Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
12.11.2018
Этот урок проводится в 5 классе по изучению раздела " Древний Восток". По форме - это комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы). Учитель в ходе урока подводит учащихся к называнию темы урока. в ходе урока учащиеся работают с историческими источниками., используются различные приемы работы на уроке.
Конспект урока истории в 5 классе по теме Природа и люди древней Индии..docx
Конспект урока истории в 5 классе по теме «Природа и люди
Древней Индии».
Форма урока: Комбинированный урок (изучение нового материала с
элементами практической работы)
Цель:
Дидактическая: Познакомить учащихся с особенностями географического
положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее
жителей, особенностями религиозных верований,
Развивающая: Формирование навыка работы с исторической картой,
совершенствование аналитических навыков обучающихся: умений сравнивать,
обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и
дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.
Воспитательная: повышение мотивации к изучению культурных ценностей
разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для
самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию
прошлого
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса
2. Воспитание у учащихся эстетического вкуса
3. Формирование навыка работы с исторической картой и историческими
источникам
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
интерактивная доска.
1.Вводная часть
Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей
страны, которая называется... Наш сегодня урок будет необычный! Мы
отправимся в путешествие в далекую, загадочную страну, а вот в какую вы
2.Проверка д/з. Но прежде чем мы отправимся в путешествие в новую страну,
давайте вспомним:
Какие страны древнего мира вы уже знаете?! (ответы учеников Египет, Двуречье, Финикия и др.)
Ответьте на следующие вопросы.
1. Где располагался Египет?
2. Что такое дельта?
3. Как назывался правитель Древнего Египта?
4. В какие страны совершали походы фараон Тутмоc III и его войско?
5. Из чего делали дома в Египте?
6. На чем писали в Египте?
7. Как называется письменность в Египте?
8. Египетская гробница?
9. Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и
Евфрат?
10.На чем писали в Двуречье?
11. Как называется письменность в Двуречье?
12. Сколько букв в финикийском алфавите?
3.Объяснение темы урока, определение задач.
Молодцы ребята! А теперь, перейдем к теме нашего урока. ) Сегодня мы
отправляемся древнюю страну Индию!
Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии»
На доске тема урока – ученики записывают в тетради дату и тему урока.
Учитель просит учеников сформулировать задачи на урок, после обсуждения
на доске записываются задачи:
1.
2.
3.
познакомиться с географическим расположением новой страны;
познакомиться с ее особенностями, природой и климатом;
узнать про занятия населения и религиозные верования. Ребята, в ходе урока вам предстоит найти ответ на вопрос «Почему древние
греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?
4.Рассказ учителя.
Учитель начинает рассказ о месте расположения Древней Индии на
полуострове Индостан. Определяют название морей и океанов, омывающих
полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными
обозначениями.
Учитель: Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан.
Найдем на карте. Полуостров это часть суши, с трех сторон омываемая
водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана
омывается Индия?
5.Работа с картой.
Задание ученикам найти на карте самые высокие горы в мире – Гималаи
(термин с пояснением записывается учениками в тетрадь). Далее, сообщение
учащегося о горах Гималаях, которое он готовит заранее к уроку.
Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии
протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Ученики записывают названия рек
в тетрадь). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга
жители Индии считают священными.
6.Работа с учащимися.
Учитель читает отрывок о джунглях Индии. Слова сопровождают
слайды презентации: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь
каждый год там бывает по два дождливых сезона один зимний :, другой
летний:" Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию
холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко.
Изза этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта
непроходимыми лесами – джунглями (Слайд №1)
Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в
джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности здесь
всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и
образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом
лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката
слышался гомон птиц. (Слайд №2)Человек, попавший в джунгли не боялся
умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут
орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека
подстерегала опасность (Слайд №3). Там водится множество зверей и птиц.
Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.
Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали
вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии обитает слон. (Слайд №4). Индийцы приручили
слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях воины сидели
на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним
из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого
изображали с головой слона. (Слайд №5).
Учитель спрашивает учеников:
– Какую опасность могли встретить древние индийцы в джунглях?
– Можно выжить в джунглях? Чем питаться?
Ученики отвечают, а учитель обобщает их ответы.
7.Разминка
Учитель проводит физкультминутку в игровой форме: Давайте
прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
• заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем
глаза открываем (несколько раз);
• идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать
ноги вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием
бедра);
• увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
• впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею
вперед, втягиваем воздух носом);
• раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
• вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и
потянулись вверх руками (потягивания).
8.Работа с историческим документом.
Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Я попрошу вас прочитать
исторический документ, посвященный основным занятиям индийцев, он
поможет нам ответить на следующий вопрос:
Каковы же были занятия населения Древней Индии?
Давайте вместе прочитаем отрывок из сочинения Диодора Сицилийского
«Природные богатства Индии»
Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды
деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и
пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и
потому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными
животными как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская
земля, в изобилии доставляя им корм, благодаря чему индийские слоны
значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии.Обилие плодов,
доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там
отличаются рослостью и дородством. К этому следует добавить, что они
сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат чистым воздухом и пьют
тончайшего состава воду.В Индии произрастает много проса, орошаемого
обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и многое другое
из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью дикорастущее.
Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того,
что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два
дождливых сезона один зимний, когда, как и у других, происходит сев
пшеницы, другой летний, во время которого сеют рис и просо.
Вывод: Основным занятием древних индийцев было земледелие. (Ученики
записывают вывод в тетрадь)
9.Историческая задача
Учитель:Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших
индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными
домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из
глины. Но во П тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным
причинам.
• Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные
дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит
люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно
судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о
развитии торговли)
10. Подведение итогов
Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Я хочу посмотреть
насколько с пользой мы совершили это путешествие. Предлагаю вам
выполнить задание, где нужно закончить предложение.
Самостоятельная работа
На листочках выполнить задание. Впишите недостающие слова.
1.Индия расположена на юге материка_____
Северной границей Индии служат самые высокие в мире
2.
горы________________
3.Берега Индии омывает океан______ 4. Самые многоводные реки Индии______
5. Труднопроходимые леса называются_______
6.Основное занятие индийцев________
7.Самое почитаемое животное в Индии____
Молодцы, все сегодня поработали хорошо. Объяснение домашнего задания.
11.Домашнее задание: Прочитать п.20 учебника. Задания на выбор:
Подготовить развёрнутый ответ на вопрос « Какие занятия и верования
существовали у древних индийцев?»
Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.