Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Оценка 4.6

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
12.11.2018
Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Этот урок проводится в 5 классе по изучению раздела " Древний Восток". По форме - это комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы). Учитель в ходе урока подводит учащихся к называнию темы урока. в ходе урока учащиеся работают с историческими источниками., используются различные приемы работы на уроке.
Конспект урока истории в 5 классе по теме Природа и люди древней Индии..docx
Конспект урока истории в 5 классе  по теме «Природа и люди Древней Индии».  Форма   урока:   Комбинированный   урок   (изучение   нового   материала   с элементами практической работы) Цель: Дидактическая: Познакомить учащихся с особенностями географического  положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее  жителей, особенностями религиозных верований,  Развивающая: Формирование навыка работы с исторической картой,  совершенствование аналитических навыков обучающихся: умений сравнивать,  обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и  дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ. Воспитательная: повышение мотивации к изучению культурных ценностей  разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию  прошлого Задачи: 1. Развитие познавательного интереса  2. Воспитание у учащихся эстетического вкуса  3. Формирование навыка работы с исторической картой и историческими  источникам Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  интерактивная доска. 1.Вводная часть   Учитель: Ребята,   сегодня   мы   начинаем   знакомство   с   древней   историей страны,   которая   называется...  Наш   сегодня   урок   будет   необычный!   Мы отправимся в путешествие в далекую, загадочную страну, а вот в какую вы  2.Проверка д/з. Но прежде чем мы отправимся в путешествие в новую страну,  давайте вспомним: Какие страны древнего мира вы уже знаете?! (ответы учеников ­ Египет, Двуречье, Финикия и др.)  Ответьте на следующие вопросы. 1. Где располагался Египет? 2. Что такое дельта? 3. Как назывался правитель Древнего Египта? 4. В какие страны совершали походы фараон Тутмоc III и его войско? 5. Из чего делали дома в Египте? 6. На чем писали в Египте? 7. Как называется письменность в Египте? 8. Египетская гробница? 9. Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и  Евфрат? 10.На чем писали в Двуречье? 11. Как называется письменность в Двуречье? 12. Сколько букв в финикийском алфавите? 3.Объяснение темы урока, определение задач. Молодцы ребята! А теперь, перейдем к теме нашего урока. ) Сегодня мы  отправляемся древнюю страну ­Индию! Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии» На доске тема урока – ученики записывают в тетради дату и тему урока.  Учитель просит учеников сформулировать задачи на урок, после обсуждения  на доске записываются задачи: 1. 2. 3. познакомиться с географическим расположением новой страны; познакомиться с ее особенностями, природой и климатом; узнать про занятия населения и религиозные верования. Ребята, в ходе урока вам предстоит найти ответ на вопрос «Почему древние греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»? 4.Рассказ учителя. Учитель   начинает   рассказ   о   месте   расположения   Древней   Индии   на полуострове Индостан. Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров.   Рассматривают   окраску   карты,   знакомятся   с   условными обозначениями. Учитель: Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров ­ это часть суши, с трех сторон омываемая водой:   морями,   океанами.   Посмотрите   на   карту,   водами   какого   океана омывается Индия?  5.Работа с картой. Задание   ученикам   найти   на   карте   самые   высокие   горы   в   мире   –   Гималаи (термин с пояснением записывается учениками в тетрадь). Далее, сообщение учащегося о горах Гималаях, которое он готовит заранее к уроку.  Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Ученики записывают названия рек в тетрадь). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. 6.Работа с учащимися. Учитель   читает   отрывок   о   джунглях   Индии.   Слова   сопровождают слайды   презентации: "Индия   никогда,   говорят,   не   знала   голода.   ..   Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона ­ один зимний :, другой ­ летний:" Дожди в  Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из­за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями (Слайд №1) Джунгли   не   похожи   на   леса   России,   в   которых   каждый   из   вас   бывал:   в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности ­ здесь всегда   темно   и   душно.   Гигантскими   гирляндами   свешиваются   лианы   и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу   круглый   год   цветут   яркие   душистые   цветы.   С   восхода   до   заката слышался гомон птиц. (Слайд №2)Человек, попавший в джунгли не боялся умереть  с голода.  Здесь всегда  можно найти  еду,  ведь в джунглях  растут орехи,   ягоды,   бананы,   манго,   цитрусовые.   Но   в   джунглях   человека подстерегала опасность (Слайд №3). Там водится множество зверей и птиц. Здесь   живут   страшные   тигры   и  пантеры,  ловкие   обезьяны,  ядовитые   змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг   своих   домов   кусочки   еды   и   говорили:   "Угощайтесь,   но   нас   не трогайте".   Еще   в   Индии   обитает   слон.   (Слайд   №4).   Индийцы   приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях­ воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Слайд №5). Учитель спрашивает учеников: – Какую опасность могли встретить древние индийцы в джунглях? – Можно выжить в джунглях? Чем питаться? Ученики отвечают, а учитель обобщает их ответы. 7.Разминка Учитель   проводит   физкультминутку   в   игровой   форме: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза ­ открываем (несколько раз); • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги ­ вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра); • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо); •   впереди   увидели   красивый   цветок,   понюхаем   его   (вытягивая   шею вперед, втягиваем воздух носом); • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя); •   вот   вышли   из   джунглей,   увидели   солнышко,   улыбнулись   ему   и потянулись вверх руками (потягивания). 8.Работа с историческим документом. Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Я попрошу вас прочитать исторический   документ,   посвященный   основным   занятиям   индийцев,   он поможет нам ответить на следующий вопрос:  Каковы же были занятия населения Древней Индии? Давайте   вместе   прочитаем   отрывок   из   сочинения   Диодора   Сицилийского «Природные богатства Индии» Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай  два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными ­ как наземными,  так и летающими, отличающимися величиной и силой.   Многочисленных   и   весьма   крупных   слонов   взращивает   индийская земля,   в   изобилии   доставляя   им   корм,   благодаря   чему   индийские   слоны значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии.Обилие плодов, доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там отличаются   рослостью   и   дородством.   К   этому   следует   добавить,   что   они сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат чистым воздухом и пьют тончайшего   состава   воду.В   Индии   произрастает   много   проса,   орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью дикорастущее. Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи  того, что   необходимо   для   пропитания.   Ведь   каждый   год   там   бывает   по   два дождливых   сезона   ­   один   зимний,   когда,   как   и   у   других,   происходит   сев пшеницы, другой ­ летний, во время которого сеют рис и просо. Вывод:   Основным   занятием   древних   индийцев   было   земледелие.   (Ученики записывают вывод в тетрадь) 9.Историческая задача Учитель:Археологи   обнаружили   в   долине   Инда   развалины   древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П   тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам. • Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли) 10. Подведение итогов Учитель: А   теперь   пришло   время   подвести   итоги.   Я   хочу   посмотреть насколько   с   пользой   мы   совершили   это   путешествие.   Предлагаю   вам выполнить  задание, где нужно закончить предложение. Самостоятельная работа  На листочках выполнить задание. Впишите недостающие слова. 1.Индия расположена на юге материка_____   Северной   границей   Индии   служат   самые   высокие   в   мире 2. горы________________ 3.Берега Индии омывает океан______ 4. Самые многоводные реки Индии______ 5. Труднопроходимые леса называются_______ 6.Основное занятие индийцев________ 7.Самое почитаемое животное в Индии____ Молодцы, все сегодня поработали хорошо. Объяснение домашнего задания. 11.Домашнее задание: Прочитать п.20 учебника. Задания на выбор: Подготовить развёрнутый ответ на вопрос « Какие занятия и верования  существовали у древних индийцев?»

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)

Конспект урока истории на тему" Природа и люди Древней Индии"( 5 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018