Презентация "Школа Древней Греции"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Очень люблю проводить нетрадиционные уроки. Уже в пятом классе готовлю урок "В древнегреческой школе", на котором учащиеся пишут греческие буквы на восковых табличках и знакомятся не только с учебными предметами маленьких греков, но и с культурой Эллады. На уроке звучат стихи Эсхила, музыкальные инструменты.
Иконка файла материала Древнегреческая школа.docx
Рябченко Ирина Ивановна РФ, Ставропольский край,  г. Невинномысск,  гимназия № 10 ЛИК, irina­ryabchenko50@mail.ru План урока «Древнегреческая школа» Цель урока: познакомить учащихся с греческим алфавитом, языком,  основами математики Эллады; дать представление о школах Древней Греции.  Сравнить образование в современной гимназии и древнегреческой школе,  показать диалектическую связь развития эллинской культуры. Оборудование: плакаты с изображением древнегреческого алфавита,  таблички с изображением 24 букв греческого алфавита. У каждого ученика  есть картонная или деревянная табличка, покрытая воском, и палочка с  заостренным концом, имитирующая стиль. Элементы древнегреческой одежды (лавровый венок, накидка). На стене: плакаты с изображением колонн. На доске ­ репродукция с  изображением древнегреческой школы, рисунки детей. Столы убраны, дети  сидят на стульях. На столе  – флейта. У каждого ученика на картоне написано имя древнегреческого мальчика, на  обороте – настоящее имя. Учитель: Хайрете пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте дети!  Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает  земля и ваши старшие братья вернулись с каникул, я, грамматист Беотий,  ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказаний. Приходите  сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не  шалите – розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь  играть ни в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны, как  заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы  сажаете товарища на пол , скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но  не может сдвинуться с места. А самое сильное наказание будет назначеноигрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний – не для  диких прыжков ребенка с товарищем на закорках. Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в  варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите её славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов­педагогов, сядьте  прямо и начнем уроки. Гостья из будущего: А кого вы называете рабом­педагогом? А  нас  педагог – это учитель, свободный человек, полноправный гражданин своего Отечества.  А сейчас я хочу попросить составить расписание занятий в вашей школе. Дети вместе с «гостьей» составляют расписание: 1. Греческий язык                                                                                              2. Литература                                                                                             3. математика                                                                                            4. музыка                                                                                           5. рисование                                                                                           6. физическая культура Учитель: почему вы греческий язык поставили на первое место? С чего  начинается обучение? (с изучение алфавита). Гостья: Я знаю, что вы, грека создали свой алфавит на основе какого­то  алфавита. У какой страны вы заимствовали алфавит? В чём было неудобство  финикийского алфавита? Я также знаю, что на основе вашего алфавита, в  котором было всего 24 буквы, были созданы русская, французская,  английская азбуки. Учитель открывает разворот доски, где прикреплен плакат с греческим  алфавитом и названия каждой буквы (по­русски).Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Затем раздает  буквы на карточках. Каждый ребенок, поучив свою букву, опознаёт её;  алфавит прочитывается ещё раз: каждый называет доставшуюся ему букву,  когда приходит его очередь. Затем алфавит читается третий раз – хором, дети глядят на учителя и  стараются как можно реже обращаться за подсказкой к записям на доске.  Гостья: Я только сейчас поняла выражение «от альфы до омеги» (от начала  до конца, полностью). А вам знакомо это выражение? Что оно означает? У нас в русском языке есть аналогичное выражение? Какое? (от А до Я, от корки до корки). Учитель: выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы, дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко  сумеете освоить эти слова, потому что мы, греки, научили своему языку всю  Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду. Как  звучит имя греческого бога, покровителя искусств? Правильно ­ Аполлон. А  пишется оно так: (учитель пишет на доске буквы, оторые называют ученики).  А как по­гречески называется наука о прошлом? – История. Как надо  записать? (Пишет слово). Теперь научимся называть тех родных и любимых,  кого мы каждый день видим в своём доме.Мама – по­гречески (матэр), а как по­гречески папа? Патэр. Продитуйте, как  мне написать это слово. А у кого­то дома радостно тявкает ещё один член семьи – кюнэ. Как  перевести? Собака. Запишем это слово. Теперь каждый будет писать сам. Возьмите табличку, разделите её  вертикальной чертой на две части и напишите три последних слова. А теперь попробуйте обойтись без моей помощи. Работаете прилежно, не  забывая первое правило школьника – «Чаще переворачивай стиль!». Это  означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки.  Сейчас я назову вам два слова по­гречески, а вы должны вслух перевести  каждое на варварское наречие вашей колонии и самостоятельно записать их  на табличках. (Приводятся слова   космос,    полис, философия). Мы научились немного читать и писать, а теперь послушайте, как прекрасна  может быть эллинская речь, составленная всего из 24 только что выученных  букв. Читаются начальные строки «Иллиады»:  (Мэнин аэйдэ теа Пэлэиадо Ахиллеос Уломенун, пэ мюри Ахкйос альгэ этэкен). Гнев, богиня, воспой Аххилеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал… Гостья: Эти стихи знакомы и мне. Мы в гимназии тоже изучаем произведения  великого Гомера. Но я знаю, что Гомер – не единственный поэт, чьи  произведения вы заучиваете наизусть. Звучит отрывок из поэмы Эсхила «Персы, читает наизусть ученик. Вдруг шумный крик от эллинов пронесся, Как песни звук, и громко в то же время Им эхо скал откликнулось в ответ. И страх тогда всех варваров объял,  В надежде обманувшихся, и слышен в то же времяБыл громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, Детей своих, богов отцовских храмы,  Гробницы предков – бой теперь за всё!» Навстречу им неслись и персов крики, Один корабль ударил медным носом  В другой… Всюду бой кипел, Сперва стояло твёрдо войско персов. Когда же скучились суда в проливе,  Дать помощи друг другу не могли  И медными носами поражали Своих же. Гостья: Вы узнали это произведение? Какому историческому событию оно  посвящено? Почему греки победили в этой войне? Учитель: Мы научились немного читать и писать, теперь начнем учиться  считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить новую премудрость, потому  что наши буквы умеют в разных случаях быть то  знаками речи, то цифрами и числами. Учитель вновь обращается к доске, где вместо названия букв написаны числа. Единицы Десятки Сотни α β γ 1 2 3 ι κ λ 10 20 30 ρ σ τ 100 200 300δ ε ϛ ζ η 4 5 6 7 8 μ ν ξ ο π 40 50 60 70 80 υ φ ψ χ ω 400 500 600 700 800 9 ϙ 90 ϡ θ Для указания на цифровое значение с правой стороны буквы вверху ставился штрих: αʹ — «1», ιʹ — «10», ρʹ — «100». Тысячи обозначались теми же знаками, но штрих ставился внизу с левой стороны: ͵α — «1000», ͵ι — «10 000». 900 Называя буквы (3), (20), (200), ,а­(100), учитель просит предсказать, какое  число обозначает следующая буква, чтобы дети угадали принцип, лежащий в  основе обозначения. Учитель. Предлагаю вам решить простую арифметическую задачу, используя  древнегреческие обозначения чисел. У Анастасия восемь братьев и сестёр, а у его соседа Агафона четыре брата.  Сколько всего братьев и сестёр имеют мальчики. На доске появляется запись: Учитель: Сейчас на уроке музыки вы услышите звучание флейты, а на  последующих уроках вы будете учиться играть на этом музыкальном  произведении, а также на лире, кифаре. (играет ученик). Учитель. Ваш первый урок подошёл к концу. Я отпущу вас отдохнуть.  Помните о злокозненных играх, от которых я вас предостерегал. Завтра –пятый день месяца, праздник основателя города, и вы   придёте не в школу, а  на торжества. Так пусть же все увидят, что вы стали образованнее и умнее,  что вы калой кай агатой. Положите на стол таблички со своими именами. Хайрете! Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. Учебник: История Древнего мира,  М., «Просвещение», 2015