Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)
Оценка 4.9

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
28.01.2017
Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)
макроэволюция.docx
Макроэволюция – результат микроэволюций.  Цель урока: сформировать понятие макроэволюция. Задачи урока:  1. Образовательные. Доказать, что эволюционные изменения реально происходили  в  органическом мире на нашей планете, используя  данные полученные разными  естественными науками. 2. Развивающие: продолжить развитие интеллектуальных и информационных умений через  развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить  формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками  информации, умений устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы,  логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной  форме. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений. 3. Воспитывающие: воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, культуры  труда и общения, формирование диалектико­материалистического мировоззрения, развитие познавательного интереса к предмету, признание ценности знаний для саморазвития.                       Ход урока. 1. Повторение изученного материала по теме «Видообразование». 1. Заполните пробелы в нижеприведенных фразах, используя необходимые слова: аллопатрическое,  симпатрическое, экологическое видообразование, внезапное видообразование, географическое  видообразование, популяционном, популяциями, населяющих  территорию  не разделенной   барьерами, расхождение, генами. 1. Микроэволюцией называют эволюционные изменения протекающие на популяционном   уровне. 2. Различают две основные формы видообразования: аллопатрическое и симпатрическое. 3. Репродуктивная изоляция связана с прекращением обмена генами между двумя  популяциями . 4. Генетическая дивергенция означает расхождение генов. 5. Форма видообразования, связанная с расширением ареала исходного вида, называется  аллопатрическое видообразование. 6. Современные виды ландыша возникли в результате географическое видообразование . 7. Зарождение в рамках исходной популяции новой формы называется симпатрическое видообразование. 8. Симпатрическое видообразование имеет две формы: экологическое и внезапное . 9. Пять видов синиц образовались в результате экологического видообразования, а   полиплоидный картофель – в результате внезапного. 10. Образование новых видов в результате хромосомных перестроек может происходить в  популяциях населяющих  территорию  не разделенной  барьерами. 2. Запишите последовательность событий при географическом видообразовании. 1) Расселение на новые территории за пределами ареала.6 2) Отбор в новых условиях среды.2 3) Географическая изоляция.1 4) Образование новых видов.5 5) Возникновение подвидов.3 6) Биологическая изоляция.4 2. Изучение нового материала. Макроэволюция – это происхождение надвидовых таксонов (родов, отрядов, классов, типов,  отделов). В общем смысле макроэволюцией можно назвать развитие жизни на Земле в целом,  включая и ее происхождение. Макроэволюционным событием считается также возникновение  человека. Между микро – и макроэволюцией нельзя провести резкую границу, потому что  процесс микроэволюции, вызвавший дивергенцию, продолжается без какого­ либо перерыва и  на макроэволюционном уровне внутри вновь возникших форм. Отсутствие принципиальных  различий в протекании микро­ и макроэволюционного процессов позволяет рассматривать их  как две стороны единого эволюционного процесса. Высшие таксономические категории представляют собой отчасти абстрактные понятия: группы  объединяемых в них организмов не имеют общего генофонда и не обмениваются генетическим  материалом во время размножения, как это имеет место в пределах видов. Эти группы  представляют собой некие мысленные конструкции, выстроенные на основе изучения и  сопоставления близких (а значит, родственных) форм и установления таким образом их  эволюционных связей.  Результатом макроэволюционных процессов становятся существенные изменения внешнего  строения и физиологии организмов. Например, формирование замкнутой кровеносной системы. Особенности строения  органов кровообращения Число сердечных камер Число кругов  кровообращения Рыбы  Земно­ водные  Пресмы­ кающиеся  Птицы  Млеко­ питающие  Строение передних конечностей позвоночных животных. Признаки для сравнения Кости, входящие в состав  конечности Функции. Передняя  лапа  лягушки  Передняя  конечность   ящерицы Крыло  птицы  Рука  человека  Основные закономерности эволюции. Дивергенция Появление   новых   форм   всегда   связано   с   приспособлением   к   местным   географическим   и экологическим условиям существования. Так, класс млекопитающих состоит из многочисленных отрядов, представители которых отличаются родом пищи, особенностями мест обитания, то есть условиями существования (насекомоядные, рукокрылые, хищные, парнокопытные, китообразные и т.   д.).   Каждый   из   этих   отрядов   включает   подотряды   и   семейства,   которые,   в   свою   очередь характеризуются не только специфическими морфологическими признаками, но и экологическими особенностями   (формы   бегающие,   скачущие,   лазающие,   роющие,   плавающие).   Внутри   любого семейства   виды   и   роды   различаются   образом   жизни,   объектами   питания   и   т.   п.   Как   указывал Дарвин, в основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция. Дивергенция любого масштаба есть   результат   действия   естественного   отбора   в   форме   группового   отбора   (сохраняются   или устраняются виды, роды, семейства и т. д.). Групповой отбор так же основан на индивидуальном отборе внутри популяции. Вымирание вида происходит за счёт гибели отдельных особей. Своеобразие морфологических особенностей организмов, приобретаемых в процессе дивергенции,  имеет некоторую единую основу в виде генофонда родственных форм. Конечности всех  млекопитающих сильно отличаются, но имеют единый план строения и представляют собой  пятипалую конечность. Поэтому органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие  общее происхождение, независимо от выполняемой функции, называют гомологичными.  Примером гомологичных органов у растений являются усы гороха, колючки кактуса – всё это  видоизменённые листья. Различия в строении гомологичных органов – результат дивергенции. Конвергенция В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим  группам, могут приобретать сходное строение. Такое сходство строения возникает при сходстве  функций и ограничивается лишь органами, непосредственно связанными с одними и теми же  факторами среды. Внешне очень похожи хамелеоны и агамы, лазающие по ветвям деревьев, хотя  относятся к разным подотрядам. У позвоночных животных конвергентное сходство обнаруживают  конечности морских рептилий и млекопитающих. Схождение признаков затрагивает в основном лишь те органы, которые непосредственно связаны со сходными условиями среды. Аналогичные   органы  имеют   разное   происхождение,   но   выполняющие   сходные   функции. Аналогичные органы – результат конвергенции. Наиболее убедительные доказательства макроэволюционных процессов дают нам  палеонтологические  данные. Палеонтология изучает ископаемые остатки вымерших организмов и  устанавливает их сходство и различия с современными организмами. По остаткам палеонтологи  реконструируют внешний облик вымерших организмов, узнают о растительном и животном мире  прошлого.  Палеонтологами были обнаружены формы организмов, сочетающие признаки более  древних и более молодых групп. Такие ископаемые переходные формы служат доказательством  эволюции, поскольку свидетельствуют об исторической связи разных групп организмов. Например,  ископаемая первоптица археоптерикс – связующее звено между рептилиями и птицами. Выделите  признаки, сходные с птицами и признаки, сходные с пресмыкающимися. Доказательством эволюции служат и палеонтологические ряды. Палеонтологами были найдены  остатки ранее живших видов, которые связаны между собой родством, т.е. свидетельствовали о  происхождении одних видов в другие. Русский ученый В.О. Ковалевский, исследуя историю  развития лошади, показал, что современные однопалые животные происходят от мелких пятипалых всеядных предков, живших в лесах 60­70 млн лет назад. Изменение климата Земли привлекло за  собой сокращение площадей лесов и увеличение площадей степей. Животные оказались в новых  условиях. Преобразование  конечностей – уменьшение числа пальцев от пяти до одного – возникло в связи с необходимостью защиты от хищников и передвижения на большие расстояния в поисках  пищи. 3. Закрепление. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса». Этап  Микроэволюция  Макроэволюция  В каких группах  организмов  осуществляется Материал для  эволюционного  процесса Главный  эволюционный  фактор результаты Домашнее задание. § 41 Видообразование. 1. Заполните пробелы в нижеприведенных фразах, используя необходимые слова: аллопатрическое,  симпатрическое, экологическое видообразование, внезапное видообразование, географическое  видообразование, популяционном, популяциями, населяющих  территорию  не разделенной   барьерами, расхождение, генами. Микроэволюцией называют эволюционные изменения протекающие на  1. ____________________  уровне. Различают две основные формы видообразования:____________________________ и  2. __________________________ . Репродуктивная изоляция связана с прекращением обмена ___________________ между  3. двумя ____________________ . 4. Генетическая дивергенция означает __________________________ генов. Форма видообразования, связанная с расширением ареала исходного вида, называется  5. ______________________________________ . 6. 7. Современные виды ландыша возникли в результате _____________________________ . Зарождение в рамках исходной популяции новой формы называется _______________ ______________________________ . Симпатрическое видообразование имеет две формы: ______________________ и  8. _________________ . Пять видов синиц образовались в результате ______________________ видообразования, а   9. полиплоидный картофель – в результате _______________________ . Образование новых видов в результате хромосомных перестроек может происходить в  10. популяциях ________________________________________________________________ . 2. Запишите последовательность событий при географическом видообразовании. 1) 2) 3) 4) 5) Расселение на новые территории за пределами ареала. Отбор в новых условиях среды. Географическая изоляция. Образование новых видов. Возникновение подвидов. 6) Биологическая изоляция.

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)

Конспект урока и презентация к уроку "Макроэволюция – результат микроэволюций" (9 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017