Презентация "Школа Древней Греции"
Оценка 5

Презентация "Школа Древней Греции"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
5 кл
13.02.2019
Презентация "Школа Древней Греции"
Очень люблю проводить нетрадиционные уроки. Уже в пятом классе готовлю урок "В древнегреческой школе", на котором учащиеся пишут греческие буквы на восковых табличках и знакомятся не только с учебными предметами маленьких греков, но и с культурой Эллады. На уроке звучат стихи Эсхила, музыкальные инструменты.
Древнегреческая школа.docx
Рябченко Ирина Ивановна РФ, Ставропольский край,  г. Невинномысск,  гимназия № 10 ЛИК, irina­[email protected] План урока «Древнегреческая школа» Цель урока: познакомить учащихся с греческим алфавитом, языком,  основами математики Эллады; дать представление о школах Древней Греции.  Сравнить образование в современной гимназии и древнегреческой школе,  показать диалектическую связь развития эллинской культуры. Оборудование: плакаты с изображением древнегреческого алфавита,  таблички с изображением 24 букв греческого алфавита. У каждого ученика  есть картонная или деревянная табличка, покрытая воском, и палочка с  заостренным концом, имитирующая стиль. Элементы древнегреческой одежды (лавровый венок, накидка). На стене: плакаты с изображением колонн. На доске ­ репродукция с  изображением древнегреческой школы, рисунки детей. Столы убраны, дети  сидят на стульях. На столе  – флейта. У каждого ученика на картоне написано имя древнегреческого мальчика, на  обороте – настоящее имя. Учитель: Хайрете пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте дети!  Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает  земля и ваши старшие братья вернулись с каникул, я, грамматист Беотий,  ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказаний. Приходите  сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не  шалите – розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь  играть ни в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны, как  заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы  сажаете товарища на пол , скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но  не может сдвинуться с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний – не для  диких прыжков ребенка с товарищем на закорках. Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в  варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите её славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов­педагогов, сядьте  прямо и начнем уроки. Гостья из будущего: А кого вы называете рабом­педагогом? А  нас  педагог – это учитель, свободный человек, полноправный гражданин своего Отечества.  А сейчас я хочу попросить составить расписание занятий в вашей школе. Дети вместе с «гостьей» составляют расписание: 1. Греческий язык                                                                                              2. Литература                                                                                             3. математика                                                                                            4. музыка                                                                                           5. рисование                                                                                           6. физическая культура Учитель: почему вы греческий язык поставили на первое место? С чего  начинается обучение? (с изучение алфавита). Гостья: Я знаю, что вы, грека создали свой алфавит на основе какого­то  алфавита. У какой страны вы заимствовали алфавит? В чём было неудобство  финикийского алфавита? Я также знаю, что на основе вашего алфавита, в  котором было всего 24 буквы, были созданы русская, французская,  английская азбуки. Учитель открывает разворот доски, где прикреплен плакат с греческим  алфавитом и названия каждой буквы (по­русски). Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Затем раздает  буквы на карточках. Каждый ребенок, поучив свою букву, опознаёт её;  алфавит прочитывается ещё раз: каждый называет доставшуюся ему букву,  когда приходит его очередь. Затем алфавит читается третий раз – хором, дети глядят на учителя и  стараются как можно реже обращаться за подсказкой к записям на доске.  Гостья: Я только сейчас поняла выражение «от альфы до омеги» (от начала  до конца, полностью). А вам знакомо это выражение? Что оно означает? У нас в русском языке есть аналогичное выражение? Какое? (от А до Я, от корки до корки). Учитель: выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы, дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко  сумеете освоить эти слова, потому что мы, греки, научили своему языку всю  Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду. Как  звучит имя греческого бога, покровителя искусств? Правильно ­ Аполлон. А  пишется оно так: (учитель пишет на доске буквы, оторые называют ученики).  А как по­гречески называется наука о прошлом? – История. Как надо  записать? (Пишет слово). Теперь научимся называть тех родных и любимых,  кого мы каждый день видим в своём доме. Мама – по­гречески (матэр), а как по­гречески папа? Патэр. Продитуйте, как  мне написать это слово. А у кого­то дома радостно тявкает ещё один член семьи – кюнэ. Как  перевести? Собака. Запишем это слово. Теперь каждый будет писать сам. Возьмите табличку, разделите её  вертикальной чертой на две части и напишите три последних слова. А теперь попробуйте обойтись без моей помощи. Работаете прилежно, не  забывая первое правило школьника – «Чаще переворачивай стиль!». Это  означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки.  Сейчас я назову вам два слова по­гречески, а вы должны вслух перевести  каждое на варварское наречие вашей колонии и самостоятельно записать их  на табличках. (Приводятся слова   космос,    полис, философия). Мы научились немного читать и писать, а теперь послушайте, как прекрасна  может быть эллинская речь, составленная всего из 24 только что выученных  букв. Читаются начальные строки «Иллиады»:  (Мэнин аэйдэ теа Пэлэиадо Ахиллеос Уломенун, пэ мюри Ахкйос альгэ этэкен). Гнев, богиня, воспой Аххилеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал… Гостья: Эти стихи знакомы и мне. Мы в гимназии тоже изучаем произведения  великого Гомера. Но я знаю, что Гомер – не единственный поэт, чьи  произведения вы заучиваете наизусть. Звучит отрывок из поэмы Эсхила «Персы, читает наизусть ученик. Вдруг шумный крик от эллинов пронесся, Как песни звук, и громко в то же время Им эхо скал откликнулось в ответ. И страх тогда всех варваров объял,  В надежде обманувшихся, и слышен в то же время Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, Детей своих, богов отцовских храмы,  Гробницы предков – бой теперь за всё!» Навстречу им неслись и персов крики, Один корабль ударил медным носом  В другой… Всюду бой кипел, Сперва стояло твёрдо войско персов. Когда же скучились суда в проливе,  Дать помощи друг другу не могли  И медными носами поражали Своих же. Гостья: Вы узнали это произведение? Какому историческому событию оно  посвящено? Почему греки победили в этой войне? Учитель: Мы научились немного читать и писать, теперь начнем учиться  считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить новую премудрость, потому  что наши буквы умеют в разных случаях быть то  знаками речи, то цифрами и числами. Учитель вновь обращается к доске, где вместо названия букв написаны числа. Единицы Десятки Сотни α β γ 1 2 3 ι κ λ 10 20 30 ρ σ τ 100 200 300 δ ε ϛ ζ η 4 5 6 7 8 μ ν ξ ο π 40 50 60 70 80 υ φ ψ χ ω 400 500 600 700 800 9 ϙ 90 ϡ θ Для указания на цифровое значение с правой стороны буквы вверху ставился штрих: αʹ — «1», ιʹ — «10», ρʹ — «100». Тысячи обозначались теми же знаками, но штрих ставился внизу с левой стороны: ͵α — «1000», ͵ι — «10 000». 900 Называя буквы (3), (20), (200), ,а­(100), учитель просит предсказать, какое  число обозначает следующая буква, чтобы дети угадали принцип, лежащий в  основе обозначения. Учитель. Предлагаю вам решить простую арифметическую задачу, используя  древнегреческие обозначения чисел. У Анастасия восемь братьев и сестёр, а у его соседа Агафона четыре брата.  Сколько всего братьев и сестёр имеют мальчики. На доске появляется запись: Учитель: Сейчас на уроке музыки вы услышите звучание флейты, а на  последующих уроках вы будете учиться играть на этом музыкальном  произведении, а также на лире, кифаре. (играет ученик). Учитель. Ваш первый урок подошёл к концу. Я отпущу вас отдохнуть.  Помните о злокозненных играх, от которых я вас предостерегал. Завтра – пятый день месяца, праздник основателя города, и вы   придёте не в школу, а  на торжества. Так пусть же все увидят, что вы стали образованнее и умнее,  что вы калой кай агатой. Положите на стол таблички со своими именами. Хайрете! Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. Учебник: История Древнего мира,  М., «Просвещение», 2015

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"

Презентация "Школа Древней Греции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019