Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя." (9 класс, биология)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
04.02.2017
Конспект урока предназначен для изучения темы учащимися 9 класса. Материал урока познакомит учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку. Конспект урока содержит рабочую карту урока.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя..docx
Урок биологии в 9 классе. «_____»__________________ 20_____
г.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Цель. Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения
наследственности.
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с экспериментом Г. Менделя, в
результате которого был открыт закон независимого наследования
признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его
формулировку.
Развивающие: продолжить формировать умения работать с генетической
символикой; решать генетические задачи, развивать умения сравнивать,
анализировать и делать выводы.
Воспитательные: бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока.
1.
2.
Вариант 1.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков,
установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект
Морские
свинки
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Ген
В
в
Признак
Курчавая шерсть
Гладкая шерсть
Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть
___ВВ_________ ___вв_________
гаметы:_____В_________ __в__________
F1 ______Вв______ - курчавая шерсть
Фенотип
курчавая
гладкая
курчавая
Доминантная
гомозигота
Рецессивная
гомозигота
Гетерозигота
Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и
фенотипы гибридов F2 .
Генотип
ВВ
вв
Вв курчавая
гладкая
Вв х вв
F1 ВВ
вв
Вариант 2.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков,
установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект
норка
Признак
Серый цвет
Коричневый цвет
Ген
С
с
Р: серый цвет х коричневый цвет
__СС____ ____сс________
гаметы:_____С_ _____с_______
F1 _________Сс_______ - серый цвет
Генотип
СС
сс
Сс
Фенотип
серый
коричневый
серый
Доминантная
гомозигота
Рецессивная
гомозигота
Гетерозигота
Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и
фенотипы гибридов F2
Сс х СС
F1 СС серый
Сс серый
3. Изучение новой темы.
Дигибридное скрещивание – это скрещивание по двум парам
признаков.
Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)
А – желтые семена
а – зеленые семена
В – гладкие семена
в – морщинистые семена
Р: ААВВ х аавв
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F1 __________________________ _______________________
Скрестим гибриды первого поколения.
Р: _________ х ________
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F2
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
ав Анализ скрещивания.
Фенотип
Количество
Генотипы
На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на
вопросы.
1. Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми
гладкими семенами? ___1______ С зелеными морщинистыми
семенами?_____1________
2. Какова вероятность (в%) появления в результате первого
скрещивания растений F1 с желтыми семенами?___100_______ С
зелеными семенами?________0_________
3. Сколько разных генотипов образуется среди растений первого
4. Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого
поколения? ______1___
поколения? ______1__
5. Сколько типов гамет образует растение первого поколения с
желтыми гладкими семенами?________4____________
6. Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления
растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми
морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С
зелеными морщинистыми?_________________
7. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго
поколения?________
8. Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго
поколения?________
Третий закон Менделя – закон независимого расщепления
признаков: При дигибридном скрещивании расщепление по каждому
признаку идет независимо от другого признака в ряду поколений; в
результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с
новыми комбинациями признаков в соотношении 9:3:3:1.
Анализирующее скрещивание проводят для определения
генотипа организма, для этого данный организм скрещивают с
рецессивной гомозиготой.
задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный
признак. нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В
потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения
нормальные, 112 – карликовых. Определите генотипы родителей и
потомков.
4. Закрепление.
Решение задач.
1. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а
раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются
независимо. Какими признаками будут обладать гибриды,
полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим
признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и
гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип Объект
Овес
родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди
гибридов первого поколения?
Признак
Ген
А
А
В
в
Решение.
5. Домашнее задание.
§20
Вариант 1.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков,
установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.
Объект
Морские
свинки
Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть
____________ ____________
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - курчавая шерсть
Признак
Курчавая шерсть
Гладкая шерсть
Ген
В
в
Генотип
Фенотип
Доминантная
гомозигота
Рецессивная
гомозигота
Гетерозигота
Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и
фенотипы гибридов F2 .
Вариант 2.
Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков,
установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании. Объект
норка
Ген
С
с
Признак
Серый цвет
Коричневый цвет
Р: серый цвет х коричневый цвет
____________ ____________
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - серый цвет
Фенотип
Генотип
Доминантная
гомозигота
Рецессивная
гомозигота
Гетерозигота
Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и
фенотипы гибридов F2
Рабочая карта урока.
Учени ___ 9 класса
_________________________________________________________________
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Дигибридное
скрещивание__________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)
А – желтые семена
а – зеленые семена
В – гладкие семена
в – морщинистые семена
Р: ААВВ х аавв
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F1 __________________________ _______________________
Скрестим гибриды первого поколения.
Р: _________ х ________
фенотип: ________________ _____________________
гаметы: _________________ ______________________
F2
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
ав
Анализ скрещивания. Фенотип
Количество
Генотипы
На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на
вопросы.
1. Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми
гладкими семенами? _________ С зелеными морщинистыми семенами?
_____________
2. Какова вероятность (в%) появления в результате первого
скрещивания растений F1 с желтыми семенами?__________ С зелеными
семенами?_________________
3. Сколько разных генотипов образуется среди растений первого
поколения? __________
поколения? _________
4. Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого
5. Сколько типов гамет образует растение первого поколения с
желтыми гладкими семенами?
6. Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления
растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми
морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С
зелеными морщинистыми?_________________
7. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго
поколения?________
8. Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго
поколения?________
Третий закон Менделя –
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Анализирующее скрещивание -
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Задача. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак.
Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло
расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 – карликовых.
Определите генотипы родителей и потомков.
Объект
норка
Признак
Нормальный рост
Карликовый рост
Ген
А
а
А) Р: нормальное х карлик
____________ аа
гаметы:______________ ____________
F1 __________________________ - генотип
________________ - фенотип
Б) Р: нормальное х карлик
____________ аа
гаметы:______________ ____________ F1 __________________________ - генотип
________________ - фенотип
Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а
раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо.
Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания
гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного
гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам
родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов
может быть среди гибридов первого поколения?
Объект
Овес
Признак
Ген
А
А
В
в
Решение.
1. Фенотипы родителей ___________________________________________________
2. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого
поколения?_________
Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя." (9 класс, биология)
Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя." (9 класс, биология)
Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя." (9 класс, биология)
Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя." (9 класс, биология)
Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя." (9 класс, биология)
Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя." (9 класс, биология)
Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя." (9 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.