Конспект.
Формируемые универсальные учебные действия:
понимать значимость гражданских ценностей для развития древнеримской цивилизации; давать нравственную оценку поступкам древнеримских героев (Муций Сцевола) и исторических деятелей (Гай Юлий Цезарь); использовать модель древнегреческого полиса для анализа римской гражданской общины, выявлять их сходства;
структурировать текст учебника, составлять на его основе хронологические таблицы;
давать определения понятиям «республика», «патриции», «плебеи», «плебисцит», понимать их современный смысл;
работать в группе, сотрудничать и взаимодействовать в процессе изучения образов древнеримской цивилизации
Ход урока.
1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний.
1. Дайте характеристику эллинистической цивилизации.
2. Какое достижение эллинизма, по вашему мнению, является самым значимым и почему?
3. Изучение нового материала.
Слайд 1. Тема урока: Древний Рим. (запись темы в тетрадь).
Слайд 2. Цель урока: определить основные этапы в развитии римской цивилизации, гражданской общины Рима; выяснить значимость гражданских ценностей для развития древнеримской цивилизации.
Слайд 3. План урока:
1. Периодизация истории Древнего Рима.
2. Римская гражданская община и ранняя республика.
3. Превращение Рима в мировую державу.
4. Римская империя: от принципата к доминату.
5. Возникновение христианства.
6. Вклад древнеримской цивилизации в мировую.
Слайд 4. Периодизация истории Древнего Рима.
Древняя легенда связывает начало истории Рима с потомком троянского героя Энея, сыном Афродиты и троянского царя, который покинув Малую Азию, высадился на побережье Италии, женился на дочери местного этрусского царя. В 753 г до н.э. братья Ромул и Рем, потомки героя Энея, основали Рим. Между братьями возникла ссора, т.к. Рем совершил святотатство с т.зр. законов того времени и Ромул в гневе его убил и стал первым царем Рима.
Слайд 5. Периодизация римской истории.
I. Эпоха царей: 753 – 510 г. до н.э.
II. Ранняя республика: 510 г. до н.э. – сер. III в. до н.э.
III. Поздняя республика, образование Римской державы: середина IIIв. до н.э. – 27 г. до н.э.
IV. Ранняя империя, принципат: 27 г. до н.э. – III в.
V. Кризис III в.
VI. Поздняя империя, доминат: IV в.- 476 г. (падение Западной Римской империи).
Слайд 6. Ранняя история Рима: эпоха царей
Царь |
Достижения |
Ромул |
v Первые религиозные и политические установления, законы |
Нума Помпилий |
v 43 годп мирного правления |
Тулл Гостиний, Анк Манций, Тарквиний Древний |
v Рим стал большим городом с храмами, мощеными улицами |
Затем следовали правления
Слайд 7.
Сервий Тулий |
v разделил римлян на пять групп в соответствии с имущественным положением v убит Тарквинием |
Тарквиний Гордый |
v последний римский царь - жестокий тиран, нарушавший римские законы v народ восстал против царя, изгнал его и дал клятву никогда больше не подчиняться власти царей. |
В 510 г.до н.э. в Риме была установлена республика.
Слайд 8. Проанализируйте п 2, § 6 (с. 76-79),
Задание: Выделите характерные черты римской гражданской общины, выводы систематизируйте в таблице.
Цивитас - гражданская община
Линии сравнения |
Характерные черты |
Гражданство |
|
Права и обязанности гражданина |
|
Экономическая основа |
|
Роль рабства |
|
Слайд 9. Проверка выполнения задания.
Цивитас - гражданская община
Линии сравнения |
Характерные черты |
Гражданство |
Принадлежность к патрициям (позднее и к плебеям), владение зе-мельным наделом и право носить оружие |
Права и обязанности гражданина |
Участие в народном собрании (принятие законов); воинская повинность |
Экономическая основа |
Коллективная собственность на землю, распределявшуюся между большими семьями -фамилиями (сочетается с частным землевладе-нием) |
Роль рабства |
Классическое рабство |
Сравните цивитас с полисом, определите сходство и различие.
Какие категории населения можно выделить в римской республике? Как изменилось их положение по мере развития республики?
Слайд 10-11. Превращение Рима в мировую державу.
Процесс превращения Рима в мировую державу начался с завоевания Италии.
Дата |
Событие |
Итоги и значение |
425 – 308 гг. до н. э |
Завоевание Этрурии |
Присоединение обширной территории к северу, обеспечение Рима недостающим металлом |
390 г. до н. э. |
Нашествие галлов
|
Ухудшение внешнеполитического положения Рима |
360-е гг. до н. э. |
Разгром галльских племён |
Рим закрепил свои позиции в Северной Италии до реки Рубикон |
343-341 гг. до н. э |
Первая Самнитская война
|
Захват Кампанской равнины |
к 338 г. до н. э. |
Полное подчинение эквов, вольсков и латинов |
Рим - одно из сильнейших государств Центральной Италии |
327-304 гг. до н. э |
Вторая Самнитская война |
Римляне потерпели тяжёлое поражение, но мощь самнитов была сломлена. |
298-290 гг. до н. э. |
Третья Самнитская война |
Самниты сдались, сохранили за собой не-большую территорию и были вынуждены стать римскими союзниками |
290 г. до н. э. |
Покорение сабинян |
Вся средняя Италия оказалась в руках римлян |
280-272 гг. до н. э |
Борьба с греческими городами-колониями |
Риму подчинились города юга Италии |
Слайд 12-13.
Дата |
Событие |
241 г. до н. э. |
Окончание Первой пунической войны. Присоединение Сицилии, Сардинии и Корсики |
220-е гг. до н. э. |
Завоевание Предальпийской Галлии |
201 г. до н. э. |
Окончание Второй пунической войны. Карфаген поставлен в зависимость от Рима |
197-133 гг. до н. э. |
Войны в Испании, закончившиеся покорением большей части её территории |
190 г. до н. э. |
Разгром Сирийского царства Антиоха. Он отказался от большей части своих земель в Европе и Малой Азии (переданы Пергаму) |
168 г. до н. э. |
Победа над иллирийцами (северное побережье Адриатического моря) |
168 – 148 гг. до н. э. |
Окончание Третьей македонской войны. Завоевание Македонии, превращение её в колонию |
146 г. до н. э. |
Разрушение Карфагена, присоединение его территорий к Ливии, образование провинции Африка |
146 г. до н. э. |
Разрушение Коринфа. Греция окончательно попала под власть римлян |
129 г. до н. э |
Присоединение Пергамского царства |
58—51 гг. до н. э |
Покорение галльских племён |
Слайд 14. Одним из результатов превращения Рима в мировую державу стало обогащение Рима и становление классической формы рабовладения, что в конечном итоге приведет к кризису империи.
Задание: прочитайте п. 3 §6. Заполните схему.
![]() |
Слайд 15.
Слайд 16. Домашнее задание:
§ 6
Презентация*
1. Гладиаторы Древнего Рима.
2. Восстание Спартака.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.