Урок русского языка "Имя прилагательное" (5 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.04.2017
Данный урок русского языка обобщает и систематизирует знания учащихся о прилагательном как части речи, закрепляет орфографические навыки, развивает письменную и устную речь учащихся, память, мышление, умение работать самостоятельно, развивает умение анализировать. Знакомит учащихся с композитором Чайковским, прививает любовь детей к музыке.
Имя прилагательное.docx
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Имя прилагательное.
Задачи урока:
1. Систематизация знаний учащихся об этой части речи.
2. Выработка умений и навыков распознавания имени прилагательного.
3. Употребление имени прилагательного в устной и письменной речи
учащихся.
Тип урока: урок – обобщение.
Метод обучения: информационноразвивающий.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Оборудование: диаграмма Венна, опорные слова, таблица.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности учащихся к уроку.
4. Тема и задачи урока.
II. Психологический настрой.
Учитель: Ребята, если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он
пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная
задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное –
трудолюбивыми.
Молодцы!
Учитель: Ребята, как мы называем человека, который работает спустя
рукава? (лентяй)
Как мы называем человека, который трудится, засучив рукава? (работяга)
Как называются устойчивые сочетания работать спустя рукава, трудиться
засучив рукава? (фразеологизмы)
А как мы будем сегодня работать на уроке?
III. Игровая разминка «Угадай, что это?»
Учитель: А чтобы мы с вами хорошо поработали, мы немного поиграем. Но
игра не простая, вам необходимо угадать предметы, о которых я буду
говорить.
1. Круглый, синий, резиновый. (мяч) 2. Деревянный, квадратный, письменный. (стол)
3. Снежная, холодная, суровая. (зима)
4. Яркое, тёплое, красивое. (солнце)
5. Хрустальная, большая, стеклянная. (ваза)
Какая часть речи помогла вам выполнить это задание? (Имя
существительное)
Молодцы!
IV. Мозговая атака.
Учитель: Для дальнейшей работы на уроке нам необходимо повторить все то,
что мы уже узнали об имени прилагательном.
– Какой раздел русского языка изучает части речи?
Какие части речи мы уже с вами изучили?
На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
С какой частью речи связано прилагательное?
Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?
Какой делают нашу речь имена прилагательные?
V. Словарная работа.
Учитель: Итак, открываем тетради. Записываем число, классная работа.
Ребята, обратите внимание. На доске записаны 3 слова: искус..тво,
творч..ство, м..стерство. Вам необходимо вставить пропущенные буквы и
записать полученные слова в тетради.
Затем с каждого ряда выбирается один ученик. Он записывает своё слово, т.о.
осуществляется правильное написание слов.
Учитель: Ребята, а что у вас ассоциируется со словом искусство?
Ответы: кино, песня, литература, живопись, театр и т.д.
живопись театр литература
искусство
мультфильмы
VI. Работа у доски.
1 задание: Просклоняйте словосочетание весёлая песня.
И.п. весёлая песня
Р.п. весёлой песни
Д.п. весёлой песне
В.п. весёлую песню Т.п. весёлой песней
П.п. (о) весёлой песне
2 задание: Разберите по составу словосочетание народная песня.
Учитель: А теперь представьте себе на миг, что вдруг исчезли из языка
прилагательные . Как бы вы могли сказать: «Доброе утро!», «Какая ты
красивая!»; пожелать приятного аппетита, спокойной ночи и т.д. Из вашей
жизни ушли бы все цвета радуги, всё стало бы серым, мрачным, скучным,
грустным.
– Для чего в нашей речи (устной и письменной) нужны прилагательные?
VII. Работа над текстом.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежит текст о Пете Чайковском.
Петр Чайковский рос в шумной, веселой семье. Целыми днями по дому
разносились детские голоса.
В школе мальчику труднее всех давались арифметические задачи, зато он
легче всех переносил строгий домашний режим, введенный француженкой
Фанни Дюрбах. По её приказанию дети каждый день вставали в шесть
часов.
Фанни Дюрбах учила детей читать пофранцузски и сочинять стихи.
Первое своё стихотворение «На смерть чижика» Петя написал на
французском языке.
Очень рано Петя стал проявлять интерес к музыке. Мальчик
внимательно слушал чистый, мягкий голос матери, которая часто ему
напевала прекрасные мелодии.
Чайковский любил музыку Моцарта. Когда звучало музыкальное
произведение этого композитора, на лице Пети появлялась радостная
улыбка.
Петя быстро освоил игру на фортепиано. Без труда он запоминал ноты и
с легкостью исполнял музыкальные пьесы.
1. Выразительное чтение текста учителем (музыкальное сопровождение).
2.Затем учащиеся читают текст по «цепочке».
3. Отвечают на вопросы по тексту.
Вопросы:
В какой семье рос Чайковский? (шумной, веселой)
Какие задачи с трудом решал Петя? (арифметические)
На каком языке Чайковский написал первое своё стихотворение? ( на
французском языке) Какая улыбка появлялась на лице Пети, когда он слушал музыку Моцарта?
(радостная)
Какие пьесы исполнял Чайковский? (музыкальные)
VIII. Работа у доски.
Учитель: Для того, чтобы понять как хорошо вы запомнили текст,
необходимо выполнить следующее задание.
Задание: вставьте прилагательные в предложения.
1. Петр рос в …, …семье.
2. Он легко переносил …, …режим.
3. Мальчик внимательно слушал …, … голос матери.
IX. Миниопрос.
– Каким членом предложения являются вставленные вами прилагательные?
(определение)
Что обозначает имя прилагательное?
Как определить род и число имени прилагательного?
Н., красивый дом (м.р., ед.ч., И.п)
X. Использование диаграммы Венна.
Учитель: Мы с вами определили, что морфологические признаки
прилагательного зависят от морфологических признаков имени
существительного. Вам необходимо отметить, что характерно только для
имени существительного, а что только для имени прилагательного. А также
отметить, что у этих самостоятельных частей общего.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1. Самостоятельная
часть речи
2. Морфологические
признаки
XI. Игровое задание «Облачко».
Учитель: Вы все знаете, что в Казахстане русский язык является языком
межнационального общения, а казахский язык – государственным языком. В
своей речи мы употребляем как русские слова, так и слова на казахском языке.
Задание: Необходимо найти соответствия в ЛЗ русских и казахских слов.
хороший
известный
красивый
К какой части речи относятся эти слова?
Каких людей можно охарактеризовать этими словами?
XII. Тест.
Учитель: Логическим завершением проверки знаний о прилагательном будут
тесты, которые находятся у вас на партах.
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) что делать?
в) какой? чей?
2. Укажите словосочетание, в котором прилагательное отвечает на вопрос
ЧЕЙ?
а) прекрасная музыка;
б) мамин голос;
в) гениальный художник
3. Укажите словосочетание «прилагательное + существительное в Т.п.»:
а) красивая картина;
б) русским композитором;
в) о современной музыке
4. Укажите словосочетание «прилагательное + существительное во мн.ч.»:
а) лучш.. пианист;
б) интересн.. сказки;
в) изобразительно.. искусство
5. Каким членом предложения являются выделенные слова в предложении:
Картины Абылхана Кастеева проникнуты большой любовью к родной
природе?
а) подлежащим; б) сказуемым;
в) определением.
XIII. Итог урока.
1. Комментирование ответов учащихся.
2. Выставление оценок.
Учитель: Подведя итоги, я хочу закончить наш урок словами казахской
пословицы « Оқу – білім бұлағы, білім – өмір шырағы». «Учения – знания
родник, знания – жизни светильник».
Урок русского языка "Имя прилагательное" (5 класс)
Урок русского языка "Имя прилагательное" (5 класс)
Урок русского языка "Имя прилагательное" (5 класс)
Урок русского языка "Имя прилагательное" (5 класс)
Урок русского языка "Имя прилагательное" (5 класс)
Урок русского языка "Имя прилагательное" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.