Биология 5
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель:При изучении новой темы учащиеся должны выяснить, какие вещества входят в состав клетки.
Задачи:
образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в
жизнедеятельности клетки.
развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинноследственные
связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать
совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение
к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
знать химический состав клетки;
рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
регулятивные: самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения
проблемы и средства достижения цели;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать
свое;
коммуникативные: обсуждать в рабочей группе информацию;
слушать товарища и обосновывать свое мнение;
выражать свои мысли и идеи.
познавательные: работать с учебником;
находить отличия;
составлять схемыопоры;
работать с информационными текстами;
объяснять значения новых слов;
сравнивать и выделять признаки;
уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1 Продолжить формирование умения работать с учебником.
2 Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемыопоры, работать с
информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3 Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы,
схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1 Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие
при работе в группе (паре).
2 Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3 Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД 1 Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать
версии.
2 Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы,
интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3 Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава
клетки.
4 Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
5 Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6 Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1 Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
самопознанию.
2 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4 Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная,фронтальная, групповая.
Методы:частичнопоисковый.
Ход урока
I. Мотивация
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже
назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!
1 Раствор марганцовки с уксусом
→
красное окрашивание; к полученному раствору
добавляем соду
зелёное окрашивание.
→
2 В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (рр гидроперита)
обесцвечивание раствора.
Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)
→
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного
вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы!
Все знаете!
Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это
утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно.
Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
Объедините данные понятия одним словом (цитоплазма, ядро, хлоропласты, оболочка) –
клетка.
Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
На нашей планете от края до края
Природа повсюду тебя окружает.
Тела ее массу загадок таят
Из атомов разных веществ состоят.
Лед, облака и капли росы –
Они состоят из обычной воды
Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов.
Растения тоже загадку хранят
Хотите узнать, из чего состоят?
Их корень и листья, плоды, семена
Раскроют нам тайну состава сполна.
.
Тема урока «Химический состав клетки».
III. Актуализация нового материала.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки
имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический
состав.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны.
Все химические вещества делятся на органические и неорганические. Органические и
неорганические вещества по разному относятся к нагреванию. Вам всем знакомы такие вещества, как
поваренная соль и сахар. Сахар из них является органическим, а соль неорганическим. Нагреем эти
вещества.
Как вы считаете, какие вещества называются органическими? неорганическими?
выясним, какие вещества входят в состав клетки.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.
1. Прокаливание семян
Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки
мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
Роль воды в клетке:
1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
2. Входит в состав цитоплазмы.
3. Составляет основу клеточного сока.
Продолжим прокаливать семена, какие вещества сгорят? а какие останутся?
Что остается после горения дров? – зола. Много? Зола – это минеральные соли.
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще
всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других
элементов.
Роль минеральных солей в клетке:
1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
2. Входят в состав межклеточного вещества.
Вода и минеральные соли это неорганические вещества.
Органические вещества вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти
вещества содержатся или производятся живыми организмами.
А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.
1 Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника.
Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.
Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)
Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масложир)
Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир.
Эти растения называют масличными.
Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?
Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?
Проделаем еще один опыт
Определение крахмала
На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?
Возьмите тесто, заверните в марлю и опустите его в стакан с водой. Поболтайте его в
стаканчике.Что вы наблюдаете? (Помутнение воды) Из чего делают тесто? А муку?
Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.
Что наблюдаете? (Раствор посинел)
Какой вывод мы можем сделать?
Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержитсякрахмал, который синеет при
действии йода)
В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?
Как вы думаете из чего получают сахар?(правильно, из сахарного тростника или свеклы)
А что такое тростник и свекла?(Растения)
Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений
содержится сахар)
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.
Что чувствуете? (скользкое, клейкое)
Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста
белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку
человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.
Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)
Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным
частям растений)
Физкультминутка
определите роль органических веществ в клетке.стр. 41
Каково значение органических веществ в клетке?
Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании
семян.
Роль углеводов в клетке:
Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией
растения.
Роль белков в клетке: запасаются в клетках, регулируют процессы жизнедеятельности.
VI. Закрепление по эталону
Биологический диктант:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.( йод)
2. Общее название солей, содержащихся в клетке.(минеральные)
3.Веществоуглевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.(крахмал)
4.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)
5.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.(неорганические) 6.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)
7.Растительный белок, оставшийся после промывания теста.(клейковина)
8.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.(синий)
V. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся
после урока по вопросам:
Все ли вам было понятно в течение урока?
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какая часть урока вызвала затруднение?
Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §8
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о
содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими
веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. Рабочая карта урока.
Учени_____ 5 класса_____________________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________________________________
Неорганические вещества _______________________________________________________________
Органические вещества _________________________________________________________________
Что наблюдаем
Вывод
Что делаем
Положим в пробирку сухие
семена и прокалим их на огне.
Проведем длительное
нагревание семян.
Возьмите салфетку между
листочками положите
несколько семечек
подсолнечника. Обратной
стороной карандаша или ручки
раздавите семена.
На клубень картофеля
капните йод
Возьмите стаканчик с водой,
опустите туда комочек теста,
завернутый в марлю.
Поболтайте его в стаканчике.
Отлейте немного воды в
стаканчик и накапайте туда
раствор йода.
Аккуратно выньте комочек
теста и осмотрите его,
развернув марлю. Потрогайте
его пальцем.
Составьте схему. «Химический состав клетки».
вещества
___________________________________ _________________________________________ __________ ___________________ _______________ _________________
___________________ ____________ ____________________
Биологический диктант:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
2. Общее название солей, содержащихся в клетке.
3.Веществоуглевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
4.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.
5.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
6.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
7.Растительный белок, оставшийся после промывания теста.
8.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.
Конспект урока ипрезентация к уроку "Химический состав клетки" (5 класс, биология, ФГОС)
Конспект урока ипрезентация к уроку "Химический состав клетки" (5 класс, биология, ФГОС)
Конспект урока ипрезентация к уроку "Химический состав клетки" (5 класс, биология, ФГОС)
Конспект урока ипрезентация к уроку "Химический состав клетки" (5 класс, биология, ФГОС)
Конспект урока ипрезентация к уроку "Химический состав клетки" (5 класс, биология, ФГОС)
Конспект урока ипрезентация к уроку "Химический состав клетки" (5 класс, биология, ФГОС)
Конспект урока ипрезентация к уроку "Химический состав клетки" (5 класс, биология, ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.