Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Оценка 4.8

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
23.03.2017
Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Данный конспект урока составлен по учебному пособию под редакцией И.А.Андреева. История России с древнейших времен до 16 века. В данном материале прослеживаются все этапы урока, отрабатываются навыки и умения в работе с учебником, с документами. Большое внимание уделяется работе с картами и атласами и развитию устной речи.
натиск с запада 6 класс.docx
История 6а класс Урок №_______от ________2017г. Тема.  Борьба Руси с западным завоевателями. Цели урока:  ­ познакомить учащихся с внешнеполитической обстановкой в  Северо­Западной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями;                       ­ развивать навыки работы с учебным пособием и исторической  литературой, способствуя развитию устной речи и познавательной активности;                      ­ воспитывать чувство уважения и гордости за историческое прошлое  русского народа. Материалы урока: И.А.Андреев, И.Н.Федоров. История России с древнейших  времен до 16 века. Методическое пособие. История России с древнейших времен до 16 века. Карта « Борьба Руси против иноземных захватчиков в 13 веке»; атласы по курсу,  сообщения учащихся, картосхемы «Невская битва.1240г.» и « Ледовое побоище.  1242г». Основные понятия урока: крестоносцы, духовно­рыцарский орден. Исторические личности: Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Дмитрий  Александрович. Основные события: 1234г.­ победа русских войск у р.Эмайыге 1236г. – битва под Шауляем; 1240г. – Невская битва; 1242г. – Ледовое побоище; 1270г. – договор между Новгородом и Ливонией.                                                             Ход урока Орг. момент I. II. Проверка знаний: Письменная работа. 1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье. Б) что произошло: 988г.­?   1097г.­? 1047г.­? 1223г.­? 1237­1241гг.­? Устный опрос. 2. Когда и где впервые русские дружины столкнулись с монголами? 3.С какой целью Чингизхан, а затем  Батый двинули свои войска на  территорию Восточно­Европейской равнины? 4. Показать на карте путь Батыя в 1237­1238гг. и в 1239­1240гг. 5. Каковы были причины поражения русских земель в борьбе с монголами? Дополнительный вопрос. Как вы думаете. Стали ли русские дружины легкой добычей для  монгольского войска? III.  Изучение нового материала: 1. Духовно­рыцарские ордены в Прибалтике. 2. Русь и Орден. 3. Наступление Ордена на Северо­Западную Русь. Князь Александр  Невский. 4. Раковская битва. 1.2. Духовно­рыцарские ордены в Прибалтике.               Русь и Орден.            Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось  выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями.          Восточноевропейские земли привлекали внимание шведских, немецких и  датских феодалов своими богатствами.       Католическая церковь в этом  процессе играла большую роль, так как призывала к скорейшему крещению  язычников. Задание для учащихся:  прочитать материал п 19 (стр 135­136) и ответить на вопрос­  что привлекало соседей в юго­восточную Прибалтику?  ­ составить хронику продвижения крестоносцев на восток, в северо­ западные русские земли. 1200г. – крестоносцы высадились в устье Западной Двины 1201г. ­ основание крепости Риги; основание ордена меченосцев; 1236г. – поражение крестоносцев под Шавлями 1237г. – возникновение Ливонского ордена в результате объединения ордена  меченосцев и Ливонского ордена. Учащиеся продолжают составлять хронику продвижения крестоносцев на  восток. Задание для учащихся: прочитать материал п 19 (стр 137­138) и  ответить на вопрос­ почему Псков отказался поддержать русских князей и подписал договор с Орденом? 3. Наступление Ордена на Северо­Западную Русь. Князь Александр Невский. Серьезную угрозу новгородским владениям представляли также шведские и  датские рыцари, которые совершали набеги на южное побережье  Прибалтики. Самый прославленный защитник новгородских земель – князь Александр  Ярославич. Сообщение учащегося. В Новгороде в это время княжил 20­ти летний Александр, сын Ярослава  Всеволодовича. Александр рано научился читать и писать, увлекался чтением русских  летописей и переводами византийских хроник с описанием походов  Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет  познакомился с Русской Правдой, присутствовал на заседаниях боярского  совета и княжеского суда, постигая азы управления страной. Бывая с отцом в Новгороде , Александр внимательно присматривался к особенностям  боярского и купеческого правления, наблюдал за деятельностью веча, изучал  работу торгового суда. В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало  с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город  к защите от возможного нападения. Как мы помним, не дойдя 100 верст до  Новгорода , монголы повернули на юг. Но они были не единственными противниками Руси. К нападению на русские  земли усиленно готовились ее западные соседи: немецкие рыцарские ордены,  шведские и датские короли. Александр предпринял энергичные действия по  укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за  устьем Невы.    Летом 1240г. шведская флотилия под командованием ярла Биргера  поднялась по Неве и остановилась в устье  ее притока Ижоры для отдыха.  Александр Ярославич, спешно собрав дружину и новгородских ратников,  подошел к  месту стоянки шведского флота. Скандинавские источники  указывают, что у Биргера было свыше 5 тысяч воинов, у Александра значительно меньше. Решающую роль в сражении сыграли внезапность  нападения и полководческий талант Александра. Командовавший шведским десантом был настолько уверен в успехе, что  послал Александру дерзкий вызов :» Я уже здесь и пленяю твою землю».  Александр решил напасть как можно скорее, пока большая часть сил  противника находилась на кораблях. Дружина Александра вместе с  новгородским ополчением совершили стремительный переход к устью Невы.  15 июля 1240г. русское войско внезапно напало на центр расположения  шведских войск. Одновременно пешие воины наступали вдоль Невы, тесня и  отрезая рыцарей от флота.  Как пишет Карамзин Н.М   « эта блестящая победа, одержанная  Александром, доставила ему имя Невского». Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялось решающее сражение.  Битва вошла в историю под названием Ледового побоища. Испуганные немцы прислали в Новгород с поклоном и заключили мир, отказавшись от Пскова и  завоеваний своих в новгородских землях. 4.Раковорская битва. Задание для учащихся: прочитать материал п 19 ( стр. 139 – 140) и ответить  на вопросы : ­ как летописец оценил масштаб Раковорской битвы? ­ Какую роль в сражении сыграл псковский князь Довмонт? IV. Закрепление изученного материала: Ответить на главный вопрос урока ( стр.141). IV. Домашнее задание: п.19, вопросы и задания. Дополнительное задание: подготовить проект « Александр Ярославич6  человек и государственный деятель». Приложение 1. Письменная работа. 1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье. Б) что произошло: 988г.­?   1097г.­? 1047г.­? 1223г.­? 1237­1241гг.­? В) историческая личность : Чингизхан. Письменная работа. 1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье. Б) что произошло: 988г.­?   1097г.­? 1047г.­? 1223г.­? 1237­1241гг.­? В) историческая личность : Чингизхан. Письменная работа. 1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье. Б) что произошло: 988г.­?   1097г.­? 1047г.­? 1223г.­? 1237­1241гг.­? В) историческая личность : Чингизхан. Письменная работа. 1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье. Б) что произошло: 988г.­?   1097г.­? 1047г.­? 1223г.­? 1237­1241гг.­? В) историческая личность : Чингизхан. Письменная работа. 1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье. Б) что произошло: 988г.­?   1097г.­? 1047г.­? 1223г.­? 1237­1241гг.­? В) историческая личность : Чингизхан. Приложение 2. Сообщение учащегося  на тему « Александр Ярославич» В Новгороде в это время княжил 20­ти летний Александр, сын Ярослава  Всеволодовича. Александр рано научился читать и писать, увлекался чтением русских  летописей и переводами византийских хроник с описанием походов  Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет  познакомился с Русской Правдой, присутствовал на заседаниях боярского  совета и княжеского суда, постигая азы управления страной. Бывая с отцом в Новгороде , Александр внимательно присматривался к особенностям  боярского и купеческого правления, наблюдал за деятельностью веча, изучал  работу торгового суда. В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало  с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город  к защите от возможного нападения. Как мы помним, не дойдя 100 верст до  Новгорода , монголы повернули на юг. Но они были не единственными противниками Руси. К нападению на русские  земли усиленно готовились ее западные соседи: немецкие рыцарские ордены,  шведские и датские короли. Александр предпринял энергичные действия по  укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за  устьем Невы.

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс

Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017