Конспект урока "Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы" (11 класс, биология)
Оценка 4.9

Конспект урока "Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы" (11 класс, биология)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
25.02.2017
Конспект урока "Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы" (11 класс, биология)
Конспект урока разработан для учащихся 11 класса, УМК В.В. Пасечник, базовый уровень. Цель урока: углубить и расширить знания об экологии как о фундаментальной науке. В ходе урока учащиеся должны раскрыть важнейшую роль экологии в современном обществе; расширить и углубить знания о среде обитания, сформировать понятия об экологических факторах; толерантности организмов и результатах появления лимитирующего фактора.
что изучает экология.docx
Урок биологии в 11 классе. «____»______________ 20___ г. Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы. Цель. Углубить и расширить знания об экологии как о фундаментальной науке. Задачи. Образовательные: раскрыть важнейшую роль экологии в современном обществе; расширить и углубить знания о среде обитания, сформировать понятия об экологических факторах; толерантности организмов и результатах появления лимитирующего фактора. Развивающие: продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, выделять главное в содержании изучаемого материала; развивать умения правильно обобщить данные и делать вывод. Воспитательные: воспитывать интерес и потребность изучения предмета, самообразования. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Изучение новой темы. Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Термин «экология» ввел в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч. Дарвина, Э. Геккель в 1866 г. Задача экологии – изучить закономерности размещения живых организмов в пространстве, изменения численности организмов, потока энергии через живые системы и круговорот вещества, происходящий при участии живых организмов. Стр. 293 - 294 определите роль экологии в современном обществе. Очевидно, что экология тесно связана с другими биологическими дисциплинами, например с зоологией и ботаникой. На заре развития этих наук внимание исследователей было сосредоточено на систематике и строении организмов. Но уже в первых сочинениях по флоре описание каждого вида растения стало сопровождаться указанием мест его произрастания. В изучении фауны также пришли к выводу, что образ жизни животного взаимосвязан с условиями его обитания. Большинство этих сведений относится, по существу, и к экологии. . Рассмотрим основные объекты экологического изучения или основные подразделения экологии, следуя от простого к сложному. Каждый живой организм испытывает на себе действие окружающей среды. Все то, что окружает живое существо в природе, называют средой обитания. На Земле существуют четыре основные среды обитания. Какие среды обитания вы знаете? Каковы специфические условия различных сред жизни? Примеры Общая характеристика Условия среды оказывают определенное влияние на существование и географическое распространение живых организмов. Экологическими факторами называют любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность (обилие) и географическое распространение организмов. Условно все факторы среды принято подразделять на три большие группы – абиотические, биотические и антропогенные. «Экологические факторы» стр. 294 -296 Экологические факторы Абиотические Биотические Антропогенные Толерантность. Лимитирующие факторы. У организмов, живущих в определенной среде, вырабатываются специфические приспособления к экологическим условиям именно этой среды. Толерантность – способность выдерживать изменения условий жизни. Это очень важное свойство живого, позволяющее приспосабливаться к изменяющимся условиям. Например, любой организм способен жить только в пределах определенного интервала температур: особи вида погибают при слишком высоких либо слишком низких температурах. Где- то внутри этого интервала температурные условия наиболее благоприятны для существования данного организма, его жизненные функции осуществляются наиболее активно. По мере того, как температура приближается к границам интервала, скорость жизненных процессов замедляется и, наконец, они вовсе прекращаются – организм погибает. У разных организмов пределы температурной выносливости различны. Существуют виды, способные выносить колебания температуры в широких пределах, например, бактерии и лишайники. Среди животных широким диапазоном температур выносливости характеризуются теплокровные. Рис. 120 стр. 296. Данная закономерность может быть перенесена на любой другой фактор, которым определяется скорость тех или иных жизненных процессов (влажность, сила ветра, скорость течения и т.п.) По экологическому закону минимума успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму. Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или избытка по сравнению с потребностями, называются лимитирующими. Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды называется адаптацией. Адаптация означает приспособление строения и жизнедеятельности организма к воздействию тех или иных экологических факторов. Адаптация означает приспособление строения и жизнедеятельности организма к воздействию тех или иных экологических факторов. Приспособления организмов к изменениям температуры окружающей среды. Изменение фактора Приспособления животных Приспособления растений Повышенная температура (жаркое время года) Низкая температура (холодное время года) 3. Закрепление. 1. Что такое среда обитания? 2. Часто ли можно наблюдать воздействие на организм разных экологических факторов в оптимальном сочетании? Если нет, то почему? 3. Может ли жизнедеятельность организмов ограничиваться фактором, находящимся в избытке? Приведите примеры. 4. Какие адаптации существуют у растений для экономии влаги и снабжения себя водой? 5. В связи с выходом на сушу древним животным пришлось «учиться» экономить влагу. Как эту задачу решили членистоногие; рептилии? 4. Домашнее задание.§ 74,75

Конспект урока "Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы" (11 класс, биология)

Конспект урока "Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы" (11 класс, биология)

Конспект урока "Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы" (11 класс, биология)

Конспект урока "Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы" (11 класс, биология)

Конспект урока "Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы" (11 класс, биология)

Конспект урока "Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы" (11 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017