Цель: - повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен, выявить их отличие от былин;
- развивать умения работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;
- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.
Тип урока: урок новых знаний.
МТО: учебник, презентация, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.разработка урока
Уроки сторическая песня.docx
Урок №Дата
Тема: Исторические песни.
Цель: повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с
народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как
историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен, выявить их отличие от
былин;
развивать умения работать с текстом, выделять главное, составлять монологический
ответ, слушать других, распределять информацию;
воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.
Тип урока: урок новых знаний.
МТО: учебник, презентация, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.
Ход урока:
1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора – с
песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим
основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие
песен от былин.
3. Проверка домашнего задания. Но сначала мы повторим ранее изученный материал по
устному народному творчеству. Пока я раздаю карточки с заданиями, откройте свои
тетради и учебники и повторите все термины и определения (на карточках напечатаны
термины, на которые учащиеся должны дать определения).
4. Объяснение новой темы.
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению такого жанра фольклора, как песня.
Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного
народного творчества. Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где
герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и
верность. Песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с
любимым и радость встречи, память о войнах и походах и другое. Существует два вида
народных песен:
Народные песни
Исторические Лирические бытовые
Сегодня мы поговорим о народных исторических песнях. Записываем определение: Исторические песни – эпические и лироэпические народные
песни, повествующие об исторических событиях и их героях.
Составим таблицу периодизации песен:
XIIIXIV
1314
ВЕКА
XV
15 ВЕК
Появление первых
исторических песен. Эпоха
татаромонгольского
нашествия.
XVI
16 ВЕК Начало расцвета жанра ИП.
Время формирования русской
нации и укрепления
централизованного
государства.
XVII
17 ВЕК События «смуты», смерть
сына Ивана Грозного,
появление Лжедмитриев,
поход поляков на Русь,
восстание под
предводительством Степана
Разина.
Песни о взятии Рязани Батыем.
Картины страшного своеволия и насилий,
чинимых полчищами степных кочевников.
«Щелкан Дудентьевич»
Песни о взятии Казани, о деятельности
Ивана Грозного и о Ермаке.
В песнях воплощена надежда на
освобождение народа. Песни отражают
моменты восстания.
XVIII
18 ВЕК Развиваются новые черты
песни. Сюжеты песен связаны
с военными событиями.
XIX
19 ВЕК Мотивы прошлых лет в новом
оформлении, авторские
переработки песен.
Песни о Петре Первом, о Пугачеве, о
Суворове. Появляется новый герой –
солдат.
Темы: русскоперсидская война 18041813
года, Отечественная война 1812, русско
турецкая война 18281829. Образы
Кутузова, Платова, Нахимова, Наполеона.
Жанровые особенности исторических песен.
Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен.
1. Термин «исторические песни» не народный, он создан и введен в употребление
фольклористами, литературоведами, историками. В народе эти произведения назывались
просто «песнями».
2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.
3. Это стихотворный и эпический жанр.
4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.
5. Предмет ИП – конкретные события и лица. 6. ИП – это повествование о прошлом.
7. Герои ИП – известные исторические деятели.
8. В ИП есть две основные тематические линии: военная (военногероическая) (песни о
войнах и полководцах) и социальная (повстанческая) (песни о Степане Разине и Е.
Пугачеве).
Исторические песни и былины:
Различие
Историческая песня
Описаны реальные факты,
нет ничего
фантастического, действие развивается вполне
конкретно.
Герой – обыкновенный человек, действительно
когдато живший и прославившийся.
Былина
В основе лежит художественный вымысел,
время и пространство условное.
Герой – богатырь, наделенный
необыкновенной силой, изображен
гиперболично.
Отличительной чертой ИП является создание циклов.
Доклады учеников. Некоторых ребят я попросила подготовить доклады по
историческим песням, давайте их послушаем и узнаем дополнительную информацию.
Доклады на темы: «Песни об Иване Грозном», «Песни о Степане Разине», «Песни о Петре
Первом», «Песни о Емельяне Пугачеве».
Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического
изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные
характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми
формулами, а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала
необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не
сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины
16 века, психологические качества которого были широко известны в народе.
5. Домашнее задание. Материал на страницах, прочитать песни на страницах (по старому
учебнику стр. 65 – 67, песни стр. 67 – 70)
6. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"
Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"
Урок литературы в 5 классе "Исторические песни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.