Конспект урока "Имя прилагательная как часть речи"(5 класс, русский язык)
Оценка 5

Конспект урока "Имя прилагательная как часть речи"(5 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература +1
5 кл
03.04.2017
Конспект урока  "Имя прилагательная как часть речи"(5 класс, русский язык)
Представлен конспект урока в русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи" в соответствии с ФГОС. Материал содержит основные этапы урока русского языка: мотивация учебной деятельности, целеполагание, формулировка новой темы урока, активизация знаний, работа с кластером, использование методов "Толстые и тонкие вопросы", "Верные и неверные утверждения", рефлексия в виде "Закончите предложение", дифференцированное домашнее задание .
Черкасова урок.docx

Урок  новых знаний и умений  5 «А» класс

Урок №120, первый урок в разделе «Имя прилагательное»

Тема  урока: «Имя прилагательное как часть речи »

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об имени прилагательном; способствовать развитию познавательных процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о прилагательном как части речи; имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными приемами работы говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета)

Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Междисциплинарные связи: литература (стихотворение А. Прокофьева "Береза", повторение изобразительных средств выразительности (эпитет, олицетворение,   метафора )

 

Черкасова Елена Михайловна

 

Ход урока

 

 

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

-Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)

-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания.

-Запишите число, классная работа в рабочие тетради

-Какие цели вы ставите для себя на сегодняшнем уроке?

 

(1.Получить новые знания,  2 ) интересно поработать,  3) получит «5»,4) научиться спорить, доказывать свое мнение, 6) подготовиться к ЕГЭ, 7) пополнить свой словарный запас, 8)весело и с пользой провести время, 9) поработать в группе)

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Какая хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение. Прослушайте предложение, запишите его, выполните синтаксический разбор.

Улыбкой яс…ною природа

Сквозь сон встр…чает  утро года.

Работают самостоятельно. Обмениваются тетрадями и сверяют по эталону (закрытая доска)   (Взаимопроверка: нет ошибок «5», 1-2 ошибки - это «4», а 3-4 ошибки - это «3»)

-Прочитайте про себя, а  затем выразительно вслух. Кому принадлежат эти строки? О каком времени года идет речь?  Как вы считаете, почему А.С.Пушкин называет весну утром года?  (Ответы)

-Найдите изобразительные – выразительные  средства в данном предложении  

(эпитет-ясная улыбка, олицетворение-природа встречает утро года, встречает сквозь сон, утро года - метафора (перифраз).

Работа в парах:

Задание: запишите  к слову ясный два синонима (солнечный, погожий, лучезарный),  два антонима (пасмурный, ненастный, хмурый ).  2-3 ученика зачитывают свои варианты

 

Прослушайте загадку.  О какой части речи   в ней говорится.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня - она ,увы , бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определяю я!

 

-Сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетради.

 

 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Помогите определить цель нашего  сегодняшнего  урока.

(Повторить знания об имени прилагательном  как о части речи)

-Какими способами мы можем достичь этой  цели? ( Ответы детей : Вспомнить правило, определения, может быть, понаблюдать над текстами, выполнить упражнения  в учебнике, сделать морфологический разбор  прилагательного, повторить орфографические правила, связанные с именем прилагательным).

- По какому плану мы будем вспоминать часть речи? ( Ответы детей: Что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки (постоянные и   непостоянные.), роль в предложении, в тексте)

Работе в паре

-Ответьте друг другу на вопрос: «Что  знаю об имени прилагательном?»

- У кого возникли затруднения при ответе?

 (Проговаривают  информации о прилагательном)

 

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

 

-Подумайте, все ли вы вспомнили об имени прилагательном?

Давайте проверим свои знания. Сегодня одна группа дежурная по домашнему заданию.    Ребята составили кластер «Имя прилагательное»

Выходят к доске представители группы, вывешивают кластер и комментируют свою  работу.

- Все согласны с данным кластером, может быть, можно дополнить?

 

( Самостоятельная часть речи, полная и краткая форма, согласуется с существительным в роде, числе и падеже,  в художественных  текстах чаще бывает эпитетом,  уточняет, украшает текст)

 

5.Проверка понимания нового материала.

Учитель: Молодцы, но не все проблемы мы решили с именем прилагательным. Я предлагаю вам провести небольшой лингвистический эксперимент. 

Лингвистический эксперимент

-Откройте учебники. Мы будем работать с упражнением  567. Я предлагаю прочитать стихотворение Александра Прокофьева «Береза»   без прилагательных (исключите их из текста). А затем прочитать  целиком авторский текст.  Подумайте,  для чего мы проводим этот эксперимент?

Задания:

1) О чем был первый текст?

2)  О чем был второй текст?

3) Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

4) Докажите, чем же отличается все-таки  второй  текста от  первого?

 

 ( Ответы детей:  Цель эксперимента: определить для чего  нужно прилагательное в речи? Может быть, можно обойтись без  него? Что теряет текст, когда мы исключаем имена прилагательные?  Для чего нужны прилагательные в художественной речи?

 Мы определяли роль имени прилагательного в тексте.)

 

- К каким выводам мы приходим по итогу нашего эксперимента?

 (Ответы: различие текстов зависит от наличия в них прилагательных.  Вывод: С прилагательными текст становится красивее, то есть прилагательные в речи нужны для красоты описания. Имена прилагательные придают речи точность, выразительность, образность, яркость, настроение. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками. Эпитет «грустную» одушевляет березку, а эпитеты «нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую» помогают автору выразить свое мысли и эмоции. Мы понимаем, что Прокофьев очень любит русскую природу, свою родину)

 

 

 6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

 

Работа в группах.

-Обобщим свои знания об  имени прилагательном, готовя задания другим группам.

«Толстые и тонкие вопросы»

-Составьте на тему нашего урока  по одному толстому и тонкому вопросу, записывая их  в таблицу.  ( Каждый член группы должен постараться   составляет по  одному вопросу, если трудно составить «толстый вопрос», то  придумайте только «тонкий»)

Толстые ?

Тонкие?

С какой целью в нашей речи используются имена прилагательные?

 

Какая часть речи делает нашу речь выразительной и точной?

Почему вы считаете, что прилагательные необходимы в речи?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут все прилагательные?

Что обозначает имя прилагательное?

Назовите все морфологические признаки имени прилагательного?

 

Изменяются ли имена прилагательные по родам, числам и падежам?

………………………………………

Чем является в предложении краткое имя прилагательное?

……………………………………..

Какими членами предложения может быть имя прилагательное в предложении?

 

Верно ли, что имя прилагательное обозначает действие предмета?

 

 

Группы озвучивают  по одному вопросы. Оппоненты отвечают.

 

Физкультминутка «Верные и неверные утверждения»

Верные - хлопаем в ладоши, неверные - топаем ножками

1.Прилагательные изменяются по числам;

2.Прилагательные изменяются по родам во множественном числе;
3.Прилагательные изменяются по родам

4. Прилагательные изменяются по падежам только в единственном числе

5.Прилагательные изменяются по падежам;

6.Прилагательные отвечают на вопросы: кто? что?

7.Прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

8.Прилагательные в предложении являются только определением?

9.  Все прилагательные могут иметь краткую и полную форму?

10. Прилагательные могут быть эпитетами в текстах художественной литературы?

11.Верно ли, что начальная форма для имени И.п., ед.ч. и м.род?

7.  Подведение итогов. Рефлексия.      

-Какую цель  ставили в начале урока?

- Над какой темой работали?

- Какие задания выполняли?

(Повторить знания об имени прилагательном  как о части речи)

 

 

 

Лист самооценки. Поставить + или –       

1.

Я активно работал на уроке.

 

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

 

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

 

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

 

5.

Я понимаю, зачем мы используем в речи имена прилагательные .

 

6.

Свою работу я могу оценить на следующую оценку

 

 

Закончите предложение. Выберите одно из предложений и закончите его.

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.Я почувствовал, что…

8.Я приобрел новые знания…

9.Я научился…

10.У меня получилось…

11.Я смог…

12.Я пробую…

13.Меня удивило…

14.Урок мне дал для жизни…

 

Домашнее задание.  Дифференцированное задание.

Выполнить  по выбору учащихся упражнение 573 ( по ключевым словам написать сочинение-описание сегодняшнего дня) или выполнить упр.574 (в готовый текст вставить подходящие по смыслу имена прилагательные)


 

Урок новых знаний и умений 5 «А» класс

Урок новых знаний и умений 5 «А» класс

Организационный момент . Мотивация к учебной деятельности -Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»

Организационный момент . Мотивация к учебной деятельности -Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»

Помогите определить цель нашего сегодняшнего урока

Помогите определить цель нашего сегодняшнего урока

Имена прилагательные придают речи точность, выразительность, образность, яркость, настроение

Имена прилагательные придают речи точность, выразительность, образность, яркость, настроение

Прилагательные в предложении являются только определением? 9

Прилагательные в предложении являются только определением? 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017