Урок чтения в 3м классе. И.Дик. "Красные яблоки"
Задорожняя О.П. учитель начальных классов
Тема урока: Равнодушие и сопереживание в произведении Иосифа Дика «Красные яблоки».
Цель урока: Развитие эмоциональночувственной сферы учащихся.
Задачи:
Осознать необходимость сострадания, сопереживания.
Учить определять авторский замысел.
Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.
Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; запись ролика о безопасности во время
гололёда, песни «Если добрый ты», презентация.
ХОД УРОКА
I.
II.
Организация начала урока.
Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернёмся к ним, улыбнёмся и
поприветствуем.
Подготовка к основному этапу урока.
Чтобы в жизни себя не корить,
В том, что сделал комуто больно.
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно (Слайд 1).
– Почему я взяла это стихотворение для начала урока?
– Более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание И. Крылова «Вперёд
чужой беде не смейся, голубок!» (Слайд 2).
– Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)
– Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль)
– А если с вами случилась беда, что вы чувствовали?
– А чужая беда. Как вы это понимаете?
– Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие
сопереживать беде)
–Произведение, с которым мы сегодня познакомимся Иосифа Дика «Красные яблоки» (Слайд
3) (Запись на доске)
–Цели урока: познакомиться с новым произведением о равнодушии и сопереживании, узнать,
что хотел сказать автор этим произведением; будем работать над развитием речи: её
правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти.
Ребята, знакома ли вам фамилия автора?
С каким произведением мы уже знакомились? («В дебрях КараБумбы») Я ребятам давала задание сказать несколько слов о Иосифе Ивановиче Дике. (рассказ ребят)
(слайд 4)
– И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой,
воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19летним парнем
идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой
страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей.
Их у него будет более 60. (Слайд 5)
Все его произведения о ребятах, ваших сверстниках, об их делах и интересах.
Ребята, вас ничего не удивило в этом рассказе? (Писать приходилось, держа карандаш в
зубах, а в последствии придумал себе специальное устройство для письма и работы на пишущей
машинке).
Главные герои И.Дика – мальчики. (Слайд 6)
– Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих
произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых –
сопереживание чужой беде).
– Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание.
– Можно ли смеяться над чужой бедой?
– Какой возникает вопрос? (Почему нельзя смеяться над чужой бедой?) (Слайд 7)
– Это самый главный вопрос нашего урока.
3. Усвоение новых знаний и способов действий
– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Попробуйте предположить, о чём он будет?
А теперь откройте учебники на стр.112 и рассмотрите иллюстрацию.
Какие предположения у вас появились?
– Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно его прочитать.
Перед чтением проводится словарная работа над словами: балансировать, авоська, наледь,
парадное. (Слайд 8)
Чтение рассказа вслух по частям. В ходе чтения детям задаются вопросы. Чтение 1 части
учителем.
4. Обобщающая беседа. (методичка с. 195)
Подумайте, почему у игры, которую затеяли мальчики, такой печальный конец? О чём забыли
ребята?
Найдите в тексте – почему появилось на тротуаре «хрустальное озерцо»? (с. 131)
Кто должен был позаботиться о безопасности людей на дороге? (коммунальные службы)
Как вы думаете, можно ли было избежать этой трагедии? Как?
Я предлагаю всем посмотреть короткий мультфильм о безопасности во время гололёда на
улицах нашего города. (видеоролик)
Так почему же всётаки рассказ назван «Красные яблоки»? (Красный цвет – сигнал опасности.
Он остановил ребят, как будто прокричал: «Ваша игра жестока! Остановитесь!» (9 слайд) – А, если беда всётаки случится с какимнибудь человеком, как вы можете помочь
ему? (Пожалеть словом, приобнять, просто побыть рядом, погладить по голове)
– Посмотрите, какие простые приёмы. Но они действительно могут помочь человеку в трудную
минуту.
6. Подведение итогов
Давайте вернёмся к нашему главному вопросу. (слайд 10)
– Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?
Оценивание детей.
7. Информация о домашнем задании. Слайд 11
Разноуровневое домашнее задание:
1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
2. Подобрать пословицы и поговорки.
3. Написать письмообращение к Севке.
Учитель благодарит детей за работу. Пишет на интерактивной доске «Спасибо за урок».
Будьте добрее и внимательнее друг к другу. Мне хочется всех поблагодарить за урок: и детей, и
дорогих гостей, и закончить урок доброй песенкой.
Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему "И.Дик. "Красные яблоки"(3 класс)
Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему "И.Дик. "Красные яблоки"(3 класс)
Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему "И.Дик. "Красные яблоки"(3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.