Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)
Оценка 5

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
01.02.2017
Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)
Материал урока предназначен для проведения урока в 9 классе, УМК И.Н. Пономаревой. В ходе урока учащиеся рассматривают родство человека с животными на основе сравнения; приходят к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции; рассмотрят, как теория эволюции объясняет процессы формирования признаков вида Человек разумный.
доказательства эволюции человека.docx
Урок биологии в 9 классе. «_____» __________________ 20___ г. Доказательства эволюционного происхождения человека. Цель. Сформировать знания о родстве человека с животными. Задачи. Образовательные. Показать родство человека с животными на основе сравнения; подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции; показать, как теория эволюции объясняет процессы формирования признаков вида Человек разумный. Развивающие. Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника; развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать. Воспитательные. Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного взаимодействия. Ход урока. 1. Проверка знаний. 1) Человек в системе органического мира: А) представляет собой особый отряд класса Млекопитающие; Б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа; В) представляет собой вид, который входит в отряд Приматы, класс Млекопитающие, царство Животные; Г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира. А) внутреннее оплодотворение; Б) легочное дыхание; В) четырехкамерное сердце; Г) есть диафрагма, потовые и млечные железы. 2) Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него: 3) У человека в связи с прямохождением произошли изменением в строении стопы: А) сформировался свод; Б) когти почти превратились в ногти; В) срослись фаланги пальцев; Г) большой палец противопоставлен всем остальным. 4) О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует: А) развитое мышление у млекопитающих; Б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей; В) питание растительной и животной пищей; Г) общественный образ жизни млекопитающих А) имеется резус-фактор; Б) появляется рассудочная деятельность; В) имеется четырехкамерное сердце; 5) В отличие от человекообразных обезьян у человека. 6) Человек в отличие от других живых существ: Г) развито абстрактное мышление. А) обладает возбудимостью; Б) размножается; В) мыслит абстрактно; Г) обладает раздражимостью. 7) Череп человека отличается от черепа других млекопитающих. А) наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти; Б) наличием швов между костями мозговой части; В) более развитой мозговой частью черепа; Г) строением костной ткани. 8) Укажите признак, подтверждающий общность в организации человека и человекообразных обезьян: А) прямохождение; Б) способность к трудовой деятельности; В) мышление; Г) структура зубной системы. 2. Объяснение нового материала. Современная точка зрения на происхождение человека сформировалась лишь в середине 19 в. Многочисленные легенды указывали на то, что человек был вылеплен из глины, другие – что он вырезан из дерева или вытесан из камня, возник из- под земли, превратился из животных (волка, медведя, обезьяны и т.п.). Разнообразные версии появления человека предполагали существование высшего существа –Бога, который одномоментно создал человека, определил раз и навсегда строение его тела, руководит им в течение жизни и забирает к себе после смерти. Биологическую теорию происхождения человека разработал Ч. Дарвин. Он пришел к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы, и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Ч.Дарвин распространил на основные положения эволюционной теории. - Что такое эволюция? - Назовите основные факторы эволюции? - Что является результатом эволюции? Итак, эволюция животного мира, образование новых видов животных происходит под влиянием изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. Результатом эволюционных процессов является многообразие видов и их приспособленность к среде обитания. На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека с животными, можно обосновать идею их родства, а, следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка. Антропогенез – это исторический процесс становления биологического вида Человек разумный. Сравнительно-анатомические доказательства. Позвоночник человека разделен на пять отделов, конечности хватательного типа, наличие ногтей, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы. Расположение глаз в одной плоскости. Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин коры больших полушарий, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры и др. Сходные резус-факторы антигены групп крови (АВО); наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев, как у шимпанзе и гориллы; сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней и т.д. Рудименты – это органы, которые функционировали когда-то у предков и утратили свое первоначальное значение. Например, форма ушной раковины. У шестимесячного плода человека ухо, как и у. У шестимесячного плода человека ухо, как и у макака, имеет заостренный кончик и незавернутый край. Волосяной покров, сплошь покрывающий тело человеческого зародыша к шести месяцам развития. Атавизмы – появление у отдельных людей признаков, которые были свойственны нашим далеким предкам, но утрачены в ходе эволюции. Например, случаи чрезмерной волосатости, появление лишних молочных желез, человеческий хвост. Эмбриологические доказательства. Стр. 169 рис. 63 У человека на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей. Работа по карточке. Внимательно изучите таблицу в карточке и ответьте на вопрос. Каким этапам эволюции соответствует разные формы развития зародыша? Развитие зародыша человека. Сроки развития зародыша с момента оплодотворения Первые часы. Первые дни. Первая неделя. Третья и четвертая недели. Пятая неделя. Шестая и седьмая Оплодотворенная яйцеклетка. Однослойный полый шарик Двухслойный зародыш, имеющий первичный рот. Появление жаберных щелей, хвоста и зачатков конечностей, сердце двухкамерное Появление позвонков вокруг хорды, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов. Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития Формирование четырехкамерного сердца, исчезновение хвоста и жаберных щелей. Образование век на глазах, головной мозг без извилин Появление мягкой шерсти на всем теле Зародыш принимает вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником Исчезновение волосяного покрова недели. Конец второго месяца. Третий месяц. Пятый месяц. Шестой месяц. Седьмой месяц. Закрепление. 1. Где происходит грань между человеком и животным (обезьяной)? 2. Какова роль труда и общественной жизни в происхождении человека? 3. Составить схему «Антропогенез человека» Факторы антропогенеза Биологические социальные - наследственность - трудовая деятельность - изменчивость - общественная жизнь - изоляция - сознание - борьба за существование - речь - естественный отбор Домашнее задание. § 45 Человек в системе органического мира: Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него: У человека в связи с прямохождением произошли изменением в 1) А) представляет собой особый отряд класса Млекопитающие; Б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа; В) представляет собой вид, который входит в отряд Приматы, класс Млекопитающие, царство Животные; Г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира. 2) А) внутреннее оплодотворение; Б) легочное дыхание; В) четырехкамерное сердце; Г) есть диафрагма, потовые и млечные железы. 3) строении стопы: А) сформировался свод; Б) когти почти превратились в ногти; В) срослись фаланги пальцев; Г) большой палец противопоставлен всем остальным. 4) свидетельствует: А) развитое мышление у млекопитающих; Б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей; В) питание растительной и животной пищей; Г) общественный образ жизни млекопитающих 5) А) имеется резус-фактор; Б) появляется рассудочная деятельность; В) имеется четырехкамерное сердце; Г) развито абстрактное мышление. 6) А) обладает возбудимостью; Б) размножается; В) мыслит абстрактно; Г) обладает раздражимостью. 7) А) наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти; Б) наличием швов между костями мозговой части; В) более развитой мозговой частью черепа; Г) строением костной ткани. 8) человекообразных обезьян: Череп человека отличается от черепа других млекопитающих. О происхождении человека от млекопитающих животных В отличие от человекообразных обезьян у человека. Человек в отличие от других живых существ: Укажите признак, подтверждающий общность в организации человека и А) прямохождение; Б) способность к трудовой деятельности; В) мышление; Г) структура зубной системы. Развитие зародыша человека. Сроки развития зародыша с момента оплодотворения Первые часы. Первые дни. Первая неделя. Третья и четвертая недели. Пятая неделя. Шестая и седьмая недели. Конец второго месяца. Третий месяц. Пятый месяц. Шестой месяц. Седьмой месяц. Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития Оплодотворенная яйцеклетка. Однослойный полый шарик Двухслойный зародыш, имеющий первичный рот. Появление жаберных щелей, хвоста и зачатков конечностей, сердце двухкамерное Появление позвонков вокруг хорды, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов. Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой Формирование четырехкамерного сердца, исчезновение хвоста и жаберных щелей. Образование век на глазах, головной мозг без извилин Появление мягкой шерсти на всем теле Зародыш принимает вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником Исчезновение волосяного покрова Развитие зародыша человека. Сроки развития зародыша с момента оплодотворения Первые часы. Первые дни. Первая неделя. Третья и четвертая недели. Пятая неделя. Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития Оплодотворенная яйцеклетка. Однослойный полый шарик Двухслойный зародыш, имеющий первичный рот. Появление жаберных щелей, хвоста и зачатков конечностей, сердце двухкамерное Появление позвонков вокруг хорды, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов. Появление пальцев, соединенных зачаточной Шестая и седьмая недели. Конец второго месяца. Третий месяц. Пятый месяц. Шестой месяц. Седьмой месяц. плавательной перепонкой Формирование четырехкамерного сердца, исчезновение хвоста и жаберных щелей. Образование век на глазах, головной мозг без извилин Появление мягкой шерсти на всем теле Зародыш принимает вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником Исчезновение волосяного покрова

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)

Конспект урока "Доказательства эволюционного происхождения человека". (9 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017