Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
23.03.2017
Данный конспект урока составлен по учебному пособию под редакцией И.А.Андреева. История России с древнейших времен до 16 века.
В данном материале прослеживаются все этапы урока, отрабатываются навыки и умения в работе с учебником, с документами. Большое внимание уделяется работе с картами и атласами и развитию устной речи.
натиск с запада 6 класс.docx
История 6а класс
Урок №_______от ________2017г.
Тема. Борьба Руси с западным завоевателями.
Цели урока: познакомить учащихся с внешнеполитической обстановкой в
СевероЗападной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями;
развивать навыки работы с учебным пособием и исторической
литературой, способствуя развитию устной речи и познавательной активности;
воспитывать чувство уважения и гордости за историческое прошлое
русского народа.
Материалы урока: И.А.Андреев, И.Н.Федоров. История России с древнейших
времен до 16 века.
Методическое пособие. История России с древнейших времен до 16 века.
Карта « Борьба Руси против иноземных захватчиков в 13 веке»; атласы по курсу,
сообщения учащихся, картосхемы «Невская битва.1240г.» и « Ледовое побоище.
1242г».
Основные понятия урока: крестоносцы, духовнорыцарский орден.
Исторические личности: Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Дмитрий
Александрович.
Основные события: 1234г. победа русских войск у р.Эмайыге
1236г. – битва под Шауляем; 1240г. – Невская битва; 1242г. – Ледовое побоище;
1270г. – договор между Новгородом и Ливонией.
Ход урока
Орг. момент
I.
II.
Проверка знаний:
Письменная работа.
1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье.
Б) что произошло: 988г.? 1097г.? 1047г.? 1223г.? 12371241гг.? Устный опрос.
2. Когда и где впервые русские дружины столкнулись с монголами?
3.С какой целью Чингизхан, а затем Батый двинули свои войска на
территорию ВосточноЕвропейской равнины?
4. Показать на карте путь Батыя в 12371238гг. и в 12391240гг.
5. Каковы были причины поражения русских земель в борьбе с монголами?
Дополнительный вопрос.
Как вы думаете. Стали ли русские дружины легкой добычей для
монгольского войска?
III.
Изучение нового материала:
1. Духовнорыцарские ордены в Прибалтике.
2. Русь и Орден.
3. Наступление Ордена на СевероЗападную Русь. Князь Александр
Невский.
4. Раковская битва.
1.2. Духовнорыцарские ордены в Прибалтике.
Русь и Орден.
Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось
выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями.
Восточноевропейские земли привлекали внимание шведских, немецких и
датских феодалов своими богатствами. Католическая церковь в этом
процессе играла большую роль, так как призывала к скорейшему крещению
язычников.
Задание для учащихся: прочитать материал п 19 (стр 135136) и ответить
на вопрос что привлекало соседей в юговосточную Прибалтику?
составить хронику продвижения крестоносцев на восток, в северо
западные русские земли.
1200г. – крестоносцы высадились в устье Западной Двины
1201г. основание крепости Риги; основание ордена меченосцев;
1236г. – поражение крестоносцев под Шавлями
1237г. – возникновение Ливонского ордена в результате объединения ордена
меченосцев и Ливонского ордена.
Учащиеся продолжают составлять хронику продвижения крестоносцев на
восток. Задание для учащихся: прочитать материал п 19 (стр 137138) и
ответить на вопрос почему Псков отказался поддержать русских князей
и подписал договор с Орденом?
3. Наступление Ордена на СевероЗападную Русь.
Князь Александр Невский.
Серьезную угрозу новгородским владениям представляли также шведские и
датские рыцари, которые совершали набеги на южное побережье
Прибалтики.
Самый прославленный защитник новгородских земель – князь Александр
Ярославич.
Сообщение учащегося.
В Новгороде в это время княжил 20ти летний Александр, сын Ярослава
Всеволодовича.
Александр рано научился читать и писать, увлекался чтением русских
летописей и переводами византийских хроник с описанием походов
Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет
познакомился с Русской Правдой, присутствовал на заседаниях боярского
совета и княжеского суда, постигая азы управления страной. Бывая с отцом в
Новгороде , Александр внимательно присматривался к особенностям
боярского и купеческого правления, наблюдал за деятельностью веча, изучал
работу торгового суда.
В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало
с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город
к защите от возможного нападения. Как мы помним, не дойдя 100 верст до
Новгорода , монголы повернули на юг.
Но они были не единственными противниками Руси. К нападению на русские
земли усиленно готовились ее западные соседи: немецкие рыцарские ордены,
шведские и датские короли. Александр предпринял энергичные действия по
укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за
устьем Невы.
Летом 1240г. шведская флотилия под командованием ярла Биргера
поднялась по Неве и остановилась в устье ее притока Ижоры для отдыха.
Александр Ярославич, спешно собрав дружину и новгородских ратников,
подошел к месту стоянки шведского флота. Скандинавские источники
указывают, что у Биргера было свыше 5 тысяч воинов, у Александра значительно меньше. Решающую роль в сражении сыграли внезапность
нападения и полководческий талант Александра.
Командовавший шведским десантом был настолько уверен в успехе, что
послал Александру дерзкий вызов :» Я уже здесь и пленяю твою землю».
Александр решил напасть как можно скорее, пока большая часть сил
противника находилась на кораблях. Дружина Александра вместе с
новгородским ополчением совершили стремительный переход к устью Невы.
15 июля 1240г. русское войско внезапно напало на центр расположения
шведских войск. Одновременно пешие воины наступали вдоль Невы, тесня и
отрезая рыцарей от флота.
Как пишет Карамзин Н.М « эта блестящая победа, одержанная
Александром, доставила ему имя Невского».
Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялось решающее сражение.
Битва вошла в историю под названием Ледового побоища. Испуганные немцы
прислали в Новгород с поклоном и заключили мир, отказавшись от Пскова и
завоеваний своих в новгородских землях.
4.Раковорская битва.
Задание для учащихся: прочитать материал п 19 ( стр. 139 – 140) и ответить
на вопросы :
как летописец оценил масштаб Раковорской битвы?
Какую роль в сражении сыграл псковский князь Довмонт?
IV. Закрепление изученного материала:
Ответить на главный вопрос урока ( стр.141).
IV. Домашнее задание: п.19, вопросы и задания.
Дополнительное задание: подготовить проект « Александр Ярославич6
человек и государственный деятель». Приложение 1.
Письменная работа.
1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье.
Б) что произошло: 988г.? 1097г.? 1047г.? 1223г.? 12371241гг.?
В) историческая личность : Чингизхан.
Письменная работа.
1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье.
Б) что произошло: 988г.? 1097г.? 1047г.? 1223г.? 12371241гг.?
В) историческая личность : Чингизхан.
Письменная работа.
1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье.
Б) что произошло: 988г.? 1097г.? 1047г.? 1223г.? 12371241гг.?
В) историческая личность : Чингизхан.
Письменная работа.
1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье.
Б) что произошло: 988г.? 1097г.? 1047г.? 1223г.? 12371241гг.?
В) историческая личность : Чингизхан.
Письменная работа.
1.а) Объяснить понятия: вече, дружина, курултай, мезолит, улус, полюдье.
Б) что произошло: 988г.? 1097г.? 1047г.? 1223г.? 12371241гг.?
В) историческая личность : Чингизхан. Приложение 2.
Сообщение учащегося на тему « Александр Ярославич»
В Новгороде в это время княжил 20ти летний Александр, сын Ярослава
Всеволодовича.
Александр рано научился читать и писать, увлекался чтением русских
летописей и переводами византийских хроник с описанием походов
Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет
познакомился с Русской Правдой, присутствовал на заседаниях боярского
совета и княжеского суда, постигая азы управления страной. Бывая с отцом в
Новгороде , Александр внимательно присматривался к особенностям
боярского и купеческого правления, наблюдал за деятельностью веча, изучал
работу торгового суда.
В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало
с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город
к защите от возможного нападения. Как мы помним, не дойдя 100 верст до
Новгорода , монголы повернули на юг.
Но они были не единственными противниками Руси. К нападению на русские
земли усиленно готовились ее западные соседи: немецкие рыцарские ордены,
шведские и датские короли. Александр предпринял энергичные действия по
укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за
устьем Невы.
Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Конспект урока истории на тему " Борьба Руси против западных завоевателей" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.