Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
7 кл
14.08.2018
Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Урок истории по ФГОС с применением ИКС «Внутренняя политика Екатерины II».doc
Технологическая карта урока истории в 7 классе Дата Класс Время Тема Цель Планируемые результаты Тип урока Методы Формы организации деятельности учащихся Оборудование 7 45 мин Внутренняя политика Екатерины II создать   условия   для   изучения   внутренней   политики   Екатерины Великой, сформировать представление об историческом портрете Екатерины   II:   с   предпосылками,   содержанием   с   общей характеристикой внутренней политики. Предметные   результаты:   различать   в   учебном   тексте   факты, сопоставлять их аргументацию; соотносить единичные события с общими явлениями и процессами. Личностные   результаты:   сформировать   мировоззрение, соответствующее   современному   уровню   развития   науки, способность   к   образованию   и   самообразованию,   выразить   свое отношение к внутренней политике Екатерины Великой. Метапредметные результаты: регулятивные: сформировать   у   обучающихся   навыки познавательной   рефлексии   как   осознание   ими   совершаемых действий и мыслительных процессов; познавательные: владеть навыками познавательной деятельности, навыками   разрешения   проблемы;   проявлять   готовность   к самостоятельной познавательной деятельности; коммуникативные: уметь и взаимодействовать   в   ходе   коллективной   работы,   уметь   точно, логично и аргументировано излагать свою точку зрения. получение (открытие) новых знаний. продуктивно     общаться   1. частично – поисковый 2. проблемный.  фронтальная;    индивидуальная;  групповая. презентация, мультимедийный проектор, ватман, тексты. Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Средства Структура урока I. Оргмомент II. Подготовительный этап к изучению нового материала. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.   ребята! ­   Здравствуйте, Присаживайтесь!  ­ У нас с вами урок истории России.   Обращаю   ваше внимание   на рабочее место. На   столе   должны   быть: учебник,   тетрадь,   дневник   и пенал. ­ Дежурные, мне скажут, кто сегодня   отсутствует   на уроке. (отметка отсутствующих). ­   Ребята,   сегодня   на   уроке истории   у   нас   гости.   Они   чтобы пришли   к   нам, посмотреть, как вы работаете.   Поэтому   будьте активными и внимательными. ­   В   течение   нескольких уроков   мы   изучали   историю России   в   период   с   1725   – 1762 годы, который называют эпохой дворцовых переворотов,   где   за   37   лет пять   раз   происходила   смена правителей. ­   Сегодня   я   не   буду озвучивать   тему   урока,   мне       Приветствуют   учителя, показывают   готовность   к уроку. Организационная форма Результат Время  фронтальная Учащиеся 30 сек эмоционально настроены на урок Слушают учителя. эпиграф 5 Регулятивные: формулируют учебную задачу. Коммуникативные: умеют высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других. ­   чтобы   вы бы   хотелось, сформулировали её сами.   Ребята, СЛАЙД   1. посмотрите   на   портрет. Попробуйте   определить   имя этой   великой   императрицы? (на   слайде   записан   эпиграф: талантливая, «Натура образованная, литературно одаренная,   она   умела   многое: управлять   огромной   империей,   к чему   страстно   стремилась   со времени   прибытия   в   Россию,   и ладить   с   людьми,   и,   что   очень важно, приближать к себе людей талантливых, одаренных, поручать   им   важные   дела   в соответствии их способностями» Буганов В.И., Зырянов Н.П. Указ соч.   учебника   «История   России конец XVII­XIX».) СЛАЙД   2.   ­   Итак,   как   вы думаете,   кто   это,   о   ком   же написаны эти слова?  с       СЛАЙД   3.   ­   Вспомните,   её годы правления.  ­Сколько   лет   она   управляла страной?  ­ Сегодня у нас первый урок по   изучению   правления Екатерины II. ­ Попробуйте   Читают   эпиграф   и определяют имя императрицы.   Отвечают на вопрос:  (Екатерина II). Отвечают на вопрос:  (1762 – 1796 гг.) Отвечают на вопрос:  (34 года) Формулируют тему урока: (Внутренняя   политика Екатерины II) фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная индивидуальная III. Стадия вызова. сформулировать тему урока.  ­   СЛАЙД   4.   –   Откройте тетради   и   запишите   дату,   и тему урока: ­ Сформулируйте цель урока.       начале ­ Сегодня мы будем говорить о правления Екатерины   II   ,   которую   в истории   назвали   Великой, Отечества, Матерью матушкой   Екатериной,   а время   её   правления   назвали золотым   веком   Российской империи. ­   Скажите, необходимо деятельность Екатерины II?    зачем   нам изучать   ­  Историки   по­разному оценивают   время   правления фронтальная Два высказывания французских просветителей фронтальная Записывают   в   тетрадь тему урока.  Тема: политика Екатерины I. Внутренняя     Формулируют цель урока: (Познакомиться с личностью Екатерины II, с её  внутренней политикой, с преобразованиями Екатерины   II   внутри страны   и   итогами   её деятельности) Слушают учителя.     какие Отвечают на вопрос: (Знать, преобразования происходили в тот период времени,   в   эти   34   года, что   сохранилось   до настоящего   времени   в современной России). Слушают учителя. 3 Регулятивные: формулируют актуальность изучаемого материала. Коммуникативные: умеют высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других энергичного,   притворной,   Екатерины   II.   Существует множество   противоречивых суждений   и   о   самой императрице.   Одни   считают   легко ее поддающейся чужому влиянию,   другие   же   видят   в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, необычайно работоспособного,   знающего самокритичного, свои   слабые   и   сильные стороны. СЛАЙД 5. ­ Рассмотрим две совершенно противоположные зрения просветителей, Екатерину: Вольтер   называл   ее   «самой блестящей звездой севера», а Дени   Дидро   говорил,   что императрица, «русская несомненно,   является деспотом». СЛАЙД   6.   Давайте попытаемся   в   процессе нашего   урока   разобраться   в этой   исторической   проблеме и   ответить   на   вопрос:   «Кем точки французских   знающих   ­ же   была   на   самом   деле Екатерина II – коронованным деспотом   или   просвещённым монархом?». СЛАЙД   7.   ­   Далее,   я предлагаю   вам   заполнить схему «Внутренняя политика Екатерины II».  ­ Какие главные вопросы вы хотели   бы   изучить   по   этой теме? (мнения учащихся, выявление главных   и   заполнение кластера на доске) Личность  Екатерины II Народные восстания Реформы Итоги ­   Вопрос   о   народных восстаниях   мы   будем рассматривать на следующем уроке,   но   не   отметить   его невозможно   –   это   часть внутренней политики. ­   Переходим   к   изучению IV. Изучение нового материала. Стадия осмысления. 1. Личность Заполнение кластера  «Внутренняя политика  Екатерины II». индивидуальная Кластер «Внутренняя политика Екатерины II». 25 Познавательные: осуществляют отбор необходимой информации; умение выделять информацию, осуществляют анализ Внутренняя политика Екатерины II информации;  Коммуникативные: учитывать мнение своего товарища. Видеоролик Фронтальная Познавательные: Екатерины II 2. Особенности политики Екатерины II личности   Екатерины   II. Предлагаю   вам   посмотреть видеоролик   и   отметить   положительные и отрицательные качества личности императрицы. ­   Какие   положительные   и отрицательные качества личности   Екатерины   II   вы можете отметить?      ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ: + и – качества Екатерины II. На   внутреннюю   политику оказывали   Екатерины   влияние многие обстоятельства.  ­ Какие это обстоятельства, я предлагаю   познакомиться самостоятельно,   прочитав   в учебнике. Откройте учебники с.   1 «Особенности   внутренней политики   Екатерины   II».,   я даю   вам   3   минутки.   После чтения ответьте на вопрос. ­   оказывали   влияние   Какие   обстоятельства   на   192   –   193   п.   строгая, Просмотр видеоролика. Отвечают на вопрос: (+   Умная, красноречивая, великодушная, обходительная, сострадательная. – Деспотичная, тираничная, жестокая)   Чтение   в   учебнике   п.   1 «Особенности внутренней политики Екатерины II». «Екатерина II» осуществляют отбор необходимой информации. Кластер «Внутренняя политика Екатерины II». Учебник с. 192 ­ 193 Индивидуальная Познавательные: осуществляют отбор необходимой информации. Отвечают на вопрос: (Упадок   крестьянского хозяйства,   отсутствовал Фронтальная внутреннюю Екатерины?    политику ­   Следовательно,   какие   два направления можно выделить во   внутренней   политике Екатерины? СЛАЙД 8. ­ Что такое «абсолютизм»?    Что ­ «Просвещённый абсолютизм»?    означает     рынок свободной рабочей силы   для   развития мануфактурного производства,   нехватка денежных   средств   – экономические проблемы; нарастание   народного недовольства,   крепостное право   –   социальные проблемы; вынуждена считаться   с   тем,   что пришла к власти, не имея законных прав на престол требовалась – во осторожность избежание нового дворцового переворота.) Отвечают на вопрос: (Одно   –   мероприятия   в духе «просвещённого абсолютизма»,   другое   – усиление   репрессивных мер) Отвечают на вопрос: (форма   правления,   при которой власть принадлежит неограниченно монарху.) Отвечают на вопрос: (Просвещение   –   идейное течение   эпохи   перехода к от   феодализма           Фронтальная Фронтальная Фронтальная капитализму,   связанное   с буржуазии борьбой против   феодализма. Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование   наиболее устаревших сторон жизни общества)   Отвечают на вопрос: (на   уроке   всеобщей истории) Отвечают на вопрос: (Французские просветители   –   Вольтер (Франсуа   Мари   Аруэ), Шарль   Луи   Монтескье, Жан­Жак   Руссо,   Дени Дидро, Жан Аламбер) Отвечают на вопрос: (Противник   феодальных порядков,   деспотизма, выступали   за   свободу, равенство и собственность, поддерживали   принцип разделения   власти   на   3 ветви) Отвечают на вопрос: (Введение   жёстких   мер, наказаний) ­   Где   мы   уже   изучали   это понятие?  ­   Назовите   представителей просвещённого   абсолютизма в Европе. СЛАЙД 9.  ­ Вспомните, каковы их идеи.  ­   Что   означает   «усиление Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Физкультминутка 3. Реформы Екатерины II   Одним   из репрессивных мер»?  ­   Сели   все   правильно.   Руки перед собой. Я считаю до 5. Вы быстро моргаете глазами. Теперь,   не   поворачивая головы,   посмотрите   вверх, вниз,   на   окно,   на   дверь,   на доску   и   на   кончик   носа. Закончили. ­   Переходим   к   изучению реформ Екатерины II.  ­   первых преобразований  императрицы был   указ   в   1764   году   о секуляризации   церковный земель   –   о   передачи   в государственное   управление монастырских   и   церковных земель. Два миллиона бывших монастырских крестьян были переведены   на   положение государственных. СЛАЙД 10. ­ Запишите дату: 1764   год   ­     указ   о секуляризации   церковных земель   –   передачи   в государственную собственность. (Прикрепить слово) предлагаю ­Далее самостоятельно   поработать   я   Выполняют физкультминутку. индивидуальная 1 Слушают учителя. Исторические документы. Индивидуальная Познавательные: осуществляют отбор необходимой информации.   указ   о Записывают в тетрадь: 1764   год   ­   секуляризации церковных   земель   – передачи в   государственную собственность. Групповая Парная Отвечают   на   вопросы   и делают запись в тетрадь.  совместно   ряд   –   «Уложенная ряд   –   «Жалованная   Перечислите   основные над реформами Екатерины. ­   На   столе   у   вас   тексты, содержащие   информацию   о реформах.   У   каждого   ряда свои. Прочитайте их и после с чтения, товарищем, обсудите ответы на   вопросы,   представленные на слайде. (СЛАЙД 11): 1. Назовите дату проведения реформы.  2. положения реформы. (I  комиссия»» II  Грамота дворянству» III  реформа») ­   Итак,   I   ряд   ­   1.   Назовите дату проведения реформы.  2. положения реформы.  ( 1767 – Уложенная  комиссия. Содержание ­ ….) СЛАЙД 12. ­ Запишите дату:  1767 год – деятельность  Уложенной комиссии. Продолжить заполнять  кластер «Реформы» и  записать даты в тетрадь.   Перечислите   основные ряд   –   «Губернская Перечислите   основные ­  Итак,  II  ряд ­  1. Назовите дату проведения реформы.  2. положения реформы.  (1785 – «Жалованная  грамота дворянству».  Содержание ­ …) Продолжить заполнять  кластер «Реформы» и  записать даты в тетрадь. СЛАЙД 13. ­ Запишите дату:  1785 ­ «Жалованная  грамота дворянству». ­ Почему Екатерина  вынуждена была провести  такую реформу? (зная своё  незаконное нахождение на  престоле, решила заручиться  их поддержкой) ­ Итак, III ряд ­ 1. Назовите дату проведения реформы.  2. положения реформы.  ( 1775 – губернская  реформа. Содержание ­ …) Продолжить заполнять  кластер «Реформы» и  записать даты в тетрадь. СЛАЙД 14. ­ Запишите дату:  1775 – губернская реформа ­   СЛАЙД   15.   Губернская Слушают учителя.   Перечислите   основные Исторические карты. себя реформа   осуществлялась   в несколько   этапов.   Начало реформы   было   положено указом императрицы Екатерины II от 1775 года. СЛАЙД 16. Правительственным   указом от   9   сентября   1779   года учреждалась   Нижегородское наместничество,  включившее в старую Нижегородскую   губернию,   а также   части   Рязанского   и Владимирского наместничеств   и   часть Казанской   губернии.   Оно было   разбито   на   13   уездов. Кроме древних городов края, городами   стали,   бывшие   до этого     Лукоянов, Починки, Ардатов. ПОКАЗАТЬ   ГОРОДА   НА КАРТЕ. ­   СЛАЙД   17.   Каждый   уезд получил свой герб. До этого герб   имел   лишь   Нижний Новгород:   в   белом   поле красный олень, рога и копыта черные.   По   преданию,   этот символ  дал городу Нижнему Новгороду   царь   Иван Васильевич   Грозный,   когда сёла шел   через   наши   земли походом на Казань. ­   СЛАЙД   18.   ­   Деревушка Кулебаки   входила   в   состав Ардатовского уезда. Принцип создания   гербов   уездных городов наместничества заключался в   разделении их на две части по горизонтали. Древний   герб   Нижнего Новгорода   изображался   "в верхней   части   щита,   во означение того, что те города принадлежат Нижегородскому наместничеству".   В   нижней части – герб уездного города.  Герб   Ардатовского   уезда выглядел   так:   железные   два молота   в   зеленом   поле, положенные   крестообразно, означающие,   находящиеся   в окрестностях железные заводы. ­   Следует   отметить,   что преобразования   и   действия Екатерины II во многом были обусловлены происходившими   событиями в   Например, революции   во   Франции повлияли   на   установление   Европе. цензуры. строгой   Во избежание   этих     событий   в России   следовало   усилить систему   государственного надзора   за   содержанием   и распространением информации. СЛАЙД   19.   Ряд   писателей Радищев   А.   Н.   и   Н.   И. Новиков   были   подвержены репрессивным   мерам   – смертной   казни,   ссылке   и тюремному заключению. ­   Итак,   изучив   особенности политики, рассмотрев преобразования   Екатерины, какие   итоги   вы   могли   бы подвести. (Ответы учащихся, заполнение кластера «Итоги»)     4. Итоги V. Стадия доказательства СЛАЙД   20.   ­   Перед   нами стояла задача выяснить, «Кем же   была   Екатерина   II   –       Разрастание учащихся, кластера Официальное статуса (Ответы заполнение «Итоги»: 1.   бюрократического аппарата; 2. закрепление привилегированного сословия дворянам; 3. церковных земель; 4. Просвещение народа; 5. Закон об избирательном праве; 6. Репрессивные меры. Отвечают на вопрос. (Губернская   реформа, гербы губернатор, Секуляризация       Кластер «Внутренняя политика Екатерины II». Фронтальная Познавательные: осуществляют отбор необходимой информации; умение выделять информацию, осуществляют анализ информации;  Коммуникативные: учитывать мнение своего товарища. Индивидуальные карточки Фронтальная Предметные: различать в учебном тексте 6 правильности решения. коронованным   деспотом   или просвещённым   монархом?» Почему?  ­ Ребята, подумайте, с какой исторической   личностью   вы можете   сравнить   Екатерину II?  ­ Почему?   ­ Что из предложенных мер Екатерины   II   актуально   до сих пор?  городов, депутаты)   выборные Отвечают на вопрос: (С Петром I)   Отвечают на вопрос: (Она   также   как   и   Пётр заботилась о преобразованиях   внутри страны,   проводила   много реформ.) Работают на карточках и в тетрадях   пишут синквейн.   факты, сопоставлять их аргументацию; соотносить единичные события с общими явлениями и процессами. Индивидуальная     ­ Далее несколько учащихся выполняют задание «Вставьте пропущенные   слова»,   а остальные составляют синквейн   «Екатерина   II»,   в котором   вы   выразите   своё отношение   к   правлению Екатерины II.  СЛАЙД  21.  Напоминаю,  что синквейн   ­   это   пятистишие, по составленное определенному правилу. Время выполнения 5 мин.     1. Екатерина властная и  целеустремленная властвует, увлекает и  влюбляет фронтальная ­ Сдают работы на карточках. ­   Проверяем   синквейн. Зачитать. Екатерина Великая ­  императрица  всероссийская. Величие. / Власть 2. царица  умная, властная  правит, любит, защищает  императрица России, мать семейства  Екатерина 3.  Екатерина 2. Целеустремленная,  строгая. Изучает, открывает,  убивает. Россию с колен  поднимает. Царица. 4. Екатерина 2 мудрая, царственная повелевает, казнит, милует, решает Сердцем прощающая юную любовь  Женщина Учащиеся   отвечают   на вопросы:   (О   внутренней политике Екатерины II) Поднятием руки, отвечают,   кому   было сложно   или   легко   VI. Стадия рефлексии. ­   О   чём   мы   говорили   на уроке?  ­   Кому   было   сложно воспринимать   сегодняшний материал на уроке? Смайлики: весёлое и грустное настроение. Фронтальная Индивидуальная 2 Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности; анализируют собственную с     было ­Кому легко воспринимать   сегодняшний материал на уроке? СЛАЙД 22. ­ На столе у вас 2 смайлика   с   настроением: одно   весёлое,   а   другое   ­ грустное, каким настроением   вы   уходите сегодня   с   урока.   Поднимите карточку.  ­Я очень рада, что вы уходите с   весёлым   настроением, значит,   наш   урок   прошёл   не зря. ­   Мне   понравилось,   как   вы работали   на   сегодняшнем уроке. За работу на уроке я поставлю  оценки следующим детям…. СЛАЙД 23. ­ Дома вы  читаете и пересказываете §  24.  По желанию я предлагаю вам  написать сочинение­эссе на  тему: «Екатерина Великая –  видный исторический  деятель», в котором вы  должны выразить свое  отношение к поступкам и  делам Екатерины. Какие  вызывают одобрение, а какие  – осуждение. VII. Домашнее задание. воспринимать сегодняшний материал на уроке. Определяются   со   своим настроением. работу; адекватно воспринимают оценку учителя. Индивидуальная Адекватно   воспринимают свои отметки. Прослушивают   подробный инструктаж по выполнению   домашнего задания. Открывают   дневники   и записывают   домашнее задание. Дневники фронтальная 2 Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на самостоятельную подготовку. VIII. Оргмомент ­Откройте   дневники   и запишите домашнее задание. ­   Встали   все.   Урок   окончен. Можете быть свободны. ­До свидания! фронтальная Логическое завершение урока 30 сек

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)

Конспект урока и презентация по истории России на тему "Внутренняя политика Екатерины 2" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018