Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис. Сложное предложение"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
02.04.2017
Урок проводится после изучения простого предложения и членов предложения. Обучающиеся знакомы с синтаксическим разбором предложения, хорошо ориентируются в типах и стилях речи. Обучающиеся умеют оценивать свои знания и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Свободно ориентируются в терминах по синтаксису, умеют правильно расставлять знаки препинания при союзах. Научаться отличать простое предложение от сложного, сложное - от простого с однородными членами.Урок русского языка в 5 классе по учебнику под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
сложное предл. - 5 кл..docx
Синтаксис. Сложное предложение.
Цели. Обучающие: обучать школьников работе в группах, индивидуальной работе, осуществлению
взаимо и самоконтролю, формировать умения определять количество основ в предложении,
находить сложные предложения в тексте, объяснять постановку знаков препинания и способов связи
простых предложений в сложном.
Развивающие: развивать умения ставить чёткие цели, составлять алгоритмы действий, развивать
критическое и логическое мышление, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: прививать желание быть грамотным, образованным, воспитывать культуру
общения и учения, способствовать осознанию своей значимости в общественном деле.
Формируемые УУД.
Личностные: осознание и осмысление новой учебной деятельности, грамотности как показателя
общей культуры человека.
Регулятивные: умение ставить цель, устно формулировать и характеризовать её, оценивать
результат своей учебной деятельности, осуществлять рефлексию по итогам изученной темы.
Коммуникативные: умения формировать суждения в рамках учебного курса, работать в группе,
слушать мнение собеседника, грамотно вести дискуссию, использовать правила общения.
Познавательные: овладения приёмами отбора и дифференциации языкового материала, извлечение
информации из различных источников.
Планируемые результаты.
Предметные: формировать умения определять количество основ в предложении, находить границы
частей в сложных предложениях, по опознавательным признакам определять место постановки
запятой между простыми предложениями в составе сложного; закрепить навык отличать сложное
предложение от простого с однородными членами.
Личностные: осознать практическую, социальную и личностную значимость учебного материала,
необходимого для изучения языка.
Метапредметные: анализировать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать
выводы).
Основное понятие: сложное предложение.
Межпредметные связи: русский язык, история родного края, изобразительное искусство.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, учебник под
редакцией М.М. Разумовской, П.А.Леканта (2016), словарь художественных терминов.
Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности.
Слово учителя. Пред вами текст с биографическими данными художника В.
I.
II.
1.
Врубеля. Прочитайте его и определите стиль речи, тип текста. (публицистический, тип
повествование)
М.А.Врубель русский художник рубежа XIXXX веков, работавший практически во
всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной
скульптуре и театральном искусстве.
Родился Михаил Александрович 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста.
Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки
живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского
университета.
Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.
В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви
XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне Словарная работа. Объясните значение слов:
персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит
иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и
копировал там фрески.
В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым
меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном
(сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю.
Лермонтова (1891 г.).
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой
родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер
«Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь».
С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой
неоднократно писал.
С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник
писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ —
пастель «Жемчужина» (1904 г.).
Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над
ним Врубель ослеп.
14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге
2.
Полотно – картина
Мольберт – подставка или доска для работы художника
Портрет – картина, на которой изображён человек
Натюрморт – картина, на которой изображёны неодушевлённые предметы
Портретист – художник, создающий портреты.
Баталист художник, изображающий военные сцены.
Учитель. Разобранные нами слова имеют определённую стилистическую окраску.
Как называются данные слова? (профессиональные)
К какой профессии они относятся? (художник)
III.
1.
Учитель: Сегодня наша разминка будет опираться на творчество нашего великого
земляка, чьё имя носит один из художественных музеев г. Омска М.Врубеля.
Запишем два предложения, пропустив одну строчку. Для чего? (Чтобы потом
записать тему урока)
М. А.Врубель – великий художник.
Он создал много картин на сказочные сюжеты.
Для картины «Царевна Лебедь» позировала жена художника, она известная
актриса.
Дайте характеристику предложений по количеству грамматических основ (2 первых
предложения – простые, последнее – сложное)
Если мы говорили о простых предложениях, то какова сегодняшняя тема урока?
(Сложное предложение). Запишите тему урока в пропущенной строке.
Какие задачи нам нужно решить? (Научиться отличать простое предложение от
сложного, сложное от простого с однородными членами)
Какие опорные знания нам понадобятся? (грамматические основы, однородные
члены и союзы, знаки препинания при однородных членах)
2. Выполнение тренировочного упражнения.
Работа над темой урока.
Вступительная беседа. Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет)
В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин)
Дайте характеристику первого предложения. (пов., невоскл., простое, двусоставное,
осл.однород.сказуемыми, которые соединены союзом И)
Почему в 1 предложении нет знаков препинания, а во 2 – стоит запятая перед союзом
И? (если однородные члены соединены союзом И, то запятая не ставится.)
Учитель. Чтобы правильно объяснить запятую в сложном предложении, прочитаем
правило на стр.182 нашего учебника.
Запишем еще одно предложение и дадим его характеристику
Когда туман рассеивался, на востоке появлялся ровный берег. (сложное, части
связаны только интонацией)
Учитель. Если есть союзы в сложном предложении, то это союзное предложение, а
если нет – то бессоюзное. Прочитаем правило учебника на стр.182 и понаблюдаем за
схемами.
Второе предложение сложное. Какое оно: союзное или бессоюзное? (союзное)
3. Физминутка. (на экране )
4. Дидактическая игра «Найдите соответствие».
Учитель. Вы получили карточки , зелёной пастой вставьте пропущенные буквы и
проведите соответствия.
Одн..составное
пр..дложение
Опр..деление
Повеств..вательное
пр..дложение
Распр..странённое
пр..дложение
Дв..составное пр..дложение
Дополнение
Втор..степенный член предложения,
отвечающий на вопросы какой? чей?
Наличие одного главного члена пр..дложения
Наличие второст..пенных членов предложения
Сообщает о какомто событии
Втор..степенный член предложения,
отвечающий на вопросы косвенных падежей
Наличие обоих главных членов пр..дложения
(На экране правильный вариант – проверьте работы соседа и поставьте оценку)
5. Самостоятельная работа. Упражнение 510.1, 2. Списать, вставить буквы и знаки
препинания, подчеркнуть грамматические основы. Составить схемы первых двух
предложений.
IV. Подведение итогов.
Как отличить простое предложение от сложного? (по наличию грамматических
основ)
Как называются сложные предложения, части которого связаны созом? (союзное)
Когда перед союзом И ставится запятая, а когда – нет? (в сложном предложении –
ставится, а в простом при однородных членах нет)
V. Домашнее задание. Упражнение 509. П.64 стр.182 и 1833.
VI. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке
Передайте своё настроение одним распространённым предложением (Обучающиеся
записывают в тетрадях свои предложения: Я хорошо потрудился. Я всё понял (а).
Урок был интересным. Мне понравился урок сегодня.)
Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис. Сложное предложение"
Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис. Сложное предложение"
Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис. Сложное предложение"
Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис. Сложное предложение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.