Урок новых знаний и умений 5 «А» класс Урок №120, первый урок в разделе «Имя прилагательное» Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи » |
||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об имени прилагательном; способствовать развитию познавательных процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о прилагательном как части речи; имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными приемами работы говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета) |
Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Междисциплинарные связи: литература (стихотворение А. Прокофьева "Береза", повторение изобразительных средств выразительности (эпитет, олицетворение, метафора ) |
Черкасова Елена Михайловна
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
-Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)
-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания.
-Запишите число, классная работа в рабочие тетради
-Какие цели вы ставите для себя на сегодняшнем уроке?
(1.Получить новые знания, 2 ) интересно поработать, 3) получит «5»,4) научиться спорить, доказывать свое мнение, 6) подготовиться к ЕГЭ, 7) пополнить свой словарный запас, 8)весело и с пользой провести время, 9) поработать в группе)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
-Какая хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение. Прослушайте предложение, запишите его, выполните синтаксический разбор.
Улыбкой яс…ною природа
Сквозь сон встр…чает утро года.
Работают самостоятельно. Обмениваются тетрадями и сверяют по эталону (закрытая доска) (Взаимопроверка: нет ошибок «5», 1-2 ошибки - это «4», а 3-4 ошибки - это «3»)
-Прочитайте про себя, а затем выразительно вслух. Кому принадлежат эти строки? О каком времени года идет речь? Как вы считаете, почему А.С.Пушкин называет весну утром года? (Ответы)
-Найдите изобразительные – выразительные средства в данном предложении
(эпитет-ясная улыбка, олицетворение-природа встречает утро года, встречает сквозь сон, утро года - метафора (перифраз).
Работа в парах:
Задание: запишите к слову ясный два синонима (солнечный, погожий, лучезарный), два антонима (пасмурный, ненастный, хмурый ). 2-3 ученика зачитывают свои варианты
Прослушайте загадку. О какой части речи в ней говорится.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня - она ,увы , бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определяю я!
-Сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетради.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Помогите определить цель нашего сегодняшнего урока.
(Повторить знания об имени прилагательном как о части речи)
-Какими способами мы можем достичь этой цели? ( Ответы детей : Вспомнить правило, определения, может быть, понаблюдать над текстами, выполнить упражнения в учебнике, сделать морфологический разбор прилагательного, повторить орфографические правила, связанные с именем прилагательным).
- По какому плану мы будем вспоминать часть речи? ( Ответы детей: Что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки (постоянные и непостоянные.), роль в предложении, в тексте)
Работе в паре
-Ответьте друг другу на вопрос: «Что знаю об имени прилагательном?»
- У кого возникли затруднения при ответе?
(Проговаривают информации о прилагательном)
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
-Подумайте, все ли вы вспомнили об имени прилагательном?
Давайте проверим свои знания. Сегодня одна группа дежурная по домашнему заданию. Ребята составили кластер «Имя прилагательное»
Выходят к доске представители группы, вывешивают кластер и комментируют свою работу.
- Все согласны с данным кластером, может быть, можно дополнить?
( Самостоятельная часть речи, полная и краткая форма, согласуется с существительным в роде, числе и падеже, в художественных текстах чаще бывает эпитетом, уточняет, украшает текст)
5.Проверка понимания нового материала.
Учитель: Молодцы, но не все проблемы мы решили с именем прилагательным. Я предлагаю вам провести небольшой лингвистический эксперимент.
Лингвистический эксперимент
-Откройте учебники. Мы будем работать с упражнением 567. Я предлагаю прочитать стихотворение Александра Прокофьева «Береза» без прилагательных (исключите их из текста). А затем прочитать целиком авторский текст. Подумайте, для чего мы проводим этот эксперимент?
Задания:
1) О чем был первый текст?
2) О чем был второй текст?
3) Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
4) Докажите, чем же отличается все-таки второй текста от первого?
( Ответы детей: Цель эксперимента: определить для чего нужно прилагательное в речи? Может быть, можно обойтись без него? Что теряет текст, когда мы исключаем имена прилагательные? Для чего нужны прилагательные в художественной речи?
Мы определяли роль имени прилагательного в тексте.)
- К каким выводам мы приходим по итогу нашего эксперимента?
(Ответы: различие текстов зависит от наличия в них прилагательных. Вывод: С прилагательными текст становится красивее, то есть прилагательные в речи нужны для красоты описания. Имена прилагательные придают речи точность, выразительность, образность, яркость, настроение. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками. Эпитет «грустную» одушевляет березку, а эпитеты «нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую» помогают автору выразить свое мысли и эмоции. Мы понимаем, что Прокофьев очень любит русскую природу, свою родину)
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Работа в группах.
-Обобщим свои знания об имени прилагательном, готовя задания другим группам.
«Толстые и тонкие вопросы»
-Составьте на тему нашего урока по одному толстому и тонкому вопросу, записывая их в таблицу. ( Каждый член группы должен постараться составляет по одному вопросу, если трудно составить «толстый вопрос», то придумайте только «тонкий»)
Толстые ? |
Тонкие? |
С какой целью в нашей речи используются имена прилагательные?
|
Какая часть речи делает нашу речь выразительной и точной? |
Почему вы считаете, что прилагательные необходимы в речи? |
На какие вопросы отвечают имена прилагательные? |
Предположите, что будет, если из речи исчезнут все прилагательные? |
Что обозначает имя прилагательное? |
Назовите все морфологические признаки имени прилагательного?
|
Изменяются ли имена прилагательные по родам, числам и падежам? |
……………………………………… |
Чем является в предложении краткое имя прилагательное? |
…………………………………….. |
Какими членами предложения может быть имя прилагательное в предложении? |
|
Верно ли, что имя прилагательное обозначает действие предмета?
|
Группы озвучивают по одному вопросы. Оппоненты отвечают.
Физкультминутка «Верные и неверные утверждения»
Верные - хлопаем в ладоши, неверные - топаем ножками
1.Прилагательные изменяются по числам;
2.Прилагательные
изменяются по родам во множественном числе;
3.Прилагательные изменяются по родам
4. Прилагательные изменяются по падежам только в единственном числе
5.Прилагательные изменяются по падежам;
6.Прилагательные отвечают на вопросы: кто? что?
7.Прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
8.Прилагательные в предложении являются только определением?
9. Все прилагательные могут иметь краткую и полную форму?
10. Прилагательные могут быть эпитетами в текстах художественной литературы?
11.Верно ли, что начальная форма для имени И.п., ед.ч. и м.род?
7. Подведение итогов. Рефлексия.
-Какую цель ставили в начале урока?
- Над какой темой работали?
- Какие задания выполняли?
(Повторить знания об имени прилагательном как о части речи)
Лист самооценки. Поставить + или –
1. |
Я активно работал на уроке. |
|
2. |
Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. |
|
3. |
Я знаю, что такое имя прилагательное. |
|
4. |
Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. |
|
5. |
Я понимаю, зачем мы используем в речи имена прилагательные . |
|
6. |
Свою работу я могу оценить на следующую оценку |
|
Закончите предложение. Выберите одно из предложений и закончите его.
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.Я почувствовал, что…
8.Я приобрел новые знания…
9.Я научился…
10.У меня получилось…
11.Я смог…
12.Я пробую…
13.Меня удивило…
14.Урок мне дал для жизни…
Домашнее задание. Дифференцированное задание.
Выполнить по выбору учащихся упражнение 573 ( по ключевым словам написать сочинение-описание сегодняшнего дня) или выполнить упр.574 (в готовый текст вставить подходящие по смыслу имена прилагательные)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.