Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Оценка 5

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
10 кл
04.01.2017
Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
В данной разработке урока истории рассматриваются вопросы внутренней политики Екатерины II. В частности, крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, которая изучается детально от начала до окончания.Рассматривается деятельность Емельяна Пугачева, причины поражения восстания. Также, ввиду того, что данное событие происходило в Оренбуржье, то учащиеся работают с краеведческим материалом:изучают материалы энциклопедий ,местной печати, районного краеведческого музея. а также и материалы Интернет ресурсов.
урок 16.расцвет дворянской империи.doc
Предмет – история Класс – 10 История России.XVII­XIX века: учебник для 10 класса средних  общеобразовательных  учебных заведений.­ 2­е изд.­ М.: ООО «ТИД «Русское  слово­ РС», 2004. Базовый уровень. Тема. Расцвет дворянской империи.  Цели урока: ­ познакомить с внутренней политикой Екатерины II,  крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева; ­ развивать умения устанавливать причинно­следственные связи,  характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ  правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы  готовить сообщения; ­ формировать уважение к историческому прошлому страны. Форма проведения: комбинированный. Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия,  крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд. Даты:  1762­1796гг.­ правление Екатерины II; 1773­1775гг. – крестьянская  война под руководством Е.Пугачева; 1765г.­ учреждение Вольного  экономического общества, 1767г.­ созыв Комиссии для составления нового  Уложения; 1775г.­ реформа уездного и губернского управления, 1785г. –  жалованные грамоты дворянству. Выдающиеся личности: Екатерина II, Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев,  Салават Юлаев,Чика ( Н. Зарубин), Г.А.Потемкин. Материалы урока : карты « Россия в 1760­1800гг», « Россия при Екатерине  II@» Крестьянская война под руководством Е.Пугачева».                                                      Ход урока План урока  I.Повторение изученного материала: Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися. Задание для учащихся: 1.Восстановите   нарушенную   хронологию   годов   правлений   российских императоров в XVIII веке 1) Анна Иоанновна а) 1682 – 1725 2) Пётр III 3) Пётр I 4) Пётр II 5) Елизавета Петровна 6) Иван IV Антонович 7) Екатерина I б) 1725 – 1727 в) 1727 – 1730 г) 1730 – 1740 д) 1740 – 1741 е) 1741 – 1761 ж) 1761 – 1762 2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при: а) Анне Иоанновне; б) Елизавете Петровне; в) Петре III; г) Екатерине II; 3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны а) принятие указа о престолонаследии; б) репрессии против старообрядцев; в) сражение у дерeвни Кунeрсдoрф; г) учреждение императорского Совета; 4. Манифест o дарoвании вoльности российскому дворянству был подписан; а) Елизавeтой Пeтрoвнoй; б) Петром III; в) Екатеринoй II; г) Павлом I; 5. Императрица Eлизавета Петровна никогда не приговаривала к а) пожизненному заключению; б) телесному наказанию; в) смертной казни;  г) ссылке. Ответы к заданиям 1. 1)­ г; 2)­ ж; 3)­ а; 4)­ в; 5)­ е; 6)­д ; 7)­ б; 2. в); 3. а); 4. б); II. Изучение нового материала: 1.Личность Екатерины II. 2.Просвещенный абсолютизм. Государственно – административные и социально­ экономические реформы Екатерины II. 3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Проблемное   задание:  Сравните   двух   монархов,   названных   в   истории   « Великими»: Петра Iи Екатерину II. 1. Личность Екатерины II. Учитель обращает внимание, что правление Екатерины  II  оставило заметный след   в   русской   истории.   Случайный   человек   в   России,   Екатерина   сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина  II  сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый   уровень   развития,   став   несравненно   более   богатым   и   сильным государством,   чем   раньше,   заняв   достойное   место   в   ряду   великих   держав Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как «просвещенный абсолютизм». ( Показ портрета Екатерины II  и  ученическое сообщение). 2. Просвещенный   абсолютизм.   Государственно­административные   и социально­экономические реформы Екатерины II. Вводится   новое   понятие   «просвещенный   абсолютизм»   ­   политика, предусматривающая   некоторые   реформы,   направленные   на   дальнейшее развитие   государственности,   местного   самоуправления;   гарантию   свобод отдельным слоям населения ( созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом  господство дворянства и самодержавие сохраняются. Екатерина II ( 1762 – 1796гг).                                                 Просвещенный абсолютизм      Политика   ,сочетавшая   принципы   абсолютной   монархии   с   некоторыми   идеями французских просветителей, а именно – введение монархической власти в рамках законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.                              Государственно­административные и социально­экономические реформы                                                                            Екатерины II Реформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных  функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений  ( передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов  автономии на Украине. Губернская  реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской  империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитан­исправник. Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества  благородного российского дворянства» ­ расширение дворянских привилегий. Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно  которому за населением устанавливался полицейский и церковно­нравственный  контроль. Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие  Купеческого и Дворянского банков. Образовательная реформа:  создание системы образовательных учреждений. Введение свободы предпринимательства. Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках  непривилеггтрованным  сословиям сохраняли господство дворянства на  местах. 3. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные  пословицы). Проблемное задание: ­ Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену  и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников  крестьянской войны эта идея? Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащего о Е.И.Пугачеве. Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 – 190) и в ходе  самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под  предводительством Е.И.Пугачева». продолжительность причины    1773 – 1775 ­усиление власти и произвола помещиков в отношении  крестьянства. цели ­ тяжелое положение работных людей и приписных  крестьян на мануфактурах. Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и  Приуралья. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону  и Яике. ­ Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских  наборов. ­Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского  сословия. ­ Наделение крестьян зeмлей без выкупа и прочими  угодьями. ­Oбъявление  всех участников восстания свободными казаками. ­ Равенство народов. ­Утверждение  в стране власти «мужицкого царя Петра III (Е.Пугачева) Состав участников Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота,  Основные этапы народы Поволжья и Приуралья. 1­й этап: сентябрь 1773 – март 1774г. ­ неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от  правительственных войск под Татищевой крепостью. 2­й этап: апрель – июль 1774г. ­движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и  Прикамье до Казани. ­12­17 июля 1774г. – сражение за Казань. Взятие города  восставшими, а затем поражение от войск полковника   И.И .Михельсона. 3­й этап: июль 1774 – январь 1775г. ­ 31 июля 1774г. – указ Пугачева об освобождении  крестьян от крепостной зависимости и налогов. ­ движение Пугачева от Казани на юг. ­неудачная осада Пугачевым Царицына. ­25августа 1774г.­ решающее поражение восставших у  Сальникова завода. ­ 18 сентября 1774г. Пугачев  был схвачен казацкой  верхушкой и выдан царским властям. ­создание повстанческой армии по военному образцу,  единое военное руководство(штаб ,военная коллегия,  деление на полки). ­наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия). ­Самое крупное народное восстание в России. ­ Соединение антикрепостнического и национального  Степень  организованности  восставших Итоги и значение движений. Восстание не улучшило положения крестьянства в стране. ­Поражение восставших усилило репрессивный характер  внутренней политики властей по отношению к податным  сословиям. III. Закрепление изученного материала. Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории  «Великими»: Петра I и Екатерину II.  При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы: ­ С какой целью в первый период правления Екатерина II  использовала идеи  Просвещения? ­ Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие  качества позволили ей добиться успеха в ее политике? ­ Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного  деятеля. IV. Домашнее задание: часть 2.п. 16. А.С.Пушкин писал: « Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было  ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный.  Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или люди жестокосердечные, коим чужая головушка, да и своя  шейка копейка». Сформулируйте проблему. Напишите мини­эссе по этой  проблеме. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах­  П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов. ­сообщение « Восстание Е.Пугачева в Тоцком и Сорочинском районах».

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)

Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2017