Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)
Оценка 4.8

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
5 кл—9 кл
20.01.2017
Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)
С целью сформировать представление о новом российском празднике, который наша страна впервые отметила 4 ноября 2005 года, его истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств, патриотических чувств можно провести данный урок как общешкольное открытое мероприятие для 5-9 классов. Материал для урока взят из различных сайтов.
Урок День народного единства.docx
МБОУ Верхнебыковская ООШ                            Учитель истории и обществознания     Венцова Л.А.                                                                             Пояснительная записка.  Воспитательной направленности образовательного процесса в современном  учебном учреждении уделяется большое внимание. Сегодня, как никогда  ранее, становится приоритетной задача формирования у молодого поколения  гражданских ценностей: патриотизма, активной жизненной позиции,  проявляющихся в любви к своей стране, ответственности за ее судьбу, в  уважении к ее истории. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального  возрождения. Грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий  реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.  Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему  родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это  проблемы не только философские, социальные, экономические, но и  педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не  стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны  видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек,  проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей  земле, Отечеству, своему народу . С педагогической точки зрения – это  самобытная индивидуальность, личность, обладающая национальным  самосознанием, уважением к историческому и культурному наследию своего  народа, к человеческой личности и правам человека. В  данной методической разработке представлен урок по истории России для  5­9 классов , посвященный   одному из Дней воинской славы России ­ 4  ноября. Этот день известен как День народного единства. В соответствии с Федеральным законом 4 ноября 2005 года наша страна  впервые отметила День народного единства, который стал ежегодным  торжественным и памятным Днем. Тема урока : « День народного единства». Эпиграф к уроку: "Патриот ­ это человек, служащий Родине,  а Родина ­ это прежде всего народ."  (Н.Г. Чернышевский) Цель: сформировать представление о новом российском празднике, его  истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств,  патриотических чувств. Ожидаемые результаты:  Предметные: умение отвечать на заданные вопросы,  проводить анализ,  выделять причины, итоги, следствия, владеть понятиями данного периода; Коммуникативные: умение работать в группе, распределять обязанности,  сотрудничать, слышать других учеников, доказывать свою точку зрения; Регулятивные: умение  нести ответственность не только индивидуальную, но и солидарную  за  деятельность группы; Личностные: развитие толерантности; Познавательные: продолжить поиск информации  и  ее анализ после урока,  использование дополнительной литературы для расширения кругозора.                                                   Ход урока: Учитель: Наша страна в последние годы официально обрела новый  праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября. Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях  оно возникает? Ответ: Празднование этого дня связано с событиями российской истории  далёкого 1612 года. Вопрос: Скажите, что же за события происходили в это время? Ответ: эти события были связаны с освобождением Москвы от польских  интервентов. Учитель: Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали  подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи... Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга За тебя в нужде сложить голову! Учитель:  Какие чувства вызвало у нас это стихотворение?  Ответ: Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее  могучий и славный народ. Учитель:  В разное время русские люди сочиняли пословицы, поговорки о  Родине. Вот только некоторые из них. • Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах. • Без корня и полынь не растет • Всяк кулик свое болото хвалит. • Родимая сторона — мать, чужая — мачеха. • Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Учитель:  Родина и единство... Давайте поговорим о том, как вы понимаете  эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? Ответ: В единстве, единении народа — сила России. Учитель: Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия  много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша  урвать кусок  побольше  да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда  можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас  смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами  формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.  О каком событии идет речь? Что за  великая смута потрясла русскую землю?  (ответы учащихся). Совершенно верно. Речь о событиях далекого 17 века, о  смутном времени, когда Россия стояла перед выбором: быть или не быть. В то далекое время решалась судьба нашей страны и нашего народа. Было это 4  ноября 4 столетия назад. Вот почему, когда мы говорим о празднике 4 ноября, мы понимаем, что 4 ноября – это день единства всех российских народов;    это день спасения России от самой большой опасности, которая когда­либо ей грозила;  это возрожденный праздник со своей историей. Кстати, об истории: 4 ноября славится разными историческими событиями.  А у нас, в России, в этот день отмечают освобождение России от польско­ литовской интервенции. Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение прогнало  польских интервентов из Москвы и положило конец так называемому  Смутному времени. В Смуту не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь  Посполитая  уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас  были?.. Ополчение уникально тем, что это единственный пример в русской истории,  когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как  таковой.  Народ шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не  за царя –  его не было. Наши пра­пра­пра­пра­много раз пра­деды шли воевать  за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все  национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют  Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было. Этот праздник отмечают с 2005 года. Непосредственной причиной  введения  нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября,  которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства,  была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она  была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике. 29  сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично  поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы вспомните из курса  отечественной истории, что происходило в тот период в нашей стране? Великое смятенье на Руси… Двенадцать лет нет доброго покоя. От царствия Бориса – посейчас В правительстве – разлад, В народе – смута, И пустота великая по землям, Да слезы вдов, Да горький детский плач… Есть от чего отчаянью гнездиться В душе моей: Столица сожжена, А Кремль в руках зарвавшихся поляков, Ох, тяжко стонет тягловый народ! Разруха, беспорядок, поруганье Святынь людских и святости церквей… Вокруг кого сплотиться русским людям? Кто избавленье от врагов нам принесет? Учащиеся отвечают, что это период между царствованием двух династий: от  смерти царя Федора Ивановича до воцарения Михаила Федоровича Романова,  когда страну потрясали голодные бунты, появлялись самозванцы, и польско­ шведские интервенты пытались захватить русские земли. Учитель: Да, это очень нелегкий период в истории нашего Отечества, когда  независимость нашей Родины висела в буквальном смысле «на волоске», и  польско­шведские интервенты уже чувствовали себя в русских землях как  дома. Учитель: давайте сегодня еще раз перелистаем страницы истории того  тяжелого времени и попытаемся дать ответ на вопрос: кто же помог русским  людям в лихие годы справиться с врагом? На экране – портреты исторических персон без подписей: Федор Иванович,  Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Учитель:  Кто эти гости? Подводится итог: учащиеся правильно ответили на вопрос.  Далее учитель предлагает в списке исторических персоналий отметить те  личности, которые сыграли важную роль в освобождении Москвы и всей  России от поляков и помогли Михаилу Федоровичу Романову венчаться на  царство. Учащиеся отмечают: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Иван Сусанин. Учитель: 22 октября в 1612 году бойцы народного ополчения под  предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли  Китай – город.  Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой  Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой  победы. Эта дата в  отечественной истории считается концом Смутного времени и началом  единения российского народа. Вот настоящие герои. Они сумели объединить  народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и  жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охватившего народ,  они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата  своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили  невозможное, победили врага, полонившего страну.   Это  были трудные времена польской интервенции. Поляки хозяйничали в Москве,  шведы захватили Новгород. Управление страной было полностью утрачено. В  этих условиях нижегородский староста Кузьма Минин призвал народ к  освобождению Родины. Командование ополчением возглавил опытный  военачальник князь Дмитрий Пожарский. Весной  1612 года народное  ополчение выступило в поход и в ноябре этого же года захватчики сложили  оружие. Символом верности Родине вечно будет служить подвиг  костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он пожертвовал жизнью ради  другого человека, юноши Алексея — будущего царя России. Патриотическое  движение народа увенчалось полной победой. В Кремле восстанавливалась  власть. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила  Федоровича Романова. Учитель: Я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы  попробуете ответить  какому герою  принадлежат строки: Люд русский! Православный люд! Ужели враг непобедим? Ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, Пойдем мы, жизни не щадя, Отчизну, родину любя! Давайте все, кто чем богат, Ничуть, нимало не тая. Поможем все, как брату брат, Ведь мы – одна семья! Учащиеся отвечают: Кузьме Минину Учитель: Какому герою принадлежат эти строки? «Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! – Крестьянину с сердцем вскричали враги: ­ Мы вязнем и тонем в сугробинах снега:; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти!» «Куда ты завел нас?» ­ лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!» ­ крестьянин сказал. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет, и не будет у Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит» ­ «Злодей! – закричали враги, закипев: Умрешь под мечами!» ­ «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, в суровом бою Умрет, защищая отчизну свою! Учащиеся отвечают: Ивану Сусанину.  Сообщение про подвиг  Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика. Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского  уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего.  Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой.  Польский король решил уничтожить претендента на русский престол  Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился  Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу  Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила  Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин  завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.В центре Костромы стоит памятник Ивану  Сусанину. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки  «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»),  дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин»,  драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг  Ивана Сусанина». Учитель: А о ком это стихотворение? Этот памятник поставлен Двум героям всей страной В честь того, что был избавлен От бесчестья край родной. Учащиеся: Минину и Пожарскому. Учитель : Так кто же все­таки помог России преодолеть смуту и изгнать  врага? Учащиеся : Сами русские люди, объединившись в одно ополчение. Учитель:  Мы знаем, что во все времена единение  народа  было, есть и будет  для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в  духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше  прошлое, настоящее и будущее.  Учитель предлагает ответить на вопросы к викторине: (групповая работа) 1. В каком году впервые был отмечен День народного единства в современной России? 2. Какую памятную дату заменил День народного единства? 3. Назовите президента, при котором День народного единства стал красным  днём календаря? 4. При каком царе впервые был введен праздник? 5. Что послужило исторической причиной возникновения этой памятной  даты? 6. От кого была освобождена Москва и Россия в 17 веке, что послужило  началом истории Дня народного единства? 7. Кем была высказана идея  сделать  праздничным днём в России 4 ноября в  сентябре 2004 года? 8. Кто возглавил штурм Китай­города 1 ноября 1612 года? 9. Какой   город стал центром празднования Дня народного единства в 2005  году?      Учитель предлагает выполнить  упражнение: «Продолжи предложения»:  (групповая работа) 1. Самое дорогое для человека – это… 2. Патриот своей Родины – это… 3. Вдали от родного дома я буду вспоминать… 4. Долг для меня – это… 5. Свет в окнах моего дома – это… 6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было… 7.Помогать Отечеству – значит… 8. Закон для меня – это… Учитель: Давайте же всегда помнить, что мы, россияне, ­ единый народ с  общей исторической судьбой и общим будущим. Давайте трудиться сообща во имя благополучия нашей Родины. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша  любовь к Отечеству служит общему благу! Наш народ спас свою Родину, спас  веру и государственность. День освобождения Москвы от захватчиков  празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания  интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и  объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в  силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. В заключение возьмемся за руки и  все вместе произнесем эту клятву:     Главное — вместе!     Главное —  дружно! Главное — с сердцем,  горящим в груди! Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони! Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните  его на всю жизнь. Будьте достойны славы своих предков. Спасибо за внимание.

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)

Конспект урока "День народного единства" (5-9 классы, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017