Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс
Оценка 4.7

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
7 кл
17.06.2018
Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс
Урок технологии по теме " Домашняя заготовка пищевых продуктов". Концептуальная основа урока: правильная обработка продуктов ведет к сохранению в них полезных веществ и витаминов длительное время. Цели урока: • обобщить и расширить у учащихся знаний о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов; • формировать у учащихся навыки заготовки продуктов; • развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать и выбирать приемы консервирования продуктов; • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс
конспект.docx
Урок технологии по теме  " Домашняя заготовка пищевых продуктов".  Концептуальная основа урока: правильная обработка продуктов ведет к сохранению в  них полезных веществ и витаминов длительное время. Цели урока:     обобщить и расширить у учащихся знаний о сохранении полезных веществ и  витаминов при консервировании продуктов; формировать у учащихся навыки заготовки продуктов; развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать и выбирать приемы  консервирования продуктов; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Задачи урока:      ознакомить учащихся с полезными веществами и витаминами овощей и фруктов; обобщить знания учащихся по технологии консервирование продуктов проанализировать и выбрать информацию о приготовлении цукатов и предложить  вариант приготовления. научиться готовить цукаты. расширять представления о профессиях людей, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда; Тип урока: комбинированный. Межпредметные связи: биология, домоводство, математика, история. Техники и технологии:    Цифровой образовательный ресурс:  презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение»; Проблемный вопрос. Структура урока: 1. 2. Организационная часть урока. Актуализация знаний учащихся о сохранении полезных веществ и витаминов при  консервировании продуктов. 1 3. Изложение нового материала o o o o 4. 5. 6. 7. презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение». плакат «Способы консервирования». Закрепление новых знаний: кроссворд по теме тестовые задания;. Практическая работа по приготовлению цукатов из тыквы. Подведение итогов урока. Оценка и самооценка работы. Домашнее задание. Прогнозируемый результат: приготовленные учащимися полуфабрикаты цукатов будут  соответствовать рецепту. ХОД УРОКА 1. Учитель. Здравствуйте! Садитесь те, кто готов к уроку и у кого сегодня хорошее  настроение. 2. Учитель Лето дарит нам так много полезных и вкусных овощей и фруктов, что хочется  сохранить их надолго, чтобы холодными зимними вечерами наслаждаться неповторимым  ароматом и вкусом этих даров. Девочки, скажите, какими способами можно сохранить продукты на более длительный  срок.(ответы).    • • • •         Молодцы. А, сейчас вспомним фрукты, которые мы употребляем, и найдем их на брейкворд.   заморозить  замариновать  засушить засолить Н Л Е П А Я Н А Ь К О Л Б И Н С О И М П Р А И Н А Б Р А А Н А Н С Л Ф И А В А С 2 Б Ш С О К И Д Г Р У Р Г О Н И В Н Ю А Ш Х Р А Т А Н А А У Х Н А Д Ц С А М М Р А О М О К О Р Г П И В С Р Л С К К И Е Л И Ответы на фруктовый брейкворд: Яблоко, мандарин, банан, лимон, виноград, апельсин, абрикос, ананас, груша, кокос,  граната, слива, хурма, персик. 3. Учитель ­ А сейчас посмотрим презентацию «Классификация овощей, фруктов и ягод.  Хранение овощей и фруктов». Мы узнали, что к основным способам сохранения продуктов относятся: консервирование  нагреванием, квашение и соление, маринование (с использованием уксуса, например  винного, яблочного), консервирование сахаром, сушка, копчение, вяление, мочение,  замораживание,  желирование. Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных  микроорганизмов, высокая (80­100С), а также жидкая, кислая и соленая среда  препятствуют развитию вредных бактерий. Соление, квашение и мочение – издавна  известны на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых  сохраняется до 80­90 % витамина С. На плакате «Способы консервирования». показано: Соление. В процессе соления из пищевых продуктов удаляется большая часть воды, сам  продукт пропитывается солевым раствором, в котором большинство разрушающих  бактерий неспособны развиваться. Благодаря этому эффекту соление часто используется в различных видах пищевых заготовок.  Квашение. Представляет собой комбинацию биологического консервирования продукта  органическими кислотами и соления. Молочнокислые бактерии утилизируют углеводы и  сахар в продукте, а также выделяют органические кислоты, которые препятствуют  распространению плесени и грибков. Маринование. Для маринования продуктов используются органические кислоты, которые  пригодны для употребления человеком, но губительны для бактерий. Как правило, чаще  всего в маринаде используются молочная и уксусная кислота.  Замораживание. Замораживать можно любую зелень, фрукты, ягоды, овощную смесь.  Продукты должны быть в чистом виде их нужно тщательно вымыть, хорошо высушить и  только потом замораживается в пищевом контейнере или пакетах.  Сушка. Это самый простой, самый дешевый и нетрудоемкий способ заготовки. Сушить  можно все, что угодно: ягоды, фрукты, овощи, зелень. Их целиком или нарезанными  кусочками сушат на свежем воздухе или в теплой духовке. Можно делать это и в  микроволновой печке. Сушить крайне просто. И места много не потребуется! Ни для  самого процесса высушивания: можно это делать хоть в комнате или кухне, хоть на  3 балконе; ни для последующего хранения: сушеные заготовки очень уменьшаются в объеме  по сравнению с исходным сырьем. Консервирование сахаром. Блокирование деятельности бактерий возможно не только в  условиях достаточной солевой или кислотной концентрации, но также и при высокой  концентрации сахара, или других консервантов, разрешенных в пищевой промышленности.  В частности, нередко засахаривание используется при высушивании пропитанных сладким  раствором продуктов ­ варенье, желе, цукаты. 4. Учитель А какой из этих способов мы с вами выберем?  А сейчас разгадаем кроссворд.  Кроссворд 1. Вещество, обладающее бактерицидным действием, входящее в состав некоторых  овощей (фитонцид). 2. Желейная, легкая, пышная масса, взбивается охлажденным подается на десерт  (мусс). 3. Желеобразная масса, содержащая проваренные в сиропе ягоды или плоды  равномерно распределенные (конфитюр) 4. Плоды сваренные в сахарном сиропе (варенье) 5. Вещество, содержащееся в некоторых плодах и ягодах, способствует образованию  желе (пектин). 6. Продукты применяемые для переработки в домашних условиях (ягоды).                 1. Ф И Т 5. Я П Г 6. О 2. 4. Е О Н М 3. В К Д Ц У К А Т Ы И С О Р И Д С Н Е Н Ф Н И Ь Т Е Ю Р (Ответы). Умницы  .  А как их можно приготовить? Приготовление цукатов. Сваренные плоды или ягоды вместе с сиропом выливают на  сито или дуршлаг. Сироп стекает, а на сите остаются полупрозрачные кусочки плодов или  цельные ягоды. Чтобы сироп стек полностью и плоды лучше впитали сахар, необходимо  оставить их на сите в течение 1,5­2 часов. После этого плоды и ягоды надо разложить в  один слой на сите и подсушить в духовке при температуре не выше 40°С, затем обсыпать  мелким сахарным песком (должна быть покрыта вся поверхность плодов) и слегка  встряхнуть. На 1 кг плодов требуется приблизительно 170­200 г сахара. После обсыпки  плоды вторично нужно подсушить в слабо нагретом духовом шкафу. Если приготовляют  засахаренные дыню или арбузные корки, их после обсыпки сушат на воздухе при комнатной температуре. Готовые цукаты надо уложить в банки — каждый вид отдельно или смешать разные плоды  4 и ягоды так, чтобы получился красивый набор. Для этого подбирают различно окрашенные  плоды, например, кусочки груш и яблок со сливами, вишнями, рябиной. Чтобы при хранении цукаты не увлажнялись, их лучше укупорить герметически, закатывая  стеклянные банки жестяными крышками, или плотно закрыть пергаментом или  целлофаном. В сухом помещении цукаты можно хранить в деревянных, картонных или фанерных  ящиках, выстланных внутри плотной бумагой. Хранить цукаты можно и в вакуумных  контейнерах, они позволяют увеличить срок хранения продуктов в 3­4 раза. Вакуум,  образованный путем удаления воздуха из контейнера приостанавливает размножение  бактерий и окисление продуктов. Вакуумные пищевые контейнеры для хранения  продуктов применяются для сохранения свежести, аромата, цвета и питательных веществ  любых продуктов питания и прочих вещей, которые необходимо уберечь от порчи.  Хранение в вакуумных контейнерах не заменяет обычных способов хранения, а дополняет  их. Сироп, остающийся после варки плодов и ягод, а также излишек сахарного песка после  обсыпки плодов используют для варки варенья, джема, повидла или при изготовлении  компотов. Диетологи обвиняют цукаты в избыточном количестве сахара. Да, сахара в них достаточно  много, но польза всё же есть – в цукатах содержится большое количество необходимой для пищеварения клетчатки, а также витамины и микроэлементы. Поэтому диетологи советуют заменять конфеты именно на цукаты. Пищевая ценность цукатов в 100 гр: Белки: 3 (г) Углеводы: 54,5 (г) Витамины: * Витамин PP: 2,1 (мг) * Бэта­каротин: 1 (мг) * Витамин A (РЭ): 166,6667 (мкг) * Витамин B1 (тиамин): 0,03 (мг) * Витамин B2 (рибофлавин): 0,2 (мг) * Витамин C: 5 (мг) * Витамин PP (Ниациновый эквивалент):2,598 (мг) Макроэлементы : * Кальций: 115 (мг) * Магний: 92 (мг) * Натрий: 141 (мг) * Калий: 2043 (мг) * Фосфор: 192 (мг) Микроэлемент: 5 * Железо: 3 (мг) Энергетическая ценность (калорийность) цукатов составляет 216,4 ккал. Учитель. Закрепим свои полученные знания с помощью тестов. .Лучший способ заготовки ягод на зиму: А.консервирование Б. маринование В.соление Г.замораживание 2.Это не способ консервирования: А.сортировка Б.мочение В.квашение Г.сушка 3Лучшая тара для консервирования: А.деревянная бочка Б.эмалированное ведро В.фанерный ящик Г.стеклянная банка 4.Это не относится к первичной обработке ягод: А.варка Б.мойка В.очистка Г.сортировка 5.Бланширование­это: А.тщательная мойка Б.взвешивание В. укупорка банок крышками Г. кратковременная обработка сырья кипящей водой или паром 6.Пастеризация­это: А. обработка  фруктов горячей водой. Б.обработка ягод горячей водой, температура которой выше 100 градусов В.способ консервирования с помощью высокой температуры(при температуре до 95) Г.обезвоживание  ягод 7.В домашних условиях  продукты  в герметической  упаковке хранят: А. в тёмном месте при температуре 4­8 градусов. Б. при комнатной температуре В.в морозильной камере холодильника Г.в светлом месте при температуре 4­5 градусов 8Эти продукты консервированы с помощью сахара: А.джем Б.варенье В.конфитюр Г.кефир 9.Цукаты­это: А.желеобразная масса Б.разновидность джема В.сушёные фрукты Г.целые или нарезанные кусочками фрукты или корки, проваренные в сахарном сиропе 10.Мармелад готовят: 6 А. из любых фруктов Б.из любых ягод В.из плодов, обладающих свойством образовывать желе Г.из сушёных фруктов 11.Очищать, нарезать фрукты и ягоды следует ножами из А. ржавеющей стали Б.любыми В.пластмассовыми Г.из нержавеющей  стали 12.В литровой банке песка: А.800 г Б.500 г В1000г Г.600 г 13.Концентрация сиропа зависит : А.от количества воды Б. от количества сахара В.от количества сока Г.от  соотношения сахара и воды Оценивание выполненных работ 11­13 баллов­ «5» 9­10 баллов­ «4» 7­8 баллов­ «3» 1­6 баллов­  «2» 5. Учитель. Чтобы приступить к работе давайте повторим правила по технике  безопасности при работе с ножом и горячей посудой. Санитарно­гигиенические  требования. В каждой бригаде , бригадир распределяет работу. Приступаем к работе. Рецепты цукатов (Инструкционные карты). цукаты из тыквы. Ингредиенты: Тыква — 1.5 кг (мякоть) Сахар — 800 г  Апельсин — 1 шт.  Вода — 1 ст. (200 мл)  Корица — 1 шт. (палочка) Кислота лимонная — 1 щепотка (­и)  Сахарная пудра — по вкусу  Приготовление: 1. Чтобы готовые цукаты получились еще вкуснее, необходимо, чтобы сама тыква, из которой мы будем их делать, была самой сладкой и ароматной. Конечно, идеальным вариантом  будет использование мускатной тыквы, форма которой похожа на гитару. Эта сладкая  7 оранжевая красавица обладает еще и невероятным, чуть дынным ароматом. Но не стоит волноваться, если тыква у вас самая обыкновенная, круглая и не слишком  ароматная. Корица и апельсин дополнят аромат любой тыквы, что никто и не догадается,  какой ее сорт вы использовали. Главное выбрать спелую, плотную тыкву, без порчи и признаков гниения. 2. Тыкву следует вымыть, очистить ее от кожуры, семечек и волокон. Чистить целую тыкву или ее половину немного тяжеловато. Я делаю так: разрезаю тыкву  пополам, ложкой выковыриваю семена и волокна. А потом нарезаю тыкву ломтиками  (соответствующих толщине будущих кубиков) и уже с этих ломтиков срезаю кожицу. В 100 раз удобней и быстрее, чем возиться с огромной половиной тыквы. 3. 1,5 кг мякоти тыквы нарежьте кубиками размером не меньше 3 на 3 см. Если сделать  размер 2 на 2 см и меньше, то после варки в сиропе и подсушивания в духовке получатся  чересчур маленькие и деформированные кусочки цукатов. Старайтесь сделать так, чтобы  кубики были одинакового размера, иначе кусочки поменьше быстрее приготовятся в  духовке, высохнут и прилипнут к бумаге. 4. Нарезанные кубики переложите в миску поглубже и засыпьте сахаром. Поставьте миску на  ночь в холодное место (в холодильник или на балкон). 8 5. За ночь тыква пустит сок, и весь сахар растворится, образуя ароматный тыквенно­сахарный сироп. 6. Тщательно вымойте апельсин среднего размера. Разрежьте его на кусочки и удалите  косточки. 7. Дольки апельсина переложите в блендер и превратите в пюре. 8. Перелейте сок из тыквы в просторную кастрюлю, влейте воду, добавьте пюре из апельсина,  9 палочку корицы и маленькую щепотку лимонной кислоты. Постоянно помешивая, варите сироп на слабом огне и доведите его до кипения. 9. Переместите кубики тыквы в кастрюлю с кипящим сиропом. Снова доведите до кипения,  варите 5 минут, бережно помешивая содержимое. Выключите огонь и полностью остудите (примерно 2­3 часа не беспокойте тыквенные  кубики). 10. Снова включите огонь и после закипания варите кубики 5 минут. Их уже можно не мешать,  а лишь снять пену с поверхности сиропа. Снова выключите огонь и остудите. Повторите  такую процедуру еще один раз. В итоге получается три подхода варки. 11. Слейте остывший сироп с тыквой в сито с крупными дырочками, чтобы мякоть апельсина  не задерживалась на поверхности тыквенных кубиков. Немного подождите, дав  возможность жидкости хорошо стечь. 12. Не спешите выливать апельсиновый сироп. Он очень вкусный и сгодится для пропитки  10 бисквита, приготовления мармелада, желе и напитков. А если его еще немного уварить, то  получится отличный джем для начинки пирожков, пирогов, а также подойдет в качестве  дополнения к блинам, оладьям или сырникам. 13. Противень, а лучше два (чтобы за один раз приготовить всю партию цукатов), нужно  выстелить пергаментной бумагой. Выложите кубики так, чтобы между ними было  достаточное расстояние. Установите температуру духовки 120­130 градусов и подсушите цукаты примерно 1 час.  Может уйти немного меньше времени, например, 40­50 минут (время сушки зависит от  самой духовки, а также размеров цукатов и сорта тыквы). Постарайтесь контролировать  время сушки цукатов и пробовать их на мягкость. Они не должны быть чересчур  пересушенными. Помните, что после остывания “конфетки” станут еще тверже и суше. 14. После положенного времени, проведенного в духовке, извлеките противень с цукатами и  прямо на нем слегка присыпьте цукаты сахарной пудрой, так они не слипнуться между  собой. Снимите цукаты с бумаги и переместите в миску с сахарной пудрой. Хорошо их  обваляйте со всех сторон. Готовые цукаты переложите в баночку с крышкой и храните при комнатной температуре. Из 1,5 кг мякоти тыквы у меня получилось 550 г цукатов. Съели мы их быстро, за 2 дня.  Если семья у вас большая, смело увеличивайте пропорции. Такие цукаты долго не  залеживаются. Цукаты из тыквы можно сделать с лимонным ароматом, если заменить апельсин лимоном.  Только пюрировать лимон не надо (чтобы в готовых цукатах не было горчинки), а просто  добавить лимонные дольки в сироп. Такие цукаты будут с легкой кислинкой. Цукаты можно подавать к чаю, добавлять в выпечку, кашу, украшать ими торты. Теперь вы знаете, как приготовить вкусное и полезное лакомство – цукаты из тыквы. 11 Дегустация блюда. Оценивание оформления блюда. 6. Подведение урока. Девочки, что нового мы сегодня узнали? Какие цукаты мы сегодня научились готовить? Какая последовательность приготовления блюда? Оценка знаний и умений учащихся по бригадам 7. Домашнее задание. Приготовить дома цукаты и угостить родителей. Учитель. Спасибо за урок. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Барылкина Л.П., С.Е. Соколова. Технология: Конспекты уроков, элективные  курсы:5­9 класс­М. 2006 г. Бочкарева Н. А. Здоровое питание для школьников.: Самара. 2007 /Журавлева Е. Правила здоровья. О вкусной и здоровой пище. //Народный лекарь.  Энциклопедия здоровья.­ 2005.­ №15 (47).­ С. 12­13./ /Целебный напиток. Здоровье ученика и учителя. //Школа и производство.­2006.­  №4.­ С.34./ Технология.обслуживающий труд: 7 класс:Учебник для  учащихсяобщеобразовательных учреждений/Под ред.В.Д.Симоненко.­3­е изд.,­ М.:Вентана­Графт,2008.­176с.:ил. http://www.kedem.ru/kitchenware/2010004­tech/ Copyright © 2011 ­ www.kulinar­secret.ru ­ All rights reserved сайт       inmoment.ru http://povary.ru/article.php?id=1764 http://vperedi.ru/archives/2160 wday.ru›Дом›Энциклопедия       ремонта›…­vliyaet­na­appetit/4 hudyshka.at.ua›… 12 appetit/vlijanie_cveta_na_appetit… http://www.russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=14841; http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/2515.shtml http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/4577.shtml http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/8760.shtml http://festival.1september.ru/articles/508737/ http://www.moy­recept.ru/1/50 www.zdorovieinv.ru/bud   http://zmix.ru/info/need­info/item/5118­потери­витаминов­при­тепловой­обработке­ продуктов 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 13

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс

Конспект урока "Домашняя заготовка пищевых продуктов" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2018