Технологическая карта урока биологии
Преподаватель: Загинайлова Ирина Александровна
Класс: 7
Дата: 10.12.2024
Предмет: биология
Тема урока: членистоногие
Тип урока: комбинированный
Вид урока: получение нового знания
Цели урока: формировать представления о характерных признаках типа Членистоногие, отличительные признаки классов.
Оборудование: Таблицы “Тип Членистоногие”, презентация “Общая характеристика типа Членистоногие”, набор фотографий разных видов членистоногих.
Ход урока
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент.
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. |
Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд. задания на применение нового знания. |
Используя знания по биологии, найдите 10 ошибок в стихотворении, которое я вам сейчас прочитаю (у детей на столах лежат распечатки с текстом). Потеплело.
Благодать.
А какие ответы правильные (при обосновании ответов учащиеся испытывают затруднения, так как не хватает объема знаний?)
Учитель и ученики формулируют тему урока: “Общая характеристика типа Членистоногие” |
Ошибки: 1. Червяк выходит на поверхность земли только после дождя. 2. Самец комара не пьет кровь. 3. Паук не жует, у него сосущий ротовой аппарат. 4. Самка светляка не летает. 5. Светящиеся органы светляка на брюшке. 6. У таракана нет куколок, развитие с неполным превращением. 7. У кузнечика слуховой аппарат на голени. 8. Скорпион относится к классу паукообразные. 9. Скорпион пустынное животное и не живет на поляне. 10. Термит относится к отряду Термитов, а муравей – к отряду Перепончатокрылые./
|
3. Изучение нового материала. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Работа с учебником по рис.76. Используя ключевые слова, составить план рассказа, ответив на вопрос «Что представляет собой Тип Членистоногие? Из каких классов состоит Тип Членистоногие?
Используя учебник, фотографии, составьте в тетради перечень существенных признаков животных типа Членистоногие (самостоятельная работа)
Сравните составленную вами характеристику типа Членистоногие с общепринятой (слайд 3).
Найдите противоречие и определите (используя различные источники информации), как природа его решила (слайд 4,5 – развитие кузнечика). Хитиновый покров не растягивается и не растет, а животное должно расти, как видно из картинок слайда.
Как вы будете разделять животных типа по классам, предложите свой алгоритм классификации.
Попробуем классифицировать животных типа Членистоногие. Посмотрите еще раз на представителей каждого класса (слайд 6) и ответьте на вопрос, какие признаки мы можем использовать при классификации типа Членистоногие.
|
Учащиеся составляют план будущего рассказа. Монологическая речь. Диалог. Проверяют друг у друга знание основных терминов.
1. Многоклеточные, двусторонне-симметричные, животные трехслойные; 2. Сегментированные; сегменты тела подразделяются на головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко; 3. Каждый сегмент несет по паре членистых конечностей, обеспечивающих движение, добычу пищи, восприятие раздражений; 4. Наружный хитиновый скелет.
Самостоятельно находят ошибки и исправляют их у себя в тетради.
Природа придумала процесс линьки. Формулируют понятие линька.
Предполагаемый результат: 1. определяем признаки объекта; 2. определяем общие и отличительные существенные признаки объекта; 3. определяем отличительный существенный признак, по которому делим тип на классы.
1. местообитание; 2. отделы тела; 3. органы зрения; 4. количество усиков; 5. количество ходильных ног; 6. наличие крыльев. |
4. Физкультминутка |
Организует физкультминутку |
Выполняют физические упражнения |
5. Самостоятельная работа. Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деят.)
|
Используя учебник и полученные знания, заполните таблицу на основании определенных нами параметров для сравнения и классификации.
Посмотрите на экран (слайд 7), сравните ваши ответы с теми, которые вы видите на экране, найдите ошибки и исправьте их (работа самостоятельная в парах). |
После составления параметров для классификации и сравнения, а так же рассмотрения презентации дети заполняют таблицу «Строение тела Членистоногих». См. приложение 1
Проверка работ по эталону. |
6. Закрепление материала. Устанавливает осознанность восприятия. Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. Проверяет уровень усвоения материала чрез выполненные действия.
|
Многие сейчас стали ездить на отдых, в том числе за границу и в тропические страны. Но не все знают, какие опасные животные могут подстерегать Вас в турпоездках. – Решите задачу (слайд 8 – фото скорпиона): двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?
Учитель задает вопросы классу. 1. Какие классы выделяют у типа Членистоногие. 2. По каким критериям вы давали характеристику Типу Членистоногие. 3. Выделите общие признаки классов.
|
Предполагаемый ответ: прав учащийся, относивший скорпиона к паукам, так как у него 4 пары конечностей, первая из которых превращена в клешни, усиков нет, отделов тела – 2: головогрудь и брюшко, органы зрения – простые глазки.
Отвечают на вопросы учителя. 1. Ракообразные, паукообразные, насекомообразные. 2. Среда обитания, части тела, тип сегментации количество ходильных ног, наличие крыльев, количество усиков, органы зрения, симметрия тела, дыхание при помощи, представители. 3. Называют общие признаки. a) Членистоногие – многоклеточные), двусторонне-симметричные, со смешенной полостью тела (миксоцель), трехслойные животные. b) Имеют сегментированное тело – гетерономное и членистые конечности. c) Снаружи тело покрыто плотной твердой кутикулой (хитин).
|
7. Домашнее задание. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
П.23Читать, ответить на вопросы к параграфу. Приготовить сообщения о многообразии типа Членистоногие |
Запись домашнего задания. Выставление оценок в дневник.
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности. |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
|
Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Определяют свое настроение в конце урока. |
Используемая литература
1. Арефьев В.А., Арефьева А.В. Биология для школьников. - М.: ВНИРО, 2015. – 155 с.
2. Биология. 7 класс : учебник / В. И. Сивоглазов, М. Р. Сапин, А. А. Каменский. — 2-е изд., стер. — Москва : Дрофа, 2020. — 255 с.
3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7-й класс. М.: “Вентана-Граф”, 2020.
4. Контрольно - измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. Н.А. Артемьева. –М.: ВАКО, 2022.-112с.
5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 7 – 8-й классы. М.: “ВАКО”, 2019.
Приложение 1
Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие.
Параметры для сравнения |
Класс Ракообразные |
Класс Паукообразные |
Класс Насекомые |
1. Местообитание |
|
|
|
2. отделы тела |
|
|
|
3. органы зрения |
|
|
|
4. количество усиков |
|
|
|
5. количество ходильных ног |
|
|
|
6. наличие крыльев |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.