Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"
Оценка 4.8

Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
02.04.2017
Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"
Цель: - повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен, выявить их отличие от былин; - развивать умения работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию; - воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. Тип урока: урок новых знаний. МТО: учебник, презентация, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.разработка урока
Уроки сторическая песня.docx
Урок №­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Дата­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Тема: Исторические песни. Цель:   ­   повторить   сведения   об   устном   народном   творчестве;   познакомить   учащихся   с народными  песнями  и  их   жанрами;  более  подробно  остановиться  на  таком  жанре,   как историческая  песня, рассмотреть  основные темы  и идеи песен,  выявить  их отличие  от былин; ­ развивать   умения   работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию; ­ воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.  Тип  урока: урок новых знаний. МТО: учебник, презентация, тексты песен, иллюстрации к историческим песням. Ход урока: 1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих. 2. Сообщение темы и целей урока.  Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора – с песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин.  3. Проверка домашнего задания. Но сначала мы повторим ранее изученный материал по устному   народному   творчеству.   Пока   я   раздаю   карточки   с   заданиями,   откройте   свои тетради и учебники и повторите все термины и определения (на карточках напечатаны термины, на которые учащиеся должны дать определения).  4. Объяснение новой темы. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению  такого жанра фольклора, как песня. Сказки   и   песни   –   два   распространенных   на   протяжении   многих   веков   жанра   устного народного  творчества.   Но  сказка  –  «ложь»,   выдумка,   красивое  воплощение   мечты,   где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность. Песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым и радость встречи,   память о войнах и походах и другое. Существует два вида народных песен: Народные песни  Исторические                                                     Лирические бытовые Сегодня мы поговорим о народных исторических песнях. Записываем определение: Исторические песни – эпические и лиро­эпические народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях. Составим таблицу периодизации песен: XIII­XIV 13­14 ВЕКА XV 15 ВЕК Появление первых  исторических песен. Эпоха  татаро­монгольского  нашествия. XVI 16 ВЕК Начало расцвета жанра ИП.  Время формирования русской  нации и укрепления  централизованного  государства. XVII 17 ВЕК События «смуты», смерть   сына Ивана Грозного,  появление Лжедмитриев,  поход поляков на Русь,  восстание под  предводительством Степана  Разина. Песни о взятии Рязани Батыем. Картины страшного своеволия и насилий,  чинимых полчищами степных кочевников.  «Щелкан Дудентьевич» Песни о взятии Казани, о деятельности  Ивана Грозного и о Ермаке. В песнях воплощена надежда на  освобождение народа. Песни отражают  моменты восстания. XVIII 18 ВЕК Развиваются новые черты  песни. Сюжеты песен связаны  с военными событиями. XIX 19 ВЕК Мотивы прошлых лет в новом  оформлении, авторские  переработки песен. Песни о Петре Первом, о Пугачеве, о  Суворове. Появляется новый герой –  солдат. Темы: русско­персидская война 1804­1813  года, Отечественная война 1812, русско­ турецкая война 1828­1829. Образы  Кутузова, Платова, Нахимова, Наполеона. Жанровые особенности исторических песен. Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен. 1.   Термин   «исторические   песни»   не   народный,   он   создан   и   введен   в   употребление фольклористами, литературоведами, историками. В народе эти произведения назывались просто «песнями». 2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен. 3. Это стихотворный и эпический жанр. 4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду. 5. Предмет ИП – конкретные события и лица. 6. ИП – это повествование о прошлом. 7. Герои ИП – известные исторические деятели. 8.   В   ИП   есть   две   основные   тематические   линии:   военная   (военно­героическая)    (песни   о войнах   и   полководцах)   и   социальная   (повстанческая)   (песни   о   Степане   Разине   и   Е. Пугачеве).  Исторические песни и былины: Различие Историческая песня Описаны   реальные   факты,   нет   ничего фантастического,   действие   развивается   вполне конкретно. Герой – обыкновенный человек, действительно  когда­то живший и прославившийся. Былина В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное. Герой – богатырь, наделенный  необыкновенной силой, изображен  гиперболично. Отличительной чертой ИП является создание циклов. Доклады   учеников.   Некоторых   ребят   я   попросила   подготовить   доклады   по историческим   песням,   давайте   их   послушаем   и   узнаем   дополнительную   информацию. Доклады на темы: «Песни об Иване Грозном», «Песни о Степане Разине»,  «Песни о Петре Первом», «Песни о Емельяне Пугачеве». Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики   персонажей,   не   определения   душевных   их   состояний   устойчивыми формулами,  а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в народе. 5. Домашнее задание. Материал на страницах, прочитать песни на страницах       (по старому учебнику стр. 65 – 67, песни стр. 67 – 70) 6. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"

Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"

Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"

Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"

Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"

Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017