Конспект урока "Индивидуальное развитие. Эмбриональный период." (10 класс, биология)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока предназначен для повторения и расширения знаний индивидуального развития в 10 классе. В ходе урока учащиеся должны сформировать знания о начальном периоде онтогенеза – эмбриональном развитии и его стадиях, охарактеризовать зародышевые листки, объяснить основы взаимовлияния частей развивающегося зародыша и влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.
Иконка файла материала зародышевое развитие.docx
Урок биологии в 10 классе. «____»_______________ 20____ г. Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Цель. Углубить и расширить знания об индивидуальном развитии организмов. Задачи. Образовательные: сформировать знания о начальном периоде онтогенеза – эмбриональном развитии и его стадиях, охарактеризовать зародышевые листки, объяснить основы взаимовлияния частей развивающегося зародыша и влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона. Развивающие: развивать умения правильно обобщать данные, делать выводы, умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе и своему здоровью. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Повторение изученного материала. Биологический диктант. 1) Процесс формирования половых клеток, получил название ... 2) Процесс слияния гамет получил название ... 3) В результате слияния двух гамет образуется ... 4) Женская гамета называется ..., а процесс ее образования .... 5) Для рыб характерен ... способ оплодотворения. Тест. 1. Для женских гамет млекопитающих, по сравнению с другими 3. Установите соответствие между половыми клетками и признаками, характерными для них. Признаки Половые клетки 1. Большое количество цитоплазмы 2. Подвижность А) 3. Очень плотная упаковка ДНК в ядре Б) яйцеклетка сперматозоид 4. Округлая форма клетками, характерны: А) малые размеры; Б) неспособность к делению; В) диплоидный набор хромосом; Г) относительно крупные размеры; Д) гаплоидный набор хромосом; Е) подвижность в зрелом состоянии. А) конъюгация хромосом Б) расположение хромосом по экватору клетки В) утолщение и спирализация хромосом; Г) расхождение хроматид к полюсам клетки; Д) второе деление; Е)образование гамет 2. В какой последовательности происходит образование гамет?5. Содержит запас питательных веществ 6. Отсутствуют многие типичные органоиды 7. Относительно большие размеры 8. В головке находится – органоид, содержащий Ферменты для растворения оболочки гаметы противоположного пола. 4. Выберите правильные утверждения. А) образование мужских и женских половых клеток происходит одинаково Б) при овогенезе образуется только одна зрелая яйцеклетка. В) сперматозоиды мельче яйцеклеток и подвижны. Г) в сперматозоидах активно идут процессы синтеза белка и других органических веществ. Д) Размеры яйцеклетки у представителей разных классов очень близки. 5. В гаплоидных клетках человека 23 хромосомы. Сколько хромосом 6. В соматических клетках шимпанзе 48 хромосом. Сколько хромосом содержится: А) в сперматозоидах человека_______________; Б) в яйцеклетке _____________; В) в соматических клетках после митоза _______________; Г) в оплодотворенной яйцеклетке ___________________ ; Д) в клетках печени ____________________ ; Е) в клетках кожи _______________ . содержится: А) в сперматозоидах шимпанзе _______________; Б) в яйцеклетке _____________; В) в соматических клетках после митоза _______________; Г) в оплодотворенной яйцеклетке ___________________ ; Д) в клетках желудка ________________________ ; Е) в клетках крови ________________________ . Бланк ответов. Биологический диктант. 1) гаметогенез 2) оплодотворение 3) зигота 4) яйцеклетка, оогенез 5) наружное Тест. 1. б г д в а б д г е 2 б 3 б 1 а б в 4. 2. 4 а 5 а 6 б 7 а 8 б 3. 5. А) 23 Б) 23 В) 46 Г) 46 Д) 46 Е) 46 6. А) 24 Б) 24 В) 48 Г) 48 Д) 48 Е) 483. Изучение новой темы. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. 3 типа онтогенеза: - личиночный – насекомые, рыбы, земноводные – желтка в яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая питается и растет самостоятельно. - яйцекладный – рептилии, птицы, яйцекладущие млекопитающие – яйцеклетки богаты желтком, зародыш развивается внутри яйца, стадия личинки отсутствует. - внутриутробный – млекопитающие – зародыш развивается внутри организма матери, заканчивается деторождением. оплодотворение рождение смерть или выход из яйцевых оболочек эмбриональный период постэмбриональный период - дробление - прямое развитие - бластула - непрямое развитие - гаструла - нейрула «Стадии эмбрионального развития» стр. 132-133 Стадии развития Дробление Бластула Гаструла Нейрула Описание процесса Рисунок Гистогенез и органогенез – формирование комплекса тканей и осевых органов из зародышевых листков. Задание: выписать какие органы или системы органов образуются из зародышевых листков. Стр. 134 Влияние условий окружающей среды на развитие зародыша. Сообщения учащихся. Беседа с использованием вопросов. 1) В результате какого процесса из зиготы возникает многоклеточный 4. Закрепление. организм? 2) С какого момента начинается и чем заканчивается стадия бластулы? 3) С какого момента начинается и заканчивается стадия гаструлы? 4) Что такое зародышевые листки, каковы их функции? 5. Домашнее задание.§35,36Биологический диктант. 1) 2) 3) 4) 5) Тест. 1. 1 2 3 2. 4 4. 5 6 7 8 3.5. А) Б) В) Г) Д) Е) 6. А) Б) В) Г) Д) Е)