Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
10 кл
04.01.2017
В данной разработке урока истории рассматриваются вопросы внутренней политики Екатерины II. В частности, крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, которая изучается детально от начала до окончания.Рассматривается деятельность Емельяна Пугачева, причины поражения восстания. Также, ввиду того, что данное событие происходило в Оренбуржье, то учащиеся работают с краеведческим материалом:изучают материалы энциклопедий ,местной печати, районного краеведческого музея. а также и материалы Интернет ресурсов.
урок 16.расцвет дворянской империи.doc
Предмет – история
Класс – 10
История России.XVIIXIX века: учебник для 10 класса средних
общеобразовательных учебных заведений. 2е изд. М.: ООО «ТИД «Русское
слово РС», 2004. Базовый уровень.
Тема. Расцвет дворянской империи.
Цели урока: познакомить с внутренней политикой Екатерины II,
крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева;
развивать умения устанавливать причинноследственные связи,
характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ
правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы
готовить сообщения;
формировать уважение к историческому прошлому страны.
Форма проведения: комбинированный.
Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия,
крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд.
Даты: 17621796гг. правление Екатерины II; 17731775гг. – крестьянская
война под руководством Е.Пугачева; 1765г. учреждение Вольного
экономического общества, 1767г. созыв Комиссии для составления нового
Уложения; 1775г. реформа уездного и губернского управления, 1785г. –
жалованные грамоты дворянству.
Выдающиеся личности: Екатерина II, Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев,
Салават Юлаев,Чика ( Н. Зарубин), Г.А.Потемкин.
Материалы урока : карты « Россия в 17601800гг», « Россия при Екатерине
II@» Крестьянская война под руководством Е.Пугачева».
Ход урока
План урока
I.Повторение изученного материала:
Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.
Задание для учащихся:
1.Восстановите нарушенную хронологию годов правлений российских
императоров в XVIII веке
1) Анна Иоанновна
а) 1682 – 1725 2) Пётр III
3) Пётр I
4) Пётр II
5) Елизавета Петровна
6) Иван IV Антонович
7) Екатерина I
б) 1725 – 1727
в) 1727 – 1730
г) 1730 – 1740
д) 1740 – 1741
е) 1741 – 1761
ж) 1761 – 1762
2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при:
а) Анне Иоанновне;
б) Елизавете Петровне;
в) Петре III;
г) Екатерине II;
3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны
а) принятие указа о престолонаследии;
б) репрессии против старообрядцев;
в) сражение у дерeвни Кунeрсдoрф;
г) учреждение императорского Совета;
4. Манифест o дарoвании вoльности российскому дворянству был подписан;
а) Елизавeтой Пeтрoвнoй;
б) Петром III;
в) Екатеринoй II;
г) Павлом I;
5. Императрица Eлизавета Петровна никогда не приговаривала к
а) пожизненному заключению;
б) телесному наказанию;
в) смертной казни;
г) ссылке. Ответы к заданиям
1. 1) г; 2) ж; 3) а; 4) в; 5) е; 6)д ; 7) б;
2. в);
3. а);
4. б);
II. Изучение нового материала:
1.Личность Екатерины II.
2.Просвещенный абсолютизм. Государственно – административные и социально
экономические реформы Екатерины II.
3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.
Проблемное задание: Сравните двух монархов, названных в истории «
Великими»: Петра Iи Екатерину II.
1. Личность Екатерины II.
Учитель обращает внимание, что правление Екатерины II оставило заметный
след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела
овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования
Екатерина II сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на
новый уровень развития, став несравненно более богатым и сильным
государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих держав
Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется
как «просвещенный абсолютизм».
( Показ портрета Екатерины II и ученическое сообщение).
2. Просвещенный абсолютизм.
Государственноадминистративные и
социальноэкономические реформы Екатерины II.
Вводится новое понятие «просвещенный абсолютизм» политика,
предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее
развитие государственности, местного самоуправления; гарантию свобод
отдельным слоям населения ( созыв Уложенной комиссии, губернская реформа,
жалованные грамоты дворянству и городам). При этом господство дворянства
и самодержавие сохраняются. Екатерина II ( 1762 – 1796гг).
Просвещенный абсолютизм
Политика ,сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями
французских просветителей, а именно – введение монархической власти в рамках
законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.
Государственноадминистративные и социальноэкономические
реформы
Екатерины II
Реформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных
функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений
( передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов
автономии на Украине.
Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской
империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитанисправник.
Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».
Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества
благородного российского дворянства» расширение дворянских привилегий.
Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно
которому за населением устанавливался полицейский и церковнонравственный
контроль.
Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие
Купеческого и Дворянского банков.
Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений.
Введение свободы предпринимательства. Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках
непривилеггтрованным сословиям сохраняли господство дворянства на
местах.
3. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные
пословицы).
Проблемное задание:
Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену
и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников
крестьянской войны эта идея?
Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащего о Е.И.Пугачеве.
Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 – 190) и в ходе
самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под
предводительством Е.И.Пугачева».
продолжительность
причины
1773 – 1775
усиление власти и произвола помещиков в отношении
крестьянства.
цели
тяжелое положение работных людей и приписных
крестьян на мануфактурах.
Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и
Приуралья.
Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону
и Яике.
Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских
наборов.
Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского
сословия.
Наделение крестьян зeмлей без выкупа и прочими
угодьями.
Oбъявление всех участников восстания свободными казаками.
Равенство народов.
Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III
(Е.Пугачева)
Состав участников Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота,
Основные этапы
народы Поволжья и Приуралья.
1й этап: сентябрь 1773 – март 1774г.
неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от
правительственных войск под Татищевой крепостью.
2й этап: апрель – июль 1774г.
движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и
Прикамье до Казани.
1217 июля 1774г. – сражение за Казань. Взятие города
восставшими, а затем поражение от войск полковника
И.И .Михельсона.
3й этап: июль 1774 – январь 1775г.
31 июля 1774г. – указ Пугачева об освобождении
крестьян от крепостной зависимости и налогов.
движение Пугачева от Казани на юг.
неудачная осада Пугачевым Царицына.
25августа 1774г. решающее поражение восставших у
Сальникова завода.
18 сентября 1774г. Пугачев был схвачен казацкой
верхушкой и выдан царским властям.
создание повстанческой армии по военному образцу,
единое военное руководство(штаб ,военная коллегия,
деление на полки).
наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия).
Самое крупное народное восстание в России.
Соединение антикрепостнического и национального
Степень
организованности
восставших
Итоги и значение движений.
Восстание не улучшило положения крестьянства в стране.
Поражение восставших усилило репрессивный характер
внутренней политики властей по отношению к податным
сословиям.
III. Закрепление изученного материала.
Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории
«Великими»: Петра I и Екатерину II.
При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы:
С какой целью в первый период правления Екатерина II использовала идеи
Просвещения?
Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие
качества позволили ей добиться успеха в ее политике?
Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного
деятеля.
IV. Домашнее задание: часть 2.п. 16.
А.С.Пушкин писал: « Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было
ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный.
Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают
нашего народа, или люди жестокосердечные, коим чужая головушка, да и своя
шейка копейка». Сформулируйте проблему. Напишите миниэссе по этой
проблеме.
Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах
П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов.
сообщение « Восстание Е.Пугачева в Тоцком и Сорочинском районах».
Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Конспект урока истории на тему "Расцвет дворянской империи" ( история 10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.