Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс
Оценка 5

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
01.06.2018
Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс
Урок по теме: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» Задачи:  Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;  Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);  Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;  Ввести сведения об органах иммунной системы;  Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни Оборудование: таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И.И. Мечниковаконспект
конспект.docx
Урок по теме: «Борьба организма  с инфекцией. Иммунитет» Биология Урок по теме: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» Задачи:   Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на  уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;  Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический,  специфический);  Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;  Ввести сведения об органах иммунной системы;  Показать   разницу   между   понятиями   «воспаление»   и   «общее   заболевание»,   включая инфекционные болезни                  Оборудование:   таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И.И. Мечникова Ход урока: I Организационный  момент II   Проверка знаний           На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили   как   эти   компоненты   взаимосвязаны   между   собой,   а   так   же   подробно   изучили   состав   и функции клеток крови.  Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.        Индивидуальный опрос:                      (двум  учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам,                                          третий учащийся выполняет задание на листочке)       Карточка 1:    «Внутренняя среда организма»    (базовый уровень) 1. Внутренняя среда организма  ­ это …. 2. Заполните схему:               Компоненты внутренней среды                     Карточка  2:   Заполните таблицу «Клетки крови и их значение»  (повышенный уровень) Название клетки Кол-ва в 1мм3 крови Строен ие Функц ии Место образования Карточка  3:  Выполните задание:  (высокий уровень)                             В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.                             (Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно,   это   кровь   лягушки.   Мелкие   безъядерные   эритроциты   могут принадлежать человеку)                                   Фронтальный опрос: 1. Какие форменные элементы крови вам известны? 2. Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию? 3. Чем опасен для организма угарный газ? 4. Какую функцию выполняют лейкоциты? 5. Что такое фагоцитоз и фагоциты? 6. Как осуществляется процесс фагоцитоза? 7. Назовите имя учёного открывшего это явление? 8. Какие клетки способны к фагоцитозу? 9. Каков механизм образования тромба? 10. Каково значение свёртываемости крови для организма? 11. Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости? 12. Какие параметры крови определяют при анализе крови? 13. Что такое малокровие? Чем оно опасно? 14. Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения? 1. Актуализация знаний III   Основная часть Человек   живет   в   окружении   разнообразных   микробов:   бактерий,   вирусов,   грибков,   простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные     механизмы   защиты   организма   человека   от   различных   инфекций.   Тема   сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» 2. Защитные барьеры организма Проникновение м/о Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); слизистых оболочках тканевая жидкость (макрофаги) I  барьер II  барьер Б О Л Е З Н Ь                Иммунитет   ­   способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма 3. Формы и механизмы иммунитета Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды   мироорганизмов,   независимо   от   их   химической   природы.   Другая   форма   иммунитета   – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества. Формы иммунитета неспецифический  макрофаги лейкоциты специфический лимфоциты антитела на антигены                                          фагоцитоз                                                                                                            (И.И. Мечников)                                                             нейтрализация        Антигены   ­  чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать                                  иммунную реакцию.                                        * микробы, вирусы, любые другие клетки    Механизмы иммунитета       Клеточный механизм иммунитета            Уничтожение вредного фактора клетками­фагоцитами Вне клетки ! Клетки иммунитета В­лимфоциты Т­лимфоциты макрофаги плазматические клетки клетки памяти Т­хелперы Т­киллеры запоминание информации  об антигене передают информацию блокируют об антигене убивают  чужеродные  клетки чрезмерные реак­ции В­лимфоциты вещества, м\о, пожирают инородные образуют выделяют антитела вещества, убивающие бактерии и делают вирусы Т­супрессоры бактерии беззащит­ клетки ными перед фагоцита     Гуморальный механизм иммунитета В клетке !            Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой                                                                   * интерферон          4. Органы кроветворения ми Т У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в  иммунной реакции. Центральные органы иммунной системы: Костный мозг Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло. Тимус (вилочковая железа) Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т­лимфоциты. Периферические органы иммунной системы: Селезёнка Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т­лимфоцитов и В­лимфоцитов,  которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови. Лимфатические узлы Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В­лимфоциты, Т­лимфоциты, макрофаги. 5. Воспаление                          Рис. 47 стр.92 Признаки: 1. покраснение поражённого участка 2. повышение температуры 3. боли 4. нагноение Воспаление   ­  это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных                              веществ Значение: 1. не допустить распространение микробов на весь организм 2. полное уничтожение микробов                   Гной                  погибшие м\о и фагоциты                                 Илья   Ильич  Мечников Сообщение учащегося                 сравнительной    Российский и французский биолог   (зоолог,   эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился  15 мая 1845  года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи.      Один   из   основоположников   эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и   внутриклеточного   пищеварения, патологии создатель воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.   медицины (1908).     Обнаружив   в 1882 явления фагоцитоза (о   чём   доложил   в 1883 на   7­м   съезде   русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления   (1892),   а   в   дальнейшем —   фагоцитарную   теорию  иммунитета («Невосприимчивость   в инфекционных болезнях» — 1901).        Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.    Лауреат Нобелевской   премии   в   области   физиологии   и           IV   Работа с учебником     Инфекционные заболевания      Используя текст §18,  выполните следующие задания:                                 стр.91­92          Базовый уровень: 1. Какие заболевания называют инфекционными? 2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний 3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.     Повышенный уровень: 1. Что такое «ворота инфекции»? 2. Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания. 3. В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?     Высокий  уровень: 1. Почему опасны бацилло­ и вирусоносители? 2. Каков механизм формирования подобного носительства? 3. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ­носителем?                 Проверка правильности выполнения заданий             Вывод:   иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от                        заражения другим.      ?    Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний? 1. тщательное мытьё рук, фруктов и овощей 2. кипячение, обработка дезинфицирующими средствами 3. изоляция и лечения заболевших 4. соблюдение мер личной гигиены 5. профилактические прививки, лечебные сыворотки       1. Установите соответствие V   Закрепление 1. Иммунитет 2. Антитела 3. Антигены 4. Фагоциты, Т­ и В­ лимфоциты А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм  чужеродными веществами Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных  микробов, вирусов, инородных тел и веществ 5. Вакцина 6. Лечебная сыворотка Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного,  перенесшего заболевание 2. Заполните пропуски в тексте Иммунитет   –   это   способность   организма   избавляться   от   …………….   тел   и   соединений,   сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных   факторов   является   …………..   среда   организма   (………….   и   лимфа).   В   состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. . 3. Заполните пропуски в тексте Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее  150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель  заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек  становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из  наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами  профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. . VI   Итоги урока 1. 2. 3. 4. 5. Организм   имеет   два   барьера   защиты   от   болезнетворных организмов. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом. Существует   две   формы   иммунитета:   неспецифический иммунитет   (действует   на   все   виды   м/о)   и   специфический иммунитет (действует на конкретный антиген). Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются   В­лимфоциты,   Т­лимфоциты,   макрофаги,   которые образуются органах иммунной системы. Инфекционные   заболевания   отличаются   от   других   тем,   что заразны,   имеют   циклическое   течение   и   формируют постинфекционный иммунитет. VII    Домашнее  задание Выучить  §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа. Подготовить сообщения:  «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»                                              «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»       Учебная, методическая литература: 1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология: Человек.»  Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2008г 2. Колесов Д.В. «Биология. Человек». Тематическое и поурочное планирование к учебнику  Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. М: Дрофа, 2004г. 3. Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии.  Физиологии и гигиене человека» Пособие для учителя. М: Просвещение,1987г. 4. Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии.  Физиологии и гигиене человека» Пособие для учителя. М: Просвещение,1987г.

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018