Рябченко Ирина Ивановна
РФ, Ставропольский край,
г. Невинномысск,
гимназия № 10 ЛИК,
irina-ryabchenko50@mail.ru
План урока «Древнегреческая школа»
Цель урока: познакомить учащихся с греческим алфавитом, языком, основами математики Эллады; дать представление о школах Древней Греции. Сравнить образование в современной гимназии и древнегреческой школе, показать диалектическую связь развития эллинской культуры.
Оборудование: плакаты с изображением древнегреческого алфавита, таблички с изображением 24 букв греческого алфавита. У каждого ученика есть картонная или деревянная табличка, покрытая воском, и палочка с заостренным концом, имитирующая стиль.
Элементы древнегреческой одежды (лавровый венок, накидка).
На стене: плакаты с изображением колонн. На доске - репродукция с изображением древнегреческой школы, рисунки детей. Столы убраны, дети сидят на стульях. На столе – флейта.
У каждого ученика на картоне написано имя древнегреческого мальчика, на обороте – настоящее имя.
Учитель: Хайрете пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает земля и ваши старшие братья вернулись с каникул, я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказаний. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите – розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны, как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол , скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сдвинуться с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний – не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.
Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите её славу и богатство.
А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнем уроки.
Гостья из будущего: А кого вы называете рабом-педагогом? А нас педагог – это учитель, свободный человек, полноправный гражданин своего Отечества. А сейчас я хочу попросить составить расписание занятий в вашей школе.
Дети вместе с «гостьей» составляют расписание: 1. Греческий язык
2. Литература
3. математика
4. музыка
5. рисование
6. физическая культура
Учитель: почему вы греческий язык поставили на первое место? С чего начинается обучение? (с изучение алфавита).
Гостья: Я знаю, что вы, грека создали свой алфавит на основе какого-то алфавита. У какой страны вы заимствовали алфавит? В чём было неудобство финикийского алфавита? Я также знаю, что на основе вашего алфавита, в котором было всего 24 буквы, были созданы русская, французская, английская азбуки.
Учитель открывает разворот доски, где прикреплен плакат с греческим алфавитом и названия каждой буквы (по-русски).
Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Затем раздает буквы на карточках. Каждый ребенок, поучив свою букву, опознаёт её; алфавит прочитывается ещё раз: каждый называет доставшуюся ему букву, когда приходит его очередь.
Затем алфавит читается третий раз – хором, дети глядят на учителя и стараются как можно реже обращаться за подсказкой к записям на доске.
Гостья: Я только сейчас поняла выражение «от альфы до омеги» (от начала до конца, полностью). А вам знакомо это выражение? Что оно означает? У нас в русском языке есть аналогичное выражение? Какое? (от А до Я, от корки до корки).
Учитель: выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы, дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко сумеете освоить эти слова, потому что мы, греки, научили своему языку всю Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду. Как звучит имя греческого бога, покровителя искусств? Правильно - Аполлон. А пишется оно так: (учитель пишет на доске буквы, оторые называют ученики). А как по-гречески называется наука о прошлом? – История. Как надо записать? (Пишет слово). Теперь научимся называть тех родных и любимых, кого мы каждый день видим в своём доме.
Мама – по-гречески (матэр), а как по-гречески папа? Патэр. Продитуйте, как мне написать это слово.
А у кого-то дома радостно тявкает ещё один член семьи – кюнэ. Как перевести? Собака. Запишем это слово.
Теперь каждый будет писать сам. Возьмите табличку, разделите её вертикальной чертой на две части и напишите три последних слова.
А теперь попробуйте обойтись без моей помощи. Работаете прилежно, не забывая первое правило школьника – «Чаще переворачивай стиль!». Это означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки. Сейчас я назову вам два слова по-гречески, а вы должны вслух перевести каждое на варварское наречие вашей колонии и самостоятельно записать их на табличках. (Приводятся слова космос, полис, философия).
Мы научились немного читать и писать, а теперь послушайте, как прекрасна может быть эллинская речь, составленная всего из 24 только что выученных букв.
Читаются начальные строки «Иллиады»:
(Мэнин аэйдэ теа Пэлэиадо Ахиллеос
Уломенун, пэ мюри Ахкйос альгэ этэкен).
Гнев, богиня, воспой Аххилеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…
Гостья: Эти стихи знакомы и мне. Мы в гимназии тоже изучаем произведения великого Гомера. Но я знаю, что Гомер – не единственный поэт, чьи произведения вы заучиваете наизусть.
Звучит отрывок из поэмы Эсхила «Персы, читает наизусть ученик.
Вдруг шумный крик от эллинов пронесся,
Как песни звук, и громко в то же время
Им эхо скал откликнулось в ответ.
И страх тогда всех варваров объял,
В надежде обманувшихся, и слышен в то же время
Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады!
Спасайте родину, спасайте жён,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков – бой теперь за всё!»
Навстречу им неслись и персов крики,
Один корабль ударил медным носом
В другой… Всюду бой кипел,
Сперва стояло твёрдо войско персов.
Когда же скучились суда в проливе,
Дать помощи друг другу не могли
И медными носами поражали
Своих же.
Гостья: Вы узнали это произведение? Какому историческому событию оно посвящено? Почему греки победили в этой войне?
Учитель: Мы научились немного читать и писать, теперь начнем учиться считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить новую премудрость, потому что наши буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.
Учитель вновь обращается к доске, где вместо названия букв написаны числа.
Единицы |
Десятки |
Сотни |
|||
α |
1 |
ι |
10 |
ρ |
100 |
β |
2 |
κ |
20 |
σ |
200 |
γ |
3 |
λ |
30 |
τ |
300 |
δ |
4 |
μ |
40 |
υ |
400 |
ε |
5 |
ν |
50 |
φ |
500 |
ϛ |
6 |
ξ |
60 |
ψ |
600 |
ζ |
7 |
ο |
70 |
χ |
700 |
η |
8 |
π |
80 |
ω |
800 |
θ |
9 |
ϙ |
90 |
ϡ |
900 |
Для указания на цифровое значение с правой стороны буквы вверху ставился штрих: αʹ — «1», ιʹ — «10», ρʹ — «100».
Тысячи обозначались теми же знаками, но штрих ставился
внизу с левой стороны: ͵α — «1000», ͵ι — «10 000».
Называя буквы (3), (20), (200), ,а-(100), учитель просит предсказать, какое число обозначает следующая буква, чтобы дети угадали принцип, лежащий в основе обозначения.
Учитель. Предлагаю вам решить простую арифметическую задачу, используя древнегреческие обозначения чисел.
У Анастасия восемь братьев и сестёр, а у его соседа Агафона четыре брата. Сколько всего братьев и сестёр имеют мальчики.
На доске появляется запись:
Учитель: Сейчас на уроке музыки вы услышите звучание флейты, а на последующих уроках вы будете учиться играть на этом музыкальном произведении, а также на лире, кифаре. (играет ученик).
Учитель. Ваш первый урок подошёл к концу. Я отпущу вас отдохнуть. Помните о злокозненных играх, от которых я вас предостерегал. Завтра – пятый день месяца, праздник основателя города, и вы придёте не в школу, а на торжества. Так пусть же все увидят, что вы стали образованнее и умнее, что вы калой кай агатой.
Положите на стол таблички со своими именами. Хайрете!
Учебник:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.
История Древнего мира,
М., «Просвещение»,
2015
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.