Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя." (9 класс, биология)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока предназначен для изучения темы учащимися 9 класса. Материал урока познакомит учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку. Конспект урока содержит рабочую карту урока.
Иконка файла материала Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя..docx
Урок биологии в 9 классе. «_____»__________________ 20_____ г. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Цель. Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности. Задачи. Образовательные: познакомить учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку. Развивающие: продолжить формировать умения работать с генетической символикой; решать генетические задачи, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы. Воспитательные: бережное отношение к своему здоровью. Ход урока. 1. 2. Вариант 1. Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании. Объект Морские свинки Орг. момент. Повторение изученного материала. Ген В в Признак Курчавая шерсть Гладкая шерсть Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть ___ВВ_________ ___вв_________ гаметы:_____В_________ __в__________ F1 ______Вв______ - курчавая шерсть Фенотип курчавая гладкая курчавая Доминантная гомозигота Рецессивная гомозигота Гетерозигота Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 . Генотип ВВ вв Ввкурчавая гладкая Вв х вв F1 ВВ вв Вариант 2. Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании. Объект норка Признак Серый цвет Коричневый цвет Ген С с Р: серый цвет х коричневый цвет __СС____ ____сс________ гаметы:_____С_ _____с_______ F1 _________Сс_______ - серый цвет Генотип СС сс Сс Фенотип серый коричневый серый Доминантная гомозигота Рецессивная гомозигота Гетерозигота Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 Сс х СС F1 СС серый Сс серый 3. Изучение новой темы. Дигибридное скрещивание – это скрещивание по двум парам признаков. Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29) А – желтые семена а – зеленые семена В – гладкие семена в – морщинистые семена Р: ААВВ х аавв фенотип: ________________ _____________________ гаметы: _________________ ______________________ F1 __________________________ _______________________ Скрестим гибриды первого поколения. Р: _________ х ________ фенотип: ________________ _____________________ гаметы: _________________ ______________________ F2 АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ авАнализ скрещивания. Фенотип Количество Генотипы На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы. 1. Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? ___1______ С зелеными морщинистыми семенами?_____1________ 2. Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?___100_______ С зелеными семенами?________0_________ 3. Сколько разных генотипов образуется среди растений первого 4. Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? ______1___ поколения? ______1__ 5. Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?________4____________ 6. Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________ 7. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________ 8. Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________ Третий закон Менделя – закон независимого расщепления признаков: При дигибридном скрещивании расщепление по каждому признаку идет независимо от другого признака в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9:3:3:1. Анализирующее скрещивание проводят для определения генотипа организма, для этого данный организм скрещивают с рецессивной гомозиготой. задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 – карликовых. Определите генотипы родителей и потомков. 4. Закрепление. Решение задач. 1. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотипОбъект Овес родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? Признак Ген А А В в Решение. 5. Домашнее задание. §20 Вариант 1. Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании. Объект Морские свинки Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть ____________ ____________ гаметы:______________ ____________ F1 __________________________ - курчавая шерсть Признак Курчавая шерсть Гладкая шерсть Ген В в Генотип Фенотип Доминантная гомозигота Рецессивная гомозигота Гетерозигота Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 . Вариант 2. Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.Объект норка Ген С с Признак Серый цвет Коричневый цвет Р: серый цвет х коричневый цвет ____________ ____________ гаметы:______________ ____________ F1 __________________________ - серый цвет Фенотип Генотип Доминантная гомозигота Рецессивная гомозигота Гетерозигота Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 Рабочая карта урока. Учени ___ 9 класса _________________________________________________________________ Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание__________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29) А – желтые семена а – зеленые семена В – гладкие семена в – морщинистые семена Р: ААВВ х аавв фенотип: ________________ _____________________ гаметы: _________________ ______________________ F1 __________________________ _______________________ Скрестим гибриды первого поколения. Р: _________ х ________ фенотип: ________________ _____________________ гаметы: _________________ ______________________ F2 АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав Анализ скрещивания.Фенотип Количество Генотипы На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы. 1. Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? _________ С зелеными морщинистыми семенами? _____________ 2. Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?__________ С зелеными семенами?_________________ 3. Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? __________ поколения? _________ 4. Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого 5. Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами? 6. Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________ 7. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________ 8. Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________ Третий закон Менделя – ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Анализирующее скрещивание - _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 – карликовых. Определите генотипы родителей и потомков. Объект норка Признак Нормальный рост Карликовый рост Ген А а А) Р: нормальное х карлик ____________ аа гаметы:______________ ____________ F1 __________________________ - генотип ________________ - фенотип Б) Р: нормальное х карлик ____________ аа гаметы:______________ ____________F1 __________________________ - генотип ________________ - фенотип Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? Объект Овес Признак Ген А А В в Решение. 1. Фенотипы родителей ___________________________________________________ 2. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?_________

Посмотрите также