Урок истории по ФГОС с применением ИКС «Внутренняя политика Екатерины II».doc
Технологическая карта урока истории в 7 классе
Дата
Класс
Время
Тема
Цель
Планируемые
результаты
Тип урока
Методы
Формы организации
деятельности
учащихся
Оборудование
7
45 мин
Внутренняя политика Екатерины II
создать условия для изучения внутренней политики Екатерины
Великой, сформировать представление об историческом портрете
Екатерины II: с предпосылками, содержанием с общей
характеристикой внутренней политики.
Предметные результаты: различать в учебном тексте факты,
сопоставлять их аргументацию; соотносить единичные события с
общими явлениями и процессами.
Личностные результаты:
сформировать мировоззрение,
соответствующее современному уровню развития науки,
способность к образованию и самообразованию, выразить свое
отношение к внутренней политике Екатерины Великой.
Метапредметные результаты:
регулятивные: сформировать
у обучающихся навыки
познавательной рефлексии как осознание ими совершаемых
действий и мыслительных процессов;
познавательные: владеть навыками познавательной деятельности,
навыками разрешения проблемы; проявлять готовность к
самостоятельной познавательной деятельности;
коммуникативные: уметь
и
взаимодействовать в ходе коллективной работы, уметь точно,
логично и аргументировано излагать свою точку зрения.
получение (открытие) новых знаний.
продуктивно
общаться
1. частично – поисковый
2. проблемный.
фронтальная;
индивидуальная;
групповая.
презентация, мультимедийный проектор, ватман, тексты. Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Средства
Структура урока
I. Оргмомент
II.
Подготовительный
этап к изучению
нового материала.
Актуализация
знаний. Мотивация
учебной
деятельности.
ребята!
Здравствуйте,
Присаживайтесь!
У нас с вами урок истории
России.
Обращаю ваше
внимание на рабочее место.
На столе должны быть:
учебник, тетрадь, дневник и
пенал.
Дежурные, мне скажут, кто
сегодня отсутствует на
уроке.
(отметка отсутствующих).
Ребята, сегодня на уроке
истории у нас гости. Они
чтобы
пришли к нам,
посмотреть,
как
вы
работаете. Поэтому будьте
активными и внимательными.
В течение нескольких
уроков мы изучали историю
России в период с 1725 –
1762 годы, который называют
эпохой
дворцовых
переворотов, где за 37 лет
пять раз происходила смена
правителей.
Сегодня я не буду
озвучивать тему урока, мне
Приветствуют учителя,
показывают готовность к
уроку.
Организационная
форма
Результат
Время
фронтальная
Учащиеся
30 сек
эмоционально
настроены на урок
Слушают учителя.
эпиграф
5
Регулятивные:
формулируют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют высказывать
своё мнение,
прислушиваться к
мнению других.
чтобы вы
бы хотелось,
сформулировали её сами.
Ребята,
СЛАЙД 1.
посмотрите на портрет.
Попробуйте определить имя
этой великой императрицы?
(на слайде записан эпиграф:
талантливая,
«Натура
образованная,
литературно
одаренная, она умела многое:
управлять огромной империей, к
чему страстно стремилась со
времени прибытия в Россию, и
ладить с людьми, и, что очень
важно, приближать к себе людей
талантливых,
одаренных,
поручать им важные дела в
соответствии
их
способностями»
Буганов В.И., Зырянов Н.П. Указ
соч. учебника «История России
конец XVIIXIX».)
СЛАЙД 2. Итак, как вы
думаете, кто это, о ком же
написаны эти слова?
с
СЛАЙД 3. Вспомните, её
годы правления.
Сколько лет она управляла
страной?
Сегодня у нас первый урок
по изучению правления
Екатерины II.
Попробуйте
Читают эпиграф и
определяют
имя
императрицы.
Отвечают на вопрос:
(Екатерина II).
Отвечают на вопрос:
(1762 – 1796 гг.)
Отвечают на вопрос:
(34 года)
Формулируют тему урока:
(Внутренняя политика
Екатерины II)
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
индивидуальная III. Стадия вызова.
сформулировать тему урока.
СЛАЙД 4. – Откройте
тетради и запишите дату, и
тему урока:
Сформулируйте цель урока.
начале
Сегодня мы будем говорить
о
правления
Екатерины II , которую в
истории назвали Великой,
Отечества,
Матерью
матушкой Екатериной,
а
время её правления назвали
золотым веком Российской
империи.
Скажите,
необходимо
деятельность Екатерины II?
зачем нам
изучать
Историки поразному
оценивают время правления
фронтальная
Два
высказывания
французских
просветителей
фронтальная
Записывают в тетрадь
тему урока.
Тема:
политика Екатерины I.
Внутренняя
Формулируют цель урока:
(Познакомиться
с
личностью Екатерины II, с
её внутренней политикой,
с
преобразованиями
Екатерины II внутри
страны и итогами её
деятельности)
Слушают учителя.
какие
Отвечают на вопрос:
(Знать,
преобразования
происходили в тот период
времени, в эти 34 года,
что сохранилось до
настоящего времени в
современной России).
Слушают учителя.
3
Регулятивные:
формулируют
актуальность
изучаемого
материала.
Коммуникативные:
умеют высказывать
своё мнение,
прислушиваться к
мнению других энергичного,
притворной,
Екатерины II. Существует
множество противоречивых
суждений и о самой
императрице. Одни считают
легко
ее
поддающейся
чужому
влиянию, другие же видят в
ней цельную натуру, человека
высокообразованного,
делового,
необычайно
работоспособного,
знающего
самокритичного,
свои слабые и сильные
стороны.
СЛАЙД 5. Рассмотрим две
совершенно
противоположные
зрения
просветителей,
Екатерину:
Вольтер называл ее «самой
блестящей звездой севера», а
Дени Дидро говорил, что
императрица,
«русская
несомненно,
является
деспотом».
СЛАЙД 6.
Давайте
попытаемся в процессе
нашего урока разобраться в
этой исторической проблеме
и ответить на вопрос: «Кем
точки
французских
знающих
же была на самом деле
Екатерина II – коронованным
деспотом или просвещённым
монархом?».
СЛАЙД 7. Далее,
я
предлагаю вам заполнить
схему «Внутренняя политика
Екатерины II».
Какие главные вопросы вы
хотели бы изучить по этой
теме?
(мнения учащихся, выявление
главных и
заполнение
кластера на доске)
Личность
Екатерины II
Народные
восстания
Реформы
Итоги
Вопрос о народных
восстаниях мы будем
рассматривать на следующем
уроке, но не отметить его
невозможно – это часть
внутренней политики.
Переходим к изучению
IV. Изучение нового
материала. Стадия
осмысления.
1. Личность
Заполнение кластера
«Внутренняя политика
Екатерины II».
индивидуальная
Кластер
«Внутренняя
политика
Екатерины II».
25
Познавательные:
осуществляют
отбор
необходимой
информации;
умение выделять
информацию,
осуществляют
анализ
Внутренняя политика
Екатерины II
информации;
Коммуникативные:
учитывать мнение
своего товарища.
Видеоролик
Фронтальная
Познавательные: Екатерины II
2. Особенности
политики Екатерины
II
личности Екатерины
II.
Предлагаю вам посмотреть
видеоролик и отметить
положительные
и
отрицательные
качества
личности императрицы.
Какие положительные и
отрицательные
качества
личности Екатерины II вы
можете отметить?
ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ: + и
– качества Екатерины II.
На внутреннюю политику
оказывали
Екатерины
влияние
многие
обстоятельства.
Какие это обстоятельства, я
предлагаю познакомиться
самостоятельно, прочитав в
учебнике. Откройте учебники
с.
1
«Особенности внутренней
политики Екатерины II»., я
даю вам 3 минутки. После
чтения ответьте на вопрос.
оказывали влияние
Какие обстоятельства
на
192 – 193 п.
строгая,
Просмотр видеоролика.
Отвечают на вопрос:
(+ Умная,
красноречивая,
великодушная,
обходительная,
сострадательная.
–
Деспотичная, тираничная,
жестокая)
Чтение в учебнике п. 1
«Особенности внутренней
политики Екатерины II».
«Екатерина II»
осуществляют
отбор
необходимой
информации.
Кластер
«Внутренняя
политика
Екатерины II».
Учебник с. 192
193
Индивидуальная
Познавательные:
осуществляют
отбор
необходимой
информации.
Отвечают на вопрос:
(Упадок крестьянского
хозяйства, отсутствовал
Фронтальная внутреннюю
Екатерины?
политику
Следовательно, какие два
направления можно выделить
во внутренней политике
Екатерины? СЛАЙД 8.
Что такое «абсолютизм»?
Что
«Просвещённый
абсолютизм»?
означает
рынок свободной рабочей
силы для развития
мануфактурного
производства,
нехватка
денежных средств –
экономические проблемы;
нарастание
народного
недовольства, крепостное
право – социальные
проблемы;
вынуждена
считаться с тем, что
пришла к власти, не имея
законных прав на престол
требовалась
–
во
осторожность
избежание
нового
дворцового переворота.)
Отвечают на вопрос:
(Одно – мероприятия в
духе
«просвещённого
абсолютизма», другое –
усиление репрессивных
мер)
Отвечают на вопрос:
(форма правления, при
которой
власть
принадлежит
неограниченно монарху.)
Отвечают на вопрос:
(Просвещение – идейное
течение эпохи перехода
к
от
феодализма
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная капитализму, связанное с
буржуазии
борьбой
против
феодализма.
Просвещенный
абсолютизм
–
государственная политика
в 18 веке, направленная на
преобразование наиболее
устаревших сторон жизни
общества)
Отвечают на вопрос:
(на уроке всеобщей
истории)
Отвечают на вопрос:
(Французские
просветители – Вольтер
(Франсуа Мари Аруэ),
Шарль Луи Монтескье,
ЖанЖак Руссо, Дени
Дидро, Жан Аламбер)
Отвечают на вопрос:
(Противник феодальных
порядков,
деспотизма,
выступали за свободу,
равенство
и
собственность,
поддерживали принцип
разделения власти на 3
ветви)
Отвечают на вопрос:
(Введение жёстких мер,
наказаний)
Где мы уже изучали это
понятие?
Назовите представителей
просвещённого абсолютизма
в Европе. СЛАЙД 9.
Вспомните, каковы их идеи.
Что означает «усиление
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная Физкультминутка
3. Реформы
Екатерины II
Одним из
репрессивных мер»?
Сели все правильно. Руки
перед собой. Я считаю до 5.
Вы быстро моргаете глазами.
Теперь,
не поворачивая
головы, посмотрите вверх,
вниз, на окно, на дверь, на
доску и на кончик носа.
Закончили.
Переходим к изучению
реформ Екатерины II.
первых
преобразований императрицы
был указ в 1764 году о
секуляризации церковный
земель – о передачи в
государственное управление
монастырских и церковных
земель. Два миллиона бывших
монастырских крестьян были
переведены на положение
государственных.
СЛАЙД 10. Запишите дату:
1764 год
указ о
секуляризации церковных
земель – передачи в
государственную
собственность. (Прикрепить
слово)
предлагаю
Далее
самостоятельно поработать
я
Выполняют
физкультминутку.
индивидуальная
1
Слушают учителя.
Исторические
документы.
Индивидуальная
Познавательные:
осуществляют
отбор
необходимой
информации.
указ о
Записывают в тетрадь:
1764 год
секуляризации
церковных земель –
передачи
в
государственную
собственность. Групповая
Парная
Отвечают на вопросы и
делают запись в тетрадь.
совместно
ряд – «Уложенная
ряд – «Жалованная
Перечислите основные
над реформами Екатерины.
На столе у вас тексты,
содержащие информацию о
реформах. У каждого ряда
свои. Прочитайте их и после
с
чтения,
товарищем, обсудите ответы
на вопросы, представленные
на слайде. (СЛАЙД 11):
1. Назовите дату проведения
реформы.
2.
положения реформы.
(I
комиссия»»
II
Грамота дворянству»
III
реформа»)
Итак, I ряд 1. Назовите
дату проведения реформы.
2.
положения реформы.
( 1767 – Уложенная
комиссия. Содержание ….)
СЛАЙД 12. Запишите дату:
1767 год – деятельность
Уложенной комиссии.
Продолжить заполнять
кластер «Реформы» и
записать даты в тетрадь.
Перечислите основные
ряд – «Губернская Перечислите основные
Итак, II ряд 1. Назовите
дату проведения реформы.
2.
положения реформы.
(1785 – «Жалованная
грамота дворянству».
Содержание …)
Продолжить заполнять
кластер «Реформы» и
записать даты в тетрадь.
СЛАЙД 13. Запишите дату:
1785 «Жалованная
грамота дворянству».
Почему Екатерина
вынуждена была провести
такую реформу? (зная своё
незаконное нахождение на
престоле, решила заручиться
их поддержкой)
Итак, III ряд 1. Назовите
дату проведения реформы.
2.
положения реформы.
( 1775 – губернская
реформа. Содержание …)
Продолжить заполнять
кластер «Реформы» и
записать даты в тетрадь.
СЛАЙД 14. Запишите дату:
1775 – губернская реформа
СЛАЙД 15. Губернская Слушают учителя.
Перечислите основные
Исторические
карты. себя
реформа осуществлялась в
несколько этапов. Начало
реформы было положено
указом
императрицы
Екатерины II от 1775 года.
СЛАЙД
16.
Правительственным указом
от 9 сентября 1779 года
учреждалась Нижегородское
наместничество, включившее
в
старую
Нижегородскую губернию, а
также части Рязанского и
Владимирского
наместничеств и часть
Казанской губернии.
Оно
было разбито на 13 уездов.
Кроме древних городов края,
городами стали, бывшие до
этого
Лукоянов,
Починки,
Ардатов.
ПОКАЗАТЬ ГОРОДА НА
КАРТЕ.
СЛАЙД 17. Каждый уезд
получил свой герб. До этого
герб имел лишь Нижний
Новгород: в белом поле
красный олень, рога и копыта
черные. По преданию, этот
символ дал городу Нижнему
Новгороду царь
Иван
Васильевич Грозный, когда
сёла шел через наши земли
походом на Казань.
СЛАЙД 18. Деревушка
Кулебаки входила в состав
Ардатовского уезда. Принцип
создания гербов уездных
городов
наместничества
заключался в разделении их
на две части по горизонтали.
Древний герб Нижнего
Новгорода изображался "в
верхней части щита,
во
означение того, что те города
принадлежат
Нижегородскому
наместничеству". В нижней
части – герб уездного города.
Герб Ардатовского уезда
выглядел так: железные два
молота в зеленом поле,
положенные крестообразно,
означающие, находящиеся в
окрестностях
железные
заводы.
Следует отметить, что
преобразования и действия
Екатерины II во многом были
обусловлены
происходившими событиями
в
Например,
революции во Франции
повлияли на установление
Европе. цензуры.
строгой
Во
избежание этих событий в
России следовало усилить
систему
государственного
надзора за содержанием и
распространением
информации.
СЛАЙД 19. Ряд писателей
Радищев А. Н. и Н. И.
Новиков были подвержены
репрессивным мерам –
смертной казни, ссылке и
тюремному заключению.
Итак, изучив особенности
политики,
рассмотрев
преобразования Екатерины,
какие итоги вы могли бы
подвести. (Ответы учащихся,
заполнение
кластера
«Итоги»)
4. Итоги
V. Стадия
доказательства
СЛАЙД 20. Перед нами
стояла задача выяснить, «Кем
же была Екатерина II –
Разрастание
учащихся,
кластера
Официальное
статуса
(Ответы
заполнение
«Итоги»:
1.
бюрократического
аппарата;
2.
закрепление
привилегированного
сословия дворянам;
3.
церковных земель;
4. Просвещение народа;
5. Закон об избирательном
праве;
6. Репрессивные меры.
Отвечают на вопрос.
(Губернская реформа,
гербы
губернатор,
Секуляризация
Кластер
«Внутренняя
политика
Екатерины II».
Фронтальная
Познавательные:
осуществляют
отбор
необходимой
информации;
умение выделять
информацию,
осуществляют
анализ
информации;
Коммуникативные:
учитывать мнение
своего товарища.
Индивидуальные
карточки
Фронтальная
Предметные:
различать в
учебном тексте
6 правильности
решения.
коронованным деспотом или
просвещённым монархом?»
Почему?
Ребята, подумайте, с какой
исторической личностью вы
можете сравнить Екатерину
II?
Почему?
Что из предложенных мер
Екатерины II актуально до
сих пор?
городов,
депутаты)
выборные
Отвечают на вопрос:
(С Петром I)
Отвечают на вопрос:
(Она также как и Пётр
заботилась
о
преобразованиях внутри
страны, проводила много
реформ.)
Работают на карточках и
в
тетрадях пишут
синквейн.
факты,
сопоставлять их
аргументацию;
соотносить
единичные события
с общими
явлениями и
процессами.
Индивидуальная
Далее несколько учащихся
выполняют задание «Вставьте
пропущенные слова»,
а
остальные
составляют
синквейн «Екатерина II», в
котором вы выразите своё
отношение к правлению
Екатерины II.
СЛАЙД 21. Напоминаю, что
синквейн это пятистишие,
по
составленное
определенному
правилу.
Время выполнения 5 мин.
1. Екатерина
властная и
целеустремленная
властвует, увлекает и
влюбляет
фронтальная Сдают работы на карточках.
Проверяем синквейн.
Зачитать.
Екатерина Великая
императрица
всероссийская.
Величие. / Власть
2. царица
умная, властная
правит, любит, защищает
императрица России, мать
семейства
Екатерина
3.
Екатерина 2.
Целеустремленная,
строгая.
Изучает, открывает,
убивает.
Россию с колен
поднимает.
Царица.
4. Екатерина 2
мудрая, царственная
повелевает, казнит,
милует, решает
Сердцем прощающая
юную любовь
Женщина
Учащиеся отвечают на
вопросы: (О внутренней
политике Екатерины II)
Поднятием
руки,
отвечают,
кому было
сложно или легко
VI. Стадия
рефлексии.
О чём мы говорили на
уроке?
Кому было сложно
воспринимать сегодняшний
материал на уроке?
Смайлики:
весёлое и
грустное
настроение.
Фронтальная
Индивидуальная
2
Регулятивные:
осуществляют
итоговый контроль
деятельности;
анализируют
собственную с
было
Кому
легко
воспринимать сегодняшний
материал на уроке?
СЛАЙД 22. На столе у вас 2
смайлика с настроением:
одно весёлое, а другое
грустное,
каким
настроением вы уходите
сегодня с урока. Поднимите
карточку.
Я очень рада, что вы уходите
с весёлым настроением,
значит, наш урок прошёл не
зря.
Мне понравилось, как вы
работали на сегодняшнем
уроке. За работу на уроке я
поставлю оценки следующим
детям….
СЛАЙД 23. Дома вы
читаете и пересказываете §
24.
По желанию я предлагаю вам
написать сочинениеэссе на
тему: «Екатерина Великая –
видный исторический
деятель», в котором вы
должны выразить свое
отношение к поступкам и
делам Екатерины. Какие
вызывают одобрение, а какие
– осуждение.
VII. Домашнее
задание.
воспринимать
сегодняшний материал на
уроке.
Определяются со своим
настроением.
работу; адекватно
воспринимают
оценку учителя.
Индивидуальная
Адекватно воспринимают
свои отметки.
Прослушивают
подробный инструктаж по
выполнению домашнего
задания.
Открывают дневники и
записывают
домашнее
задание.
Дневники
фронтальная
2
Регулятивные:
принимают и
сохраняют
учебную задачу на
самостоятельную
подготовку. VIII. Оргмомент
Откройте дневники и
запишите домашнее задание.
Встали все. Урок окончен.
Можете быть свободны.
До свидания!
фронтальная
Логическое
завершение урока
30 сек
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.