Конспект урока истории на тему "Древний Рим. От возникновения города до падения республики" ( 10 класс, история)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока "Древний Рим" - комбинированный. При актуализации знаний обучающиеся дают характеристику эллинистической цивилизации, и достижений цивилизации (по выбору ученика) с приведением аргументов. Цель урока - определить основные этапы в развитии римской цивилизации, гражданской общины Рима, выяснить значимость гражданских ценностей в римской истории.Конспект урока " Древний Рим. От возникновения города до падения республики" 10 класс по учебнику "История. Всеобщая история" Уколова В.И., Ревякин А.В.
Иконка файла материала Урок 3. Древний Рим.docx

Конспект.

Формируемые универсальные учебные действия:

понимать значимость гражданских ценностей для развития древнеримской цивилизации; давать нравственную оценку поступкам древнеримских героев (Муций Сцевола) и исторических деятелей (Гай Юлий Цезарь); использовать модель древнегреческого полиса для анализа римской гражданской общины, выявлять их сходства;

структурировать текст учебника, составлять на его основе хронологические таблицы;

давать определения понятиям «республика», «патриции», «плебеи», «плебисцит», понимать их современный смысл;

работать в группе, сотрудничать и взаимодействовать в процессе изучения образов древнеримской цивилизации

Ход урока.

1.                  Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2.                  Актуализация знаний.

1.                  Дайте характеристику эллинистической цивилизации.

2.                  Какое достижение эллинизма, по вашему мнению, является самым значимым и почему?

 

3.                  Изучение нового материала.

Слайд 1. Тема урока: Древний Рим. (запись темы в тетрадь).

 

Слайд 2. Цель урока: определить основные этапы в развитии римской цивилизации, гражданской общины Рима; выяснить значимость гражданских ценностей для развития древнеримской цивилизации.

 

Слайд 3. План урока:

1.       Периодизация истории Древнего Рима.

2.       Римская гражданская община и ранняя республика.

3.        Превращение Рима в мировую державу.

4.       Римская империя: от принципата к доминату.

5.       Возникновение христианства.

6.       Вклад древнеримской цивилизации в мировую.

 

Слайд 4. Периодизация истории Древнего Рима.

Древняя легенда связывает начало истории Рима с потомком троянского героя Энея, сыном Афродиты и троянского царя, который покинув Малую Азию, высадился на побережье Италии, женился на дочери местного этрусского царя. В 753 г до н.э. братья Ромул и Рем, потомки героя Энея, основали Рим. Между братьями возникла ссора, т.к. Рем совершил святотатство с т.зр. законов того времени и Ромул в гневе его убил и стал первым царем Рима.

 

Слайд 5. Периодизация римской истории.

I.                    Эпоха царей: 753 – 510 г. до н.э.

II.                  Ранняя республика: 510 г. до н.э. – сер. III в. до н.э.

III.               Поздняя республика, образование Римской державы: середина IIIв. до н.э. – 27 г. до н.э.

IV.               Ранняя империя, принципат: 27 г. до н.э. – III в.

V.                 Кризис III в.

VI.               Поздняя империя, доминат: IV в.- 476 г. (падение Западной Римской империи).

 

Слайд 6. Ранняя история Рима: эпоха царей

Царь

Достижения

Ромул

v   Первые религиозные и политические установления, законы

Нума Помпилий

v   43 годп мирного правления

Тулл Гостиний,  Анк Манций,  Тарквиний Древний

v  Рим стал  большим городом с храмами, мощеными улицами

 

Затем следовали правления

Слайд 7.

Сервий Тулий

v   разделил римлян на пять групп в соответствии с имущественным положением

v   убит Тарквинием

Тарквиний Гордый

v   последний римский царь - жестокий тиран, нарушавший римские законы

v   народ восстал против царя, изгнал его и дал клятву никогда больше не подчиняться власти царей.

 

В 510 г.до н.э. в Риме была установлена республика.

Слайд 8. Проанализируйте п 2, § 6 (с. 76-79),

Задание: Выделите характерные черты римской гражданской общины, выводы систематизируйте в таблице.

Цивитас - гражданская община

Линии сравнения

Характерные черты

Гражданство

 

Права и обязанности

гражданина

 

Экономическая основа

 

Роль рабства

 

 

Слайд 9. Проверка выполнения задания.

Цивитас - гражданская община

Линии сравнения

Характерные черты

Гражданство

Принадлежность к патрициям (позднее и к плебеям), владение зе-мельным наделом и право носить оружие

Права и обязанности

гражданина

Участие в народном собрании (принятие законов); воинская повинность

Экономическая основа

Коллективная собственность на землю, распределявшуюся между

большими семьями -фамилиями (сочетается с частным землевладе-нием)

Роль рабства

Классическое рабство

 

Сравните цивитас с полисом, определите сходство и различие.

Какие категории населения можно выделить в римской республике? Как изменилось их положение по мере развития республики?

 

Слайд 10-11. Превращение Рима в мировую державу.

Процесс превращения Рима в мировую державу начался с  завоевания Италии.

Дата

Событие

Итоги и значение

425 – 308 гг. до н. э

Завоевание Этрурии

Присоединение обширной территории к северу, обеспечение Рима недостающим металлом

390 г. до н. э.

Нашествие галлов

 

Ухудшение внешнеполитического положения Рима

360-е гг. до н. э.

Разгром  галльских племён

Рим закрепил свои позиции в Северной

Италии до реки Рубикон

343-341 гг. до н. э

Первая  Самнитская война

 

Захват  Кампанской равнины

к 338 г. до н. э.

Полное подчинение эквов,

вольсков и латинов

Рим - одно из сильнейших государств

Центральной Италии

327-304 гг. до н. э

Вторая Самнитская война

Римляне потерпели тяжёлое поражение, но

мощь самнитов была сломлена.

298-290 гг. до н. э.

Третья Самнитская война

Самниты сдались, сохранили за собой не-большую территорию и были вынуждены стать римскими союзниками

290 г. до н. э.

Покорение  сабинян

Вся средняя Италия оказалась в руках римлян

280-272 гг. до н. э

Борьба с греческими городами-колониями

Риму подчинились города юга Италии

 

Слайд 12-13.

Дата

Событие

241 г. до н. э.

Окончание  Первой  пунической  войны.  Присоединение Сицилии, Сардинии и Корсики

220-е гг. до н. э.

Завоевание Предальпийской Галлии

201 г. до н. э.

Окончание Второй пунической войны. Карфаген поставлен в зависимость от Рима

197-133 гг. до н. э.

Войны в Испании, закончившиеся покорением большей части её территории

190 г. до н. э.

Разгром Сирийского царства Антиоха. Он отказался от большей части своих земель в Европе и Малой Азии (переданы Пергаму)

168 г. до н. э.

Победа над иллирийцами (северное побережье Адриатического моря)

168 – 148 гг. до н. э.

Окончание Третьей македонской  войны. Завоевание Македонии, превращение её в колонию

146 г. до н. э.

Разрушение  Карфагена,  присоединение  его территорий к Ливии, образование провинции Африка

146 г. до н. э.

Разрушение   Коринфа.  Греция  окончательно попала под власть римлян

129 г. до н. э

Присоединение Пергамского царства

58—51 гг. до н. э

Покорение галльских племён

 

Слайд 14. Одним из результатов превращения Рима в мировую державу стало обогащение Рима и становление классической формы рабовладения, что  в конечном итоге приведет к кризису империи.

Задание: прочитайте п. 3 §6. Заполните схему.

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд 15.

 

Слайд 16. Домашнее задание:

§ 6

Презентация*

1.       Гладиаторы Древнего Рима.

2.       Восстание Спартака.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также