Конспект урока предназначен для изучения темы учащимися 9 класса. Материал урока познакомит учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку. Конспект урока содержит рабочую карту урока.
Урок биологии в 9 классе. «_____»__________________ 20_____
г.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Цель. Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения
наследственности.
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с экспериментом Г. Менделя, в
результате которого был открыт закон независимого наследования
признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его
формулировку.
Развивающие: продолжить формировать умения работать с генетической
символикой; решать генетические задачи, развивать умения сравнивать,
анализировать и делать выводы.
Воспитательные: бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока.
1.
2.
Вариант 1.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков,
установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект
Морские
свинки
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Ген
В
в
Признак
Курчавая шерсть
Гладкая шерсть
Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть
___ВВ_________ ___вв_________
гаметы:_____В_________ __в__________
F1 ______Вв______ - курчавая шерсть
Фенотип
курчавая
гладкая
курчавая
Доминантная
гомозигота
Рецессивная
гомозигота
Гетерозигота
Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и
фенотипы гибридов F2 .
Генотип
ВВ
вв
Ввкурчавая
гладкая
Вв х вв
F1 ВВ
вв
Вариант 2.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков,
установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект
норка
Признак
Серый цвет
Коричневый цвет
Ген
С
с
Р: серый цвет х коричневый цвет
__СС____ ____сс________
гаметы:_____С_ _____с_______
F1 _________Сс_______ - серый цвет
Генотип
СС
сс
Сс
Фенотип
серый
коричневый
серый
Доминантная
гомозигота
Рецессивная
гомозигота
Гетерозигота
Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и
фенотипы гибридов F2
Сс х СС
F1 СС серый
Сс серый
3. Изучение новой темы.
Дигибридное скрещивание – это скрещивание по двум парам
признаков.
Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)
А – желтые семена
а – зеленые семена
В – гладкие семена
в – морщинистые семена
Р: ААВВ х аавв
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F1 __________________________ _______________________
Скрестим гибриды первого поколения.
Р: _________ х ________
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F2
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
авАнализ скрещивания.
Фенотип
Количество
Генотипы
На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на
вопросы.
1. Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми
гладкими семенами? ___1______ С зелеными морщинистыми
семенами?_____1________
2. Какова вероятность (в%) появления в результате первого
скрещивания растений F1 с желтыми семенами?___100_______ С
зелеными семенами?________0_________
3. Сколько разных генотипов образуется среди растений первого
4. Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого
поколения? ______1___
поколения? ______1__
5. Сколько типов гамет образует растение первого поколения с
желтыми гладкими семенами?________4____________
6. Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления
растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми
морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С
зелеными морщинистыми?_________________
7. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго
поколения?________
8. Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго
поколения?________
Третий закон Менделя – закон независимого расщепления
признаков: При дигибридном скрещивании расщепление по каждому
признаку идет независимо от другого признака в ряду поколений; в
результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с
новыми комбинациями признаков в соотношении 9:3:3:1.
Анализирующее скрещивание проводят для определения
генотипа организма, для этого данный организм скрещивают с
рецессивной гомозиготой.
задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный
признак. нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В
потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения
нормальные, 112 – карликовых. Определите генотипы родителей и
потомков.
4. Закрепление.
Решение задач.
1. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а
раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются
независимо. Какими признаками будут обладать гибриды,
полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим
признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и
гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотипОбъект
Овес
родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди
гибридов первого поколения?
Признак
Ген
А
А
В
в
Решение.
5. Домашнее задание.
§20
Вариант 1.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков,
установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект
Морские
свинки
Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть
____________ ____________
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - курчавая шерсть
Признак
Курчавая шерсть
Гладкая шерсть
Ген
В
в
Генотип
Фенотип
Доминантная
гомозигота
Рецессивная
гомозигота
Гетерозигота
Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и
фенотипы гибридов F2 .
Вариант 2.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков,
установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.Объект
норка
Ген
С
с
Признак
Серый цвет
Коричневый цвет
Р: серый цвет х коричневый цвет
____________ ____________
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - серый цвет
Фенотип
Генотип
Доминантная
гомозигота
Рецессивная
гомозигота
Гетерозигота
Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и
фенотипы гибридов F2
Рабочая карта урока.
Учени ___ 9 класса
_________________________________________________________________
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Дигибридное
скрещивание__________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)
А – желтые семена
а – зеленые семена
В – гладкие семена
в – морщинистые семена
Р: ААВВ х аавв
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F1 __________________________ _______________________
Скрестим гибриды первого поколения.
Р: _________ х ________
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F2
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
ав
Анализ скрещивания.Фенотип
Количество
Генотипы
На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на
вопросы.
1. Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми
гладкими семенами? _________ С зелеными морщинистыми семенами?
_____________
2. Какова вероятность (в%) появления в результате первого
скрещивания растений F1 с желтыми семенами?__________ С зелеными
семенами?_________________
3. Сколько разных генотипов образуется среди растений первого
поколения? __________
поколения? _________
4. Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого
5. Сколько типов гамет образует растение первого поколения с
желтыми гладкими семенами?
6. Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления
растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми
морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С
зелеными морщинистыми?_________________
7. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго
поколения?________
8. Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго
поколения?________
Третий закон Менделя –
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Анализирующее скрещивание -
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак.
Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло
расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 – карликовых.
Определите генотипы родителей и потомков.
Объект
норка
Признак
Нормальный рост
Карликовый рост
Ген
А
а
А) Р: нормальное х карлик
____________ аа
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - генотип
________________ - фенотип
Б) Р: нормальное х карлик
____________ аа
гаметы:______________ ____________F1 __________________________ - генотип
________________ - фенотип
Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а
раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо.
Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания
гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного
гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам
родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов
может быть среди гибридов первого поколения?
Объект
Овес
Признак
Ген
А
А
В
в
Решение.
1. Фенотипы родителей ___________________________________________________
2. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого
поколения?_________