Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»
Оценка 4.8

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
06.11.2017
Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»
Конспект урока гражданственности Донбасса.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРАЗА» город Торез КОНСПЕКТ  УРОКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА ТЕМА: «НЕПОВТОРИМОЕ РАЗНООБРАЗИЕ  ЖИВОТНОГО МИРА РОДНОГО КРАЯ»  3 КЛАСС  Козакова Елена Евгеньевна  учитель начальных классов 2017 Пояснительная записка  Урок   гражданственности   Донбасса   в   3   классе   по   теме   «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»   изучается в рамках макросферы «Донбасс – мой родной край». Является третьим уроком микросферы  «Природа Донбасса».  Поставлены реальные  цели образовательного,  развивающего  и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Структура   урока   соответствует   типу   урока   и   его   дидактическим   задачам. Основным   этапом   является   этап   изучения   нового   материала.   При   изучении использованы   материалы,   активизирующие   познавательную   активность   младших школьников. На   уроке   использовались   информационные   компьютерные   средства   для активизации   познавательной   активности,   повышения   качества   образования учащихся.  Время,   отведенное   на   все   этапы   урока,   было   рационально   распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. В ходе урока учащиеся продолжают знакомство с разнообразием животного мира родного   края,     а   именно  с   конкретными   представителями   групп   животных, встречающимися на Донбассе и с животными, занесенными в Красную книгу. Урок направлен на развитие интереса   к поисково­  исследовательской деятельности и изучению   природы   родного   края.  Занимательные   моменты,   наглядный   материал служат   развитию   познавательного   интереса   к   урокам   гражданственности   и патриотическому воспитанию.  Полученные знания дети могут использовать в жизненных ситуациях. 2 Макросфера: Донбасс – мой родной край Микросфера «Природа Донбасса»  ТЕМА УРОКА. Неповторимое разнообразие животного мира родного  края Тип урока: изучение нового материала ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ урока:   Продолжать знакомство  с  разнообразием  животного мира родного  с   конкретными   представителями   групп   животных   (насекомые, края, земноводные,   пресмыкающиеся,   рыбы,   птицы,   звери),   встречающимися   на Донбассе и относящимся к группе редких и исчезающих видов;   формировать понятие «зоология»;   развивать интерес к изучению природы родного края; патриотическое  самосознание, стремление быть полезным своей Родине, заниматься  поисково­ исследовательской деятельностью;   воспитывать любовь к природе, ответственность за свои действия;  Формируемые УУД:  Познавательные   УУД:  извлекать   нужную   информацию   из   текста, иллюстраций,   дополнительных   источников;   сравнивать,   классифицировать, делать выводы, отличать новое от уже известного с помощью учителя; 3 Коммуникативные   УУД:    слушать   и   понимать   других;   правильно оформлять свои мысли в устной форме; проявлять активность в коллективной деятельности; Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности на уроке   с   помощью   учителя;   адекватно   оценивать   выполнение   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей;   планировать   свое   действие   в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД:  осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность   за   ее   сохранение;   развивать   познавательные   интересы, учебную мотивацию, толерантность отношений; Планируемые методы :  частично­поисковый, творческий,  наглядный,  практический  Педагогические технологии:  технология системно – деятельностного   подхода, проблемное обучение, критического мышления, интерактивные  технологии Формы   обучения:  индивидуальная,   фронтальная,   групповая, коллективная. Межпредметные   связи:  русский   язык,   окружающий   мир,   литературное чтение Оборудование:  ИКТ   (презентация   «Многообразие   животных   Донбасса»), схемы   классификации   групп   животных   (для   каждой   команды),   карточки   с индивидуальным   заданием,   технологические   карты,   мини   –   учебник, дополнительный   материал   для   учителя,  раздаточный   материал  (для   задания 4 «Собери высказывание», иллюстрации животных), аудиозапись песни « С чего начинается Родина…», видеозапись «Голоса животных Донецкого края». Ход урока  I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1.Проверка готовности к занятию.  2. Психологический настрой ­ Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают). ­ Доброе утро, небо! (аналогичное движение). ­ Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).  II.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  1. Прием «Выскажи мнение»  Фронтальная форма работы        (слайд 2) Звучит аудиозаписи «С чего начинается Родина…» ­ С чего начинается Родина?   С картинки в твоем букваре?    А может она начинается……( Ответы детей.  Подвести учащихся к выводу, что Родина начинается  с народа) ­ Родина ­ это прежде всего люди, которые работают на благо и процветание своей земли, вкладывают при этом сердце и душу, профессионализм и знания. О таких людях говорят, что они достояние своей страны. 2. Работа с загадками Фронтальная форма работы   (Слайды 3­5) ­ Чем же еще богата наша земля вы мне скажете, отгадав загадки (отгадки: деревья, кусты, трава)   ­  Назовите  одним словом  деревья, кусты и травы? (Растения. Наша страна богата   разнообразным   растительным   миром,   о   котором   мы   говорили   на прошлом уроке)  5 ­ О чем же еще мы говорили на прошлом уроке? (Об исчезающих и редких растениях, занесенных в Красную книгу Донбасса) III.АКТУАЛИЗАЦИЯ   И   ФИКСИРОВАНИЕ   ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОБЛЕМНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ 1.   Лексическая минутка  Самостоятельная форма работы                                                                                          Приложение1 ­ На  прошлых  уроках  вы узнали  несколько  новых терминов, которые  мы записали в словарик. Насколько хорошо вы их запомнили? Соедините парами термин и его значение.    Биология Красная книга Ботаника Заповедник Собрание   фактов   о   растениях   и животных   нашей   планеты,   над   которыми нависла серьезная проблема Наука о живой природе Наука о растениях  Участок   дикой   природы,   на   котором охраняются все природные объекты. Наука о животных ­ Все ли пары вы соединили? (Нет, «наука о животных» не имеет пары) ­ Кто­нибудь знает, как называется наука о животных? (Ответы детей) ­ Проверка по образцу (слайд 6) 2.Работа   со   словарем    Индивидуальная   форма   работы ­ Ребята, сегодня ваш словарик пополнится еще одним словом. Зоология – наука о животных.  ­ Мы нашли недостающий термин и собрали все пары. IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА 6 ­   Как   считаете,   о   чем   мы   будем   говорить   на   уроке?   (выдвигают предположение   о   теме   урока.   С   помощью   учителя   формулируют   тему урока, ставят цель, определяют задачи) ­ Молодцы. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по Донбассу, узнаем, какие  виды  животных обитают  в нашей местности,  познакомимся с животными, занесенными в Красную книгу Донбасса, подумаем, как защитить животный   мир   нашего   края,   чтобы   он   процветал   и   развивался   ­     составим кластер «Охрана животных».  ­  Каждый  путешественник   берет  с  собой    в  дорогу   карту  местности  (на доске макет «Разнообразие животного мира Донбасса»). Наша карта пуста, но в конце путешествия мы заполним  ее животными, обитающими в водоемах, степях и  лесах Донбасса.   V. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ 1.   Работа  с деформированным текстом    Групповая форма работы                                                                                                       Приложение 2 ­ На уроках окружающего мира мы изучали основные группы животных. По отличительному   признаку     определите   группу   животного.  Вклейте   название каждой группы в нужную ячейку и узнаете, какие группы животных обитают на Донбассе.  № п\п Признак группы Название  1 Тело   этих   животных     покрыто перьями 7 2 3 4 5 Животные этого вида вскармливают детенышей молоком   обитают   на   суше   и   в   воде,   тело покрыто кожей Тело этих животных покрыто чешуей, дышат через жабры Шесть ног    6 Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем, ползают по земле Слова   для   справок:   млекопитающие,   насекомые,   птицы,   рыбы, земноводные, пресмыкающиеся    2. Проверка по образцу (слайд 7) 3. Знакомство с видами животных Донбасса                  Приложение 3 Изучение видов животных поделено на 6 блоков: млекопитающие, птицы, рыбы,   земноводные,   рептилии   и   насекомые.   Каждый   блок   подается учителем согласно плану: 1. Демонстрация слайдов с животными данной группы, обитающих на Донбассе. 2.  Знакомство с животными, занесенными в Красную книгу, если есть такие.  3. Интересные факты об этих животных.  Блок1. Млекопитающие (слайды 8 ­10) 8 Блок 2.  Птицы  (слайды 11 ­13) Блок 3. Рыбы  (слайды 14 ­15) Блок 4. Насекомые (слайды 16 ­17) Блок 5. Пресмыкающиеся (слайды 18­19) Блок 6. Земноводные (слайд 20) Физминутка «Белочка» (слайд 21) VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Практическая работа с топографической картой.        Групповая форма работы                                              Приложение 4 ­  Мы познакомились  с разнообразием животного мира Донбасса. Проверим, насколько хорошо вы запомнили животных, обитающих в нашей местности.  ­ Пользуясь мини­учебником, в проверочной карте отметьте знаком «+» тех  животных, которые занесены в Красную книгу Донбасса.  2. Проверка работы в группах (слайд 22)                         Приложение 5 (   По   одному   ученику   от   группы   защищают   работы   у   доски.   Сверяют   с ответами на слайдах) 2. Исследовательская лаборатория  ­ Животных мы можем не только видеть, но и слышать. Определите, какие животные   издают   эти   звуки.  (Учащиеся   смотрят   видеофильм   «Голоса   и звуки животных Донбасса». Называют животных.) 3.   Проблемный   вопрос.    Прием   «Собери   текст»  Групповая   форма работы ­   Соберите   высказывание   и   ответьте   на   вопрос   ­   чего   опасается   Михаил Пришвин? 9 «Если будет вода, а в ней ни одной рыбки ­ я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми ­ не лес»   (Слайд 23)  (Дети собирают высказывание из 6­ти частей (по человеку от группы) и делают вывод, что Михаил Пришвин опасался того, что на земле исчезнут животные.) ­ Почему это может произойти? (Если не беречь природу и ее обитателей.) ­ О чем мы должны знать и помнить в природе? (Мы должны помнить, о том, что животные ­ наши друзья, должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.) VI. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ 1.   Составление   кластера   «Как   человек   может   сберечь   природу» Коллективная форма работы ­ Почему исчезают некоторые виды растений и животных? (Браконьерство, чрезмерная   охота,   загрязнение   окружающей   среды,   непомерный   срыв растений). ­Что нужно делать, чтобы животные и растения не попадали на страницы Красной книги? (Ученики по очереди рассказывают, что необходимо делать для сохранения животного мира, учитель записывает на доске.) VII. ИТОГ УРОКА  (слайд 24)  1. Прием “Закончи предложение” Фронтальная форма работы   Сегодня на уроке я узнал…  Мне понравилось…  Я научился…  Мои знания мне пригодятся…  10 (Узнали   о   животных,   населяющих   Донбасс;   понравилось   выполнять задания; научились составлять кластер; эти знания пригодятся  в жизни, чтобы грамотно и бережно относиться к животным, не навредить им.) 2. Составление коллажа «Разнообразие животного мира Донбасса»  Коллективная форма работы ­ В начале урока мы подготовили карту ­ макет нашей местности, предлагаю «заселить» его животными, с которыми сегодня познакомились. (У каждого ученика есть картинка с изображением одного из  животных. Ребята по очереди подходят и размещают птиц в небе, зверей в лесу и степи, обитателей водоемов – в воде).  ­  Что остается у человека после путешествия?  (воспоминания, впечатления, фотографии и сувениры) ­И   вас   ожидают   сувениры   на  память   о   нашем   путешествии   –  закладки   с разнообразием животных Донбасса ­ Закончить урок хочется словами Н. И. Сладкова: «Хочешь увидеть ­ стань невидим,   хочешь   услышать   ­   стань   неслышим.   Хочешь   узнать   ­   затаись».   Каждый человек должен научится: уважать, беречь родную природу, знать ее, ничего не делать сгоряча, второпях, «не долго думая...» (слайд 25) Используемая литература: 1. Уроки гражданственности Донбасса: методическое пособие: 3 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк : Истоки, 2016. – 134 с.  11 2. Животный мир Донбасса. Сайт  зооинженерного  факультета РГАУ МСХА.  [Электронный   ресурс]. URL:  http://www.activestudy.info/o­ zoologicheskom­fakultete/ 3.   Животные   Красной  книги  Донбасса.  [Электронный   ресурс]. URL: https://vilingstore.net/Zhivotnye­Krasnoy­knigi­Doneckoy­oblasti­i314387 Рыба Азовского моря. Сайт «AZOW» [Электронный ресурс]. 4. URL: http://azow.net/info/fish 5. Насекомые   и   грызуны   Донбасса.   «Экскурсовод».   [Электронный   ресурс].  URL:http    Электронный   журнал  .  ru   /370­  ://   exkursovod   nasekomye    _  i  _  gryzuny  _  donbassa  .  html                                                                                                                                                                                              Лексическая минутка Приложение 1 12 Биология Красная книга Ботаника Заповедник Собрание   фактов   о   растениях   и животных нашей планеты, над которыми нависла серьезная проблема Наука о живой природе Наука о растениях  Участок   дикой   природы,   на   котором охраняются все природные объекты. Наука о животных                      Работа  с деформированным текстом Приложение 2 13 №  Признак группы Название  1 2 3 4 5 Тело этих животных  покрыто перьями Животные   этого   вида   вскармливают детенышей молоком   Обитают   на   суше   и   в   воде,   тело покрыто кожей Тело этих животных покрыто чешуей, дышат через жабры Шесть ног   6 Тело   покрыто  сухими  чешуйками  или панцирем, ползают по земле Слова для справок: млекопитающие земноводные птицы    рыбы пресмыкающиес насекомые я  14 Приложение 3 Информация для учителя ­ На территории Донбасса обитает около 50 видов млекопитающих, около 300 видов птиц, 6 видов земноводных, 10 видов пресмыкающихся. Блок 1. Млекопитающие   В лесах нашего края обитают лось, косуля, дикий кабан, лесная куница, заяц­ русак,   красная   белка,   каменная   куница,   европейская   норка,   барсук,   ласка, горностай, крот (Великоанадольское лесничество). В степи водятся байбаки, землеройки, ежи, суслики, полевые мыши, степной хорек, енотовидные собаки, слепушонки, красная лисица, реже волки,  В красную книгу Донбасса занесены следующие млекопитающие:   каменная куница,   енотовидная   собака,   байбак   европейский,   тушканчик   большой, ушастый ёж, морская свинья или азовка, выдра, хомячок серый. Блок 2.  Птицы   Мир  птиц  нашего  края   довольно   разнообразен.  Около  250  видов   обитает в Донецкой области, но большая часть бывает в нашем крае только пролетом ­ весной и осенью. Самая крупная птица ­ дрофа. Вес ее достигает до 16 кг. К сожалению, встретить ее сегодня можно очень редко даже в заповедниках.  В донецких   степях   можно   встретить   серую   куропатку,   дрофу,   стрепета, жаворонка,   скворца,   черноголовую   овсянку,   орлана   ­   могильника,   скопу, филина,   степного   орла,   орлана   ­   белохвоста,   аиста,   ласточку   деревенскую, 15 стрижа.   В   полезащитных   полосах   и   в   лесных   массивах   обитают   иволги, коршуны,   горлицы,   дятлы,   соловьи,   синицы,   грачи,   галки,   серые   вороны, сороки, козодои, кукушки, пеночки.  По берегам рек и водоемов, на косах Азовского моря много водоплавающей птицы ­ гусей, уток, степных куликов, чибисов, краснозобых казарок, лебедей­ шипунов, кроншнепов, чаек ­ черноголовок, чаек ­ хохотуний, крячек.  Птицы, занесенные в Красную книгу Донбасса: журавль­красавка, пустельга, змееяд, лебедь –шипун.  Блок 3. Рыбы     Азовское море относится к наиболее богатым рыбой районам Мирового океана. В нем водится более 70 видов рыб: кефаль, белуга, осетр, севрюга, тарань, рыбец, хамса, камбала, рыба –игла, огромное количество видов бычков. В реках Донецкого края обитают следующие представители рыб: язь, щука, чехонь, уклея, угорь, толстолобик, сом. Блок 4. Насекомые На   территории   Донбасса   обитают   огромное   количество   представителей насекомых. Есть даже хищные стрекозы – хищные насекомые. В красную книгу занесены таких редкие виды насекомых:  махаон, бабочка­бражник «мертвая голова», жук – олень. (обучающиеся рассматривают насекомых, занесенных в красную книгу, знакомятся с интересными фактами). Блок 5. Пресмыкающиеся  В   нашей   местности   обитают  ящерица   прыткая,   ящерица­   веретенница, четырехполосный   полоз,   уж   обыкновенный,   уж   водяной,   медянка,   степная гадюка, желтобрюх. Медянка занесена в Красную книгу Донбасса.  Блок 6. Земноводные  16 Из лягушек у нас распространена самая крупная из европейских видов ­  озерная. Кроме нее встречаются еще прудовая и остромордая лягушка. Во  влажных местах обитает жаба земляная. Из лягушек у нас распространена  самая крупная из европейских видов ­ озерная. Кроме нее встречаются еще  прудовая и остромордая лягушка. Во влажных местах обитает жаба земляная. Можно встретить у нас и чесночницу, краснобрюхую жерлянку. Лягушки и  жабы приносят большую пользу, уничтожая насекомых.                                                                                                                                                              Приложение 4                                       МИНИ­УЧЕБНИК                          МЛЕКОПИТАЮЩИЕ В   лесах   нашего   края   обитают  лось, косуля,   дикий   кабан,     лесная   куница, заяц­русак,   красная   белка,   каменная куница, европейская норка, барсук, ласка, горностай, крот (Великоанадольское лесничество). В степи водятся  байбаки, землеройки, ежи, суслики, полевые мыши, степной хорек, енотовидные собаки, слепушонки, красная лисица, реже волки. В   красную   книгу   Донбасса  занесены   следующие   млекопитающие: каменная куница, енотовидная собака, байбак европейский, тушканчик большой,   ушастый   ёж,  морская   свинья   или   азовка,   выдра,   хомячок серый. 17 ПТИЦЫ Мир   птиц   нашего   края   довольно разнообразен.   Около   250   видов   обитает в Донецкой области, но большая часть бывает в нашем   крае   только   пролетом   ­   весной   и осенью. Самая крупная птица ­ дрофа. Вес ее достигает до 16 кг. К сожалению, встретить   ее   сегодня   можно   очень   редко   даже   в   заповедниках.   Так   же   в донецких степях можно встретить серую куропатку, стрепета, жаворонка, скворца,   черноголовую   овсянку,   орлана   ­   могильника,   скопу,   филина, степного   орла,   орлана   ­   белохвоста,   аиста,   ласточку   деревенскую, стрижа.  В   полезащитных   полосах   и   в   лесных   массивах   обитают  иволги, коршуны, горлицы, дятлы, соловьи, синицы, грачи, галки, серые вороны, сороки, козодои, кукушки, пеночки.  По берегам рек и водоемов, на косах Азовского моря много водоплавающей птицы   ­  гусей,   уток,   степных   куликов,   чибисов,   краснозобых   казарок, лебедей­шипунов,   кроншнепов,   чаек   ­   черноголовок,   чаек   ­   хохотуний, крячек.  Птицы,   занесенные  в   Красную   книгу   Донбасса:  журавль­красавка, пустельга, змееяд, лебедь –шипун.  РЫБЫ   Азовское   море   относится   к наиболее   богатым   рыбой   районам Мирового   океана.   В   нем   водится более 70 видов рыб: кефаль, белуга, осетр, севрюга, тарань, рыбец, хамса, камбала,   рыба   –игла,   огромное   количество   видов   бычков.  В   реках 18 Донецкого края обитают следующие представители рыб:  язь, щука, чехонь, уклея, угорь, толстолобик, сом. НАСЕКОМЫЕ На   территории   Донбасса   обитают   огромное   количество   представителей насекомых.   Есть   даже   хищные  стрекозы  –   хищные   насекомые.  В   красную книгу  занесены   таких   редкие   виды   насекомых:  махаон,  бабочка­бражник «мертвая голова», жук – олень. ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ В   нашей   местности   обитают  ящерица   прыткая,   ящерица­   веретенница, четырехполосный   полоз,   уж   обыкновенный,   уж   водяной,   медянка,   степная гадюка, желтобрюх. Медянка занесена в Красную книгу Донбасса.  ЗЕМНОВОДНЫЕ   Из лягушек у нас распространена самая крупная из европейских   видов   ­  озерная.   Кроме   нее   встречаются   еще  прудовая   и остромордая лягушка. Во влажных местах обитает жаба земляная. Приложение 5 Животные красной книги Донбасса Отметьте знаком «+» тех животных, которые занесены в Красную книгу  Донбасса.  19 Желтобрюх Енотовидная собака  Камбала Змееяд   Бражник­ мертвая голова Дятел  Журавль­ красавка Заяц – русак лягушка озерная  Пеночка  Дикий кобан Байбак европейский Морская свинья или азовка Стрекоза  Жук­олень Лягушка остромордая Ёж ушастый  Ящерица прыткая Махаон  Иволга  20

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»

Конспект урока гражданственности Донбасса на тему : «Неповторимое разнообразие животного мира родного края»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017