Конспект урока и презентация по биологии на тему "Строение и жизнедеятельность бактерий"
Оценка 4.9

Конспект урока и презентация по биологии на тему "Строение и жизнедеятельность бактерий"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
08.04.2018
Конспект урока и презентация по биологии на тему "Строение и жизнедеятельность бактерий"
Строение и жизнедеятельность бактерий.docx

Урок биологии в 5 классе.                                 «____»_______________ 20____ г.

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цель. Способствовать формированию  представлений о бактериях как об особом царстве; создать условия для формирования умений давать общую характеристику бактериям.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот); показать многообразие форм бактерий; рассмотреть  особенности жизнедеятельности бактерий.

Развивающие: продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы,  устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;

Воспитательные:  воспитывать  коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие.

Планируемые результаты.

Предметные.

Должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; разнообразие и распространение бактерий.

Должны уметь: давать общую характеристику бактериям; отличать бактерии от других организмов.

Личностные.

 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

 Оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Метапредметные.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 

Методы и методические приёмы: работа с учебником,  работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль.

 

Ход урока.

I. Мотивация.

1.      Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о Царствах живой природы? Какие царства живой природы вы знаете? (слайд)

2.      Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. 

Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог.


Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы? 

 

3.       Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны освоить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато санитары планеты!

 Их изучали до нас очень многие

 Открыли секреты заведомо строгие.

 Придется пройти нам по дебрям науки

 Желательно только без лени и скуки

 Но все же она молода, как всегда

 Красавица в мире наук – биология –

 Наука о жизни!

 Вперед, господа!

 

 Сформулируйте  тему урока и  запишите ее в свои рабочие карты.

 Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий.(Слайд)

Давайте сформулируем цели урока.(слайд)

II. Изучение нового материала.

1.      Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности. (слайд)

Первые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.

В 1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С. Н. Виноградский.

2.      Изучите строение бактерий. Учебник: § 11 с.52-53. Слайды

Ответьте на вопросы:

1)       Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?

2)      Почему у бактерий постоянная форма тела?

3)      Что позволяет бактерии двигаться?

Зарисуйте строение клетки бактерии.

3.      Рассмотрите, какую форму имеют бактерии. Стр.52. (слайд)

Установите соответствие между названием  и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.

Название

Форма

1 Вибрионы                

2 Спириллы                 3 Стрептококки           4 Бациллы                   

5 Кокки

6   Диплококки

7  Стафилококки                 

Ы. В виде виноградной грозди

О. Шаровидная

М. Изогнутая (в виде запятой)

К. Цепочки из кокков

Р. Палочковидные клетки

И.  Спиралевидные клетки

Б. Кокки, слитые попарно

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, чем бактериальная клетка отличается от растительной? (слайд)

Бактерии имеют совершенно особое строение, не похожее на клетки растений и животных: они одноклеточны, не имеют ядра, у них нет пластид, поэтому большинство из них бесцветны. По наличию ядра в клетке все живые организмы можно разделить на 2 группы: прокариоты и эукариоты. (слайд)

Прокариоты- это организмы, в клетках которых отсутствует ядро.

Эукариоты - это организмы, в клетках которых есть ядро.

Заполните схему: «Царства живой природы»

 

               Царства живой природы

          Прокариоты                                  Эукариоты

           Бактерии                           растения         грибы          животные

4.      Питание бактерий. Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. И хотя для захвата пищи у бактерий нет никаких органов (ни рта, ни рук), они умеют схватывать пищу, выделяя в окружающую среду специальные вещества. Стр.53-54 (слайд)

Автотрофы -  организмы,  самостоятельно синтезирующие органические  вещества.

Гетеротрофы организмы,   питающиеся готовыми органическими веществами.

Сапротрофы- получают готовые органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Паразиты- питаются готовыми органическими веществами живых организмов.

Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»

Бактерии по способу питания

Автотрофы

?

Фотосинтезирующие

Хемосинтезирующие

Паразиты

?

?

Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения, брожения, молочнокислые

 

5.      Размножение бактерий. Стр.54

Определите, как происходит размножение бактерий.

Ответьте на вопросы:

1)        Каким способом размножаются бактерии?

2)        Какие условия являются благоприятными для бактерий?

3)        Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?

Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут.

 Посчитайте, сколько их будет через 3 часа. (ответ 512)

III. Закрепление пройденного материала.

Выберите верные утверждения

1)      Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.

2)      Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3)      Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4)      Бактерии имеют разнообразную форму.

5)      Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.

6)      Бактерий относят к прокариотам.

7)      При помощи спор бактерии размножаются.

8)      Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.

9)      Цианобактерии являются автотрофами.

10)  Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

За каждый верный  ответ выставляется  0,5 балла ( всего 5 баллов)

Эталон верного ответа

Верные утверждения:

2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3) Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4) Бактерии имеют разнообразную форму.

6) Бактерий относят к прокариотам.

9) Цианобактерии являются автотрофами.

10) Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

VI. Рефлексия.

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Мне было интересно…                      

 Мне было трудно…

Сегодня я узнал…                                              

Я научился...

У меня настроение…

Оценивание работы.

1.      5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ +2 балла за рисунок);

2.      4 балла ( 2балла за правильный ответ + 2 балла за рисунок);

3.      4 балла (2 балла за понятия +2 балла за схему);

4.      5 баллов (2 балла за понятия + 3 балла таблица);

5.      5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ +2 балла за задачу);

6.      5 баллов (0,5 баллов за каждый верный  ответ).

Оценка «5» - 28 – 26 баллов;

Оценка «4» - 25-20 баллов;

Оценка «3» - 19-14 баллов.

Домашнее задание: параграф 11,опыты на стр.55

 

Рабочая карта урока.

Учени____ 5 класса ____________________________________________________

Тема урока:____________________________________________________________

Деятельность учащихся на уроке.

Оценивание.

1.       Строение бактерий. Стр.53

1)      Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?___________________________________________________

____________________________________________________________________

2)      Почему у бактерий постоянная форма тела?______________________________

____________________________________________________________________

3)      Что позволяет бактерии двигаться?______________________________________

____________________________________________________________________

Зарисуйте строение клетки бактерии.

 

 

 

 

 

 

5 баллов

2.       Форма бактерий. Стр.52

Установите соответствие между названием  и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.

Название

Рисунок

форма

1 Вибрионы

               

2 Спириллы 

              

3 Стрептококки 

 

4 Бациллы  

                

5 Кокки

 

6   Диплококки

 

7  Стафилококки

                 

 

Ы. В виде виноградной грозди

О. Шаровидная

М. Изогнутая (в виде запятой)

К. Цепочки из кокков

Р. Палочковидные клетки

И.  Спиралевидные клетки

Б. Кокки, слитые попарно

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

4 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.        Прокариоты- ______________________________________________________

____________________________________________________________________

    Эукариоты – _________________________________________________________

____________________________________________________________________

    Заполните схему: «Царства живой природы».

 

 

 

 

 

 

4 балла

4.       Питание бактерий. Стр.53-54

Автотрофы -  организмы,  самостоятельно синтезирующие органические вещества.

Гетеротрофы организмы,   питающиеся готовым органическим веществом.

Сапротрофы- _______________________________________________________

____________________________________________________________________

Паразиты- _________________________________________________________

____________________________________________________________________

Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»

Бактерии по способу питания

Автотрофы

?

Фотосинтезирующие

Хемосинтезирующие

Паразиты

?

?

Железобактерии, серобактерии

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения,

брожения,

молочнокислые

5 баллов

5.       Размножение бактерий. Стр.54

1.       Каким способом размножаются бактерии?____________________________

                 _________________________________________________________________

2.       Какие условия являются благоприятными для бактерий?_______________ ________________________________________________________________

3.       Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?________________

                 _________________________________________________________________

Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут.

 Посчитайте, сколько их будет через 3 часа.

Ответ:______________________________________________________

5баллов

5        Выберите верные утверждения

1.       Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.

2.       Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3.       Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4.       Бактерии имеют разнообразную форму.

5.       Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.

6.       Бактерий относят к прокариотам.

7.       При помощи спор бактерии размножаются.

8.       Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.

9.       Цианобактерии являются автотрофами.

10.    Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

 

5баллов

6         Выберите начало высказывания и продолжите его

Мне было интересно…                      

      Мне было трудно…

      Сегодня я узнал…                                              

      Я научился...

      У меня настроение…

 

7         Оцените свою работу на уроке –

Общее количество баллов за работу на уроке –

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок биологии в 5 классе. «____»_______________ 20____ г

Урок биологии в 5 классе. «____»_______________ 20____ г

Методы и методические приёмы : работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль

Методы и методические приёмы : работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль

Первые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист

Первые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист

Заполните схему: «Царства живой природы»

Заполните схему: «Царства живой природы»

Цианобактерии являются автотрофами

Цианобактерии являются автотрофами

Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?___________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2)

Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?___________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2)

Бактерии по способу питания

Бактерии по способу питания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018