Конспект урока "Древнегреческая школа" (5 класс, история)
Оценка 4.8

Конспект урока "Древнегреческая школа" (5 класс, история)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
история
5 кл
16.02.2018
Конспект урока "Древнегреческая школа" (5 класс, история)
презентация "Древнегреческая школа", которая дополняет конспект и знакомит учащихся с различными видами письменности и материалами для рисьма.
Публикация является частью публикации:
Древнегреческая школа.docx

Рябченко Ирина Ивановна

РФ, Ставропольский край,

г. Невинномысск,

гимназия № 10 ЛИК,

[email protected]

План урока «Древнегреческая школа»

Цель урока: познакомить учащихся с греческим алфавитом, языком, основами математики Эллады; дать представление о школах Древней Греции. Сравнить образование в современной гимназии и древнегреческой школе, показать диалектическую связь развития эллинской культуры.

Оборудование: плакаты с изображением древнегреческого алфавита, таблички с изображением 24 букв греческого алфавита. У каждого ученика есть картонная или деревянная табличка, покрытая воском, и палочка с заостренным концом, имитирующая стиль.

Элементы древнегреческой одежды (лавровый венок, накидка).

На стене: плакаты с изображением колонн. На доске - репродукция с изображением древнегреческой школы, рисунки детей. Столы убраны, дети сидят на стульях. На столе  – флейта.

У каждого ученика на картоне написано имя древнегреческого мальчика, на обороте – настоящее имя.

Учитель: Хайрете пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает земля и ваши старшие братья вернулись с каникул, я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказаний. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите – розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны, как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол , скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сдвинуться с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний – не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.

Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите её славу и богатство.

А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнем уроки.

Гостья из будущего: А кого вы называете рабом-педагогом? А  нас  педагог – это учитель, свободный человек, полноправный гражданин своего Отечества. А сейчас я хочу попросить составить расписание занятий в вашей школе.

Дети вместе с «гостьей» составляют расписание: 1. Греческий язык

                                                                                             2. Литература

                                                                                            3. математика

                                                                                           4. музыка

                                                                                          5. рисование

                                                                                          6. физическая культура

Учитель: почему вы греческий язык поставили на первое место? С чего начинается обучение? (с изучение алфавита).

Гостья: Я знаю, что вы, грека создали свой алфавит на основе какого-то алфавита. У какой страны вы заимствовали алфавит? В чём было неудобство финикийского алфавита? Я также знаю, что на основе вашего алфавита, в котором было всего 24 буквы, были созданы русская, французская, английская азбуки.

Учитель открывает разворот доски, где прикреплен плакат с греческим алфавитом и названия каждой буквы (по-русски).

Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Затем раздает буквы на карточках. Каждый ребенок, поучив свою букву, опознаёт её; алфавит прочитывается ещё раз: каждый называет доставшуюся ему букву, когда приходит его очередь.

Затем алфавит читается третий раз – хором, дети глядят на учителя и стараются как можно реже обращаться за подсказкой к записям на доске.

Гостья: Я только сейчас поняла выражение «от альфы до омеги» (от начала до конца, полностью). А вам знакомо это выражение? Что оно означает? У нас в русском языке есть аналогичное выражение? Какое? (от А до Я, от корки до корки).

Учитель: выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы, дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко сумеете освоить эти слова, потому что мы, греки, научили своему языку всю Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду. Как звучит имя греческого бога, покровителя искусств? Правильно - Аполлон. А пишется оно так: (учитель пишет на доске буквы, оторые называют ученики). А как по-гречески называется наука о прошлом? – История. Как надо записать? (Пишет слово). Теперь научимся называть тех родных и любимых, кого мы каждый день видим в своём доме.

Мама – по-гречески (матэр), а как по-гречески папа? Патэр. Продитуйте, как мне написать это слово.

А у кого-то дома радостно тявкает ещё один член семьи – кюнэ. Как перевести? Собака. Запишем это слово.

Теперь каждый будет писать сам. Возьмите табличку, разделите её вертикальной чертой на две части и напишите три последних слова.

А теперь попробуйте обойтись без моей помощи. Работаете прилежно, не забывая первое правило школьника – «Чаще переворачивай стиль!». Это означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки. Сейчас я назову вам два слова по-гречески, а вы должны вслух перевести каждое на варварское наречие вашей колонии и самостоятельно записать их на табличках. (Приводятся слова   космос,    полис, философия).

Мы научились немного читать и писать, а теперь послушайте, как прекрасна может быть эллинская речь, составленная всего из 24 только что выученных букв.

Читаются начальные строки «Иллиады»:

(Мэнин аэйдэ теа Пэлэиадо Ахиллеос

Уломенун, пэ мюри Ахкйос альгэ этэкен).

Гнев, богиня, воспой Аххилеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…

Гостья: Эти стихи знакомы и мне. Мы в гимназии тоже изучаем произведения великого Гомера. Но я знаю, что Гомер – не единственный поэт, чьи произведения вы заучиваете наизусть.

Звучит отрывок из поэмы Эсхила «Персы, читает наизусть ученик.

Вдруг шумный крик от эллинов пронесся,

Как песни звук, и громко в то же время

Им эхо скал откликнулось в ответ.

И страх тогда всех варваров объял,

В надежде обманувшихся, и слышен в то же время

Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады!

Спасайте родину, спасайте жён,

Детей своих, богов отцовских храмы,

Гробницы предков – бой теперь за всё!»

Навстречу им неслись и персов крики,

Один корабль ударил медным носом

В другой… Всюду бой кипел,

Сперва стояло твёрдо войско персов.
Когда же скучились суда в проливе,

Дать помощи друг другу не могли

 И медными носами поражали

Своих же.

Гостья: Вы узнали это произведение? Какому историческому событию оно посвящено? Почему греки победили в этой войне?

Учитель: Мы научились немного читать и писать, теперь начнем учиться считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить новую премудрость, потому  что наши буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.

Учитель вновь обращается к доске, где вместо названия букв написаны числа.

Единицы

Десятки

Сотни

α

1

ι

10

ρ

100

β

2

κ

20

σ

200

γ

3

λ

30

τ

300

δ

4

μ

40

υ

400

ε

5

ν

50

φ

500

ϛ

6

ξ

60

ψ

600

ζ

7

ο

70

χ

700

η

8

π

80

ω

800

θ

9

ϙ

90

ϡ

900

Для указания на цифровое значение с правой стороны буквы вверху ставился штрих:         αʹ — «1», ιʹ — «10», ρʹ — «100».

Тысячи обозначались теми же знаками, но штрих ставился

 внизу с левой стороны:      ͵α — «1000», ͵ι — «10 000».

 

Называя буквы (3), (20), (200), ,а-(100), учитель просит предсказать, какое число обозначает следующая буква, чтобы дети угадали принцип, лежащий в основе обозначения.

Учитель. Предлагаю вам решить простую арифметическую задачу, используя древнегреческие обозначения чисел.

У Анастасия восемь братьев и сестёр, а у его соседа Агафона четыре брата. Сколько всего братьев и сестёр имеют мальчики.

На доске появляется запись:

Учитель: Сейчас на уроке музыки вы услышите звучание флейты, а на последующих уроках вы будете учиться играть на этом музыкальном произведении, а также на лире, кифаре. (играет ученик).

Учитель. Ваш первый урок подошёл к концу. Я отпущу вас отдохнуть. Помните о злокозненных играх, от которых я вас предостерегал. Завтра – пятый день месяца, праздник основателя города, и вы   придёте не в школу, а на торжества. Так пусть же все увидят, что вы стали образованнее и умнее, что вы калой кай агатой.

Положите на стол таблички со своими именами. Хайрете!

Учебник:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.

История Древнего мира,

М., «Просвещение», 2015

 


 

Рябченко Ирина Ивановна РФ,

Рябченко Ирина Ивановна РФ,

Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот

Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот

Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву

Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву

Мама – по-гречески (матэр), а как по-гречески папа?

Мама – по-гречески (матэр), а как по-гречески папа?

Спасайте родину, спасайте жён,

Спасайте родину, спасайте жён,

Для указания на цифровое значение с правой стороны буквы вверху ставился штрих: αʹ — «1», ιʹ — «10», ρʹ — «100»

Для указания на цифровое значение с правой стороны буквы вверху ставился штрих: αʹ — «1», ιʹ — «10», ρʹ — «100»

Так пусть же все увидят, что вы стали образованнее и умнее, что вы калой кай агатой

Так пусть же все увидят, что вы стали образованнее и умнее, что вы калой кай агатой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018