Конспект урока истории "Крещение Руси"
Оценка 4.9

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл—6 кл
06.11.2019
Конспект урока истории "Крещение Руси"
Конспект урока истории "Крещение Руси" Задачи урока -знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа; -уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий; -извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста. способствовать формированию умений анализировать исторический материал, используя в работе исторические документы;способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;совершенствовать навыки устной речи, развить умения работы с текстом учебника, формировать умения комментировать и анализировать, умение понимать и объяснять исторические термины. способствовать развитию уважения и любви к Родине. Основные понятия : язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.
Крещение Руси.docx
Технологическая карта урока Тема урока Предмет Класс Крещение Руси История 6 Педагогическая цель Задачи урока Тип урока Методы обучения Формы работы Подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси. Обучающие: ­знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение  этого события для русского народа; ­уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий; ­извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста. Развивающие:способствовать формированию умений анализировать исторический материал, используя в работе  исторические документы;способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы  различных общественных групп;совершенствовать навыки устной речи, развить умения работы с текстом учебника,  формировать умения комментировать и анализировать, умение понимать и объяснять исторические термины. Воспитательные:способствовать развитию уважения и любви к Родине. Изложение нового материала Иллюстративно­словесный, практический Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос) Индивидуальная Работа в парах Предметные результаты Способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   и   приемы   исторического   анализа   для  раскрытия сущности  и   значения  событий   и   явлений   прошлого;   умение  изучать   и   систематизировать   информацию   из   различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность Личностные результаты  Осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Осознавать историческое значение принятия христианства   на   Руси,   дополнить      знания   обучающегося   о   социально­исторических   процессах, сопровождавших принятие   христианства. сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам, совершенствовать навыки групповой работы, помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.     Метапредметные результаты Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, Основное содержание темы, понятия и термины Образовательные ресурсы формулировать и обосновывать выводы) Понятия: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство. Учебник. Презентация к уроку.  Дидактический материал к уроку и для выполнения домашнего задания. Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер) Презентация к уроку.  Дидактический материал к уроку и для выполнения домашнего задания. Организационная структура урока № 1. Мотивационный. Этап урока 1.1. Актуализация знаний ­ Какую большую тему мы изучаем?  ­ Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с  правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились? Загадки: О ком идет речь?Приложение 1 1.2. Формулировка темы урока ­ Определите тему урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме  «Крещение Руси». ­ Как вы думаете,  о чём мы с вами будем говорить? Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока… Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться? «Мозговой штурм»:  Запись  предположений учащихся на доске ­  формирование «корзины  идей» Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы 1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели ­ Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи. Совместно с детьми формулируется план. План изучения новой темы: 1.Начало правления князя Владимира. 2.Причины принятия христианства на Руси. 3.Крещение Руси. 4.Русская православная церковь. 5.Значение принятия христианства на Руси . ­ Послушайте мнения различных историков о Владимире. Высказывания историков о князе Владимире: «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным  солнцем для народа». С. М. Соловьёв. Проблемный вопрос. Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? 2.1. Изучение нового материала (открытие нового) 2. Операциональный Деятельность ученика Отвечают на поставленные   вопросы;  Актуализируют свои знания ; ­ В результате анализа предлагают  свои варианты формулировки темы; ­ Определяют тему урока; ­ Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения,  составляют план урока Работа с опорным сигналом­схемой «Династия Рюриковичей в 9­н.11  вв.» ­ Осуществляют поиск информации; ­ Ведут записи в тетради, используя  учебник и презентацию урока. ­ Осуществляют поиск информации  и ее преобразование ­ Узнают и запоминают  существующие понятия ­ Осуществляют поиск информации  по картам атласа ­ Работают с текстом учебника, с  атласом и анализируют  данные ­ Оформляют схему ­ Разрешают возникшее затруднение  путем поиска информации Индивидуальная работа  учащихся.  Заполнение таблицы в тетради ­ Объясняют и отвечают на вопросы  и задачи, используя все введенные  на уроке понятия. Беседа с классом: 1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав? 2.Какие сыновья претендовали на киевский престол? Задание классу: ­ самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских  землях; ­ ответьте на вопрос: « Кто из сыновей  победил в борьбе за Киев?» Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев. Учитель: ­ Перед князьями стояли задачи:  1) укрепление обороны государства;  2) четкой организации сбора налогов;  3) усиление княжеской власти;  4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней  торговли. ­ Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи. Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира. ­ Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве. ­ После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи , но и ближние  радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова  возвратить их под начало Киева. ­ Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении  огромной державы под своей властью. Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине. ­ После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли).  Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях. ­ При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей. В 981г.  Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы  борьбы сыновей Святослава за власть. Вопросы учащимся: ­ Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли,  потому что опираться на военную силу было нельзя? ( принять единую религию) При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла  христианство. Русь, переходя к новой религии­единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии,  иудаизм как в Хазарии, ислам как  в Волжской Булгарии.  Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы: ­какую веру выбрал Владимир и почему? 3. Рефлексивно­оценочный этап 3.1 Подведение итогов. Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные  события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто  навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед. ­ Давайте вспомним наш проблемный вопрос: Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? (ответы обучающихся, вывод)  Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли  вопросы  ответили. Что мы  с  вами  делали,  чтобы  получить  ответы  на  эти  вопросы,  подберите  ряд глаголов  (работали  с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах)  Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь? ­ Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси  из дополнительной литературы? 3.2. Рефлексия. ­Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?  Приложение 3 3.3. Инструкция к выполнению домашнего задания. § 5, учить термины по истории Древней Руси.  Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси?  2.   Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства» 3.Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет­ресурсах изображение первых русских  храмов, подготовьте презентацию.         ­ Объясняют и отвечают на вопросы  и задачи, используя все введенные  на уроке понятия.  ­ Проводят анализ достигнутых  результатов путем сравнения с  целями урока. ­ Осуществляют рефлексию учебной деятельности Приложение 1 Загадки: О ком идет речь? 1.Ходил в поход он на Царьград, Да только сам тому не рад. Сожжен был «греческим огнем», Древлянами был уничтожен он. (Игорь) 2.Он смел, был и умен без меры, Он покорил и вятичей и меря. «Иду на вы» он обращался к недругу всегда, При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав) 3.Хитра, княгиня оказалась. Большую дань взять отказалась. Потребовав с древлян лишь голубей, Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга) 4.Сел княжить первым в Киев он, И покорил Царьград потом. Вез из полюдья в Киев он товары, И «Вещим» прозван был недаром. (Олег) 5.Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик) Приложение 2 Текст № 1  Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.) «В лето 986. пришли болгары ­ мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем  прислали  греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль  креститься, но он хотел еще разузнать обо  всех верах… В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем  приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой­ восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:­ « Если  хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть  разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру».  Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: «  Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели  как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль  великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки  и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали­ на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не  знали, как лучше рассказать об этом. Знаем  мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той». Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина). « Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года  под стенами, ежели сдадутся,  но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих… К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем  Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к  востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться  советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый  город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае  отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам.  Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру  христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"

Конспект урока истории "Крещение Руси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2019