Очень люблю проводить нетрадиционные уроки. Уже в пятом классе готовлю урок "В древнегреческой школе", на котором учащиеся пишут греческие буквы на восковых табличках и знакомятся не только с учебными предметами маленьких греков, но и с культурой Эллады. На уроке звучат стихи Эсхила, музыкальные инструменты.
Рябченко Ирина Ивановна
РФ, Ставропольский край,
г. Невинномысск,
гимназия № 10 ЛИК,
irinaryabchenko50@mail.ru
План урока «Древнегреческая школа»
Цель урока: познакомить учащихся с греческим алфавитом, языком,
основами математики Эллады; дать представление о школах Древней Греции.
Сравнить образование в современной гимназии и древнегреческой школе,
показать диалектическую связь развития эллинской культуры.
Оборудование: плакаты с изображением древнегреческого алфавита,
таблички с изображением 24 букв греческого алфавита. У каждого ученика
есть картонная или деревянная табличка, покрытая воском, и палочка с
заостренным концом, имитирующая стиль.
Элементы древнегреческой одежды (лавровый венок, накидка).
На стене: плакаты с изображением колонн. На доске репродукция с
изображением древнегреческой школы, рисунки детей. Столы убраны, дети
сидят на стульях. На столе – флейта.
У каждого ученика на картоне написано имя древнегреческого мальчика, на
обороте – настоящее имя.
Учитель: Хайрете пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте дети!
Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает
земля и ваши старшие братья вернулись с каникул, я, грамматист Беотий,
ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказаний. Приходите
сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не
шалите – розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь
играть ни в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны, как
заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы
сажаете товарища на пол , скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но
не может сдвинуться с места. А самое сильное наказание будет назначеноигрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний – не для
диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.
Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в
варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы
вырастете опорой Родины и приумножите её славу и богатство.
А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабовпедагогов, сядьте
прямо и начнем уроки.
Гостья из будущего: А кого вы называете рабомпедагогом? А нас педагог –
это учитель, свободный человек, полноправный гражданин своего Отечества.
А сейчас я хочу попросить составить расписание занятий в вашей школе.
Дети вместе с «гостьей» составляют расписание: 1. Греческий язык
2. Литература
3. математика
4. музыка
5. рисование
6. физическая культура
Учитель: почему вы греческий язык поставили на первое место? С чего
начинается обучение? (с изучение алфавита).
Гостья: Я знаю, что вы, грека создали свой алфавит на основе какогото
алфавита. У какой страны вы заимствовали алфавит? В чём было неудобство
финикийского алфавита? Я также знаю, что на основе вашего алфавита, в
котором было всего 24 буквы, были созданы русская, французская,
английская азбуки.
Учитель открывает разворот доски, где прикреплен плакат с греческим
алфавитом и названия каждой буквы (порусски).Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Затем раздает
буквы на карточках. Каждый ребенок, поучив свою букву, опознаёт её;
алфавит прочитывается ещё раз: каждый называет доставшуюся ему букву,
когда приходит его очередь.
Затем алфавит читается третий раз – хором, дети глядят на учителя и
стараются как можно реже обращаться за подсказкой к записям на доске.
Гостья: Я только сейчас поняла выражение «от альфы до омеги» (от начала
до конца, полностью). А вам знакомо это выражение? Что оно означает? У нас
в русском языке есть аналогичное выражение? Какое? (от А до Я, от корки до
корки).
Учитель: выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы,
дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко
сумеете освоить эти слова, потому что мы, греки, научили своему языку всю
Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду. Как
звучит имя греческого бога, покровителя искусств? Правильно Аполлон. А
пишется оно так: (учитель пишет на доске буквы, оторые называют ученики).
А как погречески называется наука о прошлом? – История. Как надо
записать? (Пишет слово). Теперь научимся называть тех родных и любимых,
кого мы каждый день видим в своём доме.Мама – погречески (матэр), а как погречески папа? Патэр. Продитуйте, как
мне написать это слово.
А у когото дома радостно тявкает ещё один член семьи – кюнэ. Как
перевести? Собака. Запишем это слово.
Теперь каждый будет писать сам. Возьмите табличку, разделите её
вертикальной чертой на две части и напишите три последних слова.
А теперь попробуйте обойтись без моей помощи. Работаете прилежно, не
забывая первое правило школьника – «Чаще переворачивай стиль!». Это
означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки.
Сейчас я назову вам два слова погречески, а вы должны вслух перевести
каждое на варварское наречие вашей колонии и самостоятельно записать их
на табличках. (Приводятся слова космос, полис, философия).
Мы научились немного читать и писать, а теперь послушайте, как прекрасна
может быть эллинская речь, составленная всего из 24 только что выученных
букв.
Читаются начальные строки «Иллиады»:
(Мэнин аэйдэ теа Пэлэиадо Ахиллеос
Уломенун, пэ мюри Ахкйос альгэ этэкен).
Гнев, богиня, воспой Аххилеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…
Гостья: Эти стихи знакомы и мне. Мы в гимназии тоже изучаем произведения
великого Гомера. Но я знаю, что Гомер – не единственный поэт, чьи
произведения вы заучиваете наизусть.
Звучит отрывок из поэмы Эсхила «Персы, читает наизусть ученик.
Вдруг шумный крик от эллинов пронесся,
Как песни звук, и громко в то же время
Им эхо скал откликнулось в ответ.
И страх тогда всех варваров объял,
В надежде обманувшихся, и слышен в то же времяБыл громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады!
Спасайте родину, спасайте жён,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков – бой теперь за всё!»
Навстречу им неслись и персов крики,
Один корабль ударил медным носом
В другой… Всюду бой кипел,
Сперва стояло твёрдо войско персов.
Когда же скучились суда в проливе,
Дать помощи друг другу не могли
И медными носами поражали
Своих же.
Гостья: Вы узнали это произведение? Какому историческому событию оно
посвящено? Почему греки победили в этой войне?
Учитель: Мы научились немного читать и писать, теперь начнем учиться
считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить
новую премудрость, потому что наши буквы умеют в разных случаях быть то
знаками речи, то цифрами и числами.
Учитель вновь обращается к доске, где вместо названия букв написаны числа.
Единицы
Десятки
Сотни
α
β
γ
1
2
3
ι
κ
λ
10
20
30
ρ
σ
τ
100
200
300δ
ε
ϛ
ζ
η
4
5
6
7
8
μ
ν
ξ
ο
π
40
50
60
70
80
υ
φ
ψ
χ
ω
400
500
600
700
800
9
ϙ
90
ϡ
θ
Для указания на цифровое значение с правой стороны буквы
вверху ставился штрих: αʹ — «1», ιʹ — «10», ρʹ —
«100».
Тысячи обозначались теми же знаками, но штрих ставился
внизу с левой стороны: ͵α — «1000», ͵ι — «10 000».
900
Называя буквы (3), (20), (200), ,а(100), учитель просит предсказать, какое
число обозначает следующая буква, чтобы дети угадали принцип, лежащий в
основе обозначения.
Учитель. Предлагаю вам решить простую арифметическую задачу, используя
древнегреческие обозначения чисел.
У Анастасия восемь братьев и сестёр, а у его соседа Агафона четыре брата.
Сколько всего братьев и сестёр имеют мальчики.
На доске появляется запись:
Учитель: Сейчас на уроке музыки вы услышите звучание флейты, а на
последующих уроках вы будете учиться играть на этом музыкальном
произведении, а также на лире, кифаре. (играет ученик).
Учитель. Ваш первый урок подошёл к концу. Я отпущу вас отдохнуть.
Помните о злокозненных играх, от которых я вас предостерегал. Завтра –пятый день месяца, праздник основателя города, и вы придёте не в школу, а
на торжества. Так пусть же все увидят, что вы стали образованнее и умнее,
что вы калой кай агатой.
Положите на стол таблички со своими именами. Хайрете!
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.
Учебник:
История Древнего мира,
М., «Просвещение», 2015