Конспект урока предназначен для повторения и расширения знаний индивидуального развития в 10 классе. В ходе урока учащиеся должны сформировать знания о начальном периоде онтогенеза – эмбриональном развитии и его стадиях, охарактеризовать зародышевые листки, объяснить основы взаимовлияния частей развивающегося зародыша и влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.
зародышевое развитие.docx
Урок биологии в 10 классе. «____»_______________ 20____ г.
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.
Цель. Углубить и расширить знания об индивидуальном развитии организмов.
Задачи.
Образовательные: сформировать знания о начальном периоде онтогенеза –
эмбриональном развитии и его стадиях, охарактеризовать зародышевые
листки, объяснить основы взаимовлияния частей развивающегося зародыша и
влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.
Развивающие: развивать умения правильно обобщать данные, делать выводы,
умения сравнивать, анализировать, выделять главное.
Воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к
природе и своему здоровью.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
Биологический диктант.
1) Процесс формирования половых клеток, получил название ...
2) Процесс слияния гамет получил название ...
3) В результате слияния двух гамет образуется ...
4) Женская гамета называется ..., а процесс ее образования ....
5) Для рыб характерен ... способ оплодотворения.
Тест.
1. Для женских гамет млекопитающих, по сравнению с другими
3. Установите соответствие между половыми клетками и признаками,
характерными для них.
Признаки
Половые клетки
1. Большое количество цитоплазмы
2. Подвижность А)
3. Очень плотная упаковка ДНК в ядре Б)
яйцеклетка
сперматозоид
4. Округлая форма
клетками, характерны:
А) малые размеры;
Б) неспособность к делению;
В) диплоидный набор хромосом;
Г) относительно крупные размеры;
Д) гаплоидный набор хромосом;
Е) подвижность в зрелом состоянии.
А) конъюгация хромосом
Б) расположение хромосом по экватору клетки
В) утолщение и спирализация хромосом;
Г) расхождение хроматид к полюсам клетки;
Д) второе деление;
Е)образование гамет
2. В какой последовательности происходит образование гамет? 5. Содержит запас питательных веществ
6. Отсутствуют многие типичные органоиды
7. Относительно большие размеры
8. В головке находится – органоид, содержащий
Ферменты для растворения оболочки гаметы
противоположного пола.
4. Выберите правильные утверждения.
А) образование мужских и женских половых клеток происходит
одинаково
Б) при овогенезе образуется только одна зрелая яйцеклетка.
В) сперматозоиды мельче яйцеклеток и подвижны.
Г) в сперматозоидах активно идут процессы синтеза белка и других
органических веществ.
Д) Размеры яйцеклетки у представителей разных классов очень
близки.
5. В гаплоидных клетках человека 23 хромосомы. Сколько хромосом
6. В соматических клетках шимпанзе 48 хромосом. Сколько хромосом
содержится:
А) в сперматозоидах человека_______________;
Б) в яйцеклетке _____________;
В) в соматических клетках после митоза _______________;
Г) в оплодотворенной яйцеклетке ___________________ ;
Д) в клетках печени ____________________ ;
Е) в клетках кожи _______________ .
содержится:
А) в сперматозоидах шимпанзе _______________;
Б) в яйцеклетке _____________;
В) в соматических клетках после митоза _______________;
Г) в оплодотворенной яйцеклетке ___________________ ;
Д) в клетках желудка ________________________ ;
Е) в клетках крови ________________________ .
Бланк ответов.
Биологический диктант.
1) гаметогенез
2) оплодотворение
3) зигота
4) яйцеклетка, оогенез
5) наружное
Тест.
1.
б г
д
в
а
б д г
е
2
б
3
б
1
а
б в
4.
2.
4
а
5
а
6
б
7
а
8
б
3.
5. А) 23 Б) 23 В) 46 Г) 46 Д) 46 Е)
46
6. А) 24 Б) 24 В) 48 Г) 48 Д) 48 Е)
48 3. Изучение новой темы.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма.
3 типа онтогенеза:
- личиночный – насекомые, рыбы, земноводные – желтка в яйцеклетках
мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая питается и
растет самостоятельно.
- яйцекладный – рептилии, птицы, яйцекладущие млекопитающие –
яйцеклетки богаты желтком, зародыш развивается внутри яйца, стадия
личинки отсутствует.
- внутриутробный – млекопитающие – зародыш развивается внутри
организма матери, заканчивается деторождением.
оплодотворение рождение
смерть
или выход из яйцевых
оболочек
эмбриональный период постэмбриональный
период
- дробление - прямое развитие
- бластула - непрямое
развитие
- гаструла
- нейрула
«Стадии эмбрионального развития» стр. 132-133
Стадии развития
Дробление
Бластула
Гаструла
Нейрула
Описание процесса
Рисунок
Гистогенез и органогенез – формирование комплекса тканей и осевых
органов из зародышевых листков.
Задание: выписать какие органы или системы органов образуются из
зародышевых листков. Стр. 134
Влияние условий окружающей среды на развитие зародыша. Сообщения
учащихся.
Беседа с использованием вопросов.
1) В результате какого процесса из зиготы возникает многоклеточный
4. Закрепление.
организм?
2) С какого момента начинается и чем заканчивается стадия бластулы?
3) С какого момента начинается и заканчивается стадия гаструлы?
4) Что такое зародышевые листки, каковы их функции?
5. Домашнее задание.§35,36 Биологический диктант.
1)
2)
3)
4)
5)
Тест.
1.
1
2
3
2.
4
4.
5
6
7
8
3. 5. А) Б) В) Г) Д) Е)
6. А) Б) В) Г) Д) Е)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.