поповиче, Добрыне Никитиче;
познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри»;
расширить знания детей о названиях элементов костюма и оружия
русского богатыря,
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, прививать любовь к
чтению;
развивать внимание, воображение, познавательный интерес, мышление,
память;
воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому,
патриотические чувства к Родине и её истории, чувство гордости за
богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание им
подражать, стремление защищать свою Родину.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить обучающихся с разными типами русских былинных
героев
Развивающая: развивать умение устного выступления на заданную тему,
побуждать учащихся к творчеству
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к истории, фольклору.
Формируем умения:
познавательные УУД
отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
коммуникативные УУД
развивать умение слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме;
развивать умения аргументировать свою точку зрения;
регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
личностные УУД
высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Богатыри земли
нашей», видео «Богатырская наша сила», дубовые листья из бумаги
Оформление: книги о богатырях для выставки, тема урока
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Сценарий урока
І. Организационный момент
Просмотр видео «Богатырская наша сила»
ІІ. Сообщение темы, целей и задач урока
Ребята, вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (О
богатырях) (слайд 1)
Друзья, урок начнём,
И разговор наш поведём
О воинах Древней Руси –
Защитниках нашей страны. Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в прошлое. Мы
поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а
вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из
глубокой старины дошла и до наших дней. Нет, наверное, такого человека, кто не
слышал бы о богатырях.
Ребята, а кто такой богатырь?
Послушайте, как о нём можно рассказать стихотворением?
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
ІV. Изучение нового материала
Кто же такие богатыри? Значение слова «богатырь» лучше всего нам даст
словарь.
1. Работа со словарём
Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли,
совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слово «богатырь»
встречается в летописях, начиная с 13 в (слайд 2) Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?
«Богатырьчеловек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач;
смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
Каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья
Муромец).
Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. Давайте
посмотрим, ребята, как выглядели древнерусские воины, богатыри.
2. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри»
Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (слайд 3)
Как вы думаете, кто на ней изображён? (На картине Васнецова изображены
три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).
Эти персонажи хорошо знакомы нам по русским народным былинам. Все они
одеты в воинские доспехи, у каждого в руках оружие. Они несут дозор гдето в
холмистых полях, смотрят, все ли в порядке на земле Русской.
3. Беседа о защитникахбогатырях
А теперь давайте внимательно рассмотрим каждого героя картины (слайд 4)
В центре на дородном, могучем вороном коне сидит Илья Муромец –
крестьянский сын. В детстве у Ильи отнялись ноги, и он не мог ходить. Исцелили
его странники, они попросили попить и наградили его силой богатырской. Он
самый старший, могучий, опытный богатырь. У него благородное русское лицо,
широкая борода с проседью (слайд 5) Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, в левой
руке щит и длинное копье. Палица – «палка, посох, полено», ударное или
метательное оружие из прочных и тяжелых сортов дерева. Коня Ильи Муромца
звали Бурушка.
Как вы думаете, почему его называют Муромец?
Илья Муромец родился в городе Муроме, что во Владимирской области. Но он
не только былинный герой – он русский святой воинмонах.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый
народом воин. Он из знатного рода, у него доспехи богаче, чем у других
богатырей. Родом Добрыня Никитич из Рязани. Добрыня искусен в боях,
плавании, в стрельбе из лука. Коня у него звали Белюшка (слайд 6)
Самого молодого богатыря, который стоит слева от Ильи Муромца, зовут
Алёша Попович. Он самый весёлый и удалой. Он сын попа, священника. Он
родом из Ростова. Его отличает не сила, но мужество, удаль, с одной стороны, и
находчивость, сметливость, хитроумие – с другой.
У русских богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже
Родины.
Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда
готовы стать за честь Родины против недруга, за Отчизну, если понадобится,
сложить голову.
Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? Правильно, это место нашего рождения, это наша страна, это наш народ.
Какое слово близко ему по значению? (Родина).
Какие хорошо известные родные слова мы слышим в словах РОДИНА и
ОТЕЧЕСТВО? (Родить – мать, отец)
А как стать богатырями?
Правильно, нужно заниматься спортом. Но для начала приучитесь делать
зарядку. Сейчас мы сделаем её и станем немножко сильнее.
V. Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали раз, два, три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим (ладонь к глазам)
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо (поворот вправо)
Оглядимся величаво
И налево надо тоже (поворот налево)
Поглядеть из под ладошек
А теперь на месте шаг
Выше ноги! Стой раз, два! (ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем
А потом их опускаем (поднимаем и опускаем плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем (руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно
Скачем выше, скачем дружно (прыжки на месте)
Мы коленки поднимаем
Шаг на месте выполняем (ходьба на месте)
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
VІ. Продолжение над изучением нового материала
Во что одевались богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка)
(слайд 8, 9)
Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья,
стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов) Что надето на головы богатырей? (Шлем)(слайд 10, 11)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали
орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными
пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами,
кистень, палица, топор, меч – булава) (слайд 12, 13)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на
Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали
клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по
наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка
меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке
меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи
своему хозяину, владеющему мечом.
4.Разгадывание загадок.
Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении.
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались?
Конечно же…(Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит тяжёлый,
Блестящий и кругленький…(Щит)
5. Книжная выставка.
Посмотрите, какие книги написаны для детей о богатырях. Если вас
заинтересовали какието книги, то вы можете взять их в нашей библиотеке и
прочитать.
VІІ. Динамическая пауза
Богатырь – вот он каков: (Показывают силача)
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал, (Ладонь к глазам)
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! VІІІ. Закрепление изученного материала
Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Кто такие богатыри? (Богатыри – защитники русской земли, совершающие
воинские подвиги, отличающиеся особой силой).
Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? (На
картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня
Никитич и Илья Муромец).
Расскажите о них.
Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? (Это место нашего
рождения, это наша страна, это наш народ).
Какое слово близко ему по значению? (Родина).
6. Игра «Данет»
Сейчас мы отдохнём и поиграем в игру «Данет».
Наша Родина сильна? Да
И у нас она одна? Да
На Руси богатыри есть? Да
Им всегда хвала и честь? Да
Илья Муромец герой? Да
Он был самый молодой? Нет
Соловья он победил? Да
Из автомата подстрелил? Нет
Алёша Попович тоже герой? Да
Он сильный, смелый, молодой? Да
Он в Киеве граде дружинником был? Да
Карабаса в бою победил? Нет
На танках боролись богатыри с врагом? Нет
Они воевали с мечом и копьём? Да
Добрыня Никитич был слабым и хилым? Нет
Он змея сумел победить своей силой? Да
Гордимся мы нашими богатырями? Да
Хотим быть такими же сами? Да
7. Пословицы и поговорки
Нужно назвать пословицы и поговорки о воинской доблести и славе.
1. Один в поле не воин. 2. Один за всех и все за одного.
3. Кто впереди идёт, того страх не берёт.
4. Сам погибай, а товарища выручай.
5. Где смелость там и победа.
6. За правое дело стой смело.
7. Тот герой, кто за Родину горой.
8. Трудно в ученье, легко в бою.
9. Если дружба велика, будет Родина крепка.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок, посвящённый русским богатырям, подошёл к концу. Давайте
вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
Ребята, закончите предложения
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял (а), что…
Я почувствовал (а), что…
Я приобрел (а)…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось… Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб – могучее дерево,
он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему
поклонялись и отдавали честь. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали
с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай сохранился до сих пор с
тех далёких времён от наших предков.
Сейчас я подарю вам небольшой талисман «Листочек дуба», чтобы вы были
смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники
земли русской. Вы все молодцы, хорошо выполняли все задания, были
внимательными, ловкими, сообразительными.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. – М.: ЦГЛ, 2004.
2. Лев Прозоров Богатырская Русь. Языческие титаны и полубоги. – Я.:
Эксмо, 2012.
3. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. –
М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Нечаев А. Былины – М.: СтрекозаПресс, 2007.
5. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с
тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и
учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
6. Ушакова О.Д. Былины о русских богатырях. Книга для умных детей и
заботливых родителей – К.: Литера, 2010
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Конспект урока "Богатыри земли нашей" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.